![]() |
Вход для подписчиков на электронную версиюВведите пароль: |
|||
![]() Продолжается Интернет-подписка
Подписка на рассылку:
Наша библиотека«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев «Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев «Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина «Всенощная», Наталия Самуилова Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова) |
Публикации→ Православная культура«Русская литература корнями связана с Евангелием» (Окончание)Запись выступления Василия Давудовича Ирзабекова на творческой встрече 10 июля в Самарской областной научной библиотеке (в сокращении). Запись выступления Василия Давудовича Ирзабекова на творческой встрече 10 июля в Самарской областной научной библиотеке (в сокращении). Окончание. См. начало. «Снесла курочка яичко… »Меня «Курочка Ряба» всегда «мучила». Себя-то я в том возрасте не помню, когда мне эту сказку читали. Но я самый старший внук в семье, и я помню, как подрастали мои братья, родные и двоюродные — мы жили в большой семье. Они каждый вечер приносили мне вот такую большую книгу с картинками про Курочку Рябу и просили, чтобы я ее им почитал. Но что там читать-то? Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба… Снесла им курочка яичко не простое, а золотое. Казалось бы, радуйтесь! — а они начинают его ломать. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила… Неадекватные какие-то. Бежит мышка. Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. То, чего они и добивались, им пришли и безплатно сделали… — а они плачут! Курочка Ряба говорит: «Не плачьте, снесу я вам яичко другое, не золотое, а простое!». Утешила…
И ведь дети любят эту сказку! Но Господь сказал: если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Я всю жизнь над этой сказкой думал — и лет пять-шесть назад понял. Это не сказка. И прежде чем к ней приступить, надо же понять, что «Курочка Ряба» — это русский ответ на древнюю философскую загадку: что было раньше, яйцо или курица. Как всё русское, неожиданный ответ и совсем с другой стороны. Он связан с Евангелием, связан с Христом. Нет ничего ни в русской литературе, ни в пословицах и поговорках, что не было бы связано с Евангелием. Даже роман Горького «Мать» — будь у меня на это время, я показал бы вам сейчас, какой это неожиданно христианский — в некоторых своих чертах — роман! Яйцо — вообще очень удивительная вещь. Что это? Это предмет? Вот стол — предмет, стакан — предмет, микрофон — предмет. А яйцо? — Символ… — начинает кто-то из зала. — А вы своей супруге скажите, что это символ. Она даст вам кошелку и скажет: иди на рынок и купи кассету символов! Так она вас потом символами и накормит. И вы будете видеть символические сны… Вы понимаете: это может стать яичницей, и это же — может стать жизнью! Больше нет такого продукта на земле! Таинственная вещь — яйцо… Древние говорили, что яйцо — это безсмертие в вечности. В нем видели некий макет Земли. Желток — это планета, а белок — атмосферный слой, покрывающий Землю. … У одного батюшки спросили, почему принести миру весть о Воскресении Христа было доверено именно женщине, а не мужчине. Он ответил: чтобы весть быстрее распространилась… Каким же смиренным дерзновением обладала святая Мария Магдалина, что пошла к самому Тиберию. К императору Римской империи! Мы же так устроены, что соседа поцеловать не можем: ну и что, что Пасха, что Христос Воскрес, — а почему это я соседа первым должен поцеловать? А Мария Магдалина решила, что все должны узнать об этом величайшем чуде, и император в первую голову. И она через все заслоны, через грозную стражу прошла к нему! И сказала: «Христос Воскрес!». И, поскольку нельзя же было прийти без подарка, протянула ему на ладони яйцо — это императору! И он ответил Марии Магдалине, ответил так, как и должен был ответить: «Женщина, это так же невероятно, как если бы яйцо, которое ты держишь, вдруг покраснело!». И оно — покраснело! И в память об этом в первые века Христианства яйца на Пасху красили только в красный цвет. Не говоря уж о том, что красный цвет — цвет мученичества. Часто на пасхальных открытках изображается яйцо с откинутой крышечкой, и из него появляется цыпленок. Кто-нибудь из вас держал на своей ладони это чудо, только что вылупившегося цыпленка? Это незабываемое впечатление! Он золотистый, как Ангел! И крылышки, как у ангелочка… Яйцо — это наша мечта о вечной жизни. Но это же — капсула смерти, там не должно быть жизни. Это гроб с твердой крышкой-скорлупой. И дед и баба — какая же это сказка? — это две половины человечества, которые пришли к порогу жизни и смерти. По глупости, по лености не задумываясь толком ни о жизни, ни о смерти. Но у каждого наступает такая пора, когда ты начинаешь задумываться: а что там? И они, дед и баба, не бьют это яйцо — они бьются над разгадкой жизни: вот что за этой скорлупой? Потому что мы видим гроб, его заколотили гвоздями и опустили в землю. А что потом? Что за этой скорлупой, за гробом? Все древние песни — русские, азербайджанские, армянские, грузинские… — древние, настоящие — это плач! Потому что человек не знал тайны смерти. И поэтому дед и баба бьются над разгадкой жизни. А разгадать не могут. Но появляется на сцене такой персонаж как мышка, очень уверенный. Оказалось, что совсем непростой это персонаж. Она хвостиком махнула! Не говорится, что она специально подошла там, разбежалась… — она это сделала как бы ненароком. Сравнительно недавно узнал, что, оказывается, в древних славянских верованиях мышь нередко выступала в качестве символа нечистого. Обратите внимание: русская женщина, которая с рогатиной идет на медведя, с дубиной на Наполеона, — и что же? — она боится мыши! Но это не трусливый страх перед зубами и когтями: чего там бояться! Она брезгует мышью! Вот эта брезгливость к мыши как к нечистому существу — она у нас в крови, в генах. Помимо всего мышь еще и болезни распространяет. Русский человек издревле — хлебопашец. Но если маленькая больная мышь заберется в амбар, она испортит все зерно! И не так даже страшно то, что не из чего будет печь хлеб: крестьянин солому с крыши снимет, лебеду будет добавлять в муку. А самое страшное, что стоит сжечь зараженное зерно — и нечего будет посадить. Понимаете, чему угрожает эта маленькая мышь? Поэтому русскому сознанию мышь всегда враждебна. Она всегда появляется ночью, когда все добрые люди спят. Поэтому у всех у вас, дорогие сестрички, не страх, а брезгливость по отношению к мыши. Преподобный Серафим Саровский однажды сказал, что самый паршивый бесенок, если ему Господь попустит, одним коготком может перевернуть мир. А почему он смог разбить? Да потому что мы все так устроены — не придаем значения своим проступкам. Ну подумаешь — соврал, ну подумаешь — ударил, ну подумаешь — изменил своей жене, ну подумаешь — сделал еще что-то… Мы легко находим себе оправдание. Но вслушайтесь в название книги Архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского): «Апокалипсис мелкого греха»! Мелкие грехи — ведут к апокалипсису! И вот свежее яйцо. Если я его помещу в нужную температуру, из него вылупится птенец. Но стоит на несколько градусов, совсем ненамного отклониться — и яйцо испортится, протухнет. В русском языке слово смерть созвучно слову смердеть, исторически это родственные слова. Самый отвратительный запах на свете — запах смерти. Наша Церковь знает два ухода из жизни. Великую тайну знает наша Церковь. Около шестисот лет преподобный Александр Свирский лежит: шестьсот лет! — и цвет кожи живой, ткани мягкие, температура тела 36, 6 всегда, благоухает. Спит человек. Шестьсот лет! Святитель Спиридон Тримифунтский на острове Корфу уже семнадцать веков как отошел ко Господу, а температура его святых мощей все та же: 36, 6. Оказывается, все дело в нескольких градусах и даже в десятых долях градуса. Будет ли это смерть — или благое успение, которого хочет для всех нас Господь. Вот когда посмотрите на эту пасхальную открытку, на которой цыпленок выходит из сломанного яйца, — это же из нашего Пасхального тропаря: «смертию смерть поправ»! И вот яйцо разбито, но курица утешает стариков: не плачьте, я снесу вам яйцо другое — не золотое, а простое. Обратите внимание: вначале яйцо было золотое, а потом — простое, которое уже будет в радость. Почему вначале — золотое яйцо? До прихода в мир Спасителя тайна жизни вечной для нас была закрыта. Вот что нашел я у Омара Хайяма: В колыбели — младенец, покойник — в гробу: Вот и все, что известно про нашу судьбу. Выпей чашу вина и не спрашивай много: Господин не откроет секрета рабу. Это мир, который не знает Христа. Там, где нет Христа, там только — младенец в колыбели и покойник в гробу. И властелин, это золотое яйцо, никому не откроет тайны. Христос пришел к нам не как властитель в непробиваемой скорлупе из золота. А пришел как простой человек — младенцем, и прожил с нами Свою неповторимую жизнь в смиренном образе раба. И открыл людям тайну спасения, тайну вечной жизни! Эта сказка — о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа! Поэтому когда ваши маленькие дети, внуки, племянники просят вас почитать про Курочку Рябу — пожалуйста, читайте! Они еще чисты сердцем. Некрасов когда-то написал, что в душе у каждого человека есть клапан, который открывается только для поэзии. У детей этот клапан есть, у них еще родничок какой-то не зарос. И то, что нашему пониманию уже недоступно, они — понимают. Поэтому не отказывайте им в этой радости. Я вам почему рассказал об этих двух сказках: одна, «О рыбаке и рыбке», авторская, Пушкина, другая — народная. Но обе они — не сказки, а притчи. Обе они — о Христе. У меня, когда еще я не знал Христа, были другие свои версии, достаточно интересные, но — на уровне человеческих отношений. Но когда это через Евангелие преподносится, все остальное меркнет и уходит. Русская литература корнями связана с Евангелием — и может быть понята во всей своей духовной глубине и красоте только через святое Евангелие!… Подготовила Ольга Ларькина. 2231 См. также: 2 комментария Оставьте ваш вопрос или комментарий:
|
|||
![]() |
![]() банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции. По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru |