Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Жемчужина Пензенского края

Троице-Сканов монастырь славится чудотворной иконой Божией Матери и величественными пещерами.

Троице-Сканов монастырь славится чудотворной иконой Божией Матери и величественными пещерами.

Монастырь на Мокше


Никто не знает, почему Наровчатский Троице-Сканов монастырь носит такое загадочное имя. Речки с названием Сканов поблизости монастыря нет. Говорят, впрочем, что местность, на которой в незапамятные времена был основан монастырь, принадлежала неким боярам Исканским. Но и это в точности никому не ведомо. Да ведь и расположенный не слишком далеко от этих мест, на берегу той же реки Мокши Санаксарский монастырь также неизвестно отчего имеет такое имя. И прославленная Оптина пустынь — тоже… А когда нет фактов, открывается простор для легенд и вымыслов… То появится легенда про раскаявшегося разбойника Опту, то про бояр со странными, почти мифическими именами…
По преданию, монастырь начался в двух километрах отсюда. Пришедшие из Киево-Печерской Лавры монахи вырыли в горе подземные пещеры 570 метров длиной (Киево-Печерские пещеры чуть меньше — 510 метров). Сегодня пещеры являются главной достопримечательностью монастыря, во многом благодаря им сюда стали заворачивать с основных «паломнических магистралей» автобусы с паломниками. Но монастырь пока еще тих и уютен. И паломникам здесь действительно рады. Возглавляет обитель игумения Евстолия, немолодая женщина с удивительно добрым лицом. По всему видно, что она из тех редких «администраторов», которые стараются все вопросы решать любовью. А о духовнике обители игумене Германе идет молва как о сильном молитвеннике. Многие приезжают к нему за духовным советом.
Точно не известно, когда был основан монастырь. Но известно, что в 1676 году этот монастырь подвергся пожару, и значит, его история началась гораздо раньше этой даты. Таким почтенным возрастом не все даже и прославленные обители могут похвастаться.
В советские годы монастырь был закрыт. В одном из его храмов — во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи — разместился клуб и в нем много лет проходили «танцульки», где юные саломеи, словно на пиру у Ирода, извивались и корчились на святом месте, требуя «усекнуть» честную главу святого…
А новая история Наровчатского Троице-Сканова монастыря началась в 1989 году. Тогда на территории бывшего монастыря находились реставрационные мастерские. И вот одного из руководителей товарищи по «цеху» решили уволить. И он, чтобы насолить своим бывшим сослуживцам, стал добиваться, чтобы не ему и не им досталась эта территория, а… Церкви! И в этом, с Божьей помощью, преуспел. Так человеческие слабости послужили Божьему Промыслу. Открылся женский монастырь одним из первых в перестроечные годы. А через десять лет, 3 октября 1999 года, обитель эту посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он осмотрел восстановленные храмы, корпуса, отслужил молебен у чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери, и, завершая визит в Троице-Сканов монастырь, сказал, что это — жемчужина всего Пензенского края…

Трубчевская икона Божией Матери

— одна из великих святынь России. Эта икона, хранящаяся в обители, вошла в список чудотворных икон Русской Церкви. Празднество ее совершается 3 октября — и не случайно именно в этот день посетил обитель Святейший Патриарх Алексий II. Икона эта написана в г. Трубчевске ныне Брянской области в 1765 году монахом Евфимием из Челнского монастыря, как значится в надписи на иконе. Нет сведений о том, как и когда оказалась икона в Троице-Скановом монастыре. Но зато в летопись монастыря занесены известия о том, как во время эпидемий холеры, уносивших множество жизней, монахи крестным ходом выносили чудотворную икону из обители и проходили с ней вокруг Наровчата. После этого эпидемии прекращались. В знак особого почитания иконы жители города в 1853 году неподалеку от монастыря построили кладбищенскую церковь во имя Трубчевской иконы Божией Матери.
После закрытия монастыря эта икона долгое время хранилась в местном краеведческом музее. Во время очередной описи музейных ценностей в 1975 году напротив строки «Трубчевская икона Божией Матери» появилась надпись: «утеряна». Но стараниями местного краеведа и журналиста, в то время редактора газеты «Наровчатские новости» Владимира Афанасьевича Полякова эта икона была найдена в запасниках музея. На этом чудотворном образе лежали другие музейные экспонаты. После такого «хранения» икону пришлось отвозить на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру. Но от этого святой образ не потерял своей чудотворящей силы. Совсем недавно, перед Новым годом, в обитель из Саранска приехала больная туберкулезом женщина. Она молилась перед Трубчевской иконой Божией Матери и, уезжая домой, взяла с собой масло от лампадки перед чудотворной иконой. Дома она с молитвой мазала себя этим маслицем и вскоре получила полное исцеление. Через месяц она вновь приехала в Наровчатский монастырь, чтобы воздать хвалу святой иконе за чудесное исцеление…

Игумения Евстолия
родом из Саранска. Там она принимала постриг, там молилась при храме, в котором в те давние годы сторожем был ставший впоследствии известным на всю Россию старец схиигумен Иероним (2001 г.). В 1989 году Пензенский Архиепископ Серафим пригласил ее в только что переданный епархии Троице-Сканов монастырь. Конечно, было не просто оставить родной город и ехать в неблагоустроенную обитель. Но она свой выбор сделала. Первые монахини монастыря жили в очень трудных условиях — в холоде, в сырости. Иподиаконы говорили Владыке Серафиму, что монахини не выдержат трудностей и вот-вот уедут из монастыря… Тогда он приехал в монастырь, собрал их вокруг себя и строго сказал: «Этот монастырь после долгого поругания возвратили Церкви. Если вы уедете отсюда, нам придется отдать его обратно государству… » Ни одна монахиня тогда из монастыря не уехала… А в 1994 году благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители.
И вот мы разговариваем с ней в благоустроенном, уютном игуменском корпусе, где из окна открывается вид на прекрасный, недавно отреставрированный Соборный храм с престолами во имя Святой Троицы и во имя Успения Божией Матери.
— Многое сделано за эти годы, — рассказывает игумения Евстолия. — Но еще не восстановлен храм во имя Трубчевской иконы Божией Матери. Не восстановлен храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Пещеры нуждаются в срочной реставрации, это же ведь и святыня, и памятник культуры для всей России! Люди должны видеть, какие чудеса совершала вера наших предков. Монахи-пещерники жили в таких условиях, в каких мы не можем и помыслить жить… Но денег на реставрацию пещер у нас нет. Государство на восстановление пещерного храма денег не выделяет… Предложили мне отказаться от пещер, отдать их под музей — но ведь пещеры и монастырь всегда были едины. К тому же, есть планы возле пещер построить для светских туристов… ресторан. Ну нет, этого мы никогда не допустим и от пещер не откажемся…
Несколько лет назад городские власти «келейно» спросили у игумении Евстолии, будет ли она возражать против восстановления в Наровчате местной церкви. Корректно объяснили ей, что если храм в городе будет действовать, то все местные жители пойдут в него и монастырь останется без средств к существованию. Игумения не раздумывая ответила: «Страшный грех — препятствовать восстановлению храма!» Вскоре храм в городе стал действующим и люди пошли в него. Но в тихую эту обитель почему-то как раз в это время стали «заворачивать» многочисленные автобусы с паломниками из Самарской области и из других регионов страны. С монастыря, таким образом, не убавилось. Но это уже «высшая математика», которая только истинным христианам понятна!

Игумен Герман

еще мирянином двенадцать лет назад приехал в этот монастырь паломником. И остался здесь навсегда — приняв монашеский постриг и священнический сан. Раньше он был в Перми конструктором. Сейчас окормляет не только шестьдесят насельниц монастыря, но и многочисленных паломников. Говорят, строгий он. Не знаю, так ли это — сам я этого не заметил. Но вот и в нашем автобусе большую часть женщин отлучил он на неделю от Причастия — а ведь многим так хотелось причаститься именно в паломничестве! Я спросил об этом у отца Германа.
— В паломничество едут в основном люди пожилые или средних лет, — ответил он. — Чаще всего едут женщины. Люди искренне хотят примириться с Богом, начать новую жизнь. Но это невозможно, если не осознают они, какой это страшный грех — аборт! А ведь очень многие из них этот грех совершали. Я не накладываю строгих епитимий, но не благословляю причащаться неделю. Делаю это для того, чтобы люди осознали всю тяжесть этого греха. Вспомнили о Боге и раскаялись.
После долгой ночной исповеди отец Герман остался поговорить с паломниками из Самары, и мы услышали много интересного. Приведу лишь один эпизод.
— Многие из вас — пенсионного возраста, — говорит паломницам игумен Герман. — И все равно вы стараетесь работать. Ведь так? («Так», — слышны нестройные голоса). Помогаете детям, внукам… А я вам советую уйти с работы. Вы свое уже отработали. Сейчас надо встать вам всем на молитву. Но уже на настоящую молитву. По пять часов в день молиться за своих детей и внуков. Будете молиться — и жизнь у них наладится. И уже не вы им, а они вам деньги понесут… Вот мне известен случай. Приехала в монастырь заплаканная женщина, сказала, муж сильно пьет. Я посоветовал ей в день прочитывать всю Псалтирь за мужа… Она уехала — и вскоре вернулась, уже счастливая. Подействовало, он теперь совсем не пьет… У другой женщины сын никак не мог найти работу. Стала она за него молиться по четыре часа в день, со слезами. Он сразу устроился на хорошую работу. Молитва все меняет, молитвой все можно получить…

Подземный монастырь

У подножия горы Плодской бьет из земли источник Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Наверное, источник этот вымоленный. Когда здесь стали копать пещеры монахи, пробился из земли этот целебный источник, чтобы хоть чуточку облегчить их труды…
В пещеру ведет довольно узкий проход. Но тот, кто решился идти туда — непременно пролезет. Из нашей группы отважилось после дождя, по грязи пронырнуть в подземный мир почему-то именно двенадцать человек. Я уже много слышал об этих пещерах, что они в три этажа, что самые длинные в России, и даже то, что их исследовали специалисты и пришли к однозначному выводу — эти пещеры рукотворные… Но лучше все же один раз увидеть. И потому иду вниз, в числе двенадцати.
Я в юности лазил по знаменитым пещерам Братьев Грей у берега Волги, невдалеке от Самары. Там было страшно, веяло преисподней. Все время казалось, что вот-вот что-то может случиться, и уже никогда не вылезешь из этого мрачного лабиринта. Спустя годы там произошла трагедия — в пещерах на первомайские праздники задохнулось трое туристов, а потом еще и несколько спасателей. Позднее я ходил по величественным Римским катакомбам. Там были совсем иные ощущения, и из них главное — победа над смертью. И вот я в русском подземном монастыре.

… Пробираемся глубже и глубже. Темные узкие коридоры, кельи с небольшими углублениями для икон. Вот сидит, нахохлившись, летучая мышь. Проходим мимо нее с опаской. Со стен капает, хотя и не сильно. Изо рта идет пар — температура здесь в любое время года, в зависимости от яруса, от 6 до 12 градусов. Идем, растянувшись длинной колонной, чтобы замыкающий всегда мог указать путь к отступлению. Здесь ведь и заблудиться можно, идем без проводника. В одном месте вижу кирпичную кладку, видимо, монахи тут укрепляли стену. Сколько же сил потребовалось, чтобы киркой и лопатой продолбить во «чреве земли» эти затейливые анфилады, эти кельи и лазы! А сколько сил требовалось на то, чтобы здесь жить и молиться! История почти не сохранила имен создателей этих пещер. Только в «Пензенских епархиальных ведомостях» за 1877 год есть строчка: «Над ископанием их (пещер) первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».
Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели вполне обитаемый вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещеры были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была совсем молодая, — рассказывала монахиням жительница села Сканово, — работала я в монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Кельи показывал. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подошли к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».
Нам уже трудно понять строителей этого подземного монастыря. Зачем они лезли сюда на молитву, когда рядом, на вершине горы, открывается такой чудный вид на вечно радостную природу. Разве не лучше возносить молитву «о всех и за вся», глядя на первозданную красоту Божьего мира? Оказывается, не лучше. Ведь и Господь Иисус Христос родился в Вифлеемской пещере…
Чтобы духом вознестись Горе, считали наши предки, надо заживо похоронить себя под землей. Чтобы уже никаких земных упований не оставалось. Мир — великий обманщик, красота имеет свою обратную сторону и часто бывает причиной соблазнов. Монах — это ведь заживо погребенный, которому уже ничто не страшно и которого ничем не взять… И если в иных великих творениях человеческого гения — будь то китайская стена, египетские пирамиды или даже город на воде — величественная и прекрасная Венеция, — чудится некая гениальная безсмысленность, некий величественный абсурд, то как раз тут, в этом подземном городе, вдруг открывается смысл. Да такой великий, что его очень трудно вместить. Не случайно русское монашество началось именно с Киевских пещер. Пещерами оно и закончится — во времена последних гонений на веру. Тогда этот смысл оживет и предстанет воочию — как единственно верный, реальный путь… И тогда мы вспомним о наших предках, и не будем гадать о том, почему они так стремились оказаться не поверх Плодской горы, а в ее утробе…
Вылезаем на Божий свет, а наши товарищи там, наверху, строго отсчитывают вновь прибывших. Один, два… восемь… двенадцать. Чтобы кто-то из нас невзначай не остался там, запутавшись в подземных коридорах — с летучими мышами, но и с Владимирской иконой Царицы Небесной, которую обнаружил в пещере один из паломников.
Пока не время…

Троице-Сканов монастырь, разрушенный за долгие годы, в настоящее время находится в трудных условиях периода реставрации монастырских построек и восстановления монастырского хозяйства. В срочной реставрации нуждаются древние пещеры. Мы обращаемся с просьбой оказать нашему монастырю посильную помощь. Коленопреклоненно просим не оставить наше прошение без внимания. Мы будем молиться о здравии всех жертвователей.
Наши реквизиты:
Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь.
ИНН 5824000880
Расчетный счет 40703810348290108002
В Наровчатском офисе Нижнеломовского ОСБ 4291 Поволжского банка СБ РФ
БИК 045655635
Кор. счет 30101810000000000635
Наш адрес: 442637 Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово, Троице-Сканов монастырь, игумении Тавифе (Бакулиной).


Антон Жоголев

05.09.2003
4621
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2




Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru