Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«От всезнающих старушек…»

На вопросы читателей отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.

На вопросы читателей отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.

У меня есть предложение к редакции, публиковать в специальной рубрике статьи о суевериях в Православной среде. Конечно, в газете есть рубрика «Отвечает священник». Но те, кто понимает, что такое суеверие, не станут спрашивать о них, а кто верит в некие «приметы» или то, что услышали от всезнающих старушек, тоже не станет писать, будучи уверен в том, что все именно так и должно быть.

Моя дочь Анна с красным дипломом окончила педагогический колледж в Мордовии и собирается учиться дальше. Однажды она рассказала дикую историю — подобного я прежде никогда не слышала. Старушка, у которой она всегда брала молоко, как-то сказала, что она, эта старушка, не может ходить в церковь, так как поссорилась с певчей своего храма и та ее… «заочно отпела», то есть заказала в храме отпевание. Теперь бабушка считает себя «покойницей» и уверена, что в храм заходить ей нельзя. Все доводы Анны, что это не более чем суеверие, что ей только нужно поговорить со священником, — не смогли убедить бабушку, она осталась непреклонной.

А есть и, наверное, не суеверие, а непонимание некоторых духовных вещей.

Одна знакомая бабушка, которая всю жизнь ходила на службы, соблюдала посты, причащалась каждым постом, — оказалась в больнице на очень продолжительное время. На мое предложение привезти священника, чтобы он причастил ее, она ответила: «Нет, я же не могу здесь поститься, как дома. Священник, может, и причастит, а Господь не примет!»

И как разобраться, кто из нас прав?..

Вот еще недоуменные вопросы. Слышу от знакомых верующих: после прочтения молитвы «Отче наш» нельзя делать поклон; в день Причастия после целования креста нельзя прикладываться к иконам; на пение «Милость мира» надо всегда становиться на колени — даже в праздничные дни, не только в пост…

Вопрос: как правильно поступать?

Наше поколение многое не знает из-за трагических событий прошлого века. А то, что доходит до нас, иногда в таком измененном виде, что и не поймешь, где правда, а где «благочестивый» вымысел. Иногда чье-то небольшое замечание опять сеет сомнение: правильно ли я делаю то или иное, соответствует ли это Уставу Церкви? Хотя я всегда стараюсь на мучающие меня вопросы находить ответы в духовной литературе, либо спрашивать у батюшки. Но многие принимают на веру все, что говорят старые прихожанки — они-то, мол, уж точно все знают…

Вот почему мне хотелось бы разрешать духовные вопросы через любимую газету «Благовест». Вы самый лучший мой собеседник с 1995 года, когда муж принес с почты буклет о подписке на Православные издания. А тогда был такой духовный голод, что мы все эти издания и выписали, в том числе и газету «Благовест». А потом уже узнали и «Лампаду», и «Православную радугу» и заочно полюбили ваш город Самару. Сын Александр закончил там Самарский государственный технический университет.

К большому огорчению, в связи с финансовыми трудностями нет возможности выписывать «Православную радугу», но как только с Божией помощью смогу получить гражданство РФ и получать здесь пенсию, обязательно выпишу и это издание, по которому я очень скучаю.

Всем сотрудникам газеты «Благовест» желаю Божией помощи, крепкого здоровья и сил в таком благом деле.

Храни вас всех Господь и Пресвятая Богородица со всеми угодниками Божиими и Ангелами Хранителями.

Любовь Красавцева, ст. Ужовка Починковского района Нижегородской области.


Тему суеверий можно отнести к самым вечным темам в жизни человеческого общества. Но это ещё и одна из самых больных тем, ибо суеверие уводит человека от истинной веры в Бога и от спасения души.

Суеверие есть суетная веры в приметы, неправильная, искаженная вера в действие потусторонних сил, вера в предсказания и т.п. Вот как определяет это слово «суеверие» великий знаток русского языка В.И. Даль: «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно». В Полном Православном Богословском Энциклопедическом словаре говорится: «Суеверием вообще называется вера в предметы или вовсе не существующие, или хотя и действительные, но ложно понимаемые. Задаток суеверия отчасти скрывается в самой природе человека, в его склонности ко всему таинственному и предугадыванию будущего. Главное же основание суеверия всегда заключается в недостатке умственного и нравственного развития, в ограниченности понятия, в легкомыслии и слабости духа; потому-то суеверия бывают большею частью достоянием простого народа, и совершенное искоренение их почти невозможно». То, что искоренить суеверия даже в церковной среде почти невозможно, является, как и прежде, одной из самых животрепещущих проблем современной духовной жизни. После десятилетий безбожия и духовного голода, когда был разрушен фундамент Православного мировоззрения, основанный на Священном Писании, Священном Предании и святоотеческом богословии, суеверие стало активно входить даже в церковную жизнь. Ведь большинство Архиереев, старцев, священников, монахов, истинно верующих людей было уничтожено и на первый план в возрождающихся храмах вышли «всезнающие старушки» со своими представлениями о духовной жизни. Некоторые из них не считают зазорным давать указания даже священникам. Конечно, многие пожилые прихожанки действительно могут помочь и советом, и молитвой. Ведь они пронесли свою веру через тяжелые жизненные испытания. Но некоторые «всезнающие старушки», к сожалению, делятся с более молодыми прихонажанами не своей верой, а своими суевериями. Исправлять таковых нужно «духом кротости», как пишет Апостол Павел в послании к Галатам (6, 1). В Царской России это предписывалось делать Архиереям и священникам. И то с осторожностью и с объяснением причин возникшего суеверия, и его безплодности.

Есть суеверные обычаи, которые не вредят ни Православию, ни Христианской нравственности (например, крестить рот во время зевоты, дуть на пальцы перед сложением их для крестного знамения, просить об открытии Царских врат во время трудных родов и т.п.). К ним нужно относиться спокойно. Но когда суеверия имеют источником языческие и оккультные представления, с ними необходимо бороться. Ещё в начале ХVIII века Морской Устав Петра Великого различал суеверие религиозное от простого заблуждения и поверия. За первое полагалось очень строгое уголовное наказание, а за второе определялось публичное церковное покаяние. Духовный регламент призывал духовное начальство в первую очередь искоренять те суеверия, которые ведут к худым делам и вредят нравственности (в основном это касается суеверий в Рождественский сочельник, в Святки и Пасхальную седмицу).

История, рассказанная в письме читательницы, действительно дикая по своей сути. Человек, поющий в храме на клиросе (а певчие относятся к разряду церковнослужителей), использует Церковь с её обрядами для сотворения прямого зла. К сожалению, это пресловутое «заочное отпевание» «обидчика» сейчас довольно распространено. Оно обусловлено оккультным сознанием, внедрившимся уже и в сферу церковной жизни. Поэтому во многих храмах (и в нашем тоже) работникам регистратуры приходится даже спрашивать свидетельство о смерти для оформления заочного отпевания. Но у Бога все живы. Господь знает, что этот раб Божий (или раба Божия) не умер, а здравствует. А вот с того, кто заказывает отпевание за живого человека, строго спросится на мытарствах, если он не покается в этом страшном грехе. Старушка та тоже согрешила, ибо проявила веру не во Всемогущего Бога-Творца, а в ложную причинно-следственную связь: отпели в храме (да и отпели ли, может, это было сказано сгоряча?), сделали зло, значит, там ей будет плохо. Но ведь храм есть Дом Бога Живого, и может ли Бог творить зло? Нет, конечно. Старушка через глупое суеверие сама себя отлучила от храма.

Есть, разумеется, и простое непонимание духовных вещей и незнание Устава Церкви, который, например, предписывает больным не поститься телесно (тем более в больнице). Мы все недостойно по своим грехам приступаем к Святым Тайнам, надеемся лишь на милость Божию, и не нам решать, примет Господь нас или не примет, как это решила бабушка. На молитве «Отче наш» наоборот принято делать земной поклон, после креста иконы целовать никто не запрещает…

Чтобы не запутаться в «благочестивых» вымыслах, действительно нужно всё спрашивать у священника, который на то и учился в семинарии, чтобы глубоко знать истины Православия, или обращаться к специальной литературе. В «Часослове», например, напечатано «Наставление, как вести себя Православному христианину в храме Божием». Там всё расписано про поклоны и крестное знамение. «Часослов» сейчас найти не трудно. Существует и много церковных брошюрок, объясняющих различные вопросы церковной жизни. Было бы желание прочитать их. И тогда будет просто отличить истинную веру от суеверия.

Протоиерей Сергий Гусельников, г. Самара.

Дата: 30 ноября 2012
Понравилось? Поделитесь с другими:
-1
4
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru