«Протоиерей Борис Развеев был первым моим наставником на пути к Богу…»
«Протоиерей Борис Развеев был первым моим наставником на пути к Богу…»
Здравствуйте, дорогие, родные уже за долгие годы читательского знакомства братья и сестры из газеты «Благовест»! Пишет вам многолетняя ваша читательница Мария Шарафутдинова.
Какая-то добрая душа оставила много номеров самарского «Благовеста» в Николо-Сольбинском монастыре, что в Переславльском районе Ярославской области. В прошлом, когда жила в Башкирии, несколько лет выписывала вашу газету и «Лампаду».
По старой привычке начала читать с последних страниц… — и вдруг наткнулась на статью «Он завещал похоронить себя в России» об отце Борисе Развееве.
Протоиерей Борис был первым духовным лицом на моем пути к Богу. Первые службы, первые чудеса Божии, первая Исповедь… Уфимский храм Рождества Пресвятой Богородицы навсегда занял особое место в моем сердце.
Не смогла сразу читать. Отца Бориса нет с нами??? Сначала все-таки плакала. Не готова была к такому повороту событий. Конечно, надо радоваться, ведь батюшка наш наверняка там у Престола Господа молится за нас. И, как сказали о убиенном иерее Данииле Сысоеве: «оттуда он нам больше может помочь». Но чисто по-человечески не хватает его здесь, на земле.
С тех пор, как научили меня молиться за священников, наставников в вере, отец Борис стоял первым в списке «О здравии».
Господь слышит наши молитвы. И вот уже который раз через добрых людей подсказывает: вот этого в поминальном синодике надо переписать из списка «О здравии» в список «О упокоении». Так первым перешел в другой список иерей Николай, крестивший меня в храме Рождества Богородицы, где настоятелем в те годы был отец Борис Развеев. Как-то в Красноусольске ныне почивший протоиерей Феодор после службы вдруг совершенно неожиданно говорит мне:
— А отец Николай из уфимского храма Рождества Богородицы почил о Господе. Его надо поминать о упокоении.
Сегодня так же меня подправил старый знакомый — «Благовест»…
Выплакалась. И очень захотелось с кем-то поговорить об отце Борисе. Решила вам написать, с вами разделить боль утраты. Почувствовала, что вы тоже его любили. Вы меня поймете.
Батюшку я запомнила, выделила среди других — Сам Бог показал…
Еще недавно крещеная в те далекие 90-е годы, мало что понимающая в церковной жизни, в ее буднях и праздниках, «случайно» попала на праздник в Богородский храм (что на ДОКе в Уфе). Знакомые Христиане сказали: праздник — надо быть в храме. Ну, праздник — так праздник. Надо — так надо. Поеду. Я же теперь Христианка. Поехала из своей деревни Князево в город.
Серый будничный день. Ничем не отличающийся от других. Ни тебе демонстраций, ни флагов, ни песен под гармошку. Праздник какой-то непонятный.
Посмотрим. Разберемся…
Приехали в храм. А там суета. Ждут Владыку. А кто такой Владыка? И чего суетиться, дорожки расстилать? Скукота. День обычный. Будни. Проза.
А тут пришла машина. Стали появляться священники. Нарядные. Много священников разных. Все незнакомые.
Разглядываю батюшек, матушек — всех, кто на праздник пришел.
Батюшки. Эти — немного понятно — совсем другие мужчины, совсем не такие, что рядом живут, с кем училась, работала. Не такие, как соседи, и уж совсем не такие, как в семье.
А матушки? Матушки — это жены священников, про этих совсем непонятно. Откуда такие берутся? Они-то службы в алтаре не служат, а все равно другие, тоже не те, что мы. Какая-то особая печать на их лицах. «Жены-соратницы» — назвать что ли? Лица другие. Одежда другая. И по-другому они общаются между собою. Ладно как-то все у них. Матушки с батюшками почтительно обращаются, а батюшки как-то тоже не так, как у нас, у простых, — ласково.
Эти наблюдения немного порадовали меня. Да вот еще девушки привлекли внимание. Девушки в особенных, красивых шарфиках. Где они их купили? Лица радостные. Улыбаются… Говорят, что это дети священников. Они, похоже, понимают, что к чему здесь. Видно, правда праздник, раз так нарядились.
И вдруг в этой счастливой толпе вижу знакомое лицо — это отец Борис из того храма, в который я изредка езжу с соседом. Ну вот и слава Богу! Знакомый хоть появился! — обрадовалась.
Подбежала к батюшке. Тогда уже умела благословение брать. Научили. Сложила ладони лодочкой, головку подклонила. Что-то там он над моей головой сделал такое, что вот поднимаю голову — а меня захлестнуло: батюшки!.. Праздник-то какой, радость-то какая! Ведь праздник Богородицы. Это Та, Которой все поют в храме: «Богородице, Дево, радуйся!». А лица-то какие просветленные — и всё ярко, красиво, объемно. Будто вот фильм черно-белый крутили, а я — сторонний наблюдатель, критикан какой-то, даже ничего не понимающий, — до того как к протоиерею Борису подошла. А как голову подняла — цвет добавили, звук, жизнь. А может, пелену с глаз, с души сняли? И я уже не свидетель, а участник.
Почувствовала, что это и мой праздник. И мне так радостно стало. И так хотелось Архиерея встретить, да чтоб как положено, всё по чину — радость с Владыкой разделить. Ведь праздник Богородицы, Матушки нашей!
Это была одна из немногих встреч с батюшкой Борисом. Но вот такая чудная, запоминающаяся.
Мария Шарафутдинова.
г. Москва — Николо-Сольбский монастырь, 14 июля 2011 года.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru