Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:



Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

На острове Буяне…

Воспетый Пушкиным остров хранит великие тайны…


Недалеко от Казани, вверх по течению Волги, на острове Свияжск расположены Иоанно-Предтеченский женский и Троице-Сергиев мужской монастыри. Этот монастырь-остров по праву считается одной из величайших святынь Православия — наряду с Соловками и Валаамом. Монастыри эти на волжском острове были основаны в середине XVI века Царем Иоанном Васильевичем Грозным в славную эпоху покорения Казанского ханства. Здесь был главный русский форпост на восточном направлении — остров-монастырь, остров-крепость… Крепость эта по своему размаху превосходила сооружения Новгорода Великого, Пскова и даже Московского Кремля… До наших дней сохранилась единственная постройка из тех, что были срублены по указанию Грозного Царя, — Троицкая церковь. Построили ее за один день, в честь высадки на остров русских ратников. 17 мая 1551 года храм был освящен. В нем не раз молился о русской Державе Царь Иоанн Грозный.

Недавно в Свияжском остров-граде побывал работник самарского храма Святых Царственных Мучеников, иконных дел мастер Алексей Иванович Зорькин. Вернувшись в Самару, он решил поделиться с читателями «Благовеста» своими необычными впечатлениями от увиденного на чудо-острове.
— По воде от Казани до Свияжска всего тридцать пять километров. А построили эту крепость русские мастера за тысячу километров от этих мест, в древнем Угличе, — рассказывает Алексей Зорькин. — Рубили город со стенами, башнями и церквами. После пробной сборки все бревна разметали и повезли на судах вниз по Волге. Город «собрали» меньше чем за месяц! За двадцать восемь дней… Такого не знала еще наша история. Отсюда началось освоение Казани. Иоанн Грозный бывал здесь несколько раз, общался с преподобным Германом, который позднее стал Митрополитом Московским…

Сейчас, после всех исторических перипетий, Троице-Сергиев монастырь начал возрождаться. Монахов там сейчас немного — всего одиннадцать человек. Им монастырь в таком состоянии достался, как Сталинград после бомбежек. В 1997 году началось восстановление обителей, но уже сделано немало. Купола восстановлены. Работы идут…
Я приехал в Свияжск потрудиться. Мой давний товарищ — родственник настоятеля монастыря игумена Кирилла. С ним я передал на остров в дар монастырю икону с вырезанным мной киотом. Этот киот понравился отцу Кириллу, и меня позвали туда на работу — восстанавливать иконостас красивейшего храма в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"…
— Говорят, в каком-то из свияжских храмов есть фреска Иоанна Грозного. Видел ты ее?
— Видел! Фреска эта находится в алтарной части Успенского храма мужского монастыря. В алтаре с левой стороны на сводчатой колонне большая фреска, на которой изображен в полный рост русский Царь Иоанн Васильевич Грозный. Фреска сохранилась плохо. Нимба над головой Царя нет. Иоанн Грозный на фреске хотя и с трудом, но все-таки узнается. Насколько я знаю, все в монастыре относятся с большим уважением к этому великому историческому деятелю. Ведь именно с него началось Христианское просвещение этих мест. Он основал около семидесяти монастырей, и в их числе — монастырь на этом острове…
— Это ведь не единственная необычная фреска в Свияжском монастыре?
— Да, в Успенском храме находится еще одна поразительная фреска — святого воина-мученика Христофора. Она находится с левой стороны, на сводчатом столбе перед иконостасом. Такого я никогда не видел! У святого Христофора… лошадиная голова! Фреска хорошо сохранилась. Размер ее около двух метров. Каждый, кто видит ее впервые, сначала переживает изумление. Даже испуг… Кто как говорит об этой уникальной фреске. Есть житие святого Христофора, но передают в Свияжске и красивую легенду о нем. Легенда и житие во многом не совпадают. Согласно местному преданию, Христофор был необычайно прекрасен ликом. И чтобы не являться соблазном для монахинь, он затворился в своей келье и долгие годы молил Бога о том, чтобы была у него безобразная внешность… И вот, под конец жизни его молитвенное прошение было исполнено. У него стала голова словно бы лошадиная… Вот почему, наверное, более принято изображать святого Христофора с человеческим лицом, но лишь держащим в руке не то песью, не то лошадиную голову…
— Как относятся паломники к этой фреске?
— Много паломников приезжает сюда по дамбе и приплывает по Волге, и всем показывают фреску святого Христофора. Люди изумляются, конечно. Фреска эта старинная — шестнадцатого или семнадцатого века. Ее не реставрировали. После революции в этом храме все фрески были уничтожены. Только эту — самую удивительную — монахам удалось спасти. Они завалили это место всяким хламом, навалили его целую гору. И фрески стало не видно. А когда спустя десятилетия этот хлам разгребли, то увидели фреску хорошо сохранившейся. Такое изображение святого Христофора — единственное во всем Православном мире. Во всяком случае, мне так сказали в монастыре.
— Что еще удивило вас в Свияжске?
— Я видел на территории монастыря захоронение, где покоятся 97 человек, замученных во время репрессий. Там уже и памятник поставлен. А на другом конце острова есть другое захоронение — нескольких красноармейцев, охранников из ГУЛАГа. И вот монах Василий, с которым в келье я жил, обратил мое внимание на то, что на могиле красноармейцев не растет трава. А у мучеников-христиан много зелени на могиле. Я пригляделся, и точно! Приезжали сюда ученые-почвоведы, изучали этот феномен, но так и не смогли определить, почему именно на этом месте столько лет не растет трава… Вообще на острове в послереволюционные годы происходила страшная вакханалия. Здесь отбывал свой срок в ГУЛАГе великий русский ученый Сергей Королев. На острове где ни копни — всюду кости замученных людей… Одна островитянка (всего на острове живет около пятисот человек) рассказала мне, а ей рассказали об этом родители, — что монахов тут даже подвешивали крюками за ребра… Особенно меня поразил ее рассказ о том, как утонченно издевались над монахами безбожники. Глумились над религиозными чувствами верующих людей. Их глубокой ночью, в темень, привозили в храм и там оставляли на всю ночь. Никто из них и понятия не имел, куда их выгрузили. И вот кто-то из них по незнанию где-то в уголке в темноте мог справить нужду. А утром узнавал, что, оказывается, ночевал в храме. А то еще и в алтарной части… Люди рыдали, рвали на себе волосы, были поражены случившимся… Я могу представить при этом состояние подлинно верующего человека. Это ведь было для верующих хуже любой пытки!
…Об острове этом Царь Иоанн Васильевич писал: «Отныне и во веки повелеваю, чтобы место сие святое снабжалось всем необходимым из моей казны». На небольшом острове было раньше двадцать (!) храмов. Еще Пушкин, бывавший тут, воспел этот остров в известной сказке: «Мимо острова Буяна, в царство славное Салтана…» На крошечном кусочке суши сияли золотом купола стольких храмов!.. Сейчас сохранилось только шесть из них. Идешь по острову и видишь на пригорочке надпись: «Здесь раньше был Софийский собор»… И много там таких холмиков. Много…

Записал Антон Жоголев

Фото А. Зорькина

Наша справка. В известной пьесе А.Н. Островского «Гроза» читаем:
Феклуша:… А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.
Глаша: Отчего же так, с песьими?
Феклуша: За неверность.
Ясно, что классик этой «деталью» хотел показать темноту и невежество российских обывателей, дремучий мрак необразованности. Так и понимаются, и растолковываются эти слова на школьных уроках. Однако…
Опубликовано немало научных исследований, где доказывается, что в Средневековье представление о людях с песьими головами было едва ли не повсеместным у многих европейских народов. Современные ученые-этнографы считают, что основа этой «мифологии» состоит в том, что язычники издавна считались «псами» за их нечестие. Так ли это, или были какие-то другие причины для появления этих устойчивых представлений о «песьеголовцах», неизвестно. Но в Четьи-Минеях св. Димитрия Ростовского за май месяц, в житии святого воина-мученика Христофора в пояснительной ремарке читаем: «Одни утверждают, что святый Христофор по происхождению своему был хананеем. Другие производят его от киненеев (canis — собака) или кинокефалов (песьеголовых) антропофагов (людоедов). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а Никодим в Синаксарисе дает ему только безобразный вид». Был ли Репрев (в крещении — Христофор, «несущий Христа») действительно песьеголовым или же только до невероятности безобразным — до конца не ясно, но по некоторым признакам, указанным в его житии, можно заключить, что он действительно имел песью (?) голову.

Языческий император при встрече со святым пришел в ужас и неожиданно упал навзничь. Видно, и впрямь нечто особенно отталкивающее было в его лице, раз император так отреагировал на его облик. Косвенно о необычных физических качествах святого житие говорит так: «Когда некий Вакх избил его, он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести (!) человек воинов, чтобы привести его к императору». Для обычного человека, даже и с выдающимися физическими способностями, все-таки хватило бы и десяти охранников…
В житии этого святого говорится, что Христофор происходил из страны людоедов и был взят Христианином в плен на войне. Тогда и обнаружилось, что будущий святой не обладает даром человеческой речи. И только по молитве пленившего его воина Господь послал к плененному язычнику Ангела, который сказал: «Мужайся, Репрев» — и прикоснулся к его устам. Так он обрел дар речи. В городе он уже обличал тех, кто преследовал Христиан, за что подвергся побоям (см. об этом выше). При конвоировании к императору совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел. А когда у воинов не хватило хлеба, он чудесно умножил его в изобилии (то есть повторил чудо Господа Иисуса Христа!). Все воины после этого уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, и Репреву было дано имя Христофор (видимо, за повторение Божьего чуда умножения хлебов). Интересно отметить, что свои первые чудеса святой Христофор совершил еще до принятия крещения.
Император всеми мерами пытался заставить святого отречься от Христа. Посылал к нему блудниц, но они под влиянием святого уверовали в Господа и вскоре приняли мученические венцы. Когда император стал издеваться над внешностью святого, тот в ответ назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После казни воинов, которые приняли крещение вместе со святым Христофором, император распорядился изжаривать святого в медном сосуде, прибив его к нему гвоздями. Но Бог хранил Своего угодника — мучения не причинили ему вреда. А Христофор рассказывал, что видел во время истязаний прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, Который и дал ему без вреда перенести мучения. После попытки утопить его в колодце, которая тоже не удалась палачам, святому Христофору отрубили голову.
Даже автор Жития этого святого с изумлением повествует, что о святом Христофоре «рассказывают нечто странное и необыкновенное».
Как видим, не только «за неверность» (как пишет русский драматург) бывает у людей самая неожиданная внешность…

На снимках: фреска святого мученика Христофора; Успенский храм Свияжского монастыря; здесь похоронены 97 Христиан, замученные в годы гонений; монах Василий и иерей Прокл (справа) возле Никольского храма.

17.12.2004
981
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru