Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:



Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Синдром «Анастасии»

Раскрутка новоявленной «княжны» идет с доселе неслыханным размахом, приобретая признаки рекламной кампании.

Раскрутка новоявленной «княжны» идет с доселе неслыханным размахом, приобретая признаки рекламной кампании.

Члены совета Межрегионального общественного благотворительного христианского фонда Великой княжны Анастасии Николаевны Романовой ответили на вопросы читателей и журналистов. На вопрос, собирается ли Анастасия Николаевна требовать возвращения монархии в России, а также предоставления ей престола, — был получен обстоятельный ответ: «Нет, не собирается... Великой княжной движут совершенно иные мотивы. Во-первых, вернуть себе свое имя. Частично эта задача уже выполнена: сейчас она обладает паспортом гражданки России Анастасии Николаевны Романовой. Но не менее она дорожит исполнением своего патриотического долга перед Россией: вернуть в нашу страну не только личное состояние членов семьи Романовых, но и все царские вклады, которые на протяжении почти двух веков правящая династия размещала в зарубежных странах с целью в трудный для нас час обратить их на благо России.

Здравствуйте, Анастасия Николаевна! Я склоняюсь перед Вами. Я девочка Настя, мне будет 10 лет 24 июня. Когда я прочитала о Вас, что Вы хотите приехать в Россию, я решила с Вами встретиться. После того, как мне исполнилось пять лет, мне мама рассказала о том, что произошло с семьей Романовых. У меня есть мультфильм про Анастасию. И этот мультфильм, и газета — все говорило о том, что Анастасия жива. У меня в душе жила надежда на это, и эта надежда меня не обманула... Я рискну пригласить Вас на мой день рождения. Я понимаю — это несбыточная мечта — увидеть живую княжну. Но я надеюсь с Вами встретиться, потому что Вы будете жить вечно. Я люблю Вас.
Настя Б., Краснодарский край, Темрюкский район.
(«Российская газета»).

На высоком уровне началась провокационная возня вокруг имени Святой Мученицы Великой княжны Анастасии Романовой. Фонд, присвоивший ее имя, провел пресс-конференцию в центральном офисе Интерфакса... Этот фонд рекламирует новую лже-анастасию, некую гражданку Грузии 101-летнюю Наталью Петровну Билиходзе. Разумеется, представители фонда располагают данными множества экспертиз, согласно которым гражданка Грузии и Великая княжна имеют «такое количество совпадающих признаков, которое может быть только в одном из 700 млрд. случаев». Хотя вряд ли новая самозванка превзойдет известную Анну Андерсон, которой удалось убедить в том, что она и есть Анастасия Николаевна даже некоторых близких к Царской Семье людей... Однако эти господа подошли к делу весьма прагматично. Они, видите ли, пекутся об Отечестве, хотят вернуть в Россию деньги, принадлежащие семье Романовых. Они даже утверждают, что уже начали ввозить эти деньги (?!), долгое время находившиеся в банках Европы и Америки. Им, якобы, «удалось представить западным банкам убедительные доказательства: анонимные «западные банки деньги отдают, а в России эти средства тормозятся» (председатель фонда Дергачев). Причем, речь ведется о сумме в 1 триллион долларов. Пресс-конференция запланирована как начало рекламной кампании перед приездом самой гражданки Билихидзе в сентябре с.г. в Москву, где организаторы этой провокации намерены представить ее президенту и правительству, которые и должны своим авторитетом признать ее принадлежность династии Романовых. Иначе, мол, денег России не видать.
Агентство «Русская линия».

Оборотни
Из протокола допроса Михаила Поздеева в Кунгурском округе ОГПУ от 5 октября 1927 года:
«Прибыл я в с. Савино как монах и жил у одной старушки, которая сказала мне, что ты, наверное, не монах, а князь Михаил. Старушка эта сказала, что в с. Кислом живет княжна Мария. Я в свою очередь сказал старушке этой, что как ты узнала, что я — Михаил. После этого я пришел к этой старушке с товарищем, которого она признала за наследника Алексея. Она говорила еще, что у них был царь Николай странником и даже обедал. Хотя нам не признался, но мы уверены [что царь]... Монахини были убеждены, что я действительно князь Михаил».


Феномен самозванства на Руси имеет богатую и древнюю историю. Но и в «смутное время», и в петровское лихолетье реформ, и в пугачевский бунт, и в более поздние времена, когда многочисленные «Романовы» словно тени бродили из избы в избу, прося у богомольных крестьян не власти, не почестей, а лишь миску супа да краюху хлеба, — во все эти времена власть предержащие преследовали этих самозванных героев: четвертовали, ссылали, расстреливали. Правда, случалось, короновали, но для того, чтобы потом пульнуть из пушки телом пришлого самозванца в ту сторону света, с которой он явился на Русь...Сейчас все иначе. И феномен этот, хотя и питается прежней исконной тягой народа к «законной власти», которую всегда на Руси олицетворял только Царь, — феномен этот приобрел совершенно новые, карикатурные очертания. Власть не только не препятствует не весть откуда взявшейся лже-княжне, но дает зеленый свет пропаганде ее образа в общенациональных СМИ: на крупнейших телеканалах, на страницах самых респектабельных газет... Раскрутка новоявленной «княжны» идет с доселе неслыханным размахом, приобретая признаки рекламной кампании. Да и сами сторонники «Анастасии» не только не прячутся от зоркого ока «слуг народных», но напротив, прямо апеллируют к власти, пытаются с ней торговаться, требуют поддержки своих идей... Такого странного самозванства Россия еще не знала! Видно, кому-то очень пришлась ко двору эта неожиданно выплывшая на свет история с «княжной»... Акции такого размаха просто так не проводятся.
В 1992 году в нашу редакцию прислал письмо некий Владимир, отбывавший наказание в Самарской области за тяжкое преступление. В письме были довольно грамотные стихи (впрочем, весьма амбициозные). Одно характерное четверостишье я привожу по памяти:

Я Иоанн, я Златоуст,
Я князь Владимир,
Инок Сергий,
Я колокол, я меч из уст,
Я Истинный и я же Верный…

Сотрудник редакции встретился с автором письма и узнал от него, что Владимир считает себя потомком одного из представителей династии Романовых (которого из них, я не помню). Естественно, прямых доказательств он не привел, зато косвенных было множество. Одно из них, из-за своей колоритности, помню до сих пор: историческое название поселка, в котором он отбывал наказание, звучит так — Большая Царевщина. И в этом заключенный усматривал еще одно подтверждение собственного избранничества... Сотрудник редакции вынес от этой встречи впечатление, что его собеседник скорее всего совершенно искренне убежден в своем царском происхождении. И в соответствии с этой верой «перетолковывает» факты своей биографии... Дальнейшая судьба этого незаурядного человека мне не известна. А вспомнил я эту давнюю историю потому, что она приоткрывает один из потайных механизмов этого непростого явления (по утверждению историка Р. Скрынникова, правивший около года Россией Лжедмитрий I — был убежден в законности своих притязаний на престол. Добавлю в скобках, что только такое искреннее самозванство и может представлять для общества серьезную опасность — шулер все же не станет играть «по крупной»). Еще эта история доказывает: самозванство в народе было живо и в советскую эпоху, хотя и скрывалось под спудом, а значит, была жива (до времени не выявлявшая себя) и подлинная сторона этого вывернутого наизнанку явления: вера народа в БОГОУСТАНОВЛЕННОСТЬ Царской власти, в то, что Помазанник Божий — законный правитель на Руси...
Такое вот «искреннее» самозванство сродни мании величия, описанной в научно-медицинской литературе (в каждой «психушке» найдется по Наполеону), с той только существенной разницей, что в этом случае по всем остальным признакам человек психически здоров... Видимо, эта мания самозванств есть особый вид одержимости и духовного прельщения.
Самозванство второго типа хорошо описано в эпизоде с «детьми лейтенанта Шмидта» в известном глумливом романе. Тут движущим мотивом является жульнический коммерческий расчет, а идеология подбирается в соответствии с обстоятельствами. Самозванство этого типа было особенно распространено в первые десятилетия советской власти, когда отпавший от веры и утративший самодержавную государственность народ приносил своего рода искореженное «покаяние» в грехе попустительства цареубийству, с поразительной доверчивостью принимая всех, кто приходил к ним под личиной якобы неожиданно «воскресших» Романовых (см. об этом в книге В.В. Алексеева и М.Ю. Нечаевой «Воскресшие Романовы?.. (к истории самозванчества в России ХХ века)». — Екатеринбург, 2000 г.). Впрочем, и тогда не всеми «Романовыми» двигало желание поживиться за счет почитания в доверчивом народе погибших властителей страны. Были проходимцы, как Михаил Поздеев, который являлся агентом ОГПУ и одновременно выдавал себя то за Великого князя Михаила, то за артиста «императорских театров», то за Архиепископа Серафима (Остроумова)... Но были и другие самозванцы, которые жизнь положили за свою странную «веру». Например, лжекняжна Мария (Анастасия) — бывшая монахиня Мария Шаньгина-Бочкарева, которая так и не признала себя виновной, не пошла на сотрудничество со следствием и была расстреляна в 1937 году... Пусть ее за обман судит Бог, но нельзя не подивиться ее стойкости...
К какого рода самозванцам принадлежит нынешняя столетняя «Анастасия», пока рано судить, так как ее явление на политическую сцену России еще только начинается. Но люди, которые говорят от ее имени, скорее всего из вечной породы «детей лейтенанта Шмидта». И действуют они нагло, решительно — словно убеждены в том, что привыкший к всевозможной лжи народ спокойно проглотит и эту провокацию...
Но какой бы ни была мотивация новоявленной «княжны», суть этого феномена неизменно демонична. Вот что пишет о самозванчестве исследователь русской культуры А.М. Панченко: основным в данном преступлении оказывается отречение от своего имени, данного человеку в святом крещении, и, следовательно, от своего Ангела-хранителя, а это автоматически делает человека орудием нечистых сил. Принимая иное имя, человек принимает личину иного человека, то есть становится оборотнем. И поскольку в данном случае принимается не какая-нибудь личина, а образ Православного Царя, то это уж прямо диавольское действо. Так будет происходить в конце мира, когда явится самозванец, лже-Христос, лжемессия — антихрист.

Династия по-прежнему на прицеле
Из протокола допроса М.А. Поздеева от 7 октября 1927 года:
«Куликовский священник Иаков меня пригласил и посоветовал сняться князем. Я говорю: «ведь это мне неладно будет». — «Ничего не будет, у меня даже Николай ночевал. И часто бывает, а ты сняться боишься». А я говорю: «Где снимусь?» — «У меня есть две монашки, у них есть фотография». На что я согласился. Он мне вечером вырезал кресты и медали, посоветовал на ленты наклеить полтинники, а ленту коленкоровую, и дал мишуру — обшить пиджак черный и рукава, и еще вырезал картинки: Николая, Александру и Александра III, Марию. И велел сначала одному сняться, и [потом] вырезать [свою] и в середину положить между Николаем и Александрой, а второй снимок — между Александрой и Марией, что было и исполнено... Монашки долго спорили и не хотели снимать, но он насильно заставил. Ну, они как батюшку послушали и сняли, и он взял карточки, где я снят князем. Он, т.е. Яков, говорит: «Айда, я стану тебя везде хвалить и по сбору с карточкой ездить, и все собранное будем делить пополам». Я ни за что не согласился. Я ему говорю: «раз к тебе царь ходит, вы с ним и собирайте, а я больше боюсь»... Я добивался той цели, чтобы убедиться, верно ли из царской есть фамилии кто, и донести выше».


Легенда про княжну Анастасию, младшую дочь последнего Русского Царя, чудом спасшуюся от расстрела в Екатеринбурге, поразительно живуча. 17 февраля 1920 года в Берлине из канала вытащили пытавшуюся покончить с собой молодую женщину, которая до этого более двух лет провела в психиатрической больнице (там и обратили внимание на ее внешнее сходство с расстрелянной русской княжной). Вскоре она заявила, что она дочь Царя, чудом спасшаяся от расстрела в 1918 году. «Анастасии» удалось убедить в правдивости своей истории некоторых влиятельных российских эмигрантов, но члены семьи Романовых не поверили ей. Наиболее авторитетным явилось мнение Великой княгини Ольги Александровны, сестры Царя Николая II, которая в 1925 году в Берлине встречалась с "Анастасией" и заявила о ее самозванстве. История эта тянулась довольно долго и закончилась со смертью самозванки в 1984 году. Все это вдохновило мастеров грез — кинематографистов — на создание целой «анастасиады»: всего на эту тему было снято более десяти фильмов, из которых мировую известность получил фильм «Анастасия» (1956 г.). получивший на фестивале «Оскар». А в 1997 году диснеевский художник Джон Блют сделал анимационный вариант «Анастасии», и этот мультфильм до сих пор внушает детям всего мира ложь о якобы спасшейся от екатеринбургского расстрела Великой княжны...
На этом фоне и произошло новое явление самозванки в Россию. Шумная раскрутка этой истории, возможно, преследует как вполне конкретные коммерческие цели, так и более глобальные — идеологические. Ведь получившая новый толчок затихшая было шумиха вокруг «Анастасии» (если раньше скандал развивался заграницей, то теперь главным объектом промывки мозгов стали россияне), невольно ставит под сомнение законность канонизации Царской Семьи в августе 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. И потому никто из Православных верующих, чтущих Государя и Его Семью как Святых Страстотерпцев, не может равнодушно взирать на начавшее набирать обороты новое глумление над русскими святыми. Анастасия Николаевна Романова прославлена как святая, ей молятся, ей написаны иконы. И вдруг нам начинают внушать, что столетняя старушка в телевизоре — и есть святая княжна, вдруг «воскресшая», чтобы «спасти Россию», найдя ключик к несметным сокровищам Царской Семьи...Это напрямую бьет и по престижу Церкви («прежде чем канонизировать, лучше бы разобрались как следует», — насмотревшись и начитавшись этой пропагандистской чернухи сокрушится среднестатистический обыватель, а на него и расчет), — и по религиозным чувствам верующих людей, давно чтущих Царственных Страстотерпцев. Ведь эта безпрецедентная идеологическая кампания (в «Российской газете», например, из номера в номер рассказывается об «Анастасии», на телевидении прошло несколько передач) невольно заставляет людей усомниться в истинности жертвенного подвига последнего Русского Царя и его Семьи («А может их и не убивали вовсе, этих царей, вон Анастасия, оказывается, жива до сих пор!» — за кружкой пива в сердцах воскликнет все тот же среднестатистический обыватель). Потом можно предположить долгую и кощунственную по сути череду экспертиз, когда ДНК живой г-жи Билиходзе будет сравниваться с заведомо подозрительными «екатеринбургскими останками» (не признанными Церковью, но продолжающими выдаваться на государственном уровне за «царские»)... Все это объективно будет способствовать десакрализации личности святого монарха, и, соответственно, бросит тень на саму идею монархического правления в России, освященную Церковью и традицией... А вопрос о монархии в России будет сведен к подменяющему его карикатурному вопросу о том, подлинная или мнимая «Анастасия» хочет приехать к нам из Грузии? Все это может стать еще одним глумлением над Царской Семьей, тем более страшным, что ему подвергнутся в данном случае не только Помазанник Божий и его Семья, но и уже канонизированные Церковью святые.

«Царское золото»
Из протокола допроса М.А. Поздеева в ПП ОГПУ по Уралу от 1 декабря 1927 года:
«Хотя я ездил по городам, брал у монашек денег, а иногда и белье, например, полотенца, подрясники и рясы, но мне и хотелось от души съездить в Москву в мавзолей к Владимиру Ильичу Ленину, и я был там три раза, и другим рассказывал, что мощи его, говорят, в целости, а также Владимир Ильич в целости — как уснул. И не столько себя признаю виновным в том, что опутывал монашек — раньше, в старое время, и монахи, и монашки, и разные странники собирали милостыню и ездили в Иерусалим, в Киев и другие дальние места, и тоже собирали по городам и селам и деревням; другой бедный человек отдавал им для спасения души последнюю копейку. А я не отбирал последнее у бедных, а хотя обделывал монашек и буржуев и тоже ехал в Москву — но чтобы поклониться от души великому вождю Владимиру Ильичу Ленину. И действительно, был в мавзолее три раза и еще бы не прочь: что-то особенное меня влекло к нему, и даже прочим я говорил и говорю сейчас, что в монастырях мощи прикрыты, все — обман и ложь, а в Москве Владимир Ильич — весь на открытие, как живой, и белый, как восковой... Если я и обманывал, что ли, монашек и деревенских кулаков, так не ради какой большой наживы, а этим хотел дать знать впоследствии, какие есть еще среди СССР негодные элементы — такие как попы, монашки и деревенские кулачки, которым всецело нужна царизма...»


Среди ничего не говорящих широкой публике фамилий руководителей фонда, мое внимание “зацепила” только одна персона. Владлен Георгиевич Сироткин — профессор Дипломатической академии МИД РФ, Председатель Международной Ассоциации по восстановлению и защите материальных и моральных прав российских собственников за рубежом. Он является признанным специалистом в вопросе о русской собственности заграницей. И его присутствие в фонде «Анастасии», видимо, объясняется этим. Ведь замах у фонда велик — триллион долларов! 19 июня в передаче “Сенсация или провокация?” на телеканале Рен-ТV был озвучен план «возродить страну» с помощью лже –Романовой: за счет «Царских денег» выпутаться из долгов и начать подъем экономики. Невольно приходит на ум: а что если всем нам предложат поиграть в игру «хочешь стать миллионером?» Когда целой нации достаточно откровенно дадут понять: если мы хотим начать жить на широкую ногу, нужно закрыть глаза на явную ложь и хотя бы для вида признать в еще недавно никому неизвестной старушке Великую княжну, законную наследницу Царского престола. Игра эта, как нас уверяют, стоит свеч... Ведь «признание» самозванки на государственном уровне позволит ей извлечь деньги из заграничных банков. Не с этим ли циничным проектом и связана с таким блеском начатая авантюра?
В недавно изданной в Екатеринбурге брошюре «Золото и Россия за рубежом: Россия и Запад: кто кому должен?», В.Г. Сироткин пишет, что существует «проблема 2/3 золотого запаса Российской Империи на сумму в 2 млрд. 503 млн. золотых рублей, в 1914 –1920 г.г. оказавшегося в банках Запада и Японии. Формально это золото было вывезено легально на основе соответствующих международных финансовых конвенций России с Францией, Англией и Японией для закупок вооружений для русской армии в Первую мировую войну. Но... заказанного оружия поступило до Октябрьской революции едва ли на 25 процентов... Однако ни одна держава не только не вернула России «остаток» более чем в два млрд. доллара США, но и категорически до сих пор отрицает сам факт наличие этого русского золота в подвалах «Bank of Englend», «Токио-мицубиси банк» и других». Но раз так, то причем тут старушка «Анастасия»? Что она может изменить в этом раскладе? Ничего. И это прекрасно знает профессор Сироткин и Ко. Но обыватель этого не знает и думает, что триллион уже чуть ли не в кармане, стоит только признать в старушке — Великую княжну... Может получиться, как в известном театральном анекдоте: пьяный актер выходит на сцену. Суфлер ему шепчет роль по тексту, а потом делает ремарку: «И узнает в графине свою мать...» Актер берет со стола графин, со слезами произносит: «матушка...»
В упомянутой брошюре написано и о собственно Царском золоте (а не золоте Российской Империи). Сразу оговорюсь, что приведенные ниже факты целиком оставляю на совести автора. В.Г. Сироткин пишет: «Залоговое золото в Америку отправляли на японских военных судах. 16 марта 1917 года 2244 ящика с русским золотом в слитках и золотой царской монетой на сумму в 20 млн. 2499 фунтов стерлингов или 187 млн. золю руб. были погружены на два японских крейсера». Но до Америки золото не дошло. После отречения Государя Япония присвоило это золото себе. «Пикантность ситуации состояла в том, что рядом с ящиками «казенного» русского золота лежали ящики золота личного — Николая II и его супруги, которое они отправляли на свой личный счет в Brozers Berring Bank в Лондоне. По последним исследованиям (чьим? Нет ссылки! — А.Ж.), после убийства Распутина Царица очень опасалась за свою жизнь и жизнь членов своей семьи и уговорила супруга в январе 1917 г. отправить за моря и личное золото на случай бегства из России». Нам внушается мысль, что Царь лишь случайно не убежал из охваченной смутой страны и стал жертвой обстоятельств. Оказывается, как далее пишет Сироткин, это Керенский не пустил Царя за границу — англичане уже подали для этих целей к Мурманску крейсер... Удивительно, что эту расхожую напраслину на Царя печатает не кто-нибудь, а Центр по расследованию обстоятельств гибели членов семьи Дома Романовых (г. Екатеринбург). Но вернемся к «Царским деньгам». В.Г. Сироткину известно, что личные царские деньги исчислялись не в таких астрономических суммах, какие озвучивались на пресс-конференции, речь может идти о 5.5 тонн золота (эту цифру приводит Сироткин. Правда, Япония в 1941 году признала все украденное золото «Царским», чтобы, как пишет Сироткин, по суду не выплачивать эти сокровища одному колчаковскому генералу, потребовавшему от японцев обратно 22 ящика с золотом, которые когда-то он лично сдал под расписку «на хранение»... И все равно это явно не такие деньги значительные, которые могут «спасти Россию». Остальные же заграничные деньги нашей страны (тоже весьма спорные, что и не скрывает в брошюре В.Г. Сироткин) никакого отношения к семье Царя не имеют. И вернуть их в Россию — задача государственная, но никак не вышеупомянутого фонда...
Скорее всего, под прикрытием лозунгов об интересах Отечества, группа весьма осведомленных людей решила «приватизировать» сокровища Царской династии, и не более того. Но на деле никаких денег страна не получит, нас просто хотят поймать на корысти, чтобы навлечь на страну еще больший грех, а значит, и новые беды. Ведь по сути нам предлагают за все те же «тридцать серебренников» вновь отречься от своего Государя. Но иудины серебренники, в какой бы валюте не конвертировались, еще никому благополучия не принесли.

Корабль «Россия»

Из протокола допроса М.А. Поздеева в ПП ОГПУ по Уралу от 1 декабря 1927 г.:
«Если придется в жизни быть на свободе, то даю честное слово перед всей Советской властью, что я, Поздеев, никогда больше не буду делать таких ошибок, которые я сейчас сделал по своей малограмотности и по своему недоразуменью. Прямо клянусь, что буду верным всей СССР, если и услышу от кого что, или увижу, или узнаю, кто против власти что заговорит и сделает, — то тотчас же буду доносить, куда объяснят» (все цит. по: В.В. Алексеев, М.Ю. Неткачева «Воскресшие Романовы?..»).


В десятом выпуске альманаха «Русское эхо» (г. Самара, 2002 г.) протоиерей Евгений Шестун в статье «Афонские встречи» приводит рассказ послушника Григория: «Видение было явлено в день убиения Царской Семьи 17 июля в этом году (2001 г. — А.Ж.) одному насельнику Святой Горы Афон... Он советовался со старцами Афона, ...и они сказали, что это откровение. Пусть имя его останется в тайне, но это чудо, которое может поразить весь мир. Он увидел огромный-огромный корабль, выброшенный на скалы в полутемный мрак. Он видит, что корабль называется «Россия». Корабль наклоняется и вот-вот должен рухнуть со скалы в море. А там тысячи и тысячи людей, которые находятся в панике. Они уже думают, что уже должен наступить конец их жизни, помощи ждать неоткуда. И вдруг на горизонте появляется фигура всадника, он мчится на коне прямо по морю. Чем ближе приближается всадник, тем яснее видно, что это наш Государь. Он, как всегда, прост, в простой солдатской фуражке, в солдатском мундире, видны знаки отличия. Лицо его было светлым и добрым. У него были такие глаза, что он любит весь мир, и пострадал за этот мир, за Православную Русь. Яркий луч с неба освещает Государя, и в этот миг корабль плавно спускается на воду, становится на свой курс. На корабле видно великое ликование спасенных людей, которое невозможно описать».
Вот почему все эти годы с таким упорством в «лабораториях зла» высиживаются все новые провокации против последнего Русского Царя, — ведь и им известно, кто именно скачет к нам по морю на белом коне. Но изменить и замедлить движение этого небесного всадника уже никому не удастся…

На снимке: вверху — Великая княжна Анастасия Николаевна Романова; внизу — слева направо: самозванцы Лжедитрий I, Емельян Пугачев, Михаил Поздеев.

Антон Жоголев
28.06.2002
1175
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru