Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Форум «Русский мир» в Самаре

В Самарской епархии прошел межрегиональный церковно-общественный форум «Русский мир и духовное развитие народов Поволжья». 

В Самарской епархии прошел межрегиональный церковно-общественный форум «Русский мир и духовное развитие народов Поволжья». Этот форум был посвящен 160-летию со дня образования Самарской епархии Русской Православной Церкви.

Форум открылся 1 июня молебном в тольяттинском храме Всех Святых в Земле Российской просиявших — домовой церкви Православной классической гимназии. Затем начали свою работу круглые столы и пленарные заседания.

А 2 июня форум переместился в Самару. День этот — в нынешнем году он совпал с Вознесением Господним — для самарцев знаменателен еще и тем, что это праздник Святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, Небесного покровителя нашего богоспасаемого града. Сотни верующих собрались в Вознесенском соборе на Архиерейское Богослужение, а после Литургии Крестным ходом во главе с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием и самарским духовенством прошли к часовне Святителя Алексия на берегу Волги, возле Речного вокзала. Так радостно, в золотом сиянии солнечного дня, под колокольный звон начался второй день работы форума.

Пленарное заседание «Соработничество Церкви, общества и государства в развитии социально-образовательных, культурных и национальных проблем народов Поволжья» проходило в просторном, совсем недавно капитально отремонтированном здании Самарского академического театра оперы и балета.

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий сделал обстоятельный доклад «Миссия Самарской епархии Русской Православной Церкви в условиях секулярного мира».

«Понять национальную идею можно только в лоне Православной Церкви», — отметил Владыка. В докладе прозвучали впечатляющие факты. В Тольятти создается Поволжский Православный институт имени Святителя Алексия. В Самарской области сегодня уже действует более шестидесяти Епархиальных духовно-просветительских центров! И отнюдь не только в крупных приходах.

— Россия повторяет в истории крестный путь Господа Иисуса Христа. Униженная и распятая, она поднимется и воскреснет! — эти слова Владыки нашли благодатный отзвук в сердцах участников собрания.

Ведущий пленарного заседания протоиерей Димитрий Лескин кратко ознакомил собравшихся в зале с историей создания Самарской епархии.

С приветственными словами обратились к участникам форума председатель Самарской Губернской Думы Виктор Федорович Сазонов, главный федеральный инспектор по Самарской области Сергей Александрович Сычев, глава городского округа Самара Дмитрий Игоревич Азаров и председатель совета ректоров самарских вузов, ректор медуниверситета, доктор медицинских наук Геннадий Петрович Котельников.


Архимандрит Вениамин (Лабутин).

Доктор исторических наук, заведующий отделом русского народа Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук Александр Викторович Буганов выступил с докладом «Русский мир — историческая память и самосознание». В своем сообщении он остановился на определении идентичности русского народа. В чем она — эта самая русскость? В языке? В культуре? В месте рождения? На эти вопросы он и постарался ответить. 

— Понятие «русский» в России XIX века имело не столько этническое, сколько конфессиональное определение, — считает ученый-этнолог Александр Буганов. — Интересную особенность определили исследователи: с кем бы ни вели русские люди вооруженные конфликты — с турками ли, французами или кем-то еще, всех их называли словами «нехристи», басурманы. Даже если (как это, скажем, было с французами в 1812 году) война шла с народом, принадлежащим к Христианской семье народов… Это неслучайно. Россия понималась русскими как Православное Царство, как защитница веры и Церкви во всем мире. И потому те, кто посягали на нее, сразу переходили в разряд врагов Самого Христа. И потому становились «нехристями»… Эта особенность еще имела то важное последствие, что каждый русский тогда считал, что Россия должна быть крепкой и могущественной. И для такой Державы, для ее независимости и укрепления, не жалко и жизнь отдать. Ведь она являла собой — в понимании большинства русских той эпохи — защитницу Православия. Принадлежность каждого к сильному государству, к Империи, защищающей Православную веру, являлась важным фактором русского национального самосознания.

В конце XIX века русские в Российской Империи составляли (по разным опросам, заметно отличающимся один от другого) всего чуть более половины населения Империи. Но при этом русская государственность имела ярко выраженный именно русский Православный характер. Известная формула Уварова «Православие, Самодержавие, народность» определяла тогда характер государственной модели. 

Русское и российское… Этнос и гражданская нация… Какие тут возможны варианты взаимодействия? Английский компонент в Британской нации. Русский компонент в Российской нации… Не нужно видеть в понятии «Российское» лишь отрицание русского. Нет, эти понятия не отрицают, а лишь дополняют одно другое. Русская и российская идентичности в основе своей не противоречат одна другой. А просто в этом случае происходит идентичность на разных уровнях. И совершенно нормально каждому народу иметь сразу несколько уровней самоидентичности.


Глава города Самары Дмитрий Азаров.

В опросах самого начала XXI века русские в первую очередь отмечали свою этническую принадлежность к русскому народу. Это вызвано тем, что несколько поколений русских людей были вырваны из нормальной церковной жизни. И до сих пор еще имеется преобладание светского характера в современной российской культуре. Но по последним опросам видно, что Православие становится все более весомой частью нашей национальной идентичности. Самоидентификация большинства русских как Православных людей есть факт, который ясно виден из социологических опросов. И потому совершенно справедлива точка зрения, которую поддерживает и Священноначалие Русской Церкви: Православными в России нужно считать всех, кто принял святое крещение в Русской Церкви.

Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии Архимандрит Вениамин (Лабутин) в докладе «Школа и Церковь: традиции и вызовы современности» привел говорящий о многом факт: в начале 90-х годов тогдашний министр образования Днепров заявил, что задача школы не воспитывать, а… «оказывать образовательные услуги». К чему это привело? На вопрос, готов ли преступить нравственные нормы ради достижения своих целей, 55 процентов опрошенных в те годы подростков ответили: да, готов.

«Сегодня дети называют предмет Основы Православной культуры уроками добра», — сказал Архимандрит Вениамин.

И это позволяет надеяться на то, что наши дети не станут потерянным поколением, а будут достойными сынами и дочерьми своего Отечества.

Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Наук, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, декан философского факультета МГУ Владимир Васильевич Миронов выступил с докладом «Трансформации культуры в начале XXI века».

В своем ярком, эмоциональном выступлении ученый говорил о том, какую серьезную опасность для культуры представляет внедрение в жизнь людей усредненных стандартов.

— Мы иногда и не подозреваем, насколько глубокие трансформации, то есть изменения — непростые как внешние, так и внутренние — происходят в культуре. Это похоже на вирус. Вот культуры старого типа — например, немецкая, французская, русская — как они общались между собой? Два пласта культуры пересекались между собой… — например, так, как пересекаются две окружности. И оказалась удивительная вещь: при общении культур интересно не то, что в пересечении, а то, что как раз не пересекается.

На одном форуме зарубежные культурологи спорили со мной, убеждали в том, что «слияние культур» это безусловный плюс, а не минус. Я в ответ привел им такой пример. Хотели бы они, чтобы вместо французских вин им принесли вина какие-нибудь усредненные, «евросоюзовские»? Они почему-то не захотели…

Необходимо погрузиться в другую культуру, чтобы понимать ее и сравнивать со своей.

Но, погрузившись в другую культуру, ты можешь незаметно постепенно потерять свою идентичность.

Помните, о Ленском в «Евгении Онегине» написано:

Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

То есть Владимир Ленский приехал на родину уже практически немцем. И вел себя как немец, и мыслил как немец… Глубоко погрузился в чуждую нам германскую стихию… Да, это небезопасно. Как бы ни была приятна и интересна та или иная культура, все равно она — чужая. Приведу любопытный, хотя и хрестоматийный, пример — мы называем таракана «прусаком», а немцы — «русаком».


Декан философского факультета МГУ Владимир Миронов..

Итак, оппозиция «свой — чужой», она всегда присутствует. Конечно, культура не хочет свои ценности отдавать, и она вырабатывает механизмы, блокирующие влияние чуждых представлений. Каждая культура знает механизм, чтобы не допустить размывания своей культуры чужими взглядами и предпочтениями.

Вторая оппозиция — «прикровенная откровенность». Что происходит сегодня? Молодой человек или девушка, войдя в кинозал или просто включив телевизор, может увидеть на экране то, для восприятия чего они даже психологически не готовы. Это может вызвать эмоциональный шок. Но это же происходит сплошь и рядом! Стоит только поздно вечером случайно попасть «не на тот канал»…

Сегодня развиваются единые глобальные информационные конструкции, развивается интернет. И все меняется местами. Информация из средства общения превращается в цель. Разные культуры погружаются как бы в один информационный мешок. И тогда этот информационный мешок заставляет культуры действовать по усредненному стандарту. А господствует та культура, которая господствует в техническом отношении. Начинает доминировать один язык. Сегодня нельзя не знать английский язык. Чуть ли не открыто говорится, что в новом массмедийном обществе без знания английского языка человек будет ощущать себя почти что неполноценным… Наши дети не знают, кто такая Баба Яга, поскольку сказок им не читают. Зато прекрасно знают, кто такой Микки Маус. Заметьте, американские дети тоже знают Микки Мауса, но для них это свое, родное…

И действительно, происходит некий переворот. Мы начинаем одинаково говорить, мы начинаем одинаково мыслить.

Огромные деньги тратятся на это. В интернете существуют прекрасные библиотеки: средневековые, Православные… Но 80 процентов пользователей интернета интересует совсем иное. Самое низменное…

В современном мире все более доминирует культура шоу. И политика превращается в шоу. Феномен Владимира Вольфовича Жириновского, этого известного «шоумена от политики» — у всех перед глазами. Мы смотрим по телевизору как под микроскопом на самих себя. Так может быть, лучше просто подойти к зеркалу?..

Конференция завершилась 3 июня, когда прошли круглые столы и пленарные заседания на различных площадках города, в том числе в Самарской Духовной семинарии. 

Соб. инф.


 

 

Дата: 24 июня 2011
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru