‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Надо проповедовать Православие»

Исполнилось 80 лет известному миссионеру и духовному писателю игумену Герману (Подмошенскому).

Исполнилось 80 лет известному миссионеру и духовному писателю игумену Герману (Подмошенскому).

«Я не живу в России, я сюда умирать приехал, но я надеюсь на молодое поколение, которое очень хорошее впечатление оставляет, хотя оно и воспитано в этой свистопляске, — добрые, хорошие люди здесь есть. Это новое поколение, безусловно, спасет нашу Святую Русь при помощи Божией Матери, Которая везде сейчас являет чудеса. Нам нечего унывать, а наоборот — надо проповедовать Православие».

Из выступления игумена Германа (Подмошенского) на Рождественских чтениях в Москве в январе 2004 года.

27 марта 2014 года исполнилось 80 лет выдающемуся миссионеру, современному просветителю Америки игумену Герману (Подмошенскому). Когда слышу это имя, сразу память обращает меня к первым месяцам моей работы в только что созданном «Благовесте». В начале 1990-х годов мне посчастливилось приобрести достаточно внушительных размеров книгу «Не от мира сего», рассказывающую о жизненном пути иеромонаха Серафима (Роуза) и его сотаинника, друга — игумена Германа. Их судьбы вольно или невольно стали влиять на мою — только начавшего робкие попытки духовного просвещения через газетное слово в родной Самаре. Тогда приходилось начинать фактически с нуля. Все традиции Православной журналистики были давно прерваны. Но пример двух американских миссионеров (один из них, отец Герман, был русским, родился в Латвии в 1934 году), которым выпал нелегкий жребий сеять духовное просвещение на «каменистой почве» Америки, — он и вдохновлял, и поддерживал. Давал надежду! Эта книга прошла со мной долгий путь. Да и сейчас еще, истрепанную, зачитанную едва ли не до дыр, я все же не убираю ее с глаз долой, на дальнюю полку — нет-нет, да и перечитываю какие-то главы. Потом автор книги иеромонах Дамаскин (Христенсен) даже успел «покаяться» в ее издании — надо полагать, по требованию тогдашних (не путать с нынешними!) иерархов Зарубежной Церкви. И книгу теперь переиздают с купюрами — которые, впрочем, не сильно ее испортили, она все равно содержит в себе много значимого для каждого, кто только начинает свой путь во Христе.

Если смогли два молодых человека, почти юноши, создать мощный духовный центр в омертвелой и погрязшей в материализме Америке, неужели не сможем мы — здесь, на совсем иной, благодатной российской почве? — наивно думалось мне тогда. Но из вида выпускалось одно очень важное обстоятельство. Их было не двое! С ними был — и остается! — сам-третей: их духовник, наставник, молитвенник Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский! Спустя годы, когда уже не было в живых ни Святителя Иоанна, ныне причисленного к лику святых и чтимого не только в Америке, но и в России, ни отца Серафима (Роуза), чьи книги разошлись у нас в стране стотысячными тиражами — за свою приверженность к Святителю Иоанну, за свою активную, наступательную и при этом какую-то воздушно-легкую, радостную миссионерскую деятельность отец Герман подвергся гонениям и даже прещениям. Читая позднее чеканные формулировки решения Духовного Суда (протокол № 74 заседания Пресвитерскаго отдела епархиальнаго совета Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви от 16 июня 1988 года, по делу лишения сана игумена Германа (Подмошенскаго) за проявление гордости, самомнения и непослушания), мне было очень трудно соотнести все это с тем образом отца Германа, который уже давно сложился от чтения книг о нем, а потом и его книг, его журнала «Русскiй Паломникъ», и от его деяний. Ведь одно из его деяний коснулось и лично меня - на 10-летие «Благовеста» мы привезли в 2001 году из Москвы мироточащую икону Царя-Мученика Николая, которая была передана в Россию не кем иным, как отцом Германом.

А через какое-то время мне посчастливилось и лично познакомиться с ним в Москве. На следующий день отцу Герману предстояло выступать на пленарном заседании Рождественских чтений. На Чтениях он сидел рядом со мной, и так я увидел его уже во второй раз. А в третий — встретился с ним на столь любимой американским миссионером Православной выставке в русской столице. Сам он считал эти выставки новым словом Православия в современной жизни, миссионерским поприщем, которое принесет свои плоды.

Что больше всего запомнилось? Сам его образ. Светлого, легкого человека. Не строгого аскета, суровостью своей повергающего в благоговейный трепет, а человека, способного пошутить, разрядить обстановку каким-то легким замечанием, тонким штрихом. Про одного своего помощника в Москве он весело, но, по-видимому, в точку сказал: «Да, он верит, что всё от Бога! И потому говорит… «пойдемте пить пиво!» Не зашоренного (как я?) какими-то своими сугубыми идеями. Помню, как он филигранно подправил меня - тогда не в меру, уж слишком озабоченного проявлениями глобализации, всеми этими «шестерками» и кодами, будь они неладны.

— Вот подойдут к тебе обычные люди, спросят о вере. А ты им по лбу: шестьсот шестьдесят шесть!… Они отскочат и больше к тебе не подойдут никогда… А я не так действую: взгляну на ближнего, и Бог мне шепнет, о чем с ним говорить — чтобы привести его к вере.

А как непринужденно, с каким необычным самоукорением сказал он однажды в рифму о самом себе: «Хоть не умен, но игумен». Кстати, за его игуменство была серьезная борьба — в результате ему пришлось перейти в юрисдикцию Сербской Православной Церкви, о чем он рассказывал мне неохотно. Видимо, это незаживающая рана для отца Германа.

Тогда же он благословил меня в Самаре устроить Православную чайную, где люди могли бы общаться спокойно, за чашкой чая, слушать церковную музыку. Говорить о вере, делиться своим духовным опытом. К стыду своему, это благословение я не выполнил. И уже не по годам мне его выполнять — пусть кто-то помоложе прочтет вот эти строки и примерит на себя: буду признателен! Но вот Православный магазин на Радонежской открылся у нас вскоре после моего знакомства с отцом Германом. По-видимому, это не случайное совпадение.

Не забыть мне его тонкого замечания (впрочем, сказанного не мне, а Людмиле Белкиной — она по заданию редакции также встречалась с отцом Германом в Москве). «Что же это за новая часть речи у русских в России: сплошное «не»! Вы не могли бы, вы не передадите, вы не разменяете… и т.д. Вместо утверждения («вы можете?… разменяете?… передадите?») — закладывается сплошное отрицание. Уже на уровне языка! Это он связывал с «большевистским» пленением русской речи.

И вот все эти годы я почти безнадежно пытаюсь из себя выкорчевывать эти извечные «не» — и оказалось, это так трудно! Я даже и не ожидал… Попробуйте — и сами в этом убедитесь.

Еще он с ревностью говорил, что когда видит около Третьяковской галереи в Москве красивейший храм в честь священномученика Климента Римского, который в ту пору не был передан верующим — его это возмущает и как русского человека, и как американского миссионера! Разве можно терпеть такое в центре Православной столицы? В Третьем Риме? Он сумел открыть столько Православных монастырей в протестантской Америке. А тут — Москва! Тысячи крещеных людей проходят каждый день мимо этого храма. И никто не скажет: «Доколе!» Давно пора требовать от властей вернуть верующим храм…

Теперь, когда прохожу мимо уже действующего, молящегося храма Святителя Климента, с радостью вспоминаю отца Германа. Пришло время, и наша взяла!

Завершался юбилейный год, посвященный Преподобному Серафиму Саровскому. Отец Герман возмущался тем, что даже среди Православных людей нет массового паломничества в Спасо-Андроников монастырь столицы. Там музейные работники открыли уникальную экспозицию, посвященную великому русскому святому. На ней были представлены вещи, принадлежащие святому Серафиму. Написанные его рукой письма-проповеди… «Мне так хочется, — с болью, с каким-то даже надрывом говорил мне отец Герман, — чтобы для русских людей Преподобный Серафим был кем-то особенным, кем-то очень значимым и важным… » Я усовестился от его слов и через день выкроил время — поехал по заснеженной зимней Москве в Андроников монастырь. О чем до сих пор вспоминаю с радостным волнением!

Еще запомнилось из его речей: «Я был в разных городах России. Не только в Москве, но и в Костроме был… Много замечательных пастырей. Много прекрасных проповедников. Но пока еще не увидел я большого, сплоченного церковного народа… А хотел бы увидеть!»

Думаю, сейчас, спустя десять лет со времени нашей встречи, он бы увидел у нас не только замечательных пастырей — а их стало еще больше! — но и церковный народ. Народ Божий! Надеюсь, что так.

Еще он укорил меня за то, что наш «Благовест» указывает даты по новому стилю. Лишь в особых случаях указывается после нового - старый стиль, да еще в стыдливых скобках. Все так! А у них журнал «Русскiй Паломникъ» все даты указывает по-старому. И даже на новую орфографию не перешел. Печатается как встарь — с «ятями».

Да многое можно про отца Германа вспоминать. Хотя и общались мы всего несколько часов. Но несколько часов в таком обществе будут помниться долго, а может, всю жизнь.

Напоследок сказал он мне, что в далекой Платине, в Америке, Православные знают про нас в Самаре. И наши труды тоже значимы, не напрасны.

Спасибо вам, отец Герман, за эти слова!

Свой юбилей игумен Герман (Подмошенский) встретил тяжело больным, в Америке, в одном из созданных им скитов. Давно уже он страждет от тяжелейшего недуга, при этом, по крайней мере до последнего времени, не теряя бодрости духа и оптимизма. Сейчас связь с ним у российских почитателей отца Германа, по сути, прервалась. Видимо, стало ему совсем невмоготу. Прошу читателей помолиться о здравии этого замечательного проповедника и миссионера.

Антон Жоголев

См. также…

1041
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru