‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

На молитве я понял, что в Чкалов назначен по Произволению Божию (окончание)

Дневник Митрополита Мануила (Лемешевского).

Дневник Митрополита Мануила (Лемешевского).


Митрополит Куйбышевский и Сызранский Мануил.

Окончание. Начало см.

1945 год. Город Чкалов (Оренбург).

1 августа. По нерадению к святым за отпустом не помянул князя Романа Рязанского, блаженного Стефана, кн. Сербского и матери его Милицы. И стало мне за себя стыдно, что не почтил их память.

Сегодня память Преп. Серафима Саровского. Я говорил после молебна проповедь… о законе любви.

2 августа. Незаметно подкралась ко мне славная неизбежная в жизни нашей старушка - старость. Моя старушка старость меня сегодня поколотила по рукам и ногам - общая необычайная телесная и сердечная слабость. Я еле пришел к утрени и всю утреню просидел - что за последнее время впервые.

Тяга к Псалтири - чтению обетованной книги.

Рано утром посетила меня одна вдова из деревни Пугачево (около 15 км от Чкалова). Принесла мне рукопись-тетрадь с записью всяких заклинательных молитв, которыми лечила людей: «И помогало. А тут пришлось мне выслушать от одной женщины, которую я зачитываю уже долго, что ей был сон, будто мне грешно читать эти молитвы. Вот я и пришла к Вам за советом». Один старичок по имени Иаков видел ее во сне и сказал, что на том свете она будет находиться в плохом месте.

Имя читательницы Агафия, болящей - Ирина. Тетрадь написана около 45 лет тому назад в Бердянском уезде.

3 августа. С утра ощущаю такую общую телесную слабость, что не мог заниматься и около 8 часов утра прилег на кровать: ноги не дают стоять и сидеть. Но недолго пришлось мне лежать. Пришел вчерашний Трофим, показал мне записку еврейки Полины и передал ее деньги (100 рублей) на молитвы за ее сына Евгения. Вчера были профессора, и диагноз поставили о неизлечимости. Бедный мальчик проявляет признаки буйного помешательства.

Она просила своего сына: «Женечка, напиши свое имя на записочке...», но он наотрез отказывался: «Я знаю, для чего вы просите меня... Хотите Богу молиться... не надо...» И лицо его исказилось злобою...

Бедная страдалица мать. Она сказала Трофиму, что если сыну ее полегчает по молитве архиерея, она внесет жертву в храм Никольский на ремонт.

А что я должен делать?! Мы решили с Трофимом сегодня до вечера ничего не кушать кроме святой воды. «Попостимся за душу сию заблудшую». Какую ужасную ответственность беру я на себя сейчас - молиться так, чтобы Господь коснулся сердца болящего Евгения, отрока непросвещенного и буйного, и смягчил бы его - и для прославления Своего исцелил бы его от обдержащего душевного недуга...

5 августа. Как молния прошли хульные помыслы во время Литургии. Я ни минуты не понуждал себя останавливаться на них. Как бурный поток изошли они от меня.

6 августа. Сегодня вечером деревенские занесли мне денег на чтение мною Псалтири о упокоении их умершей матери Гликерии.

Не явно ли Господь указывает мне путь на усиление молитвы о здравии и упокоении...

7 августа. Был вызван на легковой машине в Облисполком к члену Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Т. Уткину. Имел с ним знаменательную беседу о моем возможном переводе к зиме, в момент развертывания подъема в церковной жизни, открытия новых церквей в районах, городах, молитвенных домов, второй церкви в г. Чкалове.

9 августа. Читал «Мелочи архиерейской жизни» (Н.С. Лескова).

Четверг. Престольный праздник св. великомученика Пантелеимона. Настоятель нарушил мое приказание. После всенощной я простился с иконами левого и правого придела и ушел из собора. Рипидчик и свещеносец вынесли мне дикирий, трикирий, посох, орлецы бузулукские, митру, рипиды, а монахини принесли облачение. И я ушел в затвор.

Сколько выдержу его я? И сколько выдержит о. Архангельский?

Так любить служить, как любил я, и отказаться от этого - нелегко.

Что делать в затворе?

Получать св. антидор. Ни к кому не ходить. Никого из городских жителей не принимать.

Честь архиерейская должна быть восстановлена.

И не зажгутся сии светильники, пока не будут изгнаны из храма недостойные люди.

10 августа. Долгожданный затвор начался.

Задача моего затвора: привести в порядок все бумаги, архив агиологический.

Временно лишаю Никольский собор именоваться Кафедральным собором и (лишаю) всех архиерейских регалий, кафедры.

Жезл архиерейский не может стоять в храме, раз не повинуются архиерею.

Отданы последние распоряжения с утра - убрать кафедру и по окончании служб не петь «Ис полла ети, Деспота».

Я потерял чувство хотения пищи. Безразличие почти полное без вожделения вкусного.

«Пещись о имени своем» (Сирах).

Феокрит: «Каждый человек должен заботиться об имени своем, который каждый себе в сладость дар получает».

Моя проповедь зафиксирована. На фонд обороны 3000, на вдов и сирот 2000. Итого 5000.

Чувство величайшего безпокойства о том, что делается у меня в Никольском соборе, охватывает меня.

11 августа. Мой крошка читал с неизменным успехом Шестопсалмие.

«Невидимая брань» (преп. Никодима Святогорца) - редкая теперь книга.

В Черкассах пели за обедом, как соловьи: «Проснись, проснись, душа моя»; «Где цветочек тот прекрасный»; «Крестик»; «Из Блудного сына».

12 августа. Вечер у трех сестер. Пение кантов о блудном сыне. Жалость к о. Александру.

Разговор о. Архангельского - о Патриархе Алексии и его возмущение, что не напечатали в ЖМП[1] назначение Епископа Мануила.

За обедней с обильными слезами молитва о вёдре - радуге.

За обедом сидел рядом с председателем с/совета (сельского совета).

13 августа. Из разговора с Архангельским выяснилось, что Патриарх Алексий (по предложению Николая Колчицкого) намерен меня назначить в Калинин, а на мое место поставить целибата протоиерея Басонова, врача из г. Горького.


Святейший Патриарх Тихон.

День Ангела покойного Святейшего Патриарха Тихона. Он давно не являлся ко мне во сне, но в сердце своем я по-прежнему держу к нему благодарность.

Сегодня в Чкалове я так чествовал его память: молебен святителю Тихону [Задонскому] и торжественное поминовение с парастасом и панихидой Святейшему Патриарху Тихону.

14 августа. Не осуществил затвора. Жизнь победила.

Я всегда старался жалеть людей и не злоупотреблять своим положением или властью. Поэтому мне безконечно жалко становится, когда я причиняю скорбь ближнему своему. Вот, например, сейчас с о. Александром Архангельским у меня совсем нехорошо выходит. Я сегодня на первый Спас не мог прийти в храм из-за свечницы Н.И. От своего архиерейского слова, данного мною 9 августа, отступать не могу. А между тем верующие и о. Александр переживали это мое вынужденное непосещение храма.

К поздней обедне церковь опустела. И каково мне слышать про всё это? Приходят в церковь, узнают, что меня нет, и уходят в ограду, где кучками собираются...

15 августа. Отец Лука[2] укорял меня за новшества в моих прошениях заупокойных (о «в первую ночь под землею лежащих» и о «по мытарствам ходящих» - подробное прошение о воинах православных). Поэтому я решил более не употреблять этих прошений ни при отце Луке, ни без него, а ждать перевода в другую епархию, где это и применять.

Сегодня потерпел жестокое поражение на гражданско-церковном фронте...

Сам Ты, Господи, всё веси и слышиши!

Вопль души моей…
Господи, смягчи окаменелое мое сердце. Восстанови потерянное равновесие и расслабление телесное и всели в душу мою мужество и сознание архиерейского долга.
Укрепи меня в стремлении к полной духовной чистоте, которую верующие так жаждут видеть во мне как носителе благодати архиерейской.
Душа раздваивается от стремления к обособленности от людей (т.н. частичного малого затвора) и в сосредоточенности для познания своей телесной и духовной немощи и пустоты.
7 мая 1958 г.

16 августа. Что значит чутье выдержки, осторожности и выжидания. Утром я составил Лёле срочную телеграмму следующего содержания:

«Приближается праздник Симеону Верхотурскому 12 сентября[3]. Необходимо нашему Кафедральному собору найти тропарь, кондак праведному Симеону Верхотурскому 1862 г. Синодальной типографией изданы ему служба и акафист. Постарайся разыскать эту службу Елоховском соборе, или Центральной библиотеке заказать. Переписать и выслать ценным пакетом заказным».

В Саракташе задуман молитвенный дом имени Симеона Верхотурского. Мною обещан к высылке тропарь и кондак ему. До вечера все поиски в книгах моих и соборных, и в месяцесловах были напрасны. Телеграмму решил послать завтра, а в 7.30 вечера принесли мне от глухой Лизы службу с акафистом праведному Симеону Верхотурскому означенного издания Синодальной типографии 1862 года и в придачу шелковую скуфейку розовую с изображением праведного Симеона. Скуфью я надел и очень доволен. Всё устроилось как нельзя лучше. И телеграмма лежит, как доказательство моего ревнования.

Беседа с б(ывшей) монашкой Н. о разных разностях и послушании. «Не желаю жить без кнута. Приимите меня под свое духовное покровительство», - так обращалась ко мне старушка б. инокиня Оренбургского женского монастыря, раба Божия.

Закончил вечернюю молитву «ведения». И потянуло к Фоме Кемпийскому [4]. И открылась последняя глава с наставлениями: «О том, что не должно человеку любопытно исследовать таинство» (с. 272).

Глубоко запали мне следующие слова Фомы Кемпийского: «Чем больше и чем совершеннее знаешь, тем строже судим будешь от знания, если не прибудет тебе от него святости в жизни» (с. 4, п. 3).

От вчерашних скорбей и поражения на церковно-гражданском фронте я до сего часа не могу прийти в себя... И сегодня меня неудержимо потянуло обработать особую молитву, составленную еще в Тамбове, так называемую «ведения». И сейчас, благодаря присланной Лёлей Симфонии и принесенной мне Библии на славянском языке, я ее обрабатываю и к вечеру надеюсь привести ее в порядок для келейного употребления.

Хотя я и так поминаю Тверских святых, но теперь после слов Святейшего Патриарха Алексия о возможности перевода моего в Калинин решил прибегать к ним усиленнее, дабы мне не избегнуть моего Тверского удела. Но да будет на все воля Твоя, Господи!

17 августа. Днем приходил о. Александр Архангельский с повинной, и мы после продолжительной беседы поклонились друг другу и дали слово поддерживать друг друга. Прослезились даже оба, и на душе стало сразу легко и радостно. Но сознание говорило, что это примирение состоялось поздно. Патриаршее решение, наверное, последовало вчера после доклада Уткина.

Победа - над малодушием, над слабостью, над печалью. Уменье - выиграть эту удивительную борьбу за самого себя, за свое возвращение к жизни и счастью.

19 августа. Телеграмма. Ленинград, 28, Кирочная 8, кв. 79. Лемешевской: «Приехал вечером 18. Все благополучно. Павля[5]. Витя».

Всенощная в церкви прошла при переполненном храме.

Сегодня Преображение. Погода стоит всю неделю после поездки в Саракташ и молитве о вёдре на удивление дивная. Павля приехал вечером. Привез Павля кучу писем, новостей. Был в Елохове. Разговор с тетей Олей о моем переводе протопресвитора Колчицкого.

22 августа. Завершилась дивная история с операцией Дины и ее благополучное возвращение домой.

Эти месяцы пищи употребляю очень мало и мало пью. Здоровье в Чкалове не ухудшилось, а стало лучше.

Скорбь о детях, которые не ходят в церковь, на улицах не здороваются со мной и глядят на меня чуждо...

23 августа. Господи, помоги мне дойти до неба! Ты знаешь, что мне ничего не нужно: я всей душой стремлюсь к Тебе, к небожителям, к тем, кто с Тобою уже...

Сегодня разобрал записи фольклориста местного края. Образовалось две стопочки: церковный фольклор и гражданский. И если еще подберется за последующие месяцы, то можно написать статью о местном церковном фольклоре и послать в ЖМП.

26 августа. Сегодня получил в дар от келейниц усопшей монахини Фомаиды разрешительную грамоту Патриарха Иерусалимского Дамиана, подаренную им монахине Фомаиде в бытность ее пребывания в Иерусалиме. Как она разнится своим содержанием от нашей разрешительной молитвы. В своем завещании заповедаю прочитать ее надо мною.

У жертвенника чувство сильнейшего голода.

Фомаиду занести в Синодик.

Вечером торжественное освящение иконы Табынской.

27 августа. Освящение Престола и придела Успенского.

28 августа. Во время Херувимской запало страшное слово: «Никтоже»...

* * *

29 августа. Вчера и сегодня у меня радость: приезжали ходоки из г. Соль-Илецка и поселка Ак-Булака, были в Исполкоме и им объявили, что Облисполком разрешил вчера, в день Успения, открыть в Ак-Булаке молитвенный дом и в Соль-Илецке - церковь. Вот новые две (церкви) почти откроются.

30 августа. Суббота - заупокойный день - агиология.

Не от лени или нерадения, а от сложившихся обстоятельств жизни моей я запустил свое Богородичное правило[6], которое уже не совершаю дней пять...

Вчера к вечеру на скором поезде уехал мой брат Павел. За все для него сделанное я несказанно рад...

Вечер. От утрени из церкви пошел на квартиру к м. Павле - служить панихиду у гроба монахини Маргариты. По дороге остановила (меня) женщина с больным ребенком, младенцем Антониной, просила благословить больную дочку. Я благословил ее и возложил свою немощную руку на голову младенца. И чувство сильной горечи охватило меня. Горечь сердце пронзила: Апостолы исцеляли и даже воскрешали, а ты? Господь словно оскудел во мне Своею благодатию...

Весь день непонятная тоска, тяжесть душевная, внутреннее ничем не объяснимое безпокойство, безотчетное нехорошее состояние. Эти переживания бывают редко - ясно, они от врага. Но как тяжело переживать это состояние...

31 августа. Исполняется видение о. Зосимы: «Я напоен чашею безсмертия и насыщен пищею радования».

1 сентября. Встреча в Студенцах была оригинальная. По дороге стояли с двух сторон столы, покрытые скатертями. На них лежал хлеб и овощи, тут же стояли иконы и горшки с цветами.

Обед у старостихи Студенецкой Покровской церкви состоял из следующих блюд по местному названию: замечательные свежие щи, лапша с яйцами, яичница молочная, картофель тушеный, мучники, блины, пшенная каша на молоке с маслом.

После обеда монашки пели «Крестик» и другие умилительные канты.

В Студенцах. Блюда-угощения: ватрушки, пирог с рисом и яйцами, мучники, песочники, печенье трех сортов, блинцы, сырная Пасха, сметана, свежее сливочное масло (к оладушкам), молочная яичница, кашник, чай с молоком и сахаром, помидоры в сметане.

Видение Михаила: внести хоровые запевы в канонах: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе…», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и т.д.

Ночь. Вечером из Саратова приехал с дедом юноша чистый.

2 сентября. Праздничный обед после обедни был подан у моей хозяйки Татианы. Хозяйка подала хлеб нарезанный и каждого попросила кушать за здоровье ее сына на фронте Николая.

В алтаре Студенецкой церкви, как какое сокровище, нашел «Оренбургские Епархиальные Ведомости» за 1873-1879 гг. Велел уложить и взять с собой. Нашел в них много ценного материала, который по приезде извлеку на карточки: и по литургике, и по агиологии, по архиереологии и т.д.

В начале обедни почуял сильную сердечную слабость и общее телесное расслабление, но уже после чтения «Апостола» все это прошло, и обедню завершил в первом часу дня благополучно - до приезда домой был в дороге вполне благополучен.

Вокруг себя часто слышу разговоры об архиереях, архимандритах и пастырях Церкви, о которых отзываются, как об «истинно благообразных, стройных, высоких, красивых»... и рядом с ними я...

И я сознаю свое полное ничтожество внешнее, свою убогую фигуру и начинаю в эти минуты сожалеть, что со своею ничтожною внешностью пошел на духовное служение и ввожу сейчас верующих в соблазн своего ничтожества.

В 6.30 вечера подали обильный ужин, после которого певчие пели: «Дивное имя Твое, Иисусе Спасе наш...» по платовскому напеву.

3 сентября. Душа моя охвачена безпокойством. Брат мой Павлик уехал в Москву в среду вечером, обещался из Москвы дать знать о своем приезде телеграммой, и обещанной весточки до сего времени нет. Все передумал, и безпокойство не покидает меня, так как условия дороги очень тяжелые. Что могло с ним случиться в дороге? Всякие предположения терзают меня... Хотя во всём полагаюсь на волю Божию, а земное все же и во мне сказывается...

Все эти дни замечаю понижение моего зрения: мелкий шрифт уже не могу разобрать, должен приближать к себе текст. Телесная моя храмина постепенно разрушается. С каждым днем иду к своему концу.

Вечером после молебна в церкви разбирал в келии свои заметки. Какие в них встречаются ценные записи. Это далеко не «опавшие»...[7]

У меня замечается катастрофическое накопление неисполненных дел, заметок, пожеланий и т.п., особенно по линии личных дел и агиологии. Как бы я хотел иметь сейчас личного толкового секретаря, который помог бы мне в епархиальной канцелярии и в выборке из журналов намеченных мною выписок. Приезд Лели в отпуск разгрузил бы меня значительно, так как она могла бы с Ваней мне помочь с читкой и в других работах моих.

Сегодня вечером после вечерни с утреней отслужил торжественный благодарственный молебен по случаю окончания победоносной войны с Японией[8]. Народу собралось довольно много.

Говорил проповедь перед благодарственным молебном об окончании войны с Японией. Упоминал о военном гении Сталина... Восхваление его достоинств как правителя стоило мне величайшего нравственного душевного напряжения, ибо впервые с амвона должен был я воздавать земную честь человеку, имя которого еще не так давно было связано с олицетворением гонителя Юлиана Отступника...[9]

4 сентября. ...После всенощного бдения подошел ко мне р.Б. Тимофей и сообщил радостное известие, что молодому еврею, сумасшедшему Евгению, стало значительно лучше, он утих, и родитель думает в ближайшее время выехать в Ленинград.

5 сентября. ...Приехал долгожданный Ваня, мой келейник будущий, иподиакон, надеюсь в скором времени и диакон... Ваня за утреней читал и пел хорошо. Горит пламенною молитвою, просит упорядочить богослужение будничное. Поведал сокровенные мысли о тайных молениях со мною (устав сполна править, хотя бы в моей келии). Но об этом подробно я обещал поговорить с ним на днях.

Сегодня постановлено открыть церкви: в с. Донецкое, в Бугуруслане, в Соль-Илецке, в Михайловке (Александровского района), в Ново-Павловке (Чкаловского района), Гавриловке (Александровского района), Ак-Булаке.

7 сентября. Что мне дал духовного и всякого полезного внешнего приезд о. Георгия, иеромонаха из Бузулука? Все его обиды к о. Леониду справедливы.

В 9 часов вечера была у меня беседа в Исполкоме с новым Уполномоченным. Сообщил мне радостную весть: разрешен колокольный звон, и он сам дал мне адрес Росснабсбыта, в складе которого мы можем получить колокол. Слава Богу! Словно Пасха стала у меня на душе, так он обрадовал меня.

Между прочим, решил быстро удовлетворить все мои просьбы: о проведении телефона, о печатании командировочных удостоверений, венчиков и молитв. Наметил открытие новых точек в 8 пунктах, особенно важно - в Орске, Сорочинске, Медногорске, Саракташе. А мне больше и не надо! Слава Богу за всё это!

8 сентября. Н.И. Гойштеф в отместку мне распространяет про меня слухи, что вина в алтаре так много выходило и выходит, что епископ Мануил любит пить красное вино. Какая наглость!

Произволением Божиим и по молитвам праведников русских попался мне Синодик б. Оренбургского Епископа Арсения[10], в котором нашел много новых подвижников русских разных мест. Также получил для записей в свой Чкаловский помянник старинный монастырский сестринский Синодик здешнего Успенского монастыря.

Сегодня был первый утренник[11], предшественник надвигающейся осени.

9 сентября. ...Сегодня вечером правили службу перед иконой святителя Питирима Тамбовского, написанную по просьбе Тамары Н. монахиней Херувимой.

Народ доволен Ваниным благоговеинством, горячим молитвенным видом и его чистой и непорочной внешностью и особенно невинными глазами...

10 сентября. Завтра утром должен жребий вынуть на Ваню о его рукоположении: теперь или в 1946 году сделать?

Сегодня у меня скопление духовенства. Семь священников вышли на литию св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, один дежурный крестил.

Всенощная на св. Иоанна Постника с панихидой о павших воинах и всех погибших в сию Отечественную войну отошла в 11.20 ночи. Верующие дружно дождались конца службы, и большинство молящихся разделило со мною заупокойное поминовение. Вся всенощная прошла дружно и сравнительно быстро и молитвенно.

Изредка взгляну на зеркало большое, висящее над моим письменным столом. Как я стал похож лицом своим на праведного Игнатия Брянчанинова - та же лысина и волосы редкими прядями по плечам и седеющая борода.

11 сентября. Нечто новое и радостное услыхал о молодом душевнобольном еврее Евгении.

12 сентября. Почти ежедневно проверяю себя в своих делах, особенно в денежных и благотворительных - как поступил бы на моем месте Святитель Николай? И это успокаивает меня.

Виноват я перед верующими в том, что поддерживаю в них мнение о себе как о подвижнике, который ничего не ест, по ночам Богу молится без счету...

«Худой, кости да кожа», - так думает Тоня Попова и другие, к сожалению, так думает и мой Ваня.

С 14 сентября необходимо создать себе «мертвый» день, посвященный своим делам личным. Только приезжающих из районов принимать в этот день. К новолетию церковному готовить расписание недельных занятий (памятка на каждый день).

Всё происходящее у меня с о. Александром Архангельским кажется теперь каким-то тяжелым сном, кошмаром... Да неужели все это было?!

Подвиг подражания. Рассказ Вани о воодушевлении верующих при заказе иконостаса в главный и правый приделы - вызвал желание у р.Б. Н. за свой счет нарисовать икону св. великомученицы Варвары.

Как промыслительно я получил сегодня книгу «Жития Святых» Синодального издания за сентябрь, где под первым числом напечатана специальная статья о Церковном Новолетии[12]. И это так мне нужно было.

Рассказ хозяйки о нищем и праведном Павле.

13 сентября. ...Настроение мое какое-то особенное... Вот что глаголет Исаия (гл. 48:17): Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.

Никогда я так осязательно не переживал наступления Нового года, как сейчас...

Вечер. Удалось после долгих заметок и перерыва составить таблицу «Дополнительный список Русских Святых, подлежащих включению в «Верный Месяцеслов».

Сегодня к наступающему дню нового церковного года составил по разным своим записям за эти пять месяцев моей жизни в Чкалове «Помянник Оренбургских подвижников» для ежедневного поминания за проскомидией.

14 сентября. Мой усидчивый труд вчерашнего вечера и ночи увенчался успехом: я имею Синодик Оренбургских подвижников и праведников. В 8.30 утра я внес последние имена в свой Чкаловский Синодик и побежал в церковь поминать их. И как радостно и легко на душе стало у меня...

Вот воистину свалилась с плеч гора, которая давила меня стыдом: ведь я не мог их поминать, так как все записи были разбросаны, не проверены и не было карточного каталога их. Теперь всё исправлено, и я смогу ежедневно возносить за них свои молитвы недостойные.

Свершилось завершение долгожданного.

14 сентября. Всякая тварь сдвигается на дорогу, кусает людей. На огороды боятся ходить[13]. За обедней ввел поминовение по двум синодикам заупокойным: «Оренбургских архиереев» и «Подвижников и праведников благочестия, потрудившихся в Оренбургской епархии». Таковых оказалось, по предварительным моим сведениям, больше сотни.

Особые прошения:

О благоговейном и истовом чтении и пении.

О чистоте молитвы нашей, о ревности к церковным дням и памятям.

Сегодня днем ходил на дом к безутешной Ольге. Отслужил первый молебен с величанием перед написанной монахиней Херувимой иконой преп. Иоанна (память 20 марта)[14], одного из учеников из обители преп. Саввы Освященного.

Пожелания к будущему Издательскому Совету при Московской Патриархии: в числе многих других работ составить и издать «Симфонию к письмам и сочинениям епископа Феофана, Затворника Вышенского». Какое необычайное богатство мысли, рассуждений на всякие житейские и душевные вопросы христианского делания...

Сегодня попалась мне случайно третья книга «Душеполезное Чтение» за 1895 год (9-12). Прочитывая ее, в письмах Епископа Феофана нашел поразившее меня рассуждение о молитве за самоубийц. И я также погрешал, беря на себя заботу о их душах, совершал келейное молитвословие о них.

Посещение долгострадальца протоиерея Феофана Крещатского.

Имел в виду с сегодняшнего дня вывесить объявление о двух мертвых своих днях: понедельник и суббота. И не решился. Как подумаю, сколько людей нуждаются в моих советах и помощи, а я закрою свою дверь...

В пять часов вечера пришел ко мне целый «цветник» детей.

15 сентября. Доверие ко мне школьников и детей. Стучатся рано утром, если трудные уроки. Одна Мария прибежала в 7 часов утра и просила молитв - на третьем уроке по алгебре имеет быть контрольная работа, а она слабовата в ней...

Не дождусь приезда протоиерея Сергия Ногачевского из Абдулина и передачи ему настоятельства. Тогда много свободного времени останется у меня для моего делания домашнего и для агиологии. Да к тому же и Леля должна подъехать и помочь мне с Ваней в считке календарей и выписках из книг.

Сегодня заходила ко мне монахиня Макрина из б. Таллинского монастыря и поведала мне много интересного о таллинских подвижниках. Описания местных праведников полны теплоты душевной и характерных подробностей их жизни. Не сомневаюсь, что души их сами привели м. Макрину к решению ехать из глухой деревни в Чкалов к архиерею за епитимиею. Смертный грех, проявленный малодушием ее при закрытии монастыря и разорении храма, не дает ей покоя. Я наложил на нее 1000 земных поклонов с особым прошением, и просияло ее лицо от радости: «Давно бы мне надо было к Вам съездить, да всё дела, а их не переделаешь...» Она обещала прислать с добрым человеком для переснятия фотографии основательницы монахини Агнии...

Вот имена новых, ею выявленных праведников, потрудившихся в Таллинском монастыре: иеромонах Нифонт, иерей Николай, схимонахини: Исидора, Марионилла, Поликсения и Филарета. Рясофорная послушница Феврония, послушница Калерия юродивая, вдовица Александра юродивая. Обещала по приезде домой вспомнить других и переслать мне. За все сие благодарю Господа.

В ближайшие дни, по получении писем от Павла, и экземпляра Месяцеслова без его пометок и с его пометками.

16 сентября. Рано утром постучалась ко мне отроковица Мария. Она и записки пишет у просфорного стола, и помогает раздавать просфоры, и разыскивает поминания. Она пришла поведать свою скорбь и тайну. «Вот уже месяца два, как я стала слышать один и тот же голос: «Мария, поди сюда!» Сперва я боялась его, но одна монахиня рассказала мне, что голос этот может быть от Ангела или ото зла. Надо проверить...»

Утром рано пришел Трофим, радетель молодого еврея Евгения. Принес колокол в жертву (он его утаил при разборе колокольни б. женского Успенского монастыря). Говорит: «Благословите меня подготавливаться в путь. Сегодня поутру кто-то постучал в окошко. Женя быстро вышел на улицу - никого нет. Вот и оторопь взяла... Кто это был? Конечно, Ангел Хранитель приходил предупреждать меня о скором моем отшествии».

Вот и переубедите его?! Но пусть лучше готовиться к концу, чем не радеть о душе...

В восемь часов вечера состоялось долгожданное собрание церковно-приходского совета, которое прошло спокойно, вопреки моим ожиданиям. Единогласно выбраны: церковный староста, председатель ревизионной комиссии Ф.И. Чернышев, помощниками Трофимов Ф.П. и Ецеулов Н.А., заведующий свечных заводов.

Вскрылись на собрании неблаговидные поступки о. Александра Архангельского как пастыря, настоятеля.

* * *

Среди дневниковых записей находилось письмо к Владыке Мануилу протоиерея Феофана Крещатского, датированное 16 сентября 1945 года (публикуется впервые):

Ваше Преосвященство!

Приношу Вам искреннюю благодарность за посещение моего убожества и оказание мне помощи. Доброта Вашего сердца проявляет милосердие Божие к страждущим. За что да пошлет Вам Господь благополучие в Вашей жизни, деятельности и умножит лета жизни Вашей. …Относительно Вашего мнения о внешнем виде и костюме моем... Мне вспомнились слова Святейшего Патриарха Тихона, когда я служил в Москве в храме св. Пророка Илии с Патриархом и Преосвященными Гавриилом Клинским, Борисом Можайским и Николаем Тульским. К богослужению пришел один из протоиереев, очевидно московских, стриженный, и участвовал в сослужении. Он обратился к Патриарху как бы с извинением за свой вид, не знаю, был ли он в больнице или в заключении... Патриарх, с любовию, ему присущей, и улыбкою, потрепал его по плечу и сказал: «Образ буди верным: словом, житием, верою, любовию и чистотою. Лучше потерять волосы, чем голову. Волосы отрастут, когда будет нужно, а голова - нет». Такой ответ мне запечатлелся надолго в душе. Какое проникновение святителя в душу человека, какое отеческое любовное отношение к духовному сыну, чуждое злобы, негодования. Нет ревности не по разуму.

Другой случай: пришли священники из Азиатской епархии. Изложили свою просьбу о принятии их в каноническое общение, так как они служили с женатым епископом (обновленцем). Опять ответ Патриарха: «Кто из нас не ошибается, и в ком нет греха? Господь вас простит. Езжайте и молитесь, как молились до этого случая, если почему-либо поминать меня нельзя, не поминайте вслух».

Как Патриарх просто и по-человечески смотрел на случайные ошибки пасомых. Нет той напыщенности: «Идите, мол, от меня, еретики!» и т.д. Везде любовь Христова, христианское снисхождение, отеческое отношение, не казенное, формальное, а видна забота о душе человека. Да пошлет Господь ему светлую небесную жизнь и вечную память среди тех, кто знал его, ценил и любил его. Да, Господь призвал его от смирения к высокой почетной роли Патриарха, обойдя знатных епископов, которые даже не хотели признать Патриарха...

Желаю, Владыка, и Вам, чтобы Господь сохранил в Вашем сердце то милосердие, которым Вы обладаете, любовь, мудрость, терпение и великое снисхождение к немощам нашим. Прошу Вас помолиться обо мне недостойном и о моем убитом сыне Георгии. Испрашиваю благословение недостойный протоиерей Феофан Крещатский.

17 сентября. Посетил на квартире именинницу монахиню Ермионию из б. Бузулукского монастыря. Между прочим, рассказала вкратце о двух долгострадальцах праведниках: Иоанне «лежащем», проживавшем около Бузулука, и об Александре, лежавшей 28 лет в Самаре. Вечная им память. Как-нибудь надо зайти и всю ее богатейшую сокровищницу по агиологии использовать для себя, для Синодиков и для будущей «Русской агиологии».

18 сентября. Во время служения обедни почувствовал острую старую знакомую - мимолетную боль в желудке...

Со страхом жду прихода своего Николая. Холод, слякоть, а он босой, вшивый, в рваной рубашке и без фуражки.

19 сентября. Если через две недели не последует моего вызова в Москву на сессию, то очевидно, с Уткиным и Карповым договорились мариновать меня в Чкалове зиму до весны... Но на всё это да будет воля Божия... И сейчас я, по правде сказать, и сам не хотел бы ехать.

Денежные дела мои стали неважные: вот уже 2-3 недели я ощущаю острый недостаток в деньгах. Много приходится оказывать помощи нуждающимся. И сейчас на очереди ряд неотложных расходов по осенней и зимней экипировке моих близких.

20 сентября. Ввиду затяжки с оформлением получения колоколов со складов Росгосснабсбыта я решил наладить временную звонницу в конце храма между свечным ящиком и повесить на ней семь колоколов весом от 15 кг и ниже. И получится хороший звон, приятный для богомольцев.

Вот уже сколько времени служу я без слез, особенно Литургию. Вчера вечером за всенощной некое подобие слез исторгались из глаз, но и то ненадолго.

Моя молодая хозяйка поведала мне сегодня утром свой удивительный сон о красных крупных четках.

Последние дни замечаю какое-то особенное спокойствие душевное и через него безразличие ко всему окружающему. Сознание одно доминирует: пусть меня подольше не трогают, ни вызыванием на сессию Синода, ни перемещением, и т.д.

Вечером, за всенощной Владычице[15], в оправдание своего слова об абортах и так называемых беззакониях, творимых людьми, вспоминая и свои прежние пред Господом прегрешения и отступления, дал Господу душеприятное сладостное обещание - по средам и пятницам не вкушать ничего горячего, вареного и печеного (кроме просфор, хлеба и воды).

21 сентября. Все эти дни идут непрестанные дожди. Люди впали в отчаяние... голод мерещится впереди, сено погнило, зерно прорастает... Каждый день служим молебен с коленопреклонением о вёдре, но Господь не слышит нас... Особенно жутко было за вечерней всенощной.

К шести часам утра сегодня все небо вызвездило, и радость в душу взошла. К девяти часам утра снова собрались тучи, но до дождя еще далеко. Неужели снова испытание постигнет нас дождевыми ливнями...

К восьми часам утра почувствовал снова острую мимолетную боль в правой стороне желудка.

Сегодня моя «будущая послушница» Мария-цветочница поведала мне свои сокровенные мысли: «Владыка, я помереть хочу, всё думаю о смерти. Это не грешно? Всё мне в мире надоело (а ей всего-то 13 с половиной лет): песни мирские, подруги мажутся, пудрятся, подбривают брови и другими глупостями занимаются. А мне всё это опротивело, и потому-то я и хочу умереть...»

Я успокоил ее, призвал ценить жизнь, и чтобы она спокойно продолжала учиться, а через несколько лет откроют в нашей епархии монастырь и она поступит в него. «А знаете, Владыка, не я одна так думаю: и Таня и Вера тоже хотят пойти в монастырь...»

Господь невидимо приуготовляет смену умирающим монахиням и инокиням.

После Евангелия я обратился к верующим с призывом покаяния и усиленных молитв об избавлении от грядущего бедствия голода ввиду продолжительных дождей. Многие плакали. Затем начался с коленопреклонением молебен: я сам читал ектении о безведрии и за ними особую молитву.

Призывая к покаянию, объявил (как мне Господь внушил) два дня поста, покаяния, общей исповеди в воскресенье и на Воздвижение и общего причащения. Пост будет таков: с субботы с 6 часов вечера и в воскресенье весь день ничего горячего не вкушать, так же и на Воздвижение.

Во время этого пояснительного слова многие плакали. Молились усердно, и сильный ветер развеял тучи. До вечера была тихая дивная солнечная погода. Снова стало хмуриться и к концу всенощной быстро темнело из-за туч. Не знаю, как пройдет ночь.

За обедней Господь сподобил меня долгожданных слез. Несколько раз лицо мое увлажнялось покаянными благодатными слезами...

После обедни обращался к верующим с призывом покаяния. Женщинам напоминал об ответственности перед Богом за совершаемые аборты и вытравление плода. Слово мое имело успех. После отпуста, не стыдясь окружающих, стали вереницею подходить женщины каяться и просить епитимии.

Молитва покаянная за аборты
Благодарю, Господи, что я ныне, хотя и поздно, осознала свой смертный грех многократного извержения плода моего. Открылась в сердце моем жалость великая к загубленным душам зачатых детей моих. И нет мне ныне ни оправдания, ни утешения, ни покоя. Но не допусти меня до отчаяния, а в частичное искупление сего смертного греха моего приими пока мои вопли, мои стенания и горькие слезы раскаяния. Аминь.
Молитва составлена Митрополитом Мануилом 29 сентября/12 октября 1956 г.

За каждый аборт я налагал по 700 земных поклонов. Причем всем объяснял, как нужно выполнить это правило и в какой срок его закончить. Одна делала 8 абортов и наказана 5 000 поклонами сроком на три года. Все подходившие принимали епитимии с благодарностью.

Наконец, пришло сегодня долгожданное письмо от Павля с Олей. Восемь страниц исписано Олей и в конце письма характерная приписка Павля, которую только я один и мог растолковать: «В район Николо-Столпенской назначен новый, может быть, и к лучшему». Это означает, что в Калининскую область, где находилась моя первая пустынь, около Вышнего Волочка, назначен новый епископ.

Итак, Патриарх Алексий отвел меня от Калининской кафедры. Стараюсь подчиниться во всем этом воле Божией.

Во время чтения Благовещенского акафиста перед чтимой здесь новой Табынской иконой Богоматери приходили нечаянные мысли о необходимости исправления текста акафиста ввиду его недоступности понимания верующими в массе. Ведь покойный Патриарх Сергий по поручению Синода исправлял его с изданием 1870-х годов. Как он мог допустить отдельные слова в нем, затемняющие совершенно смысл акафиста?

Какими слухами и искаженными толкованиями моих проповедей пользуются верующие! Моя проповедь о церковном новолетии (1 сентября ст.ст.) и совпадении его с еврейским праздником дали повод говорить, что я, архиерей, перешел в иудейскую веру. И нашлись верующие, которые говорят: «Больше не будем ходить в церковь, там служат еврейские службы».

Очень огорчают меня монашки-певчие. Вчера за всенощной регентша обрывала чтение канона и других мест из службы семь раз.

По поводу пополнения службы (кафизмы, каноны) и ее естественное удлинение не более чем на 15-20 минут, рассуждают так: «Если службы вечером будут покороче, то будет ходить больше народа».

После всенощной впервые запели: «Дивное имя Твое...» И всем верующим это понравилось и многие умилились...

Эти дни пришлось следовать моему милому Памфалону[16], и сегодня к вечеру я почуял впервые оскудение своей денежной казны. Осталось только на покрытие налога октября, а все сбережения ушли в руки Памфалона. И на душе стало легче, ибо почувствовал я теперь, что всецело завишу от Божьего ко мне промышления. «Он дает и отнимает от меня...»

22 сентября. Замечаю безразличие к телу, кто и что ест около меня, а раньше была зависть к хорошему кушанию.

Читал житие св. Феодосия Черниговского и испытывал чувство стыда, как я его не почитал и не любил...

«Дивное имя Твое...» произвело на молящихся хорошее впечатление. «Вот это новое, что Владыка нам говорил, что прибавит в церковную службу».

Из отпевания и панихид надо делать торжественную легкость...

Незаметно, изо дня в день совершается невидимо для окружающих подготовка к закончанию труда моего «Месяцеслова Е<пископа> М<ануила>».

Во время молебна Божией Матери, праведным Богоотец Иоакиму и Анне, свт. Феодосию Черниговскому и преп. Иосифу Волоколамскому взошел помысл непреложный (такие помыслы и молитвы я называю озарительными): «Для меня настало время и возможность прославлять всех русских [святых] после отпуста...»

Странные мысли о вчерашних Св. Таинах.

Вчера я допустил мимолетный ропот в душе даже из-за дождя.

23 сентября. Монахине Херувиме заказать икону.

«Епископ Мануил принимает из районов все дни недели. Городских жителей только по вторникам, средам, четвергам и пятницам с 7 часов утра до 8 часов вечера, как на квартире Малоленинская, 52, так и в церкви».

Мистический круг дня хиротонии сегодня замыкается. В воскресенье 10/23 сентября - моя хиротония и сегодня воскресенье 23 сентября...

Результаты моего призыва к матерям, совершившим аборты, о раскаянии, имеют ежедневные последствия. «Построже, построже накажите меня», - обратилась сегодня одна женщина ко мне, считая, что епитимии в 700 поклонов за каждый аборт недостаточно...

Сегодня ночью сильный стук в парадную дверь разбудил и встревожил меня. Хозяева и дети крепко спали. Наконец, дверь открыли. Пришел внучек и сообщил, что дядя моей хозяйки, старик Моисей, только что помер и вдова зовет хозяев обмыть его... Помянул я его и записал в хозяйский синодик, а также на дому сорокоустную.

С появлением на церковном горизонте нашего собора Вани как иподиакона сколько забот мелких и тяжелых отошло от меня по церкви, алтарю и дома. Благоговеинство его умиляет меня до слез. Чтение воскресных и праздничных канонов также проводит хорошо. Чего мне еще желать?

Как это ни грустно, но мой призыв о покаянии, о покаянных днях ради вёдра не возымел большого действия: говельщиков оказалось мало, до слез, до обиды мало. Я с 9 часов утра снова сотрясал сердца верующих. И за ранней и за поздней обеднями народа было также мало...

Обедня отслужена при дожде и усиленных молениях со слезами.

Итак, сегодня исполнилась 22-я годовщина моей хиротонии во епископа. За обедней и панихидой сам поминал Святейшего Патриарха Тихона и соучаствовавших в хиротонии Архиепископа Илариона Верейского (Троицкого)[17], Архиепископа Костромского Севастиана (Вести)[18], Епископа Иерофея (Афонина)[19] и протодиакона Петра и всех соучаствовавших сему моему торжеству, но ныне почивших.

После обедни в 3 часа дня, когда закончились все требы, состоялось второе собрание церковно-приходского совета, на этот раз очень бурное. Закончилось оно в 5.30 вечера, и к ряду началась вечерня с акафистом Архистратигу Михаилу. Я вел беседу о небесном воинстве, приводил много примеров из жизни и общения Ангелов с нами, и незаметно наше моление с вознесением особых молитв всем Архангелам и Ангелам закончилось в 9 часов вечера.

Только придя домой в десятом часу после двенадцатичасового пребывания в храме, я ощутил слабое желание чего-либо покушать. Так незаметно Господь насыщает меня Своими Животворящими Святыми Таинами (я ведь все эти дни сам потреблял Святые Дары).

24 сентября. Сегодня Господь помог мне составить по разным записям сестер Оренбургского женского монастыря «Синодик Оренбургского женского монастыря». В Синодике схимонаха Трифона написаны имена неведомых мне многих и многих подвижников, кои имена мне придется расшифровывать...

Днем прислали записку от хромой Агафии о пропаже ее коровы.

Сегодня в 3 часа дня я отпевал дядю моей хозяйки, р.Б. Моисея, в его глиняной мазанке. Он был обряжен в Иерусалимский саван и на главу его был положен вызолоченный венчик. Во всяком случае, отпевание я совершил, как всегда, не торопясь, молитвенно, и родные довольны были. Во время отпевания допустил нечаянно ошибку в Евангелии о грешниках.

Вечер. Сегодня вечером правили всенощное бдение прав. Симеону Верхотурскому с литией и акафистом и полным каноном. К сожалению, молящихся было мало. Я впервые правил службу этому святому и акафист читал впервые. Служба написана длинно, можно много сократить повторных мыслей. Эти мысли приходили ко мне невольно во время чтения канона, чрезвычайно длинного...

Всенощное бдение прав. Симеону Верхотурскому прошло хорошо.

Сегодня, я уверен, нигде во всей нашей родине не правили такой службы прав. Симеону, как у нас. Полностью читали и выпевали стихиры, канон, акафист, затянулась служба до 10.30 вечера. Народу было немного, но все пришедшие были именно те, кто хотел почтить память святого. И за все это сердце мое радовалось. О, Угодниче Христов, не остави и меня в своих молитвах перед Богом, ибо чувствую я, силен ты перед Господом.

Краснохолмские. Как срывают открытие церкви. Засыпали церковь, а амбары пустые, так будет и в других...

25 сентября. Возникла мысль о начале подготовки ночного моления в первое воскресенье Филиппова поста, то есть 19 ноября/2 декабря.

После всенощной под Словущее Воскресение подходили ко мне под благословение верующие. В конце подходят девочки, не умеющие складывать ручки под благословение. Я сразу понял, что они пришли в первый раз. «Вы в первый раз приходите?» - «Да». - «Вы некрещеная?» - «Нет. Вот моя младшая сестренка крещена в Саратове». - «Как вас зовут?» - «Нина и Тамара». Я с ними договорился, что после Воздвижения они зайдут ко мне и побеседуем о молитвах и крещении, которое они хотят принять.

Сегодня днем получил письмо от тети Оли. Она сообщает чрезвычайно важные новости: об открытии на день памяти Преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиевой Лавры. Основная братия будет из Валаамского монастыря. Это открывает новую эру в истории русского монашества. Не мое пророчество, но духом моим воспринимаемое за много лет вперед, когда я искушал разговорами об открытии Лавры маловерную Тоню, ныне осуществляется.

Кажется, впервые за время своего святительства я сурово обратился с прот. Н. Вершининым, который утром снова, прямо с вокзала, пришел меня тревожить и расстраивать. Я слегка накричал на него, и мое молитвенное настроение нарушилось. Я ушел на обедню расстроенным.

К вечеру я «расклеился». Простуда всего меня охватила: насморк, чихание, легкий озноб и т.д. Все это меня тревожит. Не вовремя я захворал. И утреннее безпокойное настроение меня не покидает.

Я распорядился икону Всех святых поставить рядом с Табынской, ныне почитаемой.

Ванюшу моего за недостаточно внимательное выполнение моих распоряжений поставил на 12 земных поклонов. Не принес мне во время молебна молитвы прав. Симеону. С умилением и со слезами творил он поклоны в главном приделе у престола.

Сегодня знаменитая юбилейная дата: 250-летие со дня открытия и перенесения св. мощей прав. Симеона из села Меркушино в г. Верхотурье.

Всю прошедшую неделю литургисал без перерыва. Память прав. Симеона, в среду - Воскресение Словущее (Кадашевский праздник[20]), в четверг - Воздвижение. Пятница - св. Никиты (пропущу, так как назначил рано утром приобщить умирающую Лиду); в субботу - заупокойная обычная служба в память о св. Людмиле[21].

26 сентября. С какой любовью и доверием обращаются ко мне верующие.

Письмо тети Оли от 17 сентября раскрывает мне сущность моего будущего положения: П[атриарх] не дает согласия на поездку в Москву и, по-видимому, избегает этого. Но так как сердца наши в руках Божиих, предоставляю самого себя в Его волю.

Справляли праздник Словущего Воскресения. Помянул о. Димитрия и всех служивших со мною в Кадашевской церкви, и всех мною отпетых.

«Завидую немым и глухим», - говорила монахиня Анастасия мне сегодня.

Чистота и благоговение Вани умиляет меня до слез. Взор его ангельский, поклоны его поучительные. Его молитвенное настроение за Литургией заражает и меня на молитву, которая шла сегодня со слезами.

С сегодняшнего дня привезенная мною из Спасского села икона Всех святых поставлена на видном месте, и я каждодневно служу молебен дневным и всем святым.

Сегодня я впервые за много месяцев прочитал на обеденном отпусте всех святых по записке: память не восприняла все мудреные имена. Священномученик Корнилий крепко в сердце сидит у меня, а некоторые просто не воспринялись и не запомнились...

С утра был занят переписыванием синодика «Блаженных, юродивых и иных подвижников и праведников» - знакомых и известных монахине Ермионии по Бузулуку. Много новых имен - всего 33 имени - целый патерик. Помяни их, Господи...


[1] «Журнал Московской Патриархии» - официальный печатный орган Русской Православной Церкви.

[2] Имеется в виду Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука (Войно-Ясенецкий), назначенный на эту кафедру в феврале 1944 года. В конце ноября 1944 года в Тамбов прибыл и Епископ Мануил. В начале марта 1945 года Епископ Мануил отбыл в город Чкалов. В апреле 1946 г. был переведен на Крымскую кафедру Святитель Лука. Прославлен в лике святых, очень почитаемый святой.

[3] 12/25 сентября празднуется перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704).

[4] Фома Кемпийский (ок. 1379-1471) - немецкий католический монах, переписчик книг, религиозный писатель.

[5] «Павля» - любимый брат Владыки Мануила - Павел Викторович Лемешевский. Павел и его жена Ольга всю жизнь были близкими людьми для Владыки Мануила. Они были посвящены во все его дела, проблемы и переживания.

[6] «Богородичное правило» состоит из чтения молитвы «Богородице Дево, радуйся…» Охватывает собой всю жизнь Богоматери, разделено на 15 десятков молитв, по числу важнейших событий в Ее жизни. После каждого десятка читается по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери…»

[7] Сравнение с «Опавшими листьями» В. Розанова. В значении противоположном, что записи Владыки не «опавшие листья», как у известного писателя.

[8] Акт о безоговорочной капитуляции милитаристской Японии был подписан 2 сентября 1945 года, и тем самым поставлена точка во Второй мировой войне.

[9] Некоторые сегодняшние церковные активисты, восхваляющие Сталина, ссылаются на то, что ему пели хвалу в те годы и кто-то из иерархов Церкви. Так вот прочтите, что пишет провинциальный архиерей, каких тяжких нравственных страданий ему это стоило… И устыдитесь этого своего «аргумента». И еще заметьте к тому, что написать вот так вот открыто в дневнике, назвав Сталина гонителем, по сути дела, означало бросить вызов коммунистам-богоборцам. Ответ не замедлил прийти: вскоре Владыка Мануил был арестован и отправлен в Потьминские лагеря в Мордовии - Ред.

[10] Епископ Арсений (Соколовский) 30 декабря 1931 года назначен епископом Оренбургским. С мая 1937 г. находился в тюрьме, приговорен к 5 годам ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей). Предположительно скончался в заключении.

[11] Утренний мороз до восхода солнца.

[12] Начало индикта - церковное новолетие Церковь празднует 1/14 сентября.

[13] Видимо, Владыка пишет о нашествии саранчи.

[14] 20 марта/2 апреля день памяти препп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796 г.).

[15] 7/20 сентября - предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

[16] Имеется в виду герой произведения Н.С. Лескова «Скоморох Памфалон».

[17] Священномученик Иларион (Троицкий; 1886-1929) - Архиепископ Верейский, викарий Московской епархии. Отошел ко Господу 15/28 декабря 1929 года в ленинградской тюремной больнице. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви причислен к сонму святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

[18] Севастиан (Вести), Архиепископ Костромской. В 1920-е гг. неоднократно уклонялся в обновленчество, но после покаяния был восстановлен Патриархом Тихоном в лоне Церкви. В 1929 году был арестован, расстрелян в 1934 году в г. Кинешме.

[19] Иерофей (Афонин; 1893-1928), священномученик. В 1924 г. Патриарх Тихон назначил Иерофея Епископом Никольским, викарием Великоустюжской и Усть-Вымской епархии. В начале мая 1928 г., после Пасхи, при попытке ареста был тяжело ранен в голову милиционером, скончался 16 мая в больнице Великого Устюга, похоронен на старом городском кладбище. В 1981 году канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей.

[20] Праздник в московском храме Воскресения Христова в Кадашах, где Владыка Мануил служил с 1930 по 1933 год.

[21] 16/29 сентября Церковь чтит память мученицы Людмилы, княгини Чешской (927 г.).

91
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru