Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Хрустальная ваза

Своими размышлениями делится профессор Московской консерватории Вячеслав Медушевский.

У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл - заменитель такой вазы.

Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России. Автор книги «Духовный анализ музыки» (2014 год). Живет в Москве.


Вячеслав Медушевский. Фото А. Жоголева.

1. Когда глубоко сердцем и духом входим в слова молитвы: «Благодатная Мария, Господь с Тобою», - то и с нами оказывается Господь. Просторна жизнь в молитве! Мы переживаем непостижимую близость Богоматери и Сына, Божественная любовь краешком своим касается и нас, как бы невольных свидетелей. Только теперь я начинаю понимать мою трехлетнюю внучку. Она с охотою выучила «Отче наш», а на «Богородице Дево, радуйся» отвлекалась. На мой вопрос схимонахине Антонии, нужно ли принуждать к молитве, старица ответила: «Молитвы надо знать». И, видимо, помолилась о внучке. Вернувшись из Малоярославца домой, вечером вслед за «Отче наш» читаю и молитву Богородице. Внучка много раз просит повторить её, восхищенно приговаривая: «Какая хоосяя моитва!»

Паскаль стремился к вере как у простой бретонской крестьянки. Дети тоже дают пример, напоминая нам и о словах Христа: «если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное».

2. С 1917 по 1993 год отсутствовал в России суд присяжных, обычный для Царской России и для многих стран мира. В дореволюционной стране больше половины провинциальных присяжных было представлено крестьянами. Присяжные - простые люди, не сведущие в закорючках закона.

Чем неспециалисты могут помочь делу справедливости? В первом после революции опыте 1993 года вердикт присяжных по делу братьев Мартыновых, убивших трех человек, был крайне мягким. Через 14 лет один из Мартыновых вновь убил человека и получил 19 лет тюрьмы и колонии особого режима.

В чем же смысл института присяжных заседателей? Мне кажется, дело здесь не в демократизации судебной системы, как утверждают. Дело в Божественной справедливости. Справедливость, как и истина, красота, милость, - одно из Божественных совершенств. Правосудие всегда стремилось в процедуре суда оставить место Богу. Например, в форме Божьего суда, в форме известных со времен Хаммурапи ордалий - испытания обвиняемого водой, огнем, судебным поединком.

Институт присяжных (связанных присягой) - тоже посредствующее звено между земным и Небесным правосудием. Освобожденные от специальных знаний права граждане - чем должны руководствоваться в суждениях? Говорят - здравым смыслом. А он-то откуда? Его корни - в живой, чуткой, не сожженной грехами совести: гласе Божием в человеке.

3. Христос говорит о наших временах: «когда услышите о войнах и военных слухах». Военные слухи - это постановочные телевизионные картинки происходившего, например, в Ливии, под прикрытием которых была разрушена страна. Это и пресловутая пробирка с мнимым химическим оружием, под предлогом чего был по сути уничтожен Ирак. Дьявол однажды удавшееся будет тиражировать до безконечности.

Мир стал податливым для гипноза картинок, потому что Дух Святой покидает западные общества. В отречении от Святого Духа истины человечество не могла не затопить океанская волна фейкового «мышления», лукавства, двойной морали, сговоров, предательства, систематического нарушения договоров.

Ныне вероломство распространило себя на всю планету, поддержано мощью современного оружия, способного прекратить жизнь на земле. Может показаться, что в современном человечестве поменялась его антропологическая природа, так что не может оно уже относить себя к роду homo sapiens. Не совсем это так, потому что иначе человечество прекратило бы уже свое существование. Что же делать тем, кто хочет исполнить свой долг на Земле, храня верность истине? Что делать России? Она, как и иные цивилизации мира, в заметной мере поддалась соблазну западнически-либералистического «мышления», возносящего права хищнического инстинкта над правдой Божией. Но в ней и доныне сохранилась жажда смысла, цельного духовного видения.

С кем говорить России? Невозможно договариваться с политическими аутистами, пребывающими во тьме иллюзий. Они ослеплены миражами выгод, уповают на финансово-экономическую и информационную мощь, на хитрость в изготовлении идеологических картинок и организации изощренных провокаций. Но всё же сохранились в мире силы, в которых живет еще чувство реальности.

Долг России в ответственной ситуации сегодняшнего мира - вспомнить о своем призвании к всеохватному смыслу бытия.

Бывает двойная мораль, но не может быть двойной нравственности. «Нравить» - любить. Любовь от Бога. Только Бог в нас истинно любит, делает нас кроткими, раскрывает в душах красоту нравственного чувства. Потому нравственность неотрывна и от совести - гласа Божия в человеке. Нравственность не позволяет искать выгодных сиюминутных союзов, чтобы при случае с легкостью нарушить все договоренности. Она стремится выстраивать долговременные отношения в мире.

Запад знает эту «слабость» России. На нее была рассчитана провокация, приведшая к Первой мировой войне. Когда под ударом оказалась Православная Сербия, Россия за нее вступилась вопреки всякой земной «выгоде». Григорий Распутин умолял Императора не вступать в войну, которая должна была закончиться поражением России и крахом монархии.

Мифы, фейки - оружие Запада, стремительно устаревающее, ибо противоречие между сказкой и действительностью становится всё более кричащим. Наша сила - в правде. На том стояла и должна стоять Русь. Правду надо искать, соперничество - заменять сотрудничеством. Нести людям надежду, избавлять от уныния безсмыслицы, умножать в человечестве веру, упование, любовь.

4. В разодранную душу - как войти Христу, Духу Святому, Царствию Божию? Советы святых удивляют: «Даже с бесами надо бороться благодушно» (преподобный Иоанн Лествичник). То есть не выходя из благого расположения души. Я это видел у схиархимандрита Ионы Одесского (Игнатенко), когда он разговаривал с крайне возбужденной женщиной, которую бес распалял тревогой за дочь. Есть видео разговора старца протоиерея Николая Гурьянова с бесноватой, где бес изрыгает проклятия, а старец не выходит из состояния мира со Христом. Схимонахиня Антония просто положила бесноватую на свою кровать, и бес навсегда покинул ту, которую так долго мучил.

Отец Валериан Кречетов в проповеди рассказал притчу: вошел подвижник в свою келью, а на постели бес лежит. Что бы вы сделали? - спрашивает батюшка у прихожан. Ну конечно, стали бы крестить его, - предположил с иронией. А подвижник смиренно вздохнул: Господи, я хуже беса, недостоин лежать на постели, - и лег снизу на полу. Беса же как ветром сдуло: смирение для падших ангелов нестерпимо жгуче.

5. Липкая сеть одуряющих штампов накрыла человечество. Один из них, надоедливый до крайности: «Как сориентироваться в стремительно развивающемся мире». Развивающемся? О развитии невозможно говорить в отсутствие ориентира. Без исходной точки отсчета не отличить прогресс (шествие вперед) от регресса (движение вспять), правое от левого, благое от злого.

Латинское слово «орире» - появляться, рождаться, восходить. В физическом пространстве Земли ориентиром стал восход Солнца. Ориенс (отсюда ориентальный) - восток: потому он и восток, что от него востекает на небосвод видимое Солнце. А в мире смыслов точка отсчета - «Солнце правды» (как пророчески назвал Христа пророк Михей). От него свет разумения, восторг красоты, тепло любви, окрыление воли, ликование жизненных сил, творческая энергия народов.

Вот и критерий «развития»! Развиваться - это ведь никак не в направлении тьмы, злобы, разврата, катастроф, смерти. Только лукавство «штампотворцев» может говорить о «росте слабосильности» (из первой фразы «Котлована» Андрея Платонова), об отрицательном росте экономики, об отрицательных показателях роста рубля и подобных эвфемизмах.

Поворот вектора отражен в логике языка: добавление префикса ab к глаголу orire (восходить, рождаться) превращает его в противоположность: аборире - погибать. Отсюда «аборт». Строящийся ныне мировой Содом с разрешенными абортами явный вестник не развития человечества, а дегенерации и гибели. Подобным образом стоило бы вдуматься в аналогичные любимые ныне словечки-бодрячки: самореализация, успешная жизнь, эффективность управленческих решений… Какое управление может быть в отсутствие направления к Творцу мира и истории?

6. Как заблуждался я ранее, представляя пророчество «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис.3;4) - чем-то вроде толпы хунвейбинов. Десятки миллионов опьяневших от жажды погрома школьников в Китае - отнюдь не начальники. Просто свора, направленная великим Мао на уничтожение непослушного состава компартии. По завершении операции «Огонь по штабам» распоясавшиеся юнцы были устранены армией сами.

Скорее всего, Библия в своем пророчестве говорит не о физическом возрасте. И время сбывания пророчества - не прежнее, а наше. Речь идет о возрасте духовном. Какой духовный возраст Терезы Мэй, Бориса Джонсона? Сколько лет Трампу, забавляющемуся в Твиттере вопросом: не истребить ли противников ракетами?

Как превратить взрослых в детей по разуму? А современная образовательная система для чего? Тестовый метод подходит идеально. Ведь не для человека он - а как будто для «собачек». Кто возглавил русскую революцию 1917 года? Ленин? - «гав» (правильно). Барак Обама? - «Гав-гав» (неправильно). // Проверил себя по святым отцам. Иоанн Златоуст комментирует библейское пророчество: «Это хуже и гораздо бедственнее безначалия, потому что кто не имеет начальника, тот лишен руководителя, а у кого худой начальник, тот имеет ввергающего в пропасть. Отроками же здесь называет их пророк, не унижая этого возраста, но желая яснее показать их безумие... Тимофей был отроком (юношей), но управлял Церковью мудрее множества старцев. И Соломон, будучи двенадцати лет, беседовал с Богом, имел великое пред Ним дерзновение, прославился, получил венец, был по своей мудрости предметом удивления…». // Мы ныне хоть и с большим опозданием, но очень старательно осваиваем образовательные методы Запада. И вот уже молоденькие девочки из Управления культуры с легкостью взмахом ручки тасуют, словно карты, образовательные указы.

Тех, кто помнит еще старое поколение педагогов, деградация образования печалит. Нельзя шутить с примитивностью, заигрывать с пошлостью, угождать равнодушию и духовной мертвости, манить вкусняшками и завлекашками. Нужно пробуждать, лучше сказать, подхватывать глубокую жажду познания, которая есть у детей, великих почемучек, почему и сказал Христос: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).

Жажда истины - проявление религиозной природы души. Подлинное воспитание заимствует свой метод от небесной педагогики любви. Почему старшие братья отняли рукописи у впоследствии великого Баха? Так было принято. У семилетнего Лейбница родители отняли учебник геометрии - и тогда он сам доказал все теоремы Евклида. Пробуждение инициативности - стержневая цель. Ради нее в таинственной Песни Песней Библии и Сам Любящий (Бог) скрывается от возлюбленной (Церкви). Навязать любовь нельзя - только взрастить.

.

62
Ключевые слова Вячеслав Медушевский
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru