‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

О хлебе насущном

«Это сакральное понятие — хлеб! Но во все времена на Руси хлеб был на заквасках, на хмелю, а не на искусственных дрожжах», — считает кандидат медицинских наук иеромонах Антипа (Авдейчев).

См. также

«Это сакральное понятие — хлеб! Но во все времена на Руси хлеб был на заквасках, на хмелю, а не на искусственных дрожжах», — считает кандидат медицинских наук иеромонах Антипа (Авдейчев).

Уважаемая редакция!

В № 7 газеты «Благовест» в статье «Сейчас важнее всего добродетель рассудительности» кандидат медицинских наук иеромонах Антипа (Авдейчев) назвал скверной, хоть и косвенно, дрожжевой хлеб. В последнее время по своим материальным обстоятельствам я один только хлеб и могла носить на канун. И это неправда, что «сегодня практически у всех есть возможность приобрести хлебопечку». Я лично ее приобрести не могу, да и незачем, ведь времени заниматься хлебопечением все равно нет.

Я живу там, где много торговых точек, торгующих хлебом, от больших магазинов до киосков, но далеко не всегда по времени и обстоятельствам можно купить то, что хочешь. А главное, я принципиально против того, чтобы устраивать такие разборки вокруг хлеба. Хлеб он и есть хлеб. Ведь он не из чего-то нечистого, чтобы его избегать.

Ваша постоянная читательница с первых номеров газеты

Евгения Садохина, прихожанка Свято-Воскресенского монастыря, г. Самара.

Мы попросили прокомментировать это письмо и высказаться по такому актуальному вопросу кандидата медицинских наук, настоятеля храма в честь Великомученика Димитрия Солунского с. Сырейка, руководителя отдела по взаимодействию с учреждениями здравоохранения Кинельской епархии Самарской Митрополии иеромонаха Антипу (Авдейчева).

— Автор письма не осведомлена о сегодняшней ситуации с массовой выпечкой хлеба. Иначе бы она не стала упрощать проблему до лозунга «хлеб есть хлеб». Роспотребнадзор (контролирующая организация в России) принял к рассмотрению заключение НИИ промышленной и морской медицины, который не рекомендует применять в пищу дрожжевые хлебобулочные изделия. Эту информацию я недавно узнал из выпуска новостей! То, что мы сегодня условно называем дрожжами, на самом деле даже дрожжами-то не является. Это не те растительные грибковые организмы, которые существуют в природе, а созданы они в лабораториях путем химических технологий и манипуляций с генетическим кодом. Ситуация в хлебной промышленности сегодня заметно отличается от той, которая была 30-40 лет назад.

Религиозный диссидент и доктор-диетолог Виталий Васильевич Караваев (1913 — 1984 гг.) во время войны был псаломщиком в Псковской Духовной миссии (мы узнали о ней из фильма «Поп»), за что отсидел десять лет в лагерях. А значительно позднее он был принудительно помещен в «психушку» на лечение уже за то, что заявил следующее: «При отсутствии процессов брожения отсутствуют препятствия к духовному росту человека». Этот ученый-диетолог установил, что процессы брожения препятствуют не только физическому здоровью, но даже духовному росту! Брожение — это разложение органических веществ с образованием неорганических, т.е. углекислого газа и конечных продуктов распада. Он вел речь в первую очередь о дрожжевом хлебе!

— Как вы относитесь к словам Виталия Караваева, что брожение мешает духовности. Вы согласны с ним?

— Эти слова о духовной порче от дрожжей я считаю справедливыми, и не только в медицинском отношении. Современные дрожжи — это в конечном итоге плесень. А плесень вырастает сама по себе, без труда. Она растет, если человек начинает лениться, начинает попустительствовать своим греховным наклонностям. Вместо того, чтобы трудом («в поте лица») добывать и разумно потреблять Богом данные продукты, он берет то, что ближе, что дается ему без труда. Так образуется и растет эта самая плесень.

Еще в конце 80-х годов замечательной певице Жанне Бичевской попал в руки ГОСТ по производству отечественных дрожжей. Она показывала распечатку официального ГОСТа, по которому у нас до сих пор производится хлеб. Список этих ингредиентов вызывает оторопь, каких только ядов и химикатов там нет!

— Вы считаете хлеб сакральным понятием?

— Да, это сакральное понятие — хлеб. И я понимаю боль автора письма, которая посчитала, что я своим высказыванием посягаю на святыню. Но сегодня уже по сути дела речь идет не совсем о хлебе. Во всяком случае, не о том «хлебе насущном», который мы просим у Бога в молитве «Отче наш». Во все времена на Руси хлеб был на заквасках, на хмелю, а не на искусственных дрожжах. И я считаю, что сакральное понятие хлеб относится лишь к тому хлебу, о котором мы знаем, из чего его пекут. И который действует укрепляюще на тело и не вредит душе.

Есть данные, что в 1938 году, еще до начала Великой Отечественной войны, из Германии были поставки гуманитарной помощи в СССР. И оттуда нам почему-то навязчиво привозили именно дрожжи. Позже стало известно высказывание, приписываемое Геббельсу: «если мы не сломим русских оружием, то мы их сломим дрожжами». Так это или нет, точно не установлено, но сам посыл характерен.

А вот французский ученый Этьен Вульф уже опытно установил, что дрожжи являются мощным фактором для развития онкологических заболеваний. Этот исследователь опухоль помещал в пробирку, добавлял туда дрожжи, и опухолевые клетки начинали бурно расти, в три раза увеличивались за сутки. Потом он убирал дрожжи, и раковые клетки погибали.

— Считается, что если поднять цены на хлеб, качество жизни у малоимущих людей еще более ухудшится.

— Сегодня мы все зациклились на дешевом хлебе. Считаем, что «хлеб он и есть хлеб», и чем меньше за него заплатишь, тем лучше. Но дешевый хлеб делают из низкосортной муки. К тому же мука, прежде чем попасть в хлебопекарню, проходит обработку на мельнице, на элеваторе. Перемалывают зерно, оно проходит через металлические жернова, бывает, что металлическая стружка попадает в муку. Эта стружка потом может попасть к нам в кишечник. Ведь если хлеб дешевый, то экономят на чем? Не ставят мощный магнит для «сборки» металлической стружки. Такая дешевизна на пользу нам не пойдет!

Многие специалисты считают, что массовое коммерческое производство хлебобулочных изделий приводит к снижению качества.

Нужно есть хлеб настоящий. А настоящий хлеб — дорогой. Он приготовлен по недрожжевым технологиям, на заквасках, из качественной пшеницы. Вот самый простой признак, как отличить недрожжевой хлеб: когда его режешь, крошки не падают с ножа. А если хлеб не настоящий, дрожжевой, то обязательно будут крошки. Дешевый хлеб легкий на вес и блестящий. Он красивый, воздушный, но… по сути дела он вредит здоровью.

Известный современный диетолог Алексей Ковальков (его книга о способах похудения «Метод Ковалькоова» разошлась очень большим тиражом!) считает, что современные искусственные дрожжи термофильные (thermе — тепло и philеo — люблю), и они не погибают при термической обработке. Они попадают с хлебом в живом виде к нам в кишечник. Там процесс брожения проходит с вовлечением необходимых организму минеральных солей и микроэлементов (магний, кальций, селен и др.). Одна из гипотез происхождения гипокальцемии (снижение содержания ионизированного кальция в сыворотке крови) — употребление в пищу дрожжевого хлеба, потому что кальций из-за этого погибает. Если дрожжи попадают в кишечник, то они прилипают к стенкам кишечника, в отличие от хлебных заквасок. Рак кишечника в основном образуется на сгибах, то есть в переходных местах, где есть трудности для переваривания пищи. Там раковые опухоли и формируются.

Сегодня у нас в России настоящий хлеб в массовом количестве выпекают всего несколько компаний: «Русский хлеб» в Рязанской области, еще есть несколько компаний на Дальнем Востоке. И мелкие частные пекарни, которые дорожат своим добрым именем. У них действительно высокие цены на хлеб для частных потребителей. А хлеб качественного помола не просто питательный продукт, он еще и очень полезный. Поэтому такой вот настоящий хлеб — всему голова!

Мы не знаем, что едим, даже не интересуемся этим, и называем это хлебом. При этом готовы со всей искренностью бросаться на защиту хлеба. Не задумываемся над тем, что потреблением некачественной дрожжевой продукции оскверняем тело, которое дано нам как храм души.

— А как сегодня пекут хлеб для церковных обрядов и таинств?

— Вот что пишет Епископ Виссарион (Нечаев) в своей книге «Толкование на Божественную литургию»: «Хлеб для Евхаристии должен быть чистым как по веществу, из которого приготовляется, так и по способу приготовления. Того требует благоговение к величию и святости Таинства» (цит. по: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1996 г. (репринтное издание). Епископ Костромской и Галичский Виссарион писал свой фундаментальный труд еще до революции, когда ни о каком дрожжевом хлебе и помину не было. Так что в этих его словах можно увидеть нечто пророческое, какое-то предупреждение сегодняшним церковным труженикам. Ведь не секрет, что во многих современных просфорных при крупных храмах пекут просфоры на дрожжах. И потому каждый священник должен помнить, что он отвечает за свой приход и не должен перекладывать ответственность на кого-то другого. И если есть возможность использовать закваску для выпечки просфоры, не стоит этим пренебрегать.

— Отец Антипа, какая разница в способе выпечки хлеба для Евхаристии у католиков и у Православных? Что такое опресноки?

— У нас в Церкви для этого великого таинства используется только квасный хлеб, а у них — опресноки. Квасный (на закваске) хлеб — скисшийся хлеб, это символ возрастания в вере, символ души человеческой, которая поднимается — устремляется к Богу. А у католиков хлеб опресночный — мука с водой, не поднявшийся хлеб. Во времена земной жизни Христа еврейский хлеб был скорее всего таким, опресночным. На нем, по-видимому, была совершена первая Евхаристия на Тайной Вечере Самим Христом.

— Многие подвижники советуют не испытывать качество пищи: «перекрести — и кушай!».

— Да, молитва все освящает… В известной книге «Отец Арсений» рассказывается, как этот подвижник в лагере исцелял людей… просто снегом! «По вере вашей да будет вам… » Но не у всех такая глубокая вера. Этот принцип: «перекрести — и кушай», он больше подходит для подвижников, не для нас.

А тут нам свои принципы навязывает коммерция. С дрожжами удобнее дело иметь, чем с закваской. Ведь закваска должна долго скисать. Настоящий хлеб долго созревает, к столу доходит через большой промежуток времени. Мука должна вылежаться, все процессы технологические должны быть пройдены неукоснительно. А дрожжевой хлеб только что поставили, и он тут же поднялся, тут же его испекли и вам дали. Коммерческая выгода несомненна. Но того же не скажешь о пользе для здоровья.

— Как вы пришли к таким грустным мыслям о современном производстве хлеба?

— Когда я еще только начинал священническое служение, мне попал в руки диск. Там в документальной киноленте батюшка с матушкой сами выпекали хлеб. Они показывали, как закваску делать, как ее в холодильнике хранить. Показывали весь свой простой технологический цикл очень подробно и тщательно.

Я как врач и как священник предполагал, что не могла быть обойденной лукавым такая важная сфера нашей жизни. Обязательно будет подвох! Вряд ли враг нашего спасения окажется настолько опрометчивым, что оставит такую сакральную сферу не затронутой. К сожалению, все так и случилось.

«Подмена» хлеба произошла в послевоенные годы. Все это давно закрепилось у нас на уровне ГОСТа и стало чуть ли не обязательным в потреблении для всех россиян.

Сам я хлеба ем мало. Мы с сыном вдвоем живем, нам одной городской булки хватает на неделю. А всем я советую поступать так. Найти возле дома магазин, где продают бездрожжевой хлеб. Потом проверить, узнать, действительно ли в той пекарне, которая поставляет сюда хлеб, пекут хлеб на закваске. Для этого лучше с пекарем познакомиться лично. Если на самом деле все так и есть, нужно установить с этой пекарней постоянные отношения. И не экономить денег, если этот — настоящий хлеб — окажется чуть дороже. Тут экономия окажется как раз в убыток.

У меня есть знакомый, который заболел раком. И вот он перешел на питание по Лебедеву. А Лебедев рекомендует не есть дрожжевой хлеб, заменить его крупами. Мой знакомый нашел место, где можно в Самаре заказывать и покупать качественную муку, чтобы выпекать хлеб самому. Эта мука в три раза дороже, чем обычная, но ему нет другого пути. Теперь мой знакомый выпекает хлеб у себя в духовке. Так что и хлебопечку покупать не обязательно.

— Могут наступить какие-то вредные последствия для здоровья, если отказаться от хлеба?

— Доктора-диетологи в таких случаях рекомендуют хлебцы, которые продают для диабетиков. Они не просто не причинят никакого вреда, а принесут большую пользу здоровью.

— Митрополит Мануил не любил, когда при нем называли хлеб белым или черным. Он говорил, что такого хлеба нет, а есть пшеничный и ржаной.

— Всякое слово несет в себе духовную нагрузку. Черный цвет — это цвет безнадежности. А у верующих людей не должно быть безнадежности, у нас всегда есть надежда на Бога. Поэтому и хлеб неправильно черным называть.

Подготовил Антон Жоголев

Как приготовить закваску из хмеля

Хмель богат эфирными маслами, которые, являясь сильными фитонцидами, оказывают противовоспалительное, противоаллергенное и общестимулирующее действия на организм человека. А приготовленные на его основе дрожжи являются источником белка, витаминов группы В, органического железа, микроэлементов, аминокислот и минеральных веществ. Приготовить настоящие (не химические) дрожжи можно двумя способами — из высушенных или из свежих шишечек хмеля.

Рецепт № 1

50 г сухого хмеля, 2 л воды, 5 ст. л. сахара, 500 г ржаной муки.

Возьмите небольшую эмалированную кастрюлю (объемом на 3-3, 5 литра), налейте в нее два литра отстоянной воды и доведите до кипения (вода отстаивается в течение суток). В кипящую жидкость поместите сухой хмель и, убавив огонь до минимума, варите на протяжении 3, 5-4 часов, периодически погружая всплывающий хмель обратно в кипяток. Объем жидкости должен уменьшиться в два раза. Остудите отвар до комнатной температуры и два раза процедите. Слейте его в стеклянную (эмалированную) емкость объемом на 2-3 литра.

В процеженный отвар добавьте сахар и размешайте до полного растворения. Возьмите маленькое ситечко и через него небольшими порциями добавляйте в отвар муку, постоянно при этом помешивая деревянной лопаточкой. Старайтесь не допустить образования комочков. Полученную однородную массу накройте хлопчатобумажным полотенцем и уберите в теплое место на двое суток.

Готовые дрожжи аккуратно перемешайте, разлейте по бутылкам (банкам), не доливая до горлышка 2-3 сантиметра, плотно закройте крышкой и уберите в холодильник. Перед применением дрожжи необходимо хорошенько встряхнуть, так как они слегка расслаиваются.

На 2 кг муки берется 100-150 мл дрожжей.

Рецепт № 2

Литровая банка свежего хмеля, 2, 5 л воды, 1 ст. л. соли, 200 г сахара, 500 г муки, 250 г картофеля.

В небольшой кастрюле доведите до кипения 2, 5 литра отстоянной холодной воды. Возьмите литровую банку и плотно набейте ее свежим хмелем — это и будет количество хмеля, которое необходимо по рецепту. Выньте хмель из банки, тщательно промойте и уложите в эмалированную кастрюлю (объемом на 4-5 литров). Залейте кипяченой водой, нагрейте до температуры кипения и варите на протяжении часа, накрыв кастрюлю крышкой и убавив газ до минимума.

Готовому отвару дайте отстояться в течение трех часов, затем дважды процедите. Добавьте соль, сахар и размешайте до полного их растворения. В полученную смесь постепенно вводите муку, тщательно разбивая ложкой образующиеся комочки. В результате у вас должна получиться однородная смесь консистенции густой сметаны. Накройте дрожжи хлопчатобумажным полотенцем и уберите в теплое место на 48 часов.

Очистите и сварите картофель, охладите. Вареный картофель протрите через сито и добавьте к дрожжевому раствору. Тщательно все перемешайте, вновь накройте полотенцем и уберите в теплое место еще на 24 часа. Разлейте готовые дрожжи в приготовленные емкости, не доливая до края 3-4 сантиметра, плотно закройте крышками и уберите в холодильник.

Для приготовления теста на 2 кг муки берется 100 мл дрожжей.

5617
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
3
3
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru