Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Первоучители славян

Проповедь клирика Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары.

Проповедь клирика Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары.

В истории Православной Церкви есть святые, к молитвенному предстательству которых особенно важно именно сейчас обращаться русским людям. Это равноапостольные Кирилл и Мефодий, называемые учителями славян. Они были не только святыми подвижниками, апологетами христианства среди языческих и инославных народов, проповедниками Евангелия и борцами за Истину среди враждебного к ним латинства, но и создателями боговдохновенной славянской азбуки, на основе которой развивались письменность и культура всех славянских народов, в том числе и русского. И поэтому именно сейчас, когда Православные россияне пытаются вернуться к истокам своей родной культуры, давшей миру величайшие образцы человеческого духа; когда пытаются добиться введения в систему школьного образования изучения хотя бы основ этой самой культуры, необходима небесная помощь святых солунских братьев.
Сама их жизнь учит нас тому, что без родных корней невозможно вырастить дерево, дающее добрые плоды. В житии св. Кирилла мы читаем о примечательном событии, происшедшем с ним еще в младенчестве, сразу же после рождения. Когда его благочестивая мать Мария отдала новорожденного сына Константина кормилице, он не захотел питаться чужим молоком, но только молоком родной матери. Господь через это явно показал, что благочестивая отрасль не может питаться чужими соками.

По Промыслу Божию старший брат Константина Мефодий до ухода в монастырь управлял славянами, жившими в окрестностях Солуни, главного торгового города Македонии, полюбил их и изучил славянский язык. Сам Константин, воспитывавшийся в Константинополе вместе с сыном умершего греческого Царя Феофила юным Михаилом, получил прекрасное образование, владел несколькими языками и еще в молодом возрасте прославился силою ума, за что был прозван Философом. Заведуя библиотекой соборной церкви Св. Софии и кафедрой философии, он по просьбе Царя и Патриарха несколько раз выступал в защиту христианских догматов: посрамил в прении о почитании святых икон низложенного за иконоборство бывшего Патриарха Иоанна; опроверг хулу сарацин на Святую Троицу в столице Сарацинского княжества Самаре, где побежденные им в споре мудрецы магометанские пытались отравить его ядом, но Господь сохранил Своего избранника.
В 857 г., уже подвизаясь вместе с братом на Олимпийской горе в посте, молитве и чтении книжном, Константин по смиренному послушанию Царю и Патриарху, пригласив с собой Мефодия, отправился с Евангельской проповедью к хазарам. В Херсоне, граничившем с хазарским царством, братья хорошо изучили славянский язык и познакомились с еврейским языком; помогли местным христианам отыскать в море и обрести мощи св. Климента, Папы Римского. У хазар Константин долго спорил об истинной вере с язычниками, иудеями и магометанами. Хазарский каган, убедившись в правоте христианской веры, уверовал и крестился со своим народом.

Около 860 г. св. Мефодий посетил Болгарию и обратил Царя Бориса и его подданных в христианство. В 862 г. и другие князья славянские захотели в полной мере научиться вере Христовой и просили у Царя Михаила епископа и учителя, знающего славянский язык. И опять по послушанию Царю и Патриарху солунские братья отправились на апостольский подвиг. Но прежде св. Кирилл создал азбуку для славян и с помощью св. Мефодия начал переводить с греческого на славянский богослужебные книги. В земле славянской Кирилл и Мефодий не только просветили святой верой Христовой жившие там народы, но и установили чин богослужения на славянском языке, за что много потом страдали от западных епископов и священников. После блаженной кончины в 869 г. Константина, принявшего великую схиму с именем Кирилл, св. Мефодий стал Епископом Моравским, первым славянским Архипастырем. Перенеся много подвигов и трудов по распространению Христианства среди славян и невзгоды тяжелой борьбы с латинством, св. Мефодий отошел ко Господу в 885 г.

По указу Святейшего Синода, в память тысячелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовой, в 1863 г. установлено ежегодное празднование 24 (11) мая памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия по составленной в том же году особой службе.
Долгое время просветители и первоучители славян находились в забвении у русского народа, да это и понятно: безбожные власти всячески старались вырвать из памяти людей все, что говорило об истоках Святой Руси, воспитывали "иванов, не помнящих родства" на примерах новой "пролетарской культуры". Но Господь не дал нам забыть истинные наши корни, мы рано или поздно почувствовали горечь чужого молока и захотели вернуться к родной своей матери. И поэтому государственный праздник славянской культуры и письменности стал праздноваться в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 24 мая, и был воздвигнут величественный собор в их честь в центре России, на берегах матушки-Волги, в Самаре. И когда по благословению Преосвященнейшего Сергия, Епископа Самарского и Сызранского (ныне Архиепископа) в 1996 году, открылся сначала молитвенный дом в честь святых солунских братьев, то первой пожертвованной иконой в храм стала икона свв. Кирилла и Мефодия. А затем в храме появилась и частица мощей равноапостольного Кирилла. О первом в России Кирилло-Мефодиевском соборе тепло отзывались Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в разное время посетившие Самару. Хочется надеяться, что еще не один храм в честь учителей славян появится в нашем многострадальном Отечестве, прославляя безпримерный подвиг солунских братьев.

Акафист

На снимке: Мозаичная икона святого Кирилла над его могилой в г. Риме.

Протоиерей Сергий Гусельников
16.05.2003
1015
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru