Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

В ответе за каждое слово…

В Поволжском Православном институте имени Святителя Алексия в Тольятти прошел круглый стол «Социальная ответственность журналиста».

В Поволжском Православном институте имени Святителя Алексия в Тольятти прошел круглый стол «Социальная ответственность журналиста».

28 февраля в Поволжском Православном институте имени Святителя Алексия в Тольятти прошел круглый стол «Социальная ответственность журналиста». Вела собрание председатель Самарского областного отделения Союза журналистов России Ирина Владимировна Цветкова. Первому она предоставила слово заместителю руководителя администрации Губернатора Самарской области Виктору Александровичу Кузнецову. Его выступление задало тон всей дальнейшей дискуссии.

- Сегодня каждый день на нас обрушивается масса всевозможных вбросов, фейков, и они в значительной мере формируют картину мира у миллионов людей, - констатировал выступающий. - Как человеку, находящемуся во власти, мне приходится сталкиваться с этим постоянно. Как с этим существовать? Эту проблему нужно обсуждать и, возможно, вырабатывать какие-то защитные механизмы, которые создадут определенную иммунную систему, чтобы вирусы недоверия не разлагали общество. Только это должны быть не законодательные, а скорее нравственные механизмы. Когда, например, журналистское сообщество объявляет «нерукопожатными» тех, кто эти фейки запускает…

Раньше СМИ, особенно телевидение, скрепляли общество, создавали некие смыслы, вокруг которых складывались социальные связи, появлялись общие социальные оценки. Сегодня люди моложе 35 лет обо всех событиях в мире узнают из разного рода новостных лент в интернете, которые формируются иногда на коленке, иногда по определенному заказу. Например, у информационного портала «Медуза» сегодня в повестке дня такая вот новость номер один: «Алекс Лесли и Настя Рыбка запросили политического убежища в США…». Вряд ли уж так важно нашему народу в первую очередь узнать о проблемах Насти Рыбки… Есть фейки, которые просто не соответствуют действительности. Но здесь мы сталкиваемся с другим фейком, когда то, что является действительно значимым для общества и должно находиться в топе новостей, у нас, наоборот, замалчивается, а навязывается обществу то, о чем вообще не стоит и говорить.

Что же такое журналистика? Это как искусство приготовления хорошей качественной пищи из натуральных продуктов. А у нас уже сложилась иная культура информационного потребления, которую можно уподобить нездоровому питанию информационными чипсами. Настоящая журналистика - это не только факты, цифры, справочники, в ней еще и смыслы значимые есть. Вокруг этих смыслов можно спорить, их стоит обсуждать. Ведь и общество склеивается из того, о чем мы рассуждаем, что обсуждаем.

Настоятель Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня Архимандрит Георгий (Шестун) в продолжение темы отметил:

- Чтобы просто информировать население в средствах массовой информации (СМИ), журналистика, в общем, и не нужна. Для чего же тогда нужна журналистика? Приведу пример. Был такой журналист, Иван Лукьянович Солоневич. Он был великий журналист, идеолог «народной монархии», и он остался в истории, его никем не заменишь. А у нас в Самаре был журналист Евгений Николаевич Жоголев, это крупная личность в журналистике. Такие журналисты не только информируют читателей, они несут людям смыслы. Слово «информация» применительно к журналистике лучше заменить на какое-то другое. Есть три ключевых понятия: истина, знания, информация. Из них и складывается журналистика. Только нужно помнить о том, как Пилат вопрошал Христа, «что есть истина», не понимая, что Истина стоит перед ним. Истина не «что», а «Кто». И Истина всех объединяет… Да, сейчас благодаря интернету очень много людей занимаются информированием. Всевозможные блогеры, завсегдатаи социальных сетей как бы размывают профессию журналиста. Но надо поднять выше планку журналистики, и тогда большинство этих блогеров до нее просто не дотянутся. Поднять планку с информирования до просвещения. Я бы лучше назвал так: «средства массового просвещения и информирования».

Собравшиеся за круглым столом стали свидетелями в чем-то знакового уважительного диалога между людьми, находящимися, можно сказать, в весьма удаленных друг от друга сегментах общества. Студент-филолог Православного института Никита Беляев выразил свое, несколько однобокое, отношение к процессам в информационном пространстве. Молодой человек в лицо профессиональному журналистскому сообществу заявил, что современной молодежи больше не интересны традиционные, даже и электронные СМИ. И телевидение теряет молодежную аудиторию, потому что многие каналы транслируют рекламу и сцены насилия. Молодежь не хочет смотреть безконечные шоу типа «Дома-2», ведь теперь у молодых людей есть иные источники информации. В качестве такового было названо новостное интернет-агентство «Медуза». Оппонировать решительному в оценках студенту вызвалась директор ВГТРК «Самара» Елена Леонидовна Крылова. Она без труда опровергла во многом предвзятые оценочные суждения Никиты и рассказала собравшимся, что сегодня государственное телевидение несет людям просвещение, а сотрудники телекомпании - люди творческие и ответственные.

С ее мнением сегодня можно и согласиться. Ведь хлесткий лозунг прошлых лет «Не забудьте выключить телевизор» сегодня вдруг приобрел совсем иное звучание. Два десятилетия назад многие из нас ратовали за то, чтобы хоть как-то ограничить или и вовсе свести на нет влияние телевизора. В скольких церковных семьях тогда происходили распри из-за пресловутого «ящика»! А сейчас за круглым столом весьма авторитетные люди уже с тревогой говорили о том, что у их детей вовсе нет телевизора. Этому бы порадоваться, так ведь нет! Потому что все их свободное время поглощает компьютер. Многие специалисты сегодня в «зависимости» от телевизора усматривают меньшее зло в сравнении с угрозами, привнесенными социальными сетями. Во всяком случае, директор «Лада Медиа» (г. Тольятти) Ирина Викторовна Денисова в своем выступлении отметила:

- Уровень телепросмотров в Тольятти очень высокий. Мы прилагаем все усилия, чтобы выпускать на нашем канале программы духовного содержания и просветительского направления. Но мы в Тольятти недавно проводили исследование, и оказалось, что наш основной зритель - это люди старше 30 лет. Молодежь вся в интернете! Виртуальный мир бросает нам вызов, он притягивает к себе молодежную аудиторию. И мы должны что-то предложить молодежи, что-то противопоставить виртуалке. Нужно как-то помочь молодежи, постараться вывести ее из виртуального мира. А сейчас молодежь практически там живет…

- Подождите, - вмешался в спор Архимандрит Георгий (Шестун). - Придет время, и те обитатели социальных сетей, кто сегодня «виснет» за компьютером, повзрослеют и сами пополнят ряды телезрителей. У них уже не будет времени часами просиживать в интернете. После работы, после всех бытовых забот всего-то и хватит сил, чтобы вечером нажать на пульт телевизора и чуточку перевести дух за любимым сериалом или на нужной телепрограмме…

Не знаю, понравились ли Никите Беляеву доводы его более зрелых оппонентов. Но аргументов он, скорее всего, не нашел, и потому уже предпочел молча следить за происходящим в зале.

Председатель самарской писательской организации Александр Витальевич Громов сказал:

- Когда возникает соблазн запретить то, что нам не нравится, я вспоминаю историю, которую мне рассказал известный писатель Владимир Крупин. Как-то он гулял с другим известным писателем, Владимиром Солоухиным. Они мирно беседовали, и вдруг Солоухин говорит: «Ну всё, время! Сейчас по телевизору будет передача, надо ее идти смотреть». - «Как?! - изумился Крупин. - И вы будете смотреть эту чушь?» - «Здесь вы не правы, - возразил Солоухин. - Иногда противление бывает очень полезно».

Не всё надо запрещать, иногда полезнее отталкиваться от того, что нам не нравится, чтобы определить для себя, что такое хорошо и что такое плохо.

В последнее время существует такой перекос: в свободе начали искать свободу самовыражения. Получилась распущенность. Ведь что такое самовыражение? Ты должен крикнуть громче других. Этих громогласных крикунов не так уж и много, но они громче кричат, слышнее. Неважно, кто ты: журналист, кочегар, плотник, но когда ты делаешь свое дело ответственно, то всегда свое «я» ставишь после своего дела, а не впереди, и не выпячивая свое «я». Такой журналист не стремится красиво посмеяться над другими, поиграть словами… Если человек знает, что над ним есть Высшая сила, мне кажется, у него будет больше ответственности за те слова, которые он произнесет.

А ведь наша советская журналистика и правда была одной из самых лучших! Тогда журналист не выпячивал свое «я», говорил об окружающем мире, о том, что всех волнует. Не любовался собой. Когда мы научимся смотреть на жизнь не только исходя из своих личных интересов, а исходя из высших интересов, тогда и журналистика обретет новое дыхание… Но для этого нужно воспитать целое новое поколение. Чем и занимается отец Димитрий Лескин в Поволжском Православном институте…

…После этих слов все невольно посмотрели на Никиту Беляева. Он самоуверенно улыбнулся.

Редактор Православной газеты «Благовест», член Союза журналистов России Антон Евгеньевич Жоголев обратил аудиторию к проблемам печатных СМИ:

- Раз уж вспомнили о моем отце, Евгении Николаевиче Жоголеве... Он был известный журналист, работал в «Волжской коммуне», был и редактором. В лучшие свои годы был завотделом культуры главной областной газеты. И вот когда он умер, пять лет назад, на его похоронах кто-то вслух произнес: «С ним умерла журналистика». Это по-простому если. Все-таки, наверное, это не так, не умерла она. Но деформация профессии произошла сильная.

Я больше четверти века редактор Православной газеты «Благовест». За это время уже несколько эпох сменились. И вот наша газета пытается газетную культуру сохранять. Сейчас уходит в прошлое целый пласт нашей культуры, связанный с газетной журналистикой. Я представитель газетной династии, сам газетчик. И мне будет очень больно, если вдруг газетная страница окажется перевернутой раз и навсегда. К этому идет… И это может наступить на наших глазах. И что-то важное с этим уйдет безвозвратно. Отец мне говорил, что газета, помимо всего прочего, еще и признак цивилизации - то, что отличает общество от «дикого поля».

Наша задача как церковных журналистов - донести до людей горение человеческих сердец, живущих со Христом. Мы и информируем, конечно же, но самое главное для нас - это, можно сказать, некий «вирус духовности» привить читателям. И поскольку нам это в какой-то степени удается, газета продолжает жить, вопреки всякой логике…

Я учился еще в советское время на факультете журналистики Питерского госуниверситета. Нас учили на лучших образцах журналистики той эпохи. А вот недавно мне довелось услышать одну довольно характерную шутку про новые уже времена. На факультет журналистики приняли студентов-первокурсников. Они радостные все, счастливые, высыпали гурьбой на факультетский двор. К ним выходит декан, спрашивает первого, кто ближе стоял, как его зовут. «Иванов», - не задумываясь, отвечает студент. Декан порылся в бумагах, да, действительно, такой зачислен. «Только вы у нас, Иванов, учиться не сможете… Возвращаю вам документы. Профнепригодны!» - «Почему?» - удивляется первокурсник. - «Потому что правильно назвали свою фамилию. А надо было на всякий случай соврать. А еще лучше, если бы вы назвались кем-то другим, да вот хоть Сидоровым, которого тоже на первый курс зачислили». Такой вот черный юмор. Конечно, это сильное преувеличение. Но сегодня не только блогеры, а и некоторые из считающих себя журналистами, как говорится, врут и не краснеют.

Сегодня в журналистике личностей все меньше. Они еще где-то есть, но их голос уже почти не слышен в общем информационном гвалте. А те, кто приходит на смену, натасканы уже на что-то другое, на фейки, на пиар, но не на журналистику. Если мы хотим, чтобы журналистика была, надо растить людей личностями, с ответственностью перед Богом и перед профессией. Получится - значит, будет журналистика. Где именно тогда начнет Дух говорить, где будет ощущаться Его дыхание - в телевизионной журналистике, в интернете или, может, газетная журналистика воспрянет, - я не знаю. Но то, что людям хочется узнавать о других людях, это очевидно. И еще читателям хочется, чтобы им о других людях рассказывали не кто попало, а люди культурные, вежливые, не безсовестные.

Когда мы видим, что светская журналистика сдает какие-то рубежи, нам, церковным газетчикам, ничего не остается, как на эти покинутые места заступать, чтобы планка журналистики не опускалась.

У церковного журналиста, помимо общей для всех ответственности перед законом, есть и ответственность перед священноначалием. Никто с нас этой ответственности не снимал, и это нас немножко мобилизует, что тоже немаловажно. А главная наша ответственность - перед Богом, это такая ответственность, которая каждого из нас делает мудрее, сильнее, талантливее. Потому что мы знаем, для чего работаем, и знаем, чего хотим. Для нас газета - средство спасения. И наши читатели относятся к газете «Благовест» немного по-другому. Потому что наша газета связывает людей с Церковью, с Вечностью, с Богом.

Подвел итог искреннего разговора о наболевших проблемах в информационной среде гостеприимный хозяин круглого стола ректор Поволжского Православного института, доктор философских наук протоиерей Димитрий Лескин:

- У журналистского сообщества сегодня сильно такое вот настроение: «мы никому ничего не должны». Речь не идет, конечно, о достоверности информации, но никакая социальная ответственность ими в принципе не признается. Это не только российская проблема, а международная. Журналистика становится игрой. Вся модель, в которой развивается общество, становится игрой, потому что мы живем в эпоху постмодернизма. В классической цивилизационной модели слово очень значимо. Вспомним возвышенные строки, которыми начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А в книге Притчей Соломона сказано: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично». В любом здоровом обществе слово значит очень много. И в России благоговение перед словом сохранилось. Вообще, как некоторые считают, у нас потому и революция произошла, что мы очень серьезно к словам относились. На Западе уже тогда, сто лет назад, научились разделять слово и дело, там поговорили и разошлись... У нас не так. Слово становилось мощнейшим двигателем, за слово шли и умирали. Так случилось и в конце советской эпохи, когда слова некоторых политических деятелей привели к распаду СССР. Это стало ахиллесовой пятой и нашего современного общества: мы продолжаем доверять слову, болезненно реагируем на слова. Для нас неприемлемо относиться к слову как к какой-то игре. И из-за этого у нас даже видишь сломанные судьбы. Слово все еще значимо для многих, ведь словами выражается внутреннее мироощущение людей. Но в то же время матрица, в которой сейчас мы живем, она сформирована не в России. И в эту матрицу уже заложено совершенно другое отношение к слову. В постмодернистском обществе само понятие «истина» отсутствует. Оно там ничего не значит. Для Хантингтона и других американских социологов истина лишь то, что ты придумал и сам исповедуешь, и на тебе лежит ответственность обосновать и доказать ее, заставить других поверить в ее истинность. Всё! Для них истина - это то, во что поверит как можно больше людей. И ничего иного. Это ситуация игры…

Слово сейчас так легко и так безответственно произнести! Раньше разве что на заборах писали такие вот безответственные слова. Сейчас возможности совершенно другие. Сегодня поставщиком информации стали уже не традиционные электронные СМИ, и даже не новостные интернет-агентства типа «Медузы». Нет! Когда информация попадает в социальную сеть, то сразу идут на нее десятки и сотни комментариев. Сейчас не столь важна сама информация, сколько важна реакция на нее. Информация лишь повод возбудить определенных людей, заставить их высказаться. Это теперь доступно каждому. И у большинства молодых людей чувство ответственности за сказанные слова отсутствует. При этом мы наблюдаем вопиющую безграмотность, даже элементарные знания грамматики и пунктуации отсутствуют… А устная речь! Нормальный диалог уже редко услышишь. Забыто, что когда-то была у нас высокая риторика. К этому мы должны возвращаться, в школах и институтах искусство риторики, да просто умение вести диалог надо заново «проходить»! Интернет все это забрал... Зато мы ставим лайки… Когда пишешь и, чтобы эмоцию свою выразить, ищешь нужные смайлики, используешь три-четыре картинки с рожицами, мордочками, чтобы оттенки смысла уложить в эти несколько простеньких схем. Иногда скачиваешь дополнительные рисуночки, чтобы выразить себя с помощью еще двух-трех стандартных символов… У нас безсловесное общество складывается, поколение с клиповым сознанием.

В этой ситуации роль журналиста как медиатора обсуждения становится исключительно важной. Настоящий журналист информацию пропускает через сердце… А вот в Южной Корее половина новостей готовится роботами, и справляются роботы с этим вроде бы неплохо.
В Японии тоже уже роботы новости составляют. Через десять лет это может быть везде так. Так что же, журналистика уйдет? Нет! Журналистика - это совершенно другое. Наверное, машина лучше людей научится штамповать новости. Но журналиста отличают его личный совестный, нравственный долг, стремление к правде, честность. И при таком отношении фейк воспринимается уже как грех. Но все это возможно лишь при нравственном восприятии профессии журналиста. Нравственная основа журналистской работы должна нас всех объединять. Мы все, здесь собравшиеся, и журналисты, и ученые, и представители Церкви, мы на одной стороне. Потому что на другой стороне - «грядущий хам». На другой стороне - абсолютное безмолвие культуры. Инстинкт, рационализм и… клик в компьютере! Который объединяет всё остальное.

Подготовил Антон Жоголев.

Фото Евгения Ситникова
и пресс-службы Православной классической гимназии.

6
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть







Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru