Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Малая церковь

Сохранившая веру

Выстоять им помогала вера…


Мы, пришедшие в этот мир в середине минувшего столетия, были, к великому сожалению, воспитаны в духе «века сего», когда в обществе господствовал воинствующий атеизм. Однако неокрепшие наши души, взращенные на сомнительных истинах школьных учебников, на каком-то более глубоком уровне все же чувствовали разлитую вокруг фальшь.
Прошло время, которое, как известно, все расставляет по своим местам. Не берусь отвечать за все поколение, но за себя скажу: теперь я низко кланяюсь своей девяностотрехлетней бабушке Александре Дмитриевне Шалаумовой за то, что она, несмотря ни на какие трудности, осталась верна своим убеждениям, заложенным и впитанным с молоком матери семейным традициям, суть и смысл которых — в почитании Святой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Крепкая вера моей бабушки осталась чистой и незапятнанной. Она по-детски, всецело и искренне верила, молилась за детей и внуков, за погибшего в самом начале Великой Отечественной войны под Выборгом мужа, за давно отошедших в мир иной родителей. А для себя просила у Господа лишь терпения да сил, чтобы преодолеть в душе горький осадок «при виде того, что совершается дома», справиться с болью от царившего вокруг безумия. Хотя нам она никогда не показывала того, что происходило в ее душе.
Бабушка, сильная духом, умудренная нелегким жизненным опытом, все свои освященные тяжелым неженским трудом годы провела на родной земле, в селе Тихоново Менделеевского района Татарстана. Здесь в середине XIX века сельскую церковь во имя святого Тихона Амафунтского строили всем миром, а потом всем миром в ней молились. В течение трех лет из месяца в месяц жители трех окрестных деревень собирали средства на ее возведение. Кстати, святой Тихон Амафунтский дал название и селу, которое после открытия трехпрестольного собора было переименовано из Пустобаева в Тихоново. День этого святого, как и день села, празднуется 29 июня.
По воскресным и праздничным дням на службу в храм ходили все сельчане, от мала до велика. Детей, которые еще не умели ходить, приносили на руках. Посты соблюдались строго, говели всей семьей, при этом ни для кого не делалось исключений.
— Тогда не было такого, как сейчас, — говорит бабушка, — хочу — кушаю постное, а хочу — скоромное; нельзя — значит, нельзя всем, в том числе и детям. Заговенье придет, — неторопливо ведет она свой незатейливый рассказ, — дома у нас пельмени, едим все досыта, чтобы потом подольше не хотелось. Если же пельмени останутся, на следующее утро мама уже никому не даст. Самый строгий пост — Великий — от Масленицы до Пасхи тянулся очень долго. Молоко от домашних коров топили, делали творог, складывали в специальные кадушки и убирали в снеговой погреб, где он хранился до Светлого Христова Воскресения. Постом варили горох, каши, суп-похлебку, капусту, картошку, делали завариху, ботанцы. Утром мама разведет воду с гороховой мукой, а мы, девчонки, взбиваем (благо, девочек в семье было пятеро). Потом печем ботанцы как блины и кушаем с растительным маслом. Масло заготавливали свое. Сеяли лен, семена использовали для приготовления масла. Вырванное сырье расстилали, околачивали, чтобы отделить семена, затем связывали и вывешивали сушить. Когда лен высохнет, ставили станы и ткали новину — льняную ткань. Затем ее отбеливали водой и сушили на солнце, чтобы была мягкой. После этого красили и шили обновы. Помню, сшили мне однажды старшие сестры сарафан с карманами. А в Комиссаровке (так назывался конец нашего села) надо мной стали смеяться: обнова-то с заплатами! Я плачу: отпорите карманы, новое уже с заплатками! А вот новые лапти берегли до Пасхи. Тятя (так бабушка называет своего отца) самую ходовую в деревне обувь плел сам, сам нас обувал. Кроме валенок да лаптей и носить-то было нечего. Даже если у кого и имелись деньги, негде было купить ни обувь, ни одежду.
Летом на Третий Спас в Елабуге устраивались ярмарки. Для нас, детей, это был настоящий праздник, ведь до этого дня в Успенский пост нам не разрешалось никаких сладостей. А тут и карусели, и калачи, и леденцы всякие! Взрослые покажут нам ярмарку, а потом все вместе поедем на тарантасе. Родители накупят яблок, красной рыбы, помидоров, орехов и — домой!
А осенью все тихоновские мужчины отправлялись на заработки, и тятя наш уезжал на целый месяц. Он был хорошим стекольщиком, большим мастером, делал мебель, разные красивые вещицы для дома. А мы ждем не дождемся, как в сказке «Аленький цветочек»: тятя приедет, гостинцы привезет!
Так и жили…
Слушаю свою бабушку и думаю: как все же правильно был устроен крестьянский быт да и в целом жизнь народа и государства того времени в точном соответствии с Православным календарем и традициями.
— В тридцатые годы началась коллективизация, стали появляться колхозы, — продолжает она. — Если в хозяйстве имелась одна корова и две лошади, семью признавали кулацкой; если одна лошадь и одна корова — середняками. В нашем селе были три брата Герасимовых. Они брали землю, раньше всех ее засевали, много трудились и неплохо жили. Впоследствии всех их разорили и отправили в ссылку. Не знаю, жив ли сейчас кто-то из их детей.
Новобрачные раньше в обязательном порядке венчались, и три мои старшие сестры — тоже. Только мы с Ниной, младшие, остались невенчанными, потому что церковь закрыли, да и времена наступили другие. Я стала сознательно верить, когда уже достаточно повзрослела. Нашу церковь во имя святого Тихона Амафунтского закрыли в 1928 году, мне тогда было четырнадцать лет, а самой младшей сестре, Нине, шел девятый. Нашу маму отпевали в этой церкви последней. Она умерла на Пасху от воспаления легких. Я горевала еще тогда накануне: мама захворала у нас, как же я смогу пироги испечь, ведь после Христовой заутрени спать захочу. Старшие сестры к тому времени были уже замужем. Мама сказала: «Ничего, испечешь». А вот не пришлось: мама умерла, и в Пасху ее схоронили. Да и тяте немногим больше было жизни отмерено: через четыре года и он отошел в мир иной, надорвавшись на строительстве нового дома, пожить в котором ему так и не пришлось.
После закрытия тихоновской церкви многие стали ездить, а то и пешком ходить в Мамадыш, Костенеево, Можгу за сорок-шестьдесят километров, в Тихие горы, где имелись действующие храмы. В селе Костенеево Елабужского района у нас была постоянно снята квартира. Хозяева — Иван Семенович, Дуся — прекрасные были люди. Порой мы приходили и гостевали у них по одной-две и даже три ночи. На Пасху прибывали обычно в пятницу вечером, и только в воскресенье после службы уходили домой.
Слава Богу, что теперь и у нас в Тихонове начали восстанавливать церковь. Дела продвигаются медленно, но все же есть надежда на то, что храм обретет пусть не прежний былой благолепный вид, но все же достойный Дома Божьего. Сейчас уже нет никаких сил, чтобы отстоять службу, но душа просится в храм. Раньше внуки возили меня в церковь в Елабугу, а теперь у нас появилась возможность пригласить батюшку на дом, чтобы исповедоваться, причаститься, отслужить молебен.
Глядя на бабушку, я и сейчас заряжаюсь какой-то хорошей, доброй энергией. Несмотря на почтенный возраст, тяжелые болезни и невероятные испытания, она бодра и словоохотлива, всегда готова выслушать и прийти на помощь. Я не перестаю удивляться ее жизнелюбию, стойкости, какой-то невероятной способности преодолевать все житейские неурядицы, а порой и большие искушения. Низко склоняю голову перед всеми, кому, как и моей бабушке, довелось многое пережить, несмотря на десятилетия царивших в стране безбожия и богоборчества сохранить веру в Господа нашего Иисуса Христа, и при этом всегда оставаться активными, несущими в себе свет и добро людьми.
Многая им лета!

На снимке: Александра Дмитриевна Шалаумова.

Ирина Гордеева

22.06.2007
Дата: 22 июня 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru