Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Говорю лишь о том, во что сам верю

Беседа с известным миссионером Василием Яцкиным.

Беседа с известным миссионером Василием Яцкиным.

Московский миссионер Василий Яцкин уже не первый раз приезжает в Самару. Есть у него в нашем городе и друзья, и ждущая его приезда публика. Но если раньше его наезды из Первопрестольной казались чем-то стихийным, неожиданным, словно визит «ревизора», то с годами ситуация стала меняться. И к его слову стали прислушиваться даже те, кто раньше воспринимал его миссионерский подвиг со снисходительной улыбкой. Нечто вполне серьезное, зрелое почувствовали в этом легком на подъем человеке, готовом по первому зову направиться в любой конец одной седьмой части суши и говорить там с самыми разными людьми столько, сколько они пожелают слушать… Так кто же он сегодня такой? «Инкогнито» из столицы, да еще и, в согласии с классикой жанра, «с секретным предписанием»? Или просто человек, призвание которого «мирским чином» нести людям слово о Христе? С этого неожиданного вопроса и началась моя беседа с Василием Леонидовичем Яцкиным, в середине ноября приехавшим в Самару и во время одного из своих миссионерских маршрутов заехавшим к нам в редакцию.

«На мне природа не отдохнула»

- «Кто вы есть в этом лучшем из миров?» Иначе: кто вы такой, Василий Яцкин?

- Сын замечательной актрисы Галины Яцкиной, на котором природа не отдохнула… Мамин актерский талант Господь перенес и на меня, грешного. И благодаря этому природному дару могу держать внимание самой разной аудитории. Не всегда, конечно, получается, бывает всякое. Темы-то я поднимаю сложные в своих выступлениях. Например, о грехе абортов. Было такое в Магадане: две женщины-педагога даже пошли жаловаться на меня директору Дома культуры: «как этого москвича допустили выступать?» - это когда я сказал их ученицам, что аборт грех! «А как же тогда феминистский лозунг: мое тело - мое дело?» - громко возмущались педагоги. К сожалению, сами они, как потом выяснилось в разговоре, оказались подверженными этому греху. Так что, какими бы ни были у меня от мамы способности, иногда все равно приходится непросто.

- Какие фильмы с участием вашей мамы вам особенно дороги?

- Галина Яцкина Заслуженная артистка РСФСР. Она снималась в широко известных фильмах «Женщины» (Алька), «Уроки французского»... Участвовала в киноленте про футбол «Удар, еще удар». А еще она снималась в уникальном фильме «Половодье». Его при Хрущеве положили на полку, ведь в нем показано, как гибнет русская деревня… Сейчас этот фильм в интернете можно найти, «Мосфильм» выложил в сеть всю свою видеотеку. Там мама еще студентка первого курса, совсем молодая. И как она там играет, наотмашь! Думаю, это ее самая выдающаяся роль.

…Читателей «Благовеста» очень прошу помолиться о здравии моей мамы. Недавно у нее случился микроинсульт. Я очень за нее волнуюсь. Перед тем как приехать к вам в Самару, забрал ее из больницы. Она сейчас одна в Москве, мы постоянно на связи. Помолитесь, прошу, о болящей Галине!

- Обязательно помолимся… Как Галина Ивановна относится к вашей миссионерской деятельности?

- А у нас с мамой общая деятельность. Благодаря ее большому авторитету мы получаем гранты от Министерства культуры каждый год, снимаем на эти гранты фильмы. Представляем наши киноленты по всей стране. Мама руководит студией «Киноконтакт», а я ей помогаю. Добираюсь с нашими фильмами даже и до таких аудиторий, куда бы, например, священника вряд ли допустили. А мы как проект Министерства культуры РФ имеем возможность рассказывать самой разной публике по всей стране о семейных ценностях, о вреде алкоголя, наркотиков… Сегодня вот буду в Самарском медуниверситете представлять фильм «Врач последней надежды». Он снят моей мамой как подношение известнейшему врачу-ортопеду Гавриилу Илизарову из Кургана, который когда-то вылечил ее от хромоты.

Калика перехожий

- Какой традиции стараетесь следовать?

- Журналист я… факультет журналистики МГУ окончил… Ну а если о духовном говорить… то - спасающийся грешник. Когда мы для детей ведем кинолекторий, обязательно показываем былину про Илью Муромца, как к нему пришли калики перехожие… Обращаю внимание ребят на то, что калик было трое, во образ Пресвятой Троицы (это Господь нашего Илью Муромца через них исцелил!). И я говорю ребятам, что у меня есть такая мечта: хотя бы на одну песчинку приблизиться к этим таинственным каликам перехожим. Которые пробуждали совесть у народа. Которые ходили с гуслями по Руси и духовными песнями укрепляли в людях национальное самосознание. Вот к этой древней традиции себя отношу! Калики перехожие, они ведь были и музыканты, и пророки, и блаженные, и миссионеры… Всё вместе!

Только в русских былинах они упоминаются, больше нигде о них не сказано. Но о каликах перехожих слышали все знатоки русского фольклора.

Когда Тютчев писал в известном стихотворении: «всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя», то становится понятно, что Господь наш Иисус Христос, так можно полагать, во образе этих самых калик исходил Россию!

…Я от калик отличаюсь, конечно, и об этом честно говорю ребятам. У меня есть квартира в Москве, а у тех странников жилья никакого не было, так что я в минусе. И конечно, далеко не такой благодатный, как они. Их молитва, их борьба со страстями были гораздо успешнее, чем мои. Считайте меня опустившимся каликой…

- …пошедшим на компромисс со временем! В прошлый ваш приезд в Самару лет восемь назад вы принципиально не имели сотового телефона. А сейчас с этим как? Вижу у вас в кармане рубашки портативный компьютер…

- Да,здесь у меня закачаны все службы, тропари и акафисты, переведенные на церковно-славянский… Это и мой будильник, и библиотека тоже. Но телефона по-прежнему нет. Еще 10-15 лет назад люди прекрасно обходились без сотовых телефонов! Современная связь только усиливает необязательность. Если раньше, скажем, на 17 часов назначали встречу, то уже люди не отменяли ее. А теперь знают, что могут в любой момент позвонить и перенести, как-то сбагрить… Это ослабляет чувство ответственности, притупляет обязательность. Видел я, как в Москве, в троллейбусе, пенсионер склонился над двумя юношами, которые как раз сражались из-за того, у кого сотовый оператор лучше: «У меня Билайн ловит там-то!» - «А у меня МТС вообще…». «Ребята, - сказал он им, - люди сейчас и в семье порой друг друга не слышат, муж с женой как в подводной лодке живут. А вы спорите: Билайн, МТС...»

Пять баллов тому пенсионеру!

…Ну а если встаешь на стезю калик, это и стезя миссионерства тоже, то сразу обостряется духовная брань. Отчего и у мамы такие искушения со здоровьем… Сиди ты просто, молись, в храм ходи, спасайся, или только перед верующими выступай на Православных выставках, это будет одно. Многие музыканты, люди искусства по такому пути сейчас идут, чтобы их книги, диски продавались, популяризировались. Но когда вступаешь на путь миссионерства, когда разговариваешь со светской аудиторией, это совсем другое…

- Много искушений у современного калики перехожего?

- А вы как думаете?.. Против какого греха борешься в своих выступлениях, такими грехами и искушает потом тебя враг… Вот почему меня духовник благословил в поездках причащаться Святых Таин не реже раза в неделю.

Киноконтакт

- Сколько фильмов у «Киноконтакта»?

- Мы сняли двенадцать кинолент. Есть у нас теперь даже специальная программа для медиков. В Омске вот выступали перед врачами. Не перед студентами-медиками, как это обычно делаем, а перед действующими врачами! Это особенно ответственно. Через судьбу Илизарова в нашем фильме мы говорим о духовном облике врача. Это особенно важно для современных медиков.

Пять профессий благословлены в Библии. Священник, воин, врач, учитель, судья… Из этих профессий Господь Иисус Христос совмещал в себе четыре (из перечисленных призваний только воином Он не был). Обратим внимание на последнюю из перечисленных благословенных профессий. Если Православная миссия среди военных, врачей, педагогов все-таки ведется, то стратегически важно нам работать и с представителями правоохранительной сферы. А сегодня такой работы почти нет. А так нужно священникам встречаться с работниками прокуратуры, с судебными приставами, юристами... Когда выступаю перед правоохранителями, удивляюсь тому, что даже о Десяти заповедях кто-то из них слышит в первый раз. Один генерал слушал, слушал мое выступление и говорит:

- Интересно: первые пять заповедей нарушаешь, а потом уже пошла уголовная статья…

Звучит как курьез какой-то, но действительно это так. За «не убий», «не укради» строгое наказание следует по уголовному законодательству.


Галина Ивановна Яцкина и ее сын Василий на пресс-конференции в Башкортостане.

…Если мы сейчас эти основные профессии не окормим, то не сможем остановить поток безобразий, который на нас сегодня льется. После наших бесед, встреч, просмотра фильмов кто-то в храм обязательно потянется. Наша задача - сеять, а там уже Господь распоряжается…

- Какой еще фильм вы привезли в Самару?

- «Кому угрожает семья?». Мы этого гранта ждали два года. Но вот грант получили, фильм сняли. Тема эта очень важная сегодня. Кто-то считает, самое главное - это не допустить аборта. Да, очень важно! Но не менее важно, чтобы родившиеся дети были воспитаны для Бога, для Царствия Небесного. А если у нас заработают на всех оборотах жернова «ювеналки» с ее растлением, то может быть совсем ведь иное. Нужно нам одновременно бороться и с абортами, и с ювенальной юстицией!

Семью начали разрушать с 1917 года еще. И мы об этом говорим в нашем фильме. Луначарский, Троцкий, Коллонтай считали, что семья «буржуазный пережиток», и она не может воспитать гражданина для «светлого будущего».

И потому у них так выходило, что лучше всего в коммуне воспитывать ребенка. Чтобы уж, значит, никакие «домостроевские традиции» не влияли на него… не помешали стать строителем нового общества… Только представьте: с 1917 года в законодательстве нашей страны по сути нигде не говорилось о правах отца ребенка, о значении отцовства, речь шла в основном о матери (это и сейчас отчасти продолжается, вспомним «материнский капитал»). Только в 1991 году было введено в полной мере и отцовство в законодательство. Всё это не случайно! У кого большевики отнимали фабрики и заводы, а у крестьян - землю? У отцов. Отец русского народа, Царь, был убит, и сразу началась ожесточенная борьба с отцовским началом, с мужским началом. И если слепой феминизм в обществе процветает, то это верный показатель духовного неблагополучия.

- В Самаре у нас с вами есть общий друг - Максим Альбертович Афонасьев, директор компьютерной фирмы «Аксус». Расскажите о вашем знакомстве.

- Когда я раскрываю свой ультрасовременный ноутбук с монодиском (компьютерщики знают, что это дорогое удовольствие), то вспоминаю того, кто мне сделал этот важный для работы подарок, Максима Афонасьева. Теперь езжу по России с очень хорошей аппаратурой. А раньше приходилось возить с собой жесткий диск, на который не всё помещалось. Теперь же могу уверенно работать с любой аудиторией… У Максима Альбертовича отзывчивая душа. Низкий ему поклон!

И еще вот чем отличается он от многих современных благотворителей. Максим Афонасьев попросил меня выступить с кинолекторием для своих подчиненных. И мы провели там один из наших элитных кинолекториев - «Тайна иконописи». Он рассадил своих сотрудников в зале, выделил для этого кусок рабочего времени и уделил это время на то, чтобы позаботиться об их душах. Это важный урок! Каждый начальник должен заботиться о душах своих подчиненных!

Писатель и разбойник

- Вы уже столько лет ездите по стране, скажите, изменилась ли за это время ваша аудитория?

- Пятнадцать лет езжу… Есть ростки добрые. Но и тревожного хватает. Недавно встретил в Нарьян-Маре семиклассницу… сатанистку! Она подошла ко мне и стала объяснять, видимо, набравшись из интернета, что я зря говорю им о Христе, потому что сатана, якобы, сильнее и справедливее (прости, Господи!). Я потом долго с ней разговаривал. Хотя бы она просто увидела во мне человека, который стоит на других совершенно позициях, и то уже хорошо. И в том же городе, в училище, мне сказали про самого интеллектуального мальчика, у них там обучающегося. И он такой там авторитет, что его на наш кинолекторий зазвать не могли, он педагогов не больно-то и слушает. Не знали, придет или нет. Пришел! И вот этот «самый умный» ученик говорит мне потом, после выступления: а вы знаете «десять заповедей сатаны»? А вы знаете, что эти заповеди честнее заповедей Божиих?.. (прости, Господи!) Вот тебе и самый интеллектуальный мальчик! Мы с ним больше двух часов потом спорили. Мальчик и правда оказался ищущим, искренним, но вот ведь в какие дебри завели его «духовные поиски». И почему же он не получил вовремя духовной помощи, настоящей духовной пищи? Это наша вина. Мы, Православные, в этом виноваты.

Раньше я с Божьей помощью мог держать внимание юношеской аудитории примерно десять минут. Потом уже их внимание постепенно начинало рассеиваться. Сейчас - от трех до пяти минут всего удается удерживать! И всё труднее успеть что-то важное в их души вложить.

…Когда в Самаре увидел семинариста, читающего Кафку, как же, подумал, ему объяснить, что этого не надо делать. Говорю ему: душа же - это хрупкий сосуд, и ты сейчас отобьешь кусок, отколешь, и никогда уже этого не восстановишь… Мне 47 лет, и я тебе объясняю… Молчит, не очень-то соглашается: «Ведь у Кафки такое мощное эго…» Говорю ему: а знаешь, что он сам же умолял не публиковать всех этих его кошмаров… Говорят, соседка всё это издала, нажилась вот так на своем постояльце… А он чувствовал, что на том свете будет потом из-за этого страдать. Вы ведь знаете басню Крылова про писателя и разбойника! Она о том, что писателю придется труднее на Страшном Суде отвечать, чем даже разбойнику, потому что разбойник раз совершил грех, и за него наказан, а писателя будут издавать и после его смерти, продолжать тиражировать его заблуждения, и ему за это заново еще терпеть придется…

Кто такой - Домострой?

- А перед мусульманами вам доводилось выступать?

- Выступал однажды в школе будущих имамов в Башкирии. Встает одна мусульманка, восклицает: «У вас виден ният!» (благое намерение, как я понял). Как-то она почувствовала, должно быть, что я не за деньги езжу с выступлениями.

Но все-таки стараюсь перед русской аудиторией выступать. По одной простой причине: русских ведь большинство в нашей стране. И от того, в каком нравственном состоянии пребывает русский народ, зависит судьба России.В Евангелии сказано: «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мф. 12, 29). И чтобы Россию захватить какой-нибудь чуждой идеологией, нужно вначале обработать в определенном духе, связать сознание русских людей… Вот и стараюсь в меру сил нести знание о наших духовных законах русским людям. Мы ведь и сегодня во многом пребываем в духовном невежестве всё еще, детей не учим жить по заповедям…

Однажды я выступал в молодежном лагере для православных и мусульман, который благословил наш Патриарх и поддержал эту идею Президент: собрать на Кавказе наших православных ребят из воскресных школ и учеников мусульманских медресе при мечетях, для профилактики экстремизма и просто для лучшего взаимопонимания. Чтобы они вместе пожили в лагере дней десять, кидали мяч, слушали грамотных батюшек и имамов и поняли, что нам не надо враждовать. Православные сидели в одной части зала, мусульмане в другой. И первое, что мне бросилось в глаза, те ребята рослые, физически сильные, прекрасно знающие, как надо по шариату относиться к маме, папе, как выбирать невесту. Ведь ислам очень практическая религия.

И для того, чтобы перекинуть мостик между православными и мусульманами, я сразу сделал такой заход:

- Вы знаете, уважаемые мусульмане, у нас с вами много общего. В первую очередь это семейные ценности. У нас тоже муж в семье главный, и всё это записал еще священник Сильвестр Медведев при Царе Иоанне Грозном. Уже тогда он свидетельствовал, что Россия живет по этим правилам. Поэтому сейчас мне православная молодежь назовет замечательную книгу, где всё это описано…

И - тишина в ответ! Потому что в православных школах и гимназиях изучают многое, - разумеется, очень важно и в первую очередь надо изучать Евангелие, Жития святых… - но ведь и практику-то надо изучать! Как жену выбирать, как хозяйство вести. Как детей воспитывать, - там же в Домострое всё это потрясающе рассказано! Почему даже невестка не должна встречаться на первых порах со своей матерью без присутствия мужа и его родителей, - понимаете почему, да? Как только начинаются проблемы, кому жалуется на мужа жена? И хорошо, если умная мама скажет: дочка, у тебя уже своя семья, думай, как тебе сберечь семью. А мама сейчас зачастую сама разведена, для нее «все мужики такие-сякие», и она: «А-а, и ты с таким живешь!..» И всё. Трещина пошла.

И вот я в недоумении стою и понимаю, что молодежь православная Домострой никогда не открывала! И даже не знает о такой книге. Что вот этим практическим вещам их не учат. Они знают, кто такие Сергий Радонежский, Серафим Саровский, - это очень важно знать! - но их сверстники мусульмане прекрасно знают семейный шариат, который с Домостроем во многих позициях совпадает…

Ситуацию спасает молодой батюшка, который был поставлен курировать этот лагерь:

- Василий Леонидович, ну такие простые вопросы задаете, дети аж смутились! Ну конечно, Домострой!..

Священник спас положение.

В этот приезд в Самару вновь в Православной 54-й школе-гимназии побывал и вынес не самые лучшие впечатления. При школе действует храм в честь святых Царственных Страстотерпцев. Я в эту школу всегда с открытым сердцем иду выступать, очень ее люблю. И вот собирают учащихся 3-х и 4-х классов, выступаю перед ними. И вдруг понимаю по реакции ребят, что они не слишком-то и представляют себе, в честь кого назван их храм. А святую Императрицу Александру Феодоровну по ошибке даже назвали Елизаветой… Что-то слышали, конечно, но и приблизительного понимания значения подвига Царственных Страстотерпцев - нет! И это в Православной школе, при которой есть храм, посвященный этим святым. Что же тогда о других говорить? На моем выступлении был директор гимназии священник Вячеслав Александрович Бочков. Он всё это видел, при нем всё это было. Думаю, будут сделаны выводы какие-то. Но себе в сердце сделал я заметочку грустную: регресс!

…К слову: когда был в Царском музее в Екатеринбурге, меня там скорректировали музейные работники: «Василий Леонидович, никогда не говорите: расстрел Царской семьи, это неправильно. Говорите иначе - убийство». И вот когда в Православной школе № 54 увидел надпись, что храм открыт в память о расстреле Царской семьи (примерно вот так написано), то передал им слова музейных работников екатеринбургских, что точнее будет написать «убийство». Попросил в школе эту надпись исправить. Ведь уже и криминалистическую экспертизу провели, и она показала, что выхлопы порохового газа и рикошет пуль сделали бы расстрел в таком сравнительно небольшом помещении опасным для самих палачей... Об этом пишет и известный исследователь царской темы Петр Валентинович Мультатули. А он в прошлом был оперуполномоченным уголовного розыска, ну, то есть, знает толк в таких вещах.

Люди и дельфины

- Могли бы вы работать актером?

- Мы с мамой снимались в 1983 году в фильме «Люди и дельфины» на Киевнаучфильме. Моя мама играла мою маму, а я ее сына. Это фантастический четырехсерийный фильм, в котором было главным желание режиссера показать некий «параллельный» разум у дельфинов… Съемки шли два года в Крыму. В нашем фильме дельфины показаны как некий «морской народ», они понимают людей, помогают нам… Известный артист Игорь Ледогоров играл моего отчима. В сценарии главный герой звался Черненко, но тут вдруг Константин Устинович Черненко стал генеральным секретарем, и мы срочно поменяли в фильме фамилию героя на Черников… Это было незабываемое время, один из «пиков» моей жизни! Представьте: у меня во время съемок болит голова, и вдруг ко мне подплывает эта тварь Божия, дельфин, просовывает свою голову ко мне в бассейновое окно, и сразу боль проходит. Дельфины ведь и правда как-то чувствуют нашу боль, исцеляют… Они наделены от Бога какими-то особыми способностями. Судите сами: мы можем воспринимать и отличать двенадцать звуков в секунду, дельфины - три тысячи! Они еще и посылают звук на расстоянии, за километр могут передавать какую-то информацию…


Кадр из фильма «Люди и дельфины».

- В этом есть что-то ангельское…

- Дельфины девять месяцев вынашивают детеныша, потом кормят молоком, как и люди. Их плавник под рентгеном - словно пять пальчиков… В них действительно много загадочного, близкого и к человеческому - и к чему-то высшему тоже. Есть, несомненно, и какие-то зачатки интеллекта у них. Дельфины как будто «морской народ»! Их нельзя сравнивать ни с какими другими обитателями морей.

И для меня в детстве съемки в таком фильме стали впечатлением на всю жизнь. Этот фильм стал огромным толчком к познанию мира Божьего, к постижению каких-то таинственных вещей. А также и толчком ко взрослению. Потому что когда тебе еще только 11 лет, а у тебя уже есть такая ответственная работа, за которую и деньги платят, и ты должен под воду с аквалангом опускаться… Но все же в результате я понял одно: актерство не моя профессия!

Режиссер кричал мне: «Будь мальчиком!» - а я уже тогда был «профессором». И мне приходилось «изображать» мальчика… Казаться тем, кем я уже не был. «Будь мальчиком… ну, повеселее… улыбнись, ну что ты как профессор!» - и так все съемки. Я понял тогда, что это не мое, изображать кого-то, кто не есть ты сам. У меня это не получится. И потому сегодня я использую актерские навыки лишь чтобы донести какие-то знания до аудитории, сделать мое выступление понятным. Актерство не профессия для меня, а всего-навсего прием.

Искушение сценой

Что в актерской профессии самое трудное? Публичное одиночество. Я на публике могу рассказать о том, что мне являлась на сороковой день моя покойная бабушка с того света. Не каждый батюшка может это при большом количестве незнакомых людей рассказать. В храме у себя, на проповеди, конечно, может, а вот в аудитории, где люди тебя первый раз видят, это сделать тяжелее. И вот тут мне на помощь приходит актерство.

- Поясните…

- Есть такой специальный актерский термин: публичное одиночество. Актер должен войти в определенное состояние, представив, что он абсолютно один. Как будто нет ни зала, ни публики... И это удается только тем людям, которые такими данными, такими умениями обладают. Мне это досталось от моей мамы. Потому что публичное одиночество - это же по Станиславскому. Это всё наша русская актерская школа, которую даже Голливуд позаимствовал… На чем Голливуд поднялся? На Станиславском и Михаиле Чехове. На русской актерской педагогике. И на немецких актрисах, среди которых самая известная Марлен Дитрих, уехавшая в Америку из нацистской Германии, за что была ненавидима Гитлером. Марлен Дитрих известна еще тем, что первая пошла на такой радикальный шаг: вырезала себе несколько выпирающие скулы, чтобы подчеркнуть женственность…

Моя мама брала меня на репетиции с молодым Маковецким, с Жигуновым… Я всех их видел. И она в моем присутствии объясняла им, как нужно действовать на сцене, чтобы тебе поверили. Потому что основной метод Станиславского «верю - не верю». И если ты не веришь сам себе, то не поверит и публика. Если ты не веришь в Господа нашего Иисуса Христа, то и проповедь о Христе твоя не будет воспринята. Если ты не веришь, что Царь Николай II отдал жизнь за свой народ, то и другим это чувство не передашь. Поэтому нужно довести себя до особого состояния такого, публичного одиночества, - и не то чтобы я себя специально в это состояние какими-то ухищрениями вводил, а это именно какой-то дар Свыше. Причем этот дар стал у меня раскрываться не сразу. Я раньше не мог рассказать большой аудитории про Бога, про заповеди Божии, про чудеса, которые со мной были. Я стеснялся говорить о самом важном для меня, несмотря на то что во мне были заложены эти актерские данные. Когда же эти данные начали раскрываться? Только тогда, когда я больше стал ходить в церковь, стал исповедоваться, причащаться Святых Таин, стал видеть свои грехи, глубже стал понимать Православие. Публичное одиночество и другие дары стали во мне раскрываться тогда, когда я начал жить в Церкви всё больше и больше. А раньше все эти актерские «примочки» не помогали совершенно. Духовник сказал мне: если ты не готов умереть за то, о чем говоришь, люди тебе не поверят.

- Вот это слова!

- Я очень рад, что Господь дал мне возможность сыграть в фильме «Люди и дельфины». Вот эпизод из фильма: тренер напился, его уволили, и дельфин, совершенно не терпя алкоголь, тем не менее жалеет уволенного тренера. И на свой лад «бунтует» из-за его увольнения… Получается, дельфин в нашем фильме ведет себя по святым отцам: ненавидит грех, но любит подверженного греху человека! И вот новый тренер просит меня, ребенка, этого бунтующего дельфина как-то укротить. «С ним никто не сладит, он никого не слушает…» И вот я ныряю в бассейн… Мне удается его успокоить. А, между прочим, у дельфина зубы как бритва, он может мгновенно перекусить человека. Мама страдает… и в кадре, и просто за меня переживает… Это ведь риск. (смотрим этот эпизод фильма на экране ноутбука)

- Какой вы были красивый в детстве! Киношный мальчик.

- Все были искушения, чтобы стать мне актером. Удержался!..

И вот дельфин увидел, что перед ним ребенок, и успокоился. Он должен опустить жетон, и тогда он по жетону получает рыбку - это дрессировка такая. А он эту рыбку мне принес!

…А дельфина зовут «Артист». В нашей ленте всё сплошь символично. Но на самом деле, не в кино, того дельфина звали Малыш.

- Игра какая-то с вашим возможным будущим, с вариантом судьбы! Дельфин Артист…

- Смотрите, мама в облегчении поднимает правую руку ко лбу, невольный жест, но какой выразительный - такое ощущение, как будто прямо в кадре она сейчас перекрестится. Отстрадала за меня… Слава Богу!

Ей ведь спустя несколько лет в Сирии, в храме, голос был… Господь ей открыл, что она в 40 лет свои до сих пор некрещеная. И после этого она крестилась. И меня крестила.

Я понял тогда, на съемках, что не смогу изображать того, кем я не являюсь. Но талант никуда не делся, он открылся потом в миссионерстве. Потому что о Боге, о Святой Руси, о Царе-Мученике Николае Александровиче я стал говорить убедительно только тогда, когда Господь дал мне пожить в Церкви подольше. Не от актерского: беру чужой образ и воплощаю, а через внутреннее переживание.

Семинарист меня здесь, в Самаре, спрашивает: вы тоже отрицательно относитесь к актерской профессии? Отвечаю ему: просто я понял, что это не для меня. Могу убежденно говорить с публикой лишь о том, что лично пережил. Вот являлась мне бабушка с того света, я могу об этом рассказывать. А то, чего не было, не смогу рассказать убедительно. Чужой образ играть не смогу. Но при этом, говорю тому пытливому семинаристу, есть такие уникальные люди, как артист Анатолий Солоницын, который в фильме «Андрей Рублев» воплощал образ добра. Он же, когда Андрея Рублева играл, даже взял на себя по-монашески обет молчания. Только у него из-за этого начались проблемы с психикой. Потому что нельзя брать на себя обет молчания и при этом не творить Иисусовой молитвы. А его Тарковский на обет молчания подвиг, но молитве не научил, тогда ведь об этом еще и не знали. И у Анатолия Солоницына произошел нервный срыв из-за этого. И он вынужден был прервать обет молчания.

- Тут какой-то уже порог между актерской ролью и подлинной духовной жизнью… Не один раз брал я интервью у замечательного самарского писателя Алексея Алексеевича Солоницына, младшего брата Анатолия Солоницына. Но он мне об этом примечательном случае не говорил.

- Возможно, Алексей Алексеевич и не знает этого, но в московской актерской среде то, о чем я сейчас рассказал, хорошо и доподлинно известно. Какой-то особый духовный урок актерского мастерства…

…И вот я тому семинаристу отвечаю: не могу сказать, что вся актерская профессия небогоугодна. Потому что был такой артист, как Солоницын, и сейчас есть такие актеры, которым, быть может, дано пережить и вместить в свою душу образ императора, пророка, священника… Чтобы они, работая над этими ролями, поняли для себя те вещи, которые в своей серой будничной жизни не смогли бы понять. И если актер подходит к своей профессии как к служению, если он работает над ролью как Шаляпин, который после того, как отыграл на сцене Мефистофеля в опере Гуно «Фауст», ехал в монастырь, постился там, молился, каялся… то это может принести добрые плоды. Но современным актерам в этом смысле приходится тяжело. Им предлагают в основном играть совершенно пустые роли.

- Расскажите о каком-то ярком впечатлении от посещения Самары.

- В этот раз, как и в прошлые мои приезды, остановился я в Самарской Духовной семинарии.Митрополит Сергий замечательнейший храмостроитель и благоукраситель! Семинария преобразилась, стала величественным комплексом зданий, украшением всего города. Созданы комфортные условия для учащихся, есть здесь всё необходимое, чтобы получать образование и работать над своей душой.

И духовная жизнь в семинарии укрепилась заметно.

В один из прошлых моих приездов был такой неприятный случай. Помню, я в самарской семинарии долго беседовал с семинаристами, рассказывал им о том, почему наша Россия занимает такие огромные пространства. В Евангелии сказано: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». И эта вот черта характера - кротость русского народа - привела к такому географически почти что невероятному распространению нашего народа сразу на два континента… А когда закончил разговор и хотел уже отпустить учащихся по кельям отдыхать, не тут-то было! Встает один преподаватель, тогда он звался иеромонах Амфиан, а сейчас снова он Артемий Вечелковский, и говорит: «Ребята, после этой лекции останьтесь, я буду вам после него (то есть после меня) «мозги вправлять». Не буквально, но так примерно он выразился…

И вот несколько лет назад этот подверженный содомским страстям человек со своим «другом» в Лондон подался и там блинчики, говорят, печет. А тогда в семинарии преподавал.

И какой разительный контраст с этим моим приездом!..

В первые же часы моего пребывания в самарской семинарии и.о. ректора протоиерей Максим Кокарев собрал семинаристов, чтобы я с ними провел трехчасовую беседу. Особенно приятно, что отец Максим благословил тех семинаристов, кто этого сам пожелает, присутствовать на всех моих выступлениях в Самаре, и с них за это не взыщут как за пропуск занятий… У меня большая радость от пребывания в Самарской семинарии!

А один семинарист, Владимир Журавлев, он с регентского отделения, после занятий подошел ко мне и поблагодарил от всей души за мой приезд в Самару!

Подготовил Антон Жоголев.

См. также:

71
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru