Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Знамение времени

Право жить и право… умирать?

«Благая смерть» шагает по планете…


Эвтаназия в переводе с греческого означает «благая смерть». То есть в самом названии заложена неправда… Свое начало эвтаназия берет в глубокой древности. Еще в некоторых первобытных племенах убивали стариков — как обузу для молодых и сильных, а в древнегреческой Спарте уничтожали младенцев, рождавшихся слабыми и больными. Правда, со времен Гиппократа врачи уже давали клятву: «Я никому, даже если кто-то просит, не дам вызывающее смерть лекарство, и не предложу подобного». Но на пороге двадцать первого столетия люди вновь вернулись к этой старой идее. И теперь эвтаназия смело шагает по планете…
В 2000 году парламент Голландии принял закон о легализации эвтаназии в этой стране. Не так давно эвтаназия была узаконена в Австралии. А сейчас английские законодатели собираются последовать примеру голландских. Но Нидерланды, несомненно, оказались впереди планеты всей. Ведь если поначалу там могли потребовать для себя смерти только пациенты старше 16 лет, то затем — уже подростки от 12 до 16 (имеющие письменное разрешение родителей), а согласно новому законодательному предложению принимать решение о собственной смерти смогут дети еще меньшего возраста!
Голландское законодательство так определяет это страшное деяние: «Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом».
Отношение Русской Православной Церкви к проблеме эвтаназии однозначно. В августе 2000 г. юбилейный Архиерейский Собор заявил, что Церковь «не может признать нравственно приемлемым распространение ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). …Эвтаназия является формой убийства или самоубийства».
Это преднамеренное убийство, совершаемое с «благой целью» избавления от страданий, облекается в разные формы. Так, известный всему миру врач из США Джек Геворкян, прозванный «Доктор Смерть», вводил страдальцам смертельную дозу снотворного. Другой способ «решения проблемы» столь же циничен — больного просто прекращают кормить и поить, и он умирает от истощения и обезвоживания организма. Причем в некоторых случаях собственное желание больного — вопрос спорный. В конце февраля стало известно, что тяжело больной 44-летний англичанин Лесли Бюрк намерен судиться с Генеральным медицинским советом, оспаривающим его право на жизнь. В соответствии с британским законодательством врачи имеют право прекратить давать ему питание и воду, что приведет к неминуемой смерти пациента. Решение лечащего врача в данном случае имеет больше веса, чем желание членов семьи больного. Адвокат Лесли Бюрка поясняет: у его клиента «есть право на смерть», но «медицинский совет считает, что у него нет права на жизнь». Жизнь больного при этом рассматривается как нечто, не имеющее никакой ценности…
Эвтаназия и аборты — близкие родственники. Кстати, дети, родившиеся на свет с тяжелыми физическими недостатками, тоже нередко подвергаются эвтаназии. Убийство младенца оправдывается тем, что больной ребенок не будет мучиться сам и не станет осложнять жизнь своим родителям, причиняя им душевные и физические страдания. Собственно, те же цели преследует и аборт. Жизнь без лишних проблем — это то, к чему стремится современный человек…
Сторонники эвтаназии заявляют, что «умереть лучше по-человечески», а для таких явлений, как эвтаназия, аборты, стерилизация, придумали даже название: «культура смерти». Атеисты не видят в страданиях плоти духовного смысла. Джек Геворкян, который помог умереть более чем 50 больным, считает, что эвтаназия спасла этих людей от страшного конца, — разумеется, он имеет в виду конец земной жизни. Но каково им сейчас там, в вечности?
А ведь именно предсмертные страдания, перенесенные без ропота, со смирением, способны изменить загробную участь человека, очистив его душу от напластований греха. Так учат нас святые отцы. Именно в последние дни и часы земного существования, перед лицом смерти, даже закоренелый грешник может прийти к Богу, покаяться в содеянном, примириться с ближним. И — если сподобит Господь — он может еще успеть исповедоваться и причаститься, получить церковное напутствие, и тогда душа его отойдет с миром…
«Что же происходит, если врач убивает больного?» — ставит вопрос священник Максим Обухов, руководитель медико-просветительского центра «Жизнь», и отвечает: «Душа уходит в вечность неподготовленной, а если больной сам изъявил желание так умереть, — то еще и отягченной грехом самоубийства».
Другой серьезный вопрос — кому это выгодно? «В духовном смысле эвтаназия и аборты нужны дьяволу для погубления человеческих душ», — пишет отец Максим. Причем чем чище, светлее душа, чем меньше отягощена она грехами, тем ценнее, наверное, заполучить ее лукавому. Потому и посягает он уже на самые чистые — детские — души. В материальном плане эвтаназия удобна страховым компаниям: чем меньше средств человек израсходует на лечение, тем выгоднее. А в бытовом плане убийство тяжелобольных может быть удобно их родственникам; ведь боль, так измучившая самого страдальца, нередко бывает столь же невыносимой для тех, кто находится рядом с ним. И вместо того, чтобы душою разделить с умирающим его страдания, чтобы окружить его христианской любовью и сердечным участием в последние дни короткой земной жизни, родственники порой находят другой, более легкий для них выход — эвтаназию. А страдающий человек, чувствующий себя обузой для своих близких, дает письменное согласие на «легкую смерть»…
Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что, с его точки зрения, нет ничего страшнее, чем одиночество больного, которое уже при жизни ввергает его в небытие. Умирающий человек нуждается в нашем присутствии, — подчеркивал Владыка. Он нуждается в том, чтобы с ним говорили, даже если он не слышит; чтобы рядом с ним молчали, но только не бросали его одного.
К этому хотелось бы еще кое-что добавить. Перед лицом болезни и смерти все равны. Можно быть весьма состоятельным человеком и иметь возможность приобретать дорогостоящие лекарства, приглашать для ухода сиделку за плату, но при этом чувствовать себя безконечно несчастным. Потому что лекарства чаще всего не облегчают предсмертных мучений, а главное — посторонний человек никогда не сможет разделить страдание с умирающим. И только родная душа (родная по плоти и крови или духовно) способна воспринять эту боль и пережить ее вместе с ним.
Полгода назад я впервые близко столкнулась со смертью. Мы, дочери, сутками дежурили у постели неизлечимо больного отца. Многочисленные инъекции и таблетки уже не могли ему помочь. И когда папе становилось совсем худо, он брал мою руку в свои похолодевшие ладони, а я что-то тихо говорила ему. Так мы и сидели — рука об руку…
Юлия Вознесенская в своем футурологическом романе «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» описывает общество будущего, в котором проблема смены поколений решается путем эвтаназии. Пока ты молод, здоров, полон сил и способен наслаждаться жизнью, «брать от жизни все», — ты имеешь право на существование. Но если ты болен, немощен, стар и к тому же не можешь приносить практической пользы окружающим, — пора отправляться в мир иной. Как близко мы — уже не в романе, а в реальности — оказались к этой страшной бездне…

Татьяна Трубина-Гусельникова
01.10.2004
883
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru