Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Чистые сердцем Бога узрят

Записки о паломничестве на Святую Землю Православного писателя Владимира Крупина.

Записки о паломничестве на Святую Землю Православного писателя Владимира Крупина.

Об авторе. Владимир Николаевич Крупин родился 7 сентября 1941 года на Вятке, в селе Кильмезь Кировской области, в семье лесничего. Православный писатель, первый лауреат Патриаршей литературной премии (2011). Окончил филологический факультет Московского областного педагогического института. Работал учителем русского языка, редактором в издательстве «Современник». Широкую известность получили его повести «Живая вода» (1980) и «Сороковой день» (1981). Главный редактор журнала «Москва» (1990 - 1992). С 1994 года преподаватель Московской Духовной Академии. Сопредседатель Союза писателей России. Живет в Москве.

Подарок монаха - темно-красные четки из крепких суровых ниток были со мною на Святой Земле. Как они дивно благоухали, впитав в себя запахи Камня помазания, мироточивых икон, освященного масла Фавора, они хранили прикосновение к камню Распятия на Голгофе, к граниту Сорокадневной горы, к прибрежному песку Иордана, к следу от стопы Спасителя на горе Вознесения, они уже сами стали малой частичкой Святой Земли.

Но сколько ни живи в Иерусалиме, всё будет как мгновение. И вот уже самолет, как перелетная птица, летящая на север, возносит меня над Яффой и устремляется к синей воде Средиземного моря. Снежные облака остаются стеречь святые пределы, вот и вода, в ней отражаются редкие тучки, стоящие над своей тенью. Какая грусть! Какая печаль ради Бога. Достаю из нагрудного кармана четки, вдыхаю их утешительный запах. Так отрадно, так спасительно перебирать узелочки. И читать Псалтирь. И вот это место, будто специально написанное для чтения в пространстве меж небесами и землей: «Истина от земли возсия и правда с Небесе приниче, ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой» (Пс. 84, 10-11).


Вид на Святой Град Иерусалим с Елеонской горы.

Да, так. Побывавший на Святой Земле уже больше никуда не хочет, как только снова вернуться сюда. Здесь наше спасение, здесь ближе всего к небу. Знающий Священное Писание, любящий Евангелие, приехавший сюда впервые, ощущает небывалое счастье того, что он не открывает Святую Землю, а вспоминает ее. Да, он был здесь, был сердечными очами, когда слушал в церкви Евангелие, читал его сам, когда вникал в творения святых отцов. Он вспоминает эти места, душа его была здесь и еще будет, когда, прощаясь с землей, навестит те места, где была безгрешна.

Молитвенный запах четок потихоньку истончается, улетучивается, и хотя я понимаю, что это неизбежно и его не убережешь, утешаю себя тем, что много у меня и других знаков пребывания на Святой Земле. Вот камешек со дна Иордана, вот веточка маслины с Елеонской горы, вот камешки с Фавора, листочек от дерева в Иерихоне, на которое вскарабкался маленький ростом Закхей, чтоб видеть Спасителя. Вот пузырьки с маслом, освященным на Гробе Господнем, у погребальной пещеры Божией Матери, флакончик с хвойным маслицем из монастыря Святаго Креста. И многое-многое другое. Рубаха, в которой уже несколько раз погружался в целебные воды Иордана, свечи, обожженные Благодатным огнем, бутылочки с водой источников Божией Матери в Назарете и в Горней, от источников святых Онуфрия и Георгия Хозевита и Герасима Иорданского. Ветки, листья, шишки. Что-то уже раздарил, что-то уже убыло или даже куда-то исчезло…

И легко было бы сказать: вот так и проходит всё, так исчезает память, заносится, как песком, новыми впечатлениями, суетой жизни, делами, вроде бы важными, - но так говорить нельзя. Почему?

В моей жизни и вообще в жизни того, кто побывал на Святой Земле, свершилось главное событие. Может быть, ради этого я и жил: был на Голгофе, причащался у Гроба Господня. И это - в сердце. Это не понять головой. Она не может вместить всех впечатлений от пребывания на земле Спасителя.

Никому не запомнить такое обилие имен, фактов, дат, событий, о которых узнаешь, и об этом даже и печалиться не надо. Вся надежда на сердце - оно вместит, оно сохранит, оно спасет. Только лишь бы самому не затемнить сердечную чистоту. Как?

- Молитвой чистить душу и сердце, молитвой, - говорит монахиня. - Чистые сердцем Бога узрят. И при жизни многие сподобились видеть то, что здесь всегда на Святой Земле.

Что всегда?

Ну вот, например, свет Фаворский. Мы его видим в ночь на Преображение, а он всегда над Фавором, всегда. Молитвенники видят, и им не удивительно... Так и Благодатный огонь, он всегда у Гроба Господня. Я еще помню старца Игнатия, он всегда служил Литургию в Хевроне. Служил и видел Святую Троицу под Мамврийским дубом. Правда, еще дуб был зеленый. А в Горней матушка игумения Софрония видела старца с посохом, так изображают Иоанна Крестителя. «Спрашиваю его: «Кто вы?». Говорит: «Я здесь хозяин». Благословил, исчез. Смотрю на икону: он!».

- Да, - осмеливаюсь сказать монахине. - Вот я очень грешный человек, помню, в первый раз на Святой Земле жил в Вифлееме. Ночью выбегал из гостиницы, смотрел. И однажды гляжу - звезда идет от Поля пастушков, от Бейт-Сахура к храму Рождества. Ну, может, спутник какой или самолет далеко вверху, но показалось - звезда.

- А в последние времена, - говорит матушка, - все звезды сойдут с мест. И все покажут один путь.

На Святой Земле всего за один срок пребывания паломники встречают все двунадесятые праздники: от Рождества Христова до Его Вознесения и Сошествия на Апостолов Духа Святаго, все Богородичные праздники, от Рождества Пречистой Девы до Ее Успения. И все время с паломниками Воскресение Христово, Пасха. Господня Пасха сияет все дни. Ибо какие бы маршруты ни были по расписанию, но чаще всего они проходят в Иерусалиме и всегда приводят ко Гробу Господню. Здесь истинная благодать, здесь не иссякает благословенный свет, сошествие его с небес видел я, грешный, в последнюю субботу Великого православного поста. Как отблагодарить Господа за такую несказанную милость?

Когда это было, в каком году, уже не важно.

Здесь, на Святой Земле, свершилось центральное событие мировой истории - приход Сына Божия к людям для их спасения, Вознесение Сына к Отцу Небесному, Вседержителю, и здесь, во всем и везде, ожидание Второго пришествия Христова. Здесь даже обычное время идет иначе. Иногда день летит как минута. Но вспомнишь этот день, и он, пролетевший за краткий миг жизни, становится вдруг огромным, как целая жизнь. В глазах просторы Тивериады, тропинки на воде, по которым ходил «аки посуху» Иисус Христос, гора Блаженств, гора насыщения пятью хлебами пяти тысяч, Кана Галилейская, нескончаемые дороги, «Фавор и Ермон радуются о имени Господнем» (Пс. 88, 12). Вот здесь срывали колосья ученики в день субботний, здесь набросились на них с упреками иудеи, в глазах нежное розово-белое здание церкви Двенадцати Апостолов и источник святой Марии Магдалины-мироносицы... А какой был огромный день вчера: Вифлеем, Вифания. А завтра - Яффа, апостольские деяния Петра, праведная Тавифа, поедем через ветхозаветные места, над которыми остановилось солнце по молитве Иисуса Навина...

Боже ж Ты мой, мы в Святой Земле, мы дышим горним молитвенным воздухом, видим такие же деревья, что росли и в евангельские времена, поднимаем взгляд и пытаемся запомнить очертания гор и холмов, ведь они всё те же, именно их видели Спаситель и Его Пречистая Матерь. Сколько раз Они ходили от Назарета в Иерусалим на праздник Пасхи. Это мы несемся в автобусе с кондиционером, а Они? Правда, и нам достается иногда пройти пешком по Святой Земле. Идешь и надеешься, что хотя бы однажды попадешь подошвой на то место, которого коснулись Его пречистые стопы.

В программе пребывания паломников предусмотрен свободный день. Каждый волен заполнить его своими делами. Но все, как сговорясь, идут в Храм Воскресения Господня. Да, были тут, да, обходили святые места, все закоулки храма, спускались в храм обретения Креста, слушали глухие удары у места бичевания Христа, кланялись гробнице Никодима и Иосифа, стояли в приделе Ангела, вползали на коленях в Гроб Господень, торопливо молились, потому что торопят, шли к приделу Лонгина Сотника, припадали к тому месту, на котором стояла Божия Матерь; поднимались по крутой лестнице к Голгофе... Всё прошли. Но хочется всё повторить и усилить своими молитвами, так, чтобы никто не торопил, помолиться за родных и близких, за Россию, подать записочки греческим монахам...

И все надежды сбываются. А что-то купить памятное для подарков на родине? O, это успеется, и это никуда не денется. Тут пройти невозможно, чтоб что-то не купить, тут со всех сторон хватают тебя и просят обратить внимание на пестрый восточный товар. На кого ж и надеяться торговцам, как не на русских.

И конечно, пройти самому, в одиночестве, Скорбный путь, последний земной путь Спасителя, узкую и
незабываемую виа Долороза. Лучше сделать это или рано утром, до открытия лавочек по обеим сторонам, или после их закрытия, но когда ты в молитвенном состоянии, когда настроен сердцем идти за Христом, тогда ни крики торговцев, ни толкотня туристов не помешают тебе.

В этот свободный день я решил исполнить давнюю свою надежду - обойти Иерусалим, Старый город. По схемам и картам я уже мысленно примерялся и думал, что часа за два обойду.

Так и сбылось. Перекрестясь на Троицкий Собор Русской Духовной миссии, подошел к Яффским воротам, к тем, в которые входили во все времена паломники из России, приплывшие в Яффу, и под грохот машин и отбойных молотков, под громкие крики муэдзина из уличного репродуктора пошел от башни Давида навстречу солнцу, так, как ходят у нас Крестные ходы вокруг Божиих храмов на Пасху и в престольные праздники.

Бегущие навстречу дети, солдаты женского и мужского пола с автоматами, велосипеды и тележки с зеленью, рев машин, синие облака выхлопных газов - вот сегодняшний Иерусалим. Но слева возвышались стены Старого города. За ними, я знал, были здания армянского квартала. Вот и армяне, два юноши, выдирающие из щелей стены колючую, еще зеленую траву. Русская свеча на Елеоне, от взгляда на которую стало спокойно. Тут пошли безчисленные надгробные камни - мечта о помиловании на Страшном суде. Есть древнее поверье, что если кто будет похоронен у стен Старого города, у Иосафатовой долины, то при Страшном суде будет спасен. Вряд ли это православное поверье.

Справа, на склоне Елеонской горы место, на котором Иисус оплакал Вечный город. Там католическая часовня в виде слезы.

Запустение, мусор на могилах. Некоторые покрыты высохшими пальмовыми ветвями. Ветви и в проходах, трещат под ногами. Крестился на Гефсиманский сад, хорошо видный от стен, на церковь святой Марии Магдалины.

Вот и Золотые ворота. Решетка, но подойти можно. Через эти ворота входил Спаситель в Иерусалим, здесь кричали «Осанна!» те, что всего через пять дней будут кричать: «Распни Его!».

Мальчишки издали кидают камешки - кто дальше. Встал на колени, молился о Втором пришествии, о милости к России, о себе, грешном, о родных.

Жара стояла египетская. У Львиных ворот нашел немного тени, отдышался. Да-а, грязища кругом была такая, что очень хотелось перенести весь Старый Иерусалим в Россию, в любое ее место, уж православные всё бы прибрали, устелили бы коврами цветов. Поднялся ветер, но не облегчающий, жаркий, понесло пылью. Поднял голову - летает надо мной огромная стая птиц, больших, темных и белых. Пригляделся - да это же мусор, полиэтиленовые пакеты подняло ветром и носит в воздухе.

И снова шел среди могил, и мусора, и торговцев, сидящих на могильных плитах и разложивших сувенирную мелочевку. Повернул налево, по-прежнему стараясь идти ближе к стене. Около нее много людей. Спят, пьют, едят, играют, опять же торгуют. Но видно, что сегодня жарко не только мне, северянину, но и этим смуглым южанам.

Не заметил, за какое время обошел Старый город, олд-сити, и уже стоял у башни Давида. Может, часа за два, может, побольше. И решил еще просто наугад обойти улицы и площади близ Старого города. Они, конечно, изменились, но не до последней же степени, не до исчезновения. И их калечили. Например, германский кайзер приехал на широкой карете, она не входила в Яффские ворота, и что? Ну не пойдет же немец, да еще кайзер, пешком, не разуется, как царь Давид, не встанет на колени, как царь Ираклий, он же кайзер. Так и изуродовали ворота расширением для кареты. Потом, конечно, восстановили.

Я прикоснулся ладонью к камням ворот, утешая их и желая им еще многих новых тысячелетий на службе охраны христианских святынь.

Долго шел по улицам Иерусалима, уже не старого. Но еще и не совсем нового. Безконечные торговые ряды, обжорки, нищие: «Шекель, шекель!» Молодые понаглее: «Ван доллар! Руськи, как диля?» - мотоциклы, люди, на ходу говорящие по мобильным телефонам, что-то устраивающие. В общем-то, всё как везде. Для них, здесь живущих. Но для нас, православных, здесь - центр мироздания.

Измучившись, сел на каменную скамью, и показалось, что сижу среди непрерывно двигающихся по заданным программам роботов. И улетал мыслями в Россию. Жива Россия, думал я, жива. А почему жива? Она идет за Христом.

И вот, казалось бы, много ходил, устал, но ощутил вдруг, что подошвы сами запросились пойти еще к Гробу Господню, успеть, пока длится день. Ведь этот день, как и другие, пройдет. Но он же в Иерусалиме.

Да, никакими словами не выразить силу впечатления от Святой Земли. Одна надежда на память сердца и на память душевного зрения. А слова, что наши слова! Язык будущего века - молчание. И земной Иерусалим - только ожидание Иерусалима Небесного, града взыскуемого, строитель которого Сам Господь.

Владимир Крупин.

89
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru