‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

По ком звонит колокол

«Колокольный звон — прикосновение Вечности!»

Об авторе. Людмила Ивановна Белкина родилась в г. Каунасе Литовской ССР. Окончила филологический факультет Куйбышевского (Самарского) государственного университета. Работала в Самаре в областных и многотиражных газетах. С 2001 и по 2005 год — корреспондент газеты «Благовест». В последующие годы — внештатный автор газеты «Благовест». Автор-составитель книг «Игумения Мария» и «Избавительница от бед». Член Союза журналистов России.

Раньше считала: выражение «Господь посетил» означает, что посетил болезнью, скорбью, которую надо без ропота вынести, перетерпеть. Но внезапно смысл этих слов раскрылся для меня по-новому. Раскрылся в минуту трудную, по земным меркам скорбную. Врач в медицинском центре, мрачно взглянув на меня и отведя глаза, пробормотала, что операцию делать уже поздно.

Я медленно шла из медицинского центра домой. Все силы были предельно собраны и напряжены, мыслей почти не было. А душа почему-то ликовала: свобода! Наконец-то я освободилась от ненужных земных попечений, хождений по врачам, надежд на земные средства. И осталась наедине с Богом. Между мной и сияющей вечностью теперь не стояло ничего. Душа пела: «Слава Богу за всё!» Пела непрерывно, усиливаясь, ускоряясь, насыщаясь и не насыщаясь этим славословием. Оно было ее потребностью, жизнью, ее дыханием. Господь посетил… не скорбью — радостью!

И в это мгновение зазвонили колокола. Это были колокола Кирилло-Мефодиевского собора. Два часа дня, службы нет. Но шли Пасхальные дни. Глаза защипало: я знала, что колокола звонили для меня.

В уме всплыло название одного из самых известных романов американского писателя Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Книгами Хемингуэя я в свои студенческие 1970-е, как и многие, увлекалась. Знаменитый портрет бородача в свитере висел на стене в моей квартире, как и в других интеллигентских квартирах Союза. Позже, став Православной, портрет этот я куда-то убрала: ведь писатель покончил с собой и не нужно выставлять его поражение как победу. Хотя сейчас не стану судить строго. Жизнь — сложная штука. Хемингуэя залечили электрошоком психиатры, он потерял память и способность писать, творить, стало известно, что за ним была слежка. Так ли он виноват в своей смерти? Ведает Господь.

Маленький звонарь. Фото Екатерины Жевак.

Главный герой романа «По ком звонит колокол», молодой американец Роберт Джордан, воюющий в Испании против фалангистов на стороне республиканцев, не верует, но является носителем христианских добродетелей: нестяжательности, верности долгу, отваги, жертвенности. Тяжело раненный, он решает: «Ты ничего уже не можешь сделать для себя, но, может быть, ты сможешь что-нибудь сделать для других», — и отказывается от помощи товарищей по партизанскому отряду, отсылает от себя и любимую девушку, чтобы они спаслись. Он поступает как христианин, хотя дело его не правое. Республиканцы в охваченной гражданской войной Испании крушили храмы, преследовали священников. А их противники-фалангисты во главе с генералом Франко, как это ни парадоксально, отстаивали христианские ценности и монархию. И они победили! Хотя воевать им пришлось еще и с интербригадами, съехавшимися в Испанию со всего мира, в которых американцы причудливо объединились с коммунистами из Советского Союза. В результате той победы в Испании была восстановлена монархия и отсрочено в этой стране на полвека торжество сначала так называемых секулярных, а теперь уже и прямо содомитских «ценностей», которые сейчас и в Испанию, конечно же, приникают вовсю. Вспомним лишь недавнее отречение от престола — причем с обидой на своих подданных! — короля Испании Хуана Карлоса.

Эпиграфом к роману классик американской литературы XX века поставил цитату из проповеди Джона Донна, английского поэта и священника XVII века: «Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

Роман «По ком звонит колокол» — о высоте духа и предательстве, о том, как противоестественны война и убийство и какой скорбью отдается в душе смерть любого человека.

Но колокол еще и возвещает о Пасхе. Об этом не сказал, не смог сказать знаменитый американец. Хемингуэй шел, кажется, верным путем, ему оставалось сделать только один шаг: назвать все то, что он любил и ценил в жизни, своим именем. Это Имя — Христос. Но, видимо, у писателя западное христианство не вызывало доверия, а о Православии он вряд ли и знал. Похоже, что Хемингуэй вкладывает Роберту Джордану собственные мысли: «Как ты думаешь, кому легче? Верующим или тем, кто принимает все так, как оно есть? Вера, конечно, служит утешением, но зато мы знаем, что бояться нечего». Не случайно у писателя «победитель не получает ничего» — так названа одна из его последующих книг.

Один мой неверующий знакомый говорил мне: «Представь, я уверен, что «там» ничего нет, но, тем не менее, стараюсь во всем быть честным и безупречным, это тяжело — но я в этом вижу смысл своей жизни». Он не задумался над тем, что сами эти высокие понятия — честность, благородство души — даны человечеству с Небес, на горе Синай и в Нагорной проповеди.

Хемингуэй и его герои поступали так же, до последнего момента жизни стараясь все делать безупречно, в соответствии со своими понятиями о чести и долге. Но когда подходишь к границе, за которой — ничто, тогда можно и «пульку в лоб», это «мужественнее, чем умереть в постели», так однажды сказал сам Хемингуэй, предсказав свой печальный и безславный конец. Вот почему звон колокола в его романе печален — в нем нет надежды.

Колокольный звон пасхально звучит только в Православии. Мы способны испытывать счастье даже по принципу: «чем хуже, тем лучше». Нередко особенно чувствуешь Божию благодать в болезни, в трагических обстоятельствах. Одна моя знакомая за полгода потеряла и мужа, и единственного сына. В храм она ходит как можно чаще и там находит утешение. Ей нередко сочувствуют: «Какие у тебя скорби!» А она мне призналась: «А я не ощущаю особенных скорбей. Я поняла, что почему-то так надо. Господь, а не я лучше знает, как надо. Я все время чувствую Божественное утешение».

Вот что значит: «Господь посетил»! Посетил благодатью.

Но почему в скорбях мы ощущаем благодать далеко не всегда? Может быть, оттого, что не принимаем Промысл Божий о себе, ропщем, не доверяем Богу, хотим, чтобы было все по-нашему? А Господь — наш Небесный Отец, Он лучше знает, что нам нужно. В трудную минуту Он приходит к нам Сам и утешает нас, как дивно!

А может быть, иначе: благодать, изливающаяся на нас, всегда одна и та же, но в тяжелых обстоятельствах жизни человек начинает размышлять, каяться, смиряться и поэтому способен открыться благодати и получить утешение. Как открывают занавешенное окно, и в комнату проникает солнечный свет.

Это происходит как чудо, внезапно и не потому, что ты сам этого захотел.

«Напрасно человек хотел бы проникнуть в духовные тайны сам собою, одним собственным усилием! Он будет только тайным мечтателем, блуждающим ощупью во мраке самообольщения… Путь к духовному тайнозрению — постоянное пребывание в покаянии, в плаче и слезах о греховности своей», — писал Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем труде «Аскетические опыты».

Уже через несколько дней это чувство благодати, покоя, мира, любви уменьшилось, грешной душе моей его постоянно не удержать. Слава Богу за то, что я его испытала. Описать это состояние очень трудно. Похоже на освобождение из долгого и мучительного плена.

Это освобождение приходит, когда человек предает себя в волю Божию.

— Когда человек себя полностью отдает в волю Божию, он словно приносит себя в жертву Богу, — сказал мне в Ташле протоиерей Евгений Голобородько, клирик Свято-Троицкого храма, когда я ему рассказала о своем переживании. — Как Авраам, который был готов принести Исаака в жертву. И тогда в жизни человека меняется всё. Вот тогда могут происходить чудесные исцеления.

Колокольный звон чудесным образом подтвердил «момент истины» в моей жизни. Колокольный звон, одно из безценных богатств нашей дорогой, любимой России. Дивный звон сорока сороков церквей Москвы, о котором с таким восторгом и благодарностью писала в «Стихах о Москве» поэт Марина Цветаева.

Наш современник, академик, один из руководителей Института биосферы РАН, прекрасный русский ученый Фотий Яковлевич Шипунов говорил о колокольном звоне как о чуде Божием, которое в земной жизни нам очень нужно:

— В пределах биосферы существует созданная Творцом звукосфера, которую человек с некоторых пор преобразовал в шумосферу, хаос. Звук целителен для всякой живой клетки, а шум ее разрушает. Чтобы усилить звукосферу, и был создан колокольный звон. Там, где он есть, ощущается симфония природы и жизнь поддерживается на максимальном уровне. Колокол излучает огромное количество резонансной ультразвуковой радиации, которая духовно и физически очищает пространство. В России до 1930 года было 1270 монастырей и приблизительно 80 тысяч церквей. Когда ученые подсчитали потенциал излучения всех колоколов в ультразвуковом диапазоне, выяснилось, что по праздникам он был так велик, что мог отклонить траекторию полета ракеты средней дальности. Выходит, что страна в этот момент находилась под своеобразным звуковым куполом. Колокольный звон способен также разрушать болезнетворную среду, в которой развиваются различные вирусы, останавливать эпидемии… Сила России — и в колокольном звоне.

А недавно колокольный звон Благовещенской церкви Самары в прямом смысле слова спас человека от смерти. Об этом рассказал мне клирик храма иерей Алексий Барсуков:

— Великим постом, в воскресенье вечером, после Пассии, которую у нас служил Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, все уже ушли из храма, а я задержался. И тут в храм зашел человек, растрепанный, взъерошенный — и ко мне. Я почувствовал запах перегара и, грешным делом, подумал: «Наверное, денег попросит». А он вдруг сказал: «Вот я здесь недалеко живу. Я хотел повеситься. Залез в петлю, но услышал колокольный
звон вашего храма и передумал». У него были серьезные проблемы, и он решил с этой жизнью покончить одним махом. И тем навсегда погубить свою душу. Он сам такого не ожидал. Но Господь спас этого человека через колокольный звон.

Поистине Пасхальная история! Колокол звонит о вечной жизни, о Пасхе. Колокольный звон — прикосновение Вечности. 

Людмила Белкина

1558
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru