Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Достоевский»: pro et contra

Беседа-интервью писателя Алексея Солоницына с редактором газеты «Благовест» и журнала «Лампада» Антоном Жоголевым о премьерном показе телесериала о великом русском писателе.


Телезрителям временами казалось, что перед ними не артист Евгений Миронов в роли классика, а сам Достоевский…

Беседа-интервью известного писателя Алексея Алексеевича Солоницына с редактором газеты «Благовест» и журнала «Лампада» Антоном Евгеньевичем Жоголевым о премьерном показе по Второму каналу Российского телевидения сериала о великом русском писателе.

Удача фильма — Евгений Миронов

— Алексей Алексеевич, как вы восприняли многосерийный фильм «Достоевский»?

Алексей Солоницын: На фоне тех фильмов, которые показывает наше телевидение, «Достоевский» — большое достижение. Телеканал «Россия» наконец-то оторвал нашего зрителя от этих хохотушек, ментовских гонялок, песен-плясок и рассказал о судьбе гениального русского писателя. С чистыми помыслами авторы взялись за экранизацию биографии Достоевского. Но мои ожидания не оправдались. Я объясню почему. Нужно было хотя бы попытаться раскрыть тайну гениальности великого Христианского писателя. Но создатели фильма, похоже, даже не ставили перед собой такой масштабной задачи. К тому же фильм оказался какой-то незаконченный, в нем нет целостности. После просмотра заключительной серии остается впечатление, что режиссер Хотиненко и дальше собирался снимать ленту, но вдруг его оборвали… Можно предположить что угодно, например, такое простенькое объяснение: деньги закончились… Но, думаю, авторы не поняли того, о ком снимали фильм, поэтому и не смогли выйти на достойный финал.

Антон Евгеньевич, а с каким чувством вы смотрели картину?

Антон Жоголев:

— Я с наслаждением смотрел фильм про любимого с юности писателя… Все дни, в которые показывался фильм «Достоевский», отрывал время от работы, отдыха, даже молитвы… Достоевский первым начал формировать меня как Православного человека. Он не просто писатель, для многих верующих людей, которые пришли в Церковь в конце восьмидесятых, он — духовное явление.

В фильме сразу бросается в глаза множество искажений в биографии писателя. Но в любом случае хорошо, что фильм про Федора Михайловича снят. Самая большая удача — это заглавный образ Достоевского в исполнении Миронова. Все, что касается актерской работы Евгения Миронова, просто близко к гениальному. Фильм начинается с портретного сходства. Перед нами в самом начале на экране появляется известный портрет Достоевского кисти Перова. С этого момента я ловил себя на мысли, что Миронова для меня нет, на экране сам Достоевский.

Но для меня большой минус фильма в том, что не показан Достоевский — Православный человек. Как вы считаете, Алексей Алексеевич, почему?

А.С.: Дело в том, что режиссер Хотиненко начал духовную тему в кино с фильма «Мусульманин». А это лента, мягко скажем, далекая от Православия. На режиссера со временем очень сильное влияние стал оказывать Никита Сергеевич Михалков, под крылом которого и началось постепенное движение Хотиненко к Православию. Так появился фильм «Поп». Но пока режиссер только в начале духовного пути, поэтому и не был им раскрыт образ Достоевского как человека верующего, Православного.


Главным «нервом» сериала стали душераздирающие истории о несчастных влюбленностях великого писателя.

Об актерской работе Евгения Миронова мне трудно говорить, не сравнивая ее невольно с работой моего брата, артиста Анатолия Солоницына. Он ведь тоже сыграл роль Достоевского. Тот фильм «26 дней из жизни Достоевского» вошел в историю мирового кинематографа, а игра Анатолия была высоко оценена: на Берлинском фестивале в 1981 году его Достоевский был признан лучшей мужской ролью. Для Анатолия Достоевский был всем… Когда снимался тот фильм, мистическим образом биография актера повторяла какие-то моменты жизни писателя. У Анатолия была тоже молодая двадцатисемилетняя жена. Он эти отношения сильно прочувствовал и талантливо передал. На мой взгляд, в глазах и в лице актера Миронова не было той боли и того страдания, которые были свойственны Федору Михайловичу. Анатолию Солоницыну удалось передать подлинное страдание писателя. Тарковский признавался, что взял Анатолия на роль Андрея Рублева именно потому, что «прочел» в его лице предчувствие ранней смерти. Когда Анатолий в фильме изобразил припадок писателя, то на съемочной площадке все были просто поражены, многие стоя аплодировали.

А.Ж.: Не могу с вами согласиться в оценке актерской работы Миронова… Ваш брат играл Достоевского в совсем другую эпоху. И играл не в сериале… Я хорошо помню эту ленту, нас водили на нее в кинотеатр всем классом, учился я тогда в девятом и отлично помню, что фильм мне понравился. Тогда это тоже был словно подлинный Достоевский, роль была сильная. Я не хочу обижать вашего брата, но это дело вчерашнего дня. И тот фильм тоже имел немало огрехов. На сегодня никто лучше Евгения Миронова не смог бы сыграть эту сложную роль. Другой глуховатый голос, несколько мутноватый взгляд, от актера Миронова нет ничего, только Федор Михайлович. Благодаря Миронову хочется смотреть этот фильм, потому что сценарий хромает, идеологии нет, много биографических неточностей. Сценарист Володарский — крепкий сценарист и мастер еще советского кино, но в данном случае споткнулся о Достоевского. Это ведь не «Штрафбат»… Здесь одной только занимательной интриги маловато будет. Нам, зрителям, в результате показан образ писателя, который или беснуется, или за юбками бегает, и в перерывах между этими занятиями что-то там торопливо пишет. И спасает фильм только гениальная игра Евгения Миронова.

«В его квартиру ломилось время…»

— Какие еще у вас претензии к фильму?

А.С.: В фильме мне не понравилось, что некоторые эпизоды полностью выстроены и повторяют старый фильм, где играл Анатолий. Порой даже до самых мелочей. Получается какой-то римейк того фильма про Достоевского…

Очень бездарно и вскользь показана история соседства Федора Михайловича с революционером. А это очень важный факт в биографии писателя. Одна из моих лучших повестей «Я жажду» рассказывает о последних днях жизни Федора Михайловича. Вкратце сюжет следующий: Достоевский снимал квартиру, и через стенку с ним жил этот самый революционер, некто Александр Баранников. Он был красавец, человек не без позы, в него влюблялись женщины. Это был человек, который пришел в революцию по велению души, горел желанием избавить мир от бедности. На таких людей писатель Достоевский очень обращал внимание, а тут — сосед, конечно, они были знакомы. По одной лестнице, ведущей в квартиру писателя, ходили «бомбист» Баранников и обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев. В квартиру писателя просто ломилось время.

Достоевский писал по ночам, и вот однажды во время работы у него, как пишут биографы, упала вставочка и закатилась под этажерку… По воспоминаниям его жены Анны Григорьевны, когда Федор Михайлович нагнулся и полез поднимать вставочку, то у него горлом пошла кровь. Вскоре он умер, успев принести покаяние, причаститься Святых Христовых Таин и благословив жену и детей. Самое поразительное, что в эту же самую ночь за стенкой его квартиры был арестован Баранников, в квартире революционера была засада. Он так просто не сдавался, была борьба, крики… Все это Достоевский наверняка слышал и начал переживать за своего соседа, он же сам пережил арест и ссылку. И моя версия такая, что именно из-за этого переживания у писателя горлом пошла кровь. А в фильме этот сюжет показан мельком.

А.Ж.: В его жизнь всегда стучалось время. Достоевский в молодые годы стал государственным преступником, замышлявшим, как сказано в приговоре, против Царя и даже Церкви — ведь он читал публично письмо Белинского к Гоголю, пронизанное нигилизмом и отторжением от Православия. И вот какие могучие силы были задействованы, чтобы исцелить от заразы социализма одного только человека. Смотрите: страшный приговор, когда жизнь писателя, казалось, вот-вот оборвется. Потом каторга, служба рядовым в Семипалатинске, страшная болезнь… Ему надо было пройти все это, испытать то, что он испытал, для того чтобы распрощаться со страшными иллюзиями своего времени и стать воистину Православным человеком. Но страна пошла по пути молодого, незрелого Достоевского… И он это предчувствовал и переживал за судьбу России.

Неточности порождают фальшь

— Алексей Алексеевич, считаете ли вы правильной саму идею снять подробную биографическую ленту о Достоевском?

А.С.: Достоевский для нас, Православных людей, — светоч, поэтому нам не все равно, как про него снимают фильм. Принцип биографического кино непростой, на мой взгляд, мастером этого жанра можно считать Милоша Формана… Блестящие его картины «Амадей», «Призраки Гойи». Лучше не пробовать снимать «от и до» всю жизнь героя, а взять какой-то ключевой эпизод биографии и сделать на нем ленту…

Мы уже говорили, что в фильме «Достоевский» много неточностей. Но некоторые из них просто-таки вопиют. В сериале в квартире Достоевского на стене висит портрет Пушкина работы Кипренского. Но в те времена еще не делали никаких копий, а позволить себе приобрести подлинник писатель, конечно, не мог. Актер Олег Борисов отказался сниматься в старом фильме про Достоевского лишь потому, что художник-постановщик повесил на стену в квартире писателя фотографию Белинского. Это настолько возмутило


Достоевский-писатель почти не показан в сериале. Словно бы свои гениальные романы он писал наспех, «на коленке» — в перерывах между рулеткой и любовными похождениями… Но ведь это совсем не так!

Борисова, что он отказался от участия в фильме. Мелкая, но фальшь… Достоевский в этом фильме очень ухоженный, аккуратно одет, даже с бабочкой. Но ведь у писателя всегда были затасканные костюмы, ему даже на публичных вечерах делали замечания насчет его небрежности в костюме. Все эти неточности порождают фальшивость в восприятии всего фильма.

Парадокс гения

А.Ж.: Через весь фильм проходит мысль — гению нужно служить! Понятно, что настоящий гений служит Богу, и гениальный талант Достоевского — это особое, высокое служение. Но все герои фильма четко делятся на тех, кто подчинил свою жизнь гению, и на тех, кто отказался ему служить. В первую очередь, свою волю преклонила перед Достоевским его вторая жена Анна Григорьевна, она просто праведница. Она делала все, чтобы оберегать писателя. Я учился в Петербурге и любил тогда ходить в музей-квартиру Достоевского. И там всегда меня умилял один экспонат: мягкие домашние тапочки для всей семьи. Всем домочадцам Анна Григорьевна сшила мягкие большие домашние тапочки, чтобы все тихонько, на цыпочках ходили по дому, когда Федор Михайлович работал в своем кабинете. Вот какой должна быть жена писателя! Она самозабвенно служила ему, и даже после его смерти она продолжала служить своему почившему мужу.

Первая жена, Мария Дмитриевна, которую сильно сыграла Чулпан Хаматова, — человек изломанной судьбы, у нее не было желания полностью раствориться в своем муже. В фильме она сказала ему: «Я не героиня твоего романа». Даже эпизодические персонажи (Врангель, сестра Софьи Ковалевской — будущего математика, пасынок и другие) вынуждены делать свой выбор… Что уж говорить о «роковой женщине» Аполлинарии Сусловой, которая, напротив, сама хотела использовать писателя для удовлетворения своей гордыни… А вот брат Михаил, наоборот, всю жизнь положил на Федора Михайловича и служил его таланту. Страхов в фильме показан как один из служивших ему (в жизни, правда, ситуация была гораздо сложнее)… Писатель как бы делит всех людей на тех, кто ему служит, и на тех, кто ему отказывается служить. У него был просто нюх на людей, которые могут ему помогать, а которые нет. С одной стороны, да, гениальность дается Богом, но ведь Сам Господь, когда пришел на землю, сказал о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Вокруг гения возникает трагическая воронка, и она встраивает людей в систему гениальности писателя. Достоевский ввергает в орбиту своего таланта нужных людей и расставляет их так, чтобы они служили ему. Остальных просто отторгает… При всем при том, что Достоевский был христианнейший человек… В фильме показано, как он копеечки возле храма раздавал, но это лишь «семечки». В его биографии есть такой почти «житийный» факт: Достоевский вышел на улицу в шубе, а вернулся без нее. Он увидел нищего, который замерзал от холода, и отдал тому свою шубу. И вот эта потрясающая Православная натура соседствовала с трагической воронкой, которая была разрушительна или во всяком случае очень опасна для людей… Сам Господь не требовал служения Ему, а тут выходит, что гениальность требует служения от людей. Это какой-то антихристианский парадокс…

А.С.: Христос разрешил все парадоксы. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 12).

«Ищущий да обрящет»

А.Ж.: В фильме Достоевский показан каким угодно — падшим, рулеточным, больным, влюбленным, но не показан самый главный Достоевский — Православный человек. Даже идео-логически он хоть с краю, да все же изображен, эти стычки его с «западниками», с Тургеневым раскрывают его как славянофила по убеждениям. Но писатель не показан в храме, не показано, как он руководствуется в своей жизни Евангелием. А ведь он же всю жизнь буквально перед каждым своим делом открывал Евангелие, и оно ему подсказывало, как поступать. Евангелие было его настольной книгой… Его подарили Достоевскому жены декабристов, когда он ехал в сибирский острог, и это Евангелие прошло с Федором Михайловичем через всю его жизнь. Об этой самой значимой в жизни писателя Книге в фильме «Достоевский» не сказано ни слова. Им было любо-дорого показать писателя мечущимся, ищущим, спотыкающимся, но не нашедшим… А ведь он нашел Истину, обрел Христа! Ответы на все свои вопросы он нашел в Евангелии, в Церкви. Режиссер и сценарист только обозначили, что он Православный, но не показали этого. Достоевский не показан в соотнесенности с Вечностью… Это самая большая ошибка фильма. Фильм просто оборвали, и лишь по какому-то намеку мы угадываем, что Достоевский едет в монастырь. Показывают пунктиром как бы его последний путь.

Зато очень ярко и сочно Достоевский изображен игроманом, который с ума сходит за рулеточным столом. Смачно любит нигилисток… Слабости великого русского гения становятся доходной статьей кино— и литературной индустрии. Пять лет назад вышел в свет роман Акунина «Ф.М.», где русский гений показан каким-то чуть ли не садомазохистом, и эта книга, такая пошлая, хлесткая, легкая, захватывающая, — вот она в чем-то, я предполагаю, повлияла на создателей этого сериала. Жизнь Достоевского достаточно кинематографична и без этих «бездн» и «головокружений» … Но для фильма берутся другие факты, умножаются, преувеличиваются, и на этом строится почти весь


Вторая жена Достоевского Анна Григорьевна сделала писателя по-настоящему счастливым. И серии с ее участием — самые светлые в картине.

фильм. Что запомнит зритель? Только мечущегося полусумасшедшего гения, который отпустил свои страсти на волю. Но ведь это не так…Он ежедневно боролся со своими страстями, он молился и каялся… Нельзя делать фильм только на темной стороне души писателя, у него же была и другая сторона, хорошая, светлая. Душа его была прозрачная, как душа ребенка.

А.С.: Если делать фильм про Достоевского, то для того, в первую очередь, чтобы через его судьбу попытаться разгадать тайну Креста. Ведь тайна Креста заключается в том, что через искупление открывается свет. И Достоевский не-однократно в своих книгах подчеркивал, что, только пройдя через горнило страданий, можно достигнуть счастья. В своих книгах он вскрывает множество пороков современного ему общества и при этом показывает, что только Православием спасались люди.

Ему принадлежат известнейшие слова: «Без Православия русский человек — дрянь». И вот этого Православного человека, для которого вера самое главное в жизни, совсем нет в картине. Авторами несмело сделан только шаг в эту сторону…

— Алексей Алексеевич, как вы думаете, как бы Достоевский отнесся к этому фильму о себе? Ведь «у Бога все живы»…

А.С.: В «Дневнике писателя» по поводу своего известного портрета кисти Перова он написал такую хлесткую издевательскую статью… Был ужасно недоволен своим портретом. И поэтому я думаю, что Достоевский удостоил бы этот фильм только язвительных рецензий. Он был парадоксальный человек…

А.Ж.: Все прошлые годы — советские, перестроечные — Достоевский был с нами, он в чем-то формировал нашу жизнь, потому что мостков между культурой и верой не было никаких. Церкви были разрушены, священников было мало, но оставался Достоевский… Он многим русским людям через свои романы открыл мир Православной веры. Он стал такой знаковой фигурой именно потому, что связал целые поколения советских людей с Церковью. Федор Михайлович выполнил свою великую миссию. Господь его Сам для этого вел и готовил. Когда церкви закроют, священников сошлют в лагеря, останется классик литературы, который и станет на несколько десятилетий центром духовного притяжения людей. Он был как пророк, как литературный «старец». Теперь ситуация изменилась… Мы стали страной нормальной, где открыты храмы и люди приходят к Православию не через гений писателя, а другими путями, быть может, более прямыми. И в это нормальное время Достоевский все больше и больше становится для нас просто писателем. И уже волнуют нас не столько книги его, сколько его судьба. И об этом тоже сказал нам сериал «Достоевский».

Подготовила Ольга Круглова

2074
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru