Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Сейчас важнее всего добродетель рассудительности… »

Советы постящимся дает кандидат медицинских наук иеромонах Антипа (Авдейчев).


Советы постящимся дает кандидат медицинских наук иеромонах Антипа (Авдейчев).

Начался Великий пост, и по древней традиции все Православные вступили в нелегкое поприще Святой четыредесятицы. По статистике ВЦИОМ, более 36 процентов россиян в той или иной степени будут соблюдать Великий пост, но только два процента населения станут поститься строго по церковному уставу. И очень важно, чтобы и те, и другие получили духовную и физическую пользу от прохождения этого нелегкого испытания. В этом нам поможет кандидат медицинских наук, руководитель отдела по взаимодействию с учреждениями здравоохранения Кинельской епархии Самарской Митрополии, настоятель храма в честь святого Димитрия Солунского с. Сырейка Самарской области иеромонах Антипа (Авдейчев).

Обратиться к опыту Святых отцов…

— Отец Антипа, как вы считаете, в сегодняшних условиях какой вид поста важнее: пост телесный или пост информационный? Воздержание от скоромной пищи или воздержание от зрелищ, от всевозможной развлекающей или просто ненужной информации…

— Надо нам обратиться к опыту Святых Отцов, посмотреть, что они говорили об этом. А ведь они знали за многие столетия вперед, что будет с нами происходить в это время. Они говорили, что человек, имеющий телесные болезни, не должен держать пищевой пост. Болезнь сама по себе является постом. Скорби, которые человек во время болезни несет, не меньше, а то и больше, чем те ограничения, которые он на себя мог бы добровольно наложить во время поста.

Проблема только в правильном проведении грани между болезнью и здоровьем, степенью немощи и т.д. Святые отцы писали, что высшей добродетелью в последние времена будет рассудительность. Не пост, не молитва, не послушание, а именно рассудительность. Давайте об этом не забывать. Мы же по привычке считаем, что правильный пост — это прежде всего воздержание от скоромных продуктов. Для многих нелегко смириться с мыслью Святых отцов, что кому-то из нас можно пищевой пост не держать, но полностью перейти на пост духовный, информационный. В этом проявляется наш ропот, наше непослушание. Слышу от больных: все равно мясо есть не буду; лягу костьми, но не буду пить молоко… Это упрямство, нежелание уйти от своих стереотипов. Сегодня проще накупить постный майонез, соевое мясо, чем не смотреть по ТВ сериалы. Или отказать своим близким, родственникам и не участвовать в праздновании дня рождения, еще какого-то торжества. Труднее кого-то этим отказом обидеть, с кем-то не согласиться. Поэтому сегодня, я считаю, большим подвигом является акцент на духовно-информационном посте… Каждый для себя должен решать степень допустимого послабления. Один, например, падает без молока. Другой не может обойтись без растительного масла… Батюшка не может всех знать, за всех решать, какое кому сделать послабление. Тут нужно подходить с рассуждением. А некоторые пожилые люди не могут даже посещать церковные службы из-за сугубого поста. На долгих великопостных Богослужениях они просто падают, так как едят без постного масла. И тем не менее продолжают считать, что отказ от продуктов это «святое».

— Кто-то вам возразит: так что, не поститься, выходит? Все это «информационное воздержание» лишь какая-то тонкая материя. А вот меню обеда — это уже конкретно…

— Когда я начал внимательно, не скажу читать, а слушать Добротолюбие, то и на пост стал смотреть широко. Читать-то мне некогда… А вот диски слушаю в машине, когда куда-то далеко еду. Меня старец благословил молиться и слушать духовные книги на ходу, в дороге. Поскольку у меня послушание связано с постоянными поездками, я создаю центр по работе с наркозависимыми, то времени на размеренное чтение, на спокойную молитву почти не остается. «Молись на ходу», так мне определил старец. И вот что я заметил…

… Сегодня мы информационно перегружены и соблазны в мегаполисах нас уже буквально на каждом шагу и каждую секунду подстерегают. Нам важнее не телесный, а информационный пост. В прежние времена соблазнов в такой мере все-таки не было. А сегодня по городу невозможно ехать: афиши, плакаты, перетяги. Все это пестрит, завлекает, рассеивает внимание… И не вовлекаться во все это очень тяжело. Проще накупить в супермаркете постных продуктов и ими утешаться.

От многих слышу: в пост по телевизору смотрю только новости… Но ведь и новости тоже могут быть искушением. Ведь кто-то на телевидении для нас этот пакет новостей готовит. Эти новости кем-то фильтруются, даются под определенным углом. И кто вам сказал, что для вас важнее знать, что случилось с известным политиком или артистом, а не с вашим соседом по лестничной клетке? Может быть, происходящее с соседом в духовном отношении важнее для вас?

Особенности русского поста

— Не так давно вы имели опыт общения с современными старообрядцами… Можно назвать этот опыт печальным?

— Это был мне урок. А урок в любом случае печальным называть нельзя, наверное.

Было на моих глазах такое: едут старообрядцы в паломничество с детьми. Детишки четырехлетние в дороге купили в магазине какое-то печенье. А там на этикетке написано, что в продукт добавлено сухое молоко. Отец этих детей, «продвинутый» старообрядец, швырнул этот пакет с печеньем на дорогу… Это утрирование идеи поста меня поразило. Говорю ему: ребенку только четыре года, зачем же с ним так строго? — Нет, отвечает, надо их с детства приучать к воздержанию.

Но это не только у старообрядцев… Мы в России живем, и у нас особый настрой в вере, с нажимом именно на силовую составляющую. Не знаем, чем отличается учение Аввы Дорофея от Василия Великого, но вот внимательно прочитать состав продукта в магазине, этому многие научены. И очередь будет ждать, пока ты во всем этом разберешься… Чтобы случайно скоромное не затесалось.

— В житии св. Николая Салоса, псковского юродивого, есть такой сюжет. Царь Иоанн Грозный шел с войском на Псков, и святой вышел ему навстречу. Желая защитить псковитян от царского гнева, обличить неоправданный гнев Царя, блаженный протянул Царю Ивану Васильевичу кусок мяса. «Я русский человек, и в пост мяса не ем… » — ответил ему Государь. Выходит, для него телесный пост был, если хотите, условием русскости?!

— В то время, наверное, телесный пост действительно был главнее. У людей здоровье было крепче. Да что там XVI век, когда еще в XIX веке аллергические болезни, такие как крапивница, бронхиальная астма, диатезы считались какой-то казуистикой. Первый русский аллерголог Силич в середине XIX века показал, что диатезы, поллинозы, кожные проявления и другие аллергические болезни в его время почти полностью отсутствовали. Сегодня этими аллергическими заболеваниями поражено большинство населения. Экология, продукты питания и соответственно генетика человека были здоровее. Мы воду не из колодца черпаем, а покупаем в магазине, и не знаем, что это за вода. Продукты тоже очень редко бывают натуральными. Обычное повидло в магазине уже купить невозможно. Обычное повидло! Его сейчас делают из составных частей, крахмала и пр. А того повидла, которое мы еще помним по прежним временам, из яблок, из груш повидла, уже не купишь. Выгода все себе подчинила…
В России издавна делался акцент на внешнюю сторону веры. Я не говорю о подвижниках наших, но в народе было много внимания внешнему. Эта наша черта трагически проявила себя и во времена раскола XVII века, и в революционные годы прошлого столетия… Да, в каком-то смысле строгое соблюдение поста исторически на Руси считалось проявлением русскости. Это наша национальная черта. Если, скажем, в деревнях в посты где-то «на задах» избы находили мясные отходы, кости и прочее, этого человека стыдили, с ним не общались. Такая уж у нас традиция.

— Слышали вы присловье: «Хлеб и вода — полезны всегда» (вариант: «не вредны никогда») ? Что можете об этом сказать?

— Обратимся к опыту наших святых. Святой Павел Обнорский пять дней в неделю проводил без пищи, только на воде. В субботу и воскресенье он позволял себе немного хлеба и воды. Преподобный Димитрий Прилуцкий обходился одной просфорой с теплой водой, а просфора это тоже хлеб.

По своему составу хлеб содержит в себе оптимальное соотношение белков, углеводов и жиров. Даже современный хлеб, с разрыхлителями, с дрожжами, все же полезен. Но подходить надо тоже с рассудительностью. Лучше всего, конечно, есть хлеб ржаной или ржано-пшеничный. И лучше на закваске, не на дрожжах. Дрожжи это ведь грибковые организмы, плесень. По сути, это скверна, и мы себя этим невольно скверним. Вот почему я советую самим делать хлеб, сегодня практически у всех есть возможность приобрести хлебопечку. Да и в хлебных магазинах выбор есть. Можно приобрести хлеб на закваске, на хмелю, без дрожжей. Сам я хлеба ем мало.

«Сила Моя совершается в немощи … »

— Известные слова Христа: «сей же род [бесов] изгоняется молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Выходит, смысл поста — борьба с бесами?

— «сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12, 9). Во время поста мы себя ограничиваем в продуктах питания, бывает, даже колени дрожат… И в этом случае немощь наша привлекает духовные силы. Если мы с вами присоединимся к Господу, Который сорок дней постился, мы привлечем к себе очень большие духовные силы. По сути дела, пост — это добровольное страдание ради Христа. Если мы хоть чуть-чуть уподобляемся Господу в добровольном посильном страдании, то любое лишение чего-то (информационного источника, пищевого продукта) вызывает дискомфорт в душе и в теле. То есть, причиняет нам некоторое страдание. И насколько мы соглашаемся ради Бога претерпеть это страдание, настолько мы высвобождаем место в душе для Господа, для принятия духовных сил. Бороться с бесами своими силами мы не можем, но в нас и через нас в этом случае может действовать Господь.

— Вы первый раз встречаете Великий пост в монашеском чине. Есть какое-то отличие в ощущениях, в отношении к себе во время этого монашеского поста в сравнении с предыдущими?

— Раньше я как-то не принимал уставного полного воздержания от пищи в первые два дня Великого поста. То сухарики пожую, то еще чего-нибудь. А сейчас все стало как-то проще: полностью не ел два дня, и как будто даже этого не заметил.

Мы все, и монашествующие, и миряне в пост живем по одному уставу, по сути дела, держим монастырский пост. На Поместном Соборе 1917 года была попытка разделить монашеский устав и приходской устав. Но, к сожалению, этот вопрос не успели рассмотреть, он был снят с повестки дня из-за революционных событий. Этот вопрос так до сего дня и ждет своего решения…

Пост против депрессии

— Есть ли оно на самом деле, это постоянно всеми упоминаемое «весеннее обострение»?

— Есть в медицине понятие межсезонье. Это осень и весна. Межсезонье всегда требует у организма больших затрат для того, чтобы перестроиться с зимы на лето или наоборот. То и дело меняется погода, скачет атмосферное давление, в межсезонье все это неустойчиво. Организму приходится к этому постоянно приспосабливаться. Мы хорошо чувствуем себя в стабильной среде. Если человек находится в состоянии хронической болезни, бывает, резервы организма уходят на то, чтобы сгладить эти колебания. Поэтому болезни начинают обостряться. И душевные болезни, и телесные.

— Пост может усугубить уныние, депрессию? Включил телевизор, вроде бы отвлекся. Кому-то так легче бороться с плохим настроением. А тут пост…

— Наоборот, правильный пост помогает справиться с депрессией. Пост является лечебным фактором. Есть особые методики лечения, которые основаны на смене стереотипов питания. Во-первых, пост, особенно если это полное воздержание от принятия пищи, это стресс для организма, встряска. Пищевой инстинкт, как и страсть чревоугодия, первым встречается подвизающемуся на пути к духовному возрастанию. Поэтому либо насыщение чрева ведет к греху, либо, через воздержание, к добродетели. Любой стресс в организме запускает систему адаптации, в основе которой лежат гормоны глюкокортикоиды (кортизол и др.). Эти же гормоны обладают одновременно и оздоравливающим действием. Если при заболевании не помогают другие препараты, то последнее средство — это гормоны глюкокортикоиды — преднизолон, гидрокортизон. И когда человек находится на грани жизни и смерти, ему даются большие дозы глюкокортикоидов. А здесь получается, что организм путем стресса запускает собственный глюкокортикоид. Происходит стимуляция пищевого стресса. От этого в первую очередь вылечиваются аллергические болезни. Гипоаллергенные диеты во многом схожи с рационом нашего постного стола.

Российский диетолог Уголев пришел к выводу, с которым позднее согласилась Национальная академия питания США, Аризонский центр профессора Уильяма Джонсона, что нельзя постоянно придерживаться оптимально сбалансированного питания. Нужно обязательно чередование систем питания, должна быть разбалансировка питания, тогда мы держим пищеварительную и иммунную систему в тонусе. И пост дает нам возможность перейти на другое питание. А если мы постоянно находимся на оптимальном питании, наша система приходит в дряблое состояние. И тогда любая, даже легкая стрессовая ситуация выводит организм из сбалансированного состояния. Поэтому чередование скоромного и постного стола необходимо.

— Отец Антипа, какие советы вы дадите людям, которые постятся, но при этом испытывают угнетенное состояние, переживают уныние.

— Нас усиленно накачивают информацией, что пост вреден, что обязательно нужны животные белки, без них будто бы печень портится. Эти предубеждения на уровне подсознания нам вбивают со всех сторон. Одно из таких предубеждений внушает нам, будто бы постящиеся могут впасть в депрессию. Но это не так. В психиатрии даже есть способ лечения депрессии, который называется депривацией. Депрессия лечится депривацией сна и депривацией пищи. К сожалению, в нашей психиатрии эти методы широко не распространены, проще посадить больного на антидепрессанты, но о них знает каждый врач-психиатр. Эти способы — лишение больного на определенное время сна или же лишение питания. Проводились опыты, когда человеку не давали спать несколько суток. В результате временного отказа от сна человек выходил из тяжелой депрессии. В этом случае происходит адаптация, перестраивается организм. То же улучшение состояния происходит и при временном отказе от питания (конечно же, эти методы можно применять только под наблюдением опытного врача).

Если мы находимся в плену привычного стереотипа мясного питания, мы забываем о том, что у организма очень много уходит сил, чтобы эту пищу переработать. Мы не знаем состав мясной пищи, а если бы знали, может быть, задумались бы. В состав мясной пищи входит трупный яд, птомаины, входят креатинин, мочевины — это все продукты распада, которые у нас в организме выводятся почками. Эти продукты накапливаются, мочевая кислота, потом молочная кислота. Все это требует обезвреживания, на это уходит много сил организма. Народы, которые традиционно не употребляют мяса, — японцы, китайцы, тибетцы, индусы, они значительно здоровее европейцев. Рыба переваривается в организме в среднем за два часа, мясо — за четыре с половиной часа. Рыба гораздо полезнее! В ней меньше соединительных тканей. Не можете совсем обойтись без мяса, замените мясо на рыбу. Употребление рыбы защищает печень, укрепляет поджелудочную железу, иммунную систему.

— Некоторые отказываются в пост от мяса, но без молочного не могут обойтись…

— Молочные продукты по своему составу не всем возрастам подходят. В пожилом возрасте пресное молоко людям не рекомендуется, только скисшее. Молочная «диета» более предпочтительна, чем мясная. Ну а уж если совсем без мяса кто-то не может, то хотя бы откажитесь от красного мяса. Ешьте курицу (конечно, не в пост), в ней мало крови. А цвет мяса зависит от крови. Диетологами красное мясо рекомендуется в последнюю очередь.

Все когда-то заканчивается. Закончится и пост.

— Вы сегодня обедали, отец Антипа?

— Нет.

— А ужинать будете?

— Буду. Чем Бог пошлет, но из постных продуктов.

С возрастом я стал прислушиваться к своему организму и вижу, что после 40 лет мы должны избирательно питаться — овощи, рыба, поменьше хлеба. Рыбу я в пост не ем.

Впереди Пасха… Как правильно выходить из поста, чтобы своему здоровью не повредить? Не испортить себе праздник…

— Я вспоминаю одного мудрого человека, он советовал выходить из поста медленно, чтобы не проводить Пасху, сидя на унитазе. А ведь есть у многих такая тоскливая перспектива. Мудрые люди и старые священники нам всегда советовали после поста продолжать еще какое-то время придерживаться почти что постного стола, но при этом вводить кусочек рыбки, кусочек мяса, по чуть-чуть. В Светлую седмицу не объедаться. Эта мудрость старых людей была принята когда-то ими из рук предшественников. Сегодня мы уже не имеем, к сожалению, этой традиции. Ну и на Пасху многие объедаются так, что уже не до праздника становится. Не хочется никого обидеть, хочется разделить трапезу со всеми, а люди-то у нас гостеприимные. Православный человек приходит в гости к родственникам или друзьям, которые никаких постов не соблюдают, и те ему говорят: ты столько мучился, столько постился, вот, мы тебя угощаем… И понеслось…

— Как вы относитесь к веселому выражению: «Кто не постился, тот по-настоящему и не едал никогда»?

— Все познается в сравнении. Самоограничение всегда дает чувство меры. Определяется в пост тот порог, который ты не можешь перейти, и отталкиваясь от этого порога уже дальше совершенствуешься. Важно знать свой диапазон между верхней и нижней планкой. Между недопустимо строгим постом, после чего ты начинаешь падать и уже не можешь ни молиться, ни служить ближнему, — и до неоправданного послабления себе, потакания своим страстям.

— Вы любите период Великого поста?

— Конечно. К концу поста уже не хочется его прерывать, уже адаптация возникает, легкость в теле.

Иногда в пост слышу от нецерковных людей: зачем вы поститесь, неужели Богу приятно, что вы голодные ходите? На самом деле Богу приятно не то, что мы голодные ходим, а то, что мы боремся, побеждаем плоть свою. И идем за Господом. Он страдал, и мы этот путь каждый пост хоть чуточку повторяем. Между постом и диетами, лечебным голоданием разница в мотивации. Если мотивация поста медицинская только, если она в том, чтобы телесное здоровье поправить, выздороветь, чтоб чувствовать себя комфортно — то это диета, не пост. Смысл Православного поста в том, чтобы духовные силы стяжать, а силы нам нужны для борьбы с грехом. Комфорт не является нашей конечной целью. Конечная цель — спасение в вечности. Ничего общего пост Православный не имеет с системами питания Брега, Шелтона, ни с питанием йогов, так как там конечная цель — земной комфорт. В нашем случае земные цели отходят на второй план.

Подготовил Антон Жоголев

См. также

Дата: 29 марта 2013
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
10
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru