Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Свет Журавлевских икон

Храм в селе Утевка приобрел еще одну икону легендарного иконописца.


В Свято-Троицком храме села Утевка Нефтегорского района Самарской области недавно появилась еще одна икона уникального иконописца Григория Журавлева. Эту икону передали в храм жители села. На этой редкой по композиции иконе изображены в рост Господь с предстоящими Пресвятой Богородицей и святым Иоанном Предтечей. В храме много прекрасных икон этого дивного мастера, чья жизнь заставляет застыть в изумлении не только его современников, но и современного человека.

Бывший дом Журавлевых сохранился, он стоит недалеко от великолепного однокупольного Свято-Троицкого храма. Вышел из храма, перекрестился на Божий храм, повернулся — и вот он, этот дом, наискосок справа. Правда, сейчас этот деревянный пятистенок купил кто-то состоятельный и одел в кирпич. Из этого дома иконописец Григорий Журавлев выкатывался, ложился на бок и по зеленой травке перекатывался до храма. Мама Григория очень стеснялась, когда сын ее вот так отправлялся в церковь — катился по травушке. А катился Григорий по травке, потому что ходить сам не мог, родился без рук и без ног. Этот храм, куда он так необычно добирался, был построен по его проекту, и Григорий полностью сам его расписал фресками.
Григорий Николаевич Журавлев — фигура яркая и поразительная, как и многое в нашей Православной вере. Его жизнь стала наглядным воплощением духовного закона: «Сила Божия в немощи совершается». Родившийся глубоким инвалидом, по всем мирским меркам — несчастнейшим из людей, Григорий Журавлев был одним из самых счастливых людей на земле. Талант, данный ему Богом, он приумножил во сто крат и вернул Творцу. Он веселый был, шутить любил. Значит, жил радостно. Уважаемый был человек в селе. Какое истинное достоинство в лице, каким глубоким, кротким, все понимающим взглядом глядит он на нас с фотографии, от его глаз невозможно оторвать взгляд. И нам бы, глядя на него, хотя бы немного так научиться жить: во всех наших скорбях, немощах, тяготах горячим любящим сердцем непрестанно славословить и благодарить Бога. И Господь нас тоже одарит щедро.
Родился Гриша — ни рук, ни ног, это было в 1858 году, но в те времена люди еще были богобоязненны и не убивали своих детей в утробе за физические недостатки, что часто происходит сейчас. Напротив, убогих на Руси любили и жалели, считали для себя бедой, если не было в селе убогого или дурачка, знали, что во многом за них Господь милует нас. Не думали, наверное, родители Гриши, когда он появился на свет, что когда вырастет их сыночек-инвалид, скорбь их великую Господь обратит в великую радость. И прославится большое торговое село Утевка по всей Земле Русской не утками, гусями и зерном, а их сыном Григорием и его дивными нерукотворными иконами. Сам Царь Николай Второй пригласит его к себе во дворец написать портрет Царской Семьи, и останется доволен этим портретом, и назначит их сыну пожизненную пенсию в размере 25 рублей золотом ежемесячно. На эти деньги безрукий и безногий мастер станет покупать не вещи, а хорошие дорогие краски и золото для своих новых икон.
Но это будет потом, до этого надо еще дотерпеть и дожить. А пока мальчик Гриша, движимый какой-то неодолимой силой, выползал на культях во двор, брал в зубы прутик и чертил им на земле фигурки животных и людей. За этим занятием его однажды застал земский учитель Троицкий и, поразившись его дарованию, стал учить талантливого мальчика грамоте. Григорий любил учиться, читал больше всех в селе, окончил Самарскую мужскую гимназию и возвратился в родную Утевку. Изучил законы живописи и стал высокопрофессиональным иконописцем. Писал он иконы, крепко держа кисть в своих зубах, стоя на полу перед маленьким столиком.

Мы приехали в Утевку 14 января, в день праздника Обрезания Господня. Высокий Троицкий храм с большим синим куполом со звездами, с сияющим золотом крестом поразил своим величием, крепостью и мощью. Когда прежний Владыка Евсевий вновь освящал храм, он сказал: «Ваш храм как богатырь, купол — как шапка богатыря былинного». Владыке храм очень понравился. А ведь храм строился по проекту самого маленького и немощного из всех взрослых жителей села — Григория, но дух этого избранника Божия был мощным и сильным.
Шла праздничная служба. Храм и внутри величествен, с высокими сводами, окрашенными в голубой цвет стенами, на которых там и тут — большие полустертые фрески. Непередаваемый уют тихого сельского храма, немногочисленные прихожане, в основном бабушки и женщины в пуховых оренбургских и белых хлопчатобумажных «рождественских» платках. Храм от души трогательно украшен к празднику. Вспыхивает яркими огнями Вифлееемская звездочка над вертепом, вспыхивают огнями две украшенные новогодние елочки у солеи, горит яркими огнями верх иконостаса, над которым склонились рукотворные Ангелы в бело-голубых рождественских одеждах. Праздничную Божественную литургию служит настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Анатолий Копач, которого Господь много лет назад привел служить в этот дивный храм, отмеченный незримым присутствием великого угодника Божия Григория Журавлева. 27 сентября 1989 года на Крестовоздвижение отец Анатолий служил в этом храме первую службу.
После службы отец Анатолий рассказывает нам о Журавлевских иконах:
— В храме много икон Журавлева. Но есть они до сих пор и в некоторых семьях в селе — он много писал икон сельчанам на заказ. Хотя родственников Григория Журавлева в Утевке уже никого не осталось — или умерли, или разъехались. Когда закрывали храм в 1932 году, многие унесли оттуда домой на сохранение иконы. Хранили их, передавали из поколения в поколение. Недавно у нас в храме появилась икона: Господь Вседержитель с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Господь держит в руках державу и большой крест, как символ восхождения в Царствие Небесное. Эту икону принесли нам в октябре прошлого года, это очень редкая икона. Когда все законные владельцы этой иконы умерли, родственники начали делить ее между собой и чтобы не перессориться, решили отдать ее в храм. Теперь они ходят сюда и молятся на эту икону, и мы радуемся, что она у нас появилась. Икона эта написана на железе, как и другие иконы Григория Журавлева. Более поздние иконы, когда у него появились средства, написаны уже дорогими красками, золотом. Такие, как прекрасная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Она была написана Журавлевым после того, как ему была назначена Царем пенсия, поэтому она выполнена на золоте, дорогими красками. Эта икона находилась в школьном музее, и над ней издевались, колупали краску на ликах, до сих пор сохранились следы этого издевательства. Икона «Спаситель» была огромной, сохранилась только ее верхняя часть. Она не помещалась в маленьком деревенском доме, и нижнюю часть иконы хозяева отрезали.
О том, что это именно Журавлевские иконы, мы узнаем со слов людей, у которых они хранились из поколения в поколение. А я его иконы для себя отличаю тем, что они как живые, более доступные для душевной простоты. Есть иконы, в которых чувствуется глубокий прикровенный духовный смысл. А здесь смысл более открытый простому человеку. Григорий ведь и грешить-то не мог — ни рук ни ног, никуда не ходил. Он жил в чистоте, поэтому и иконы его сияют чистотой. Монах должен поститься и молиться, чтобы написать икону, так и Григорий, видимо, все время был в таком состоянии, и иконы его отличаются духовностью, детской радостью. Труда он положил очень много, и все во благо Церкви, во спасение своей души. Писал не только иконы, а и огромные фрески. Когда он расписывал церковь, особенно купол, кожаные ремни впивались ему в тело, выщербливались зубы, опухали губы. Это был очень тяжелый труд. Мы просто сохраняем остатки этой росписи, потому что не можем довериться любому реставратору, а деньги на хороших реставраторов, наверное, еще не скоро появятся. В 1991 году к нам приезжали известные реставраторы из Санкт-Петербурга, которые реставрируют Эрмитаж, и запросили за реставрацию десяти сохранившихся фресок Журавлева сто тысяч рублей. Машина тогда стоила десять тысяч. А сейчас хорошая машина двести тысяч стоит.
— Старожилы рассказывали, весь храм был расписан Журавлевым фресками, они были на каждой стене, а где не было фресок, были красивые узоры, — вступил в разговор псаломщик храма, руководитель церковного хора Александр Евгеньевич Мальцев. — На куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках сейчас просматриваются Иоанн Богослов, Митрополиты Московские Петр и Алексий, Апостол Андрей Первозванный… На одной фреске, когда храм вновь открыли в 1989 году, мы не могли разобрать, что за святой изображен. А в прошлом году лик стал проявляться, и мы увидели, что это святой Симеон Верхотурский. У нас его почитают, он помогает особенно тем, у кого ноги больные, внизу мы специально сделали молитвенный уголок, сюда ставят свечи и молятся ему.
Я спросила о храме у отца Анатолия, он ответил воодушевленно: «Здесь тишина. Храм великолепный! Акустика здесь такая, что я, например, нигде больше такой не встречал. Для лучшей акустики наверху в стенах встроены специальные горшки. И когда народу мало, даже шорох слышен, бабушка какая-нибудь придет в шумных сапогах и слышно, как она идет. Когда храм заполнен — на Рождество, на Пасху, служить всегда очень просто, голос сам по храму летит. Легко служится, легко поется. Приезжал хор семинарии, певчие из Владимирского храма, пели и наслаждались, дьяконы, протодиаконы очень любят к нам приезжать служить. Храм очень праздничный. Несмотря на то, что он такой большой, высокие своды, в нем нет ни одной колонны. С любого места видно всю службу, все торжество. Есть маленькие храмы с колоннами, где можно поплакать, а тут сама архитектура, открытая, праздничная, чтобы был праздник на душе, ты пришел к Богу и дышишь в полную грудь… Это душа у Григория Журавлева была такая открытая, праздничная. Сейчас мы достроили колокольню, и храм приобрел первозданный вид. А в 1932 году его разрушили. Сорвали крест с купола и при этом пробили крышу. Купол был раньше крыт железом с серебром. Пятна на куполе — там, где протекала вода. А маленькие выбоины — стреляли голубей из ружья. В храм через пробитую дверь в стене проезжали КамАЗы, привозили и засыпали зерно — тут было зернохранилище. А позже тут не было ни окон, ни дверей, сюда попадал дождь, снег, поэтому многие фрески утрачены. Мы все тут делали заново — штукатурили, делали окна, пол. В 2004 году колокольню завершили, купол поставили, крест. Колодец ископали рядом с храмом, купол над ним поставили. Дел еще много, колокола мечтаем повесить. А помощи не так уж много. Ходили и собирали средства по предприятиям, по людям на колокольню, и нужно снова идти просить.
— Не ставился ли вопрос о канонизации утевского иконописца? — не могу удержаться от этого вопроса.
— Уже поднимался вопрос, чтобы канонизировать Григория Журавлева, но некоторые говорят, что нет чудес, — отвечает отец Анатолий. — И это сейчас стоит первой загвоздкой. Но разве это не чудо, что мы в такое трудное время построили колокольню, поставили на нее купол и водрузили крест! Обновили купол и крест на самом храме. Я считаю, что это чудо. И я чувствую духовную помощь Григория Журавлева, потому что если бы не было ее, вряд ли бы мы что-нибудь сделали. А так помаленечку все само по себе идет. Иконы его — не рукописные, не рукотворные. А какие благодатные! Какие прекрасные лики Пантелеимона Целителя и Иоанна Богослова на фресках. Когда солнечные лучи падают на них, они светятся.
Все, что связано с Григорием Журавлевым, чудо — вся его жизнь. Журавлев чувствовал пластику рук, ног, а ведь он сам их не имел, и это удивительно. На его иконах святые как будто не изображены, а явлены из-под кисти. Он писал большие иконы, огромные фрески святых, расписывал купол, это физически даже здоровому человеку тяжело. На нем была явлена сила и слава Божия. Рук нет у человека, чтобы держать в руках кисть, а он смог быть иконописцем, и каким — это была воля Божия и желание и вера самого человека. Всемогущество Бога проявилось в судьбе Григория Журавлева. Он растворялся в Божией любви. И этот подвиг любви светил утевцам и после смерти иконописца. Не так уж давно, в 1993 году, умерла благочестивая баба Акуля — Акилина Суркова. А недавно в 1999 году умерла и баба Катя Самсонова. Они были девицы, знали устав, у них были старинные богослужебные книги, Минеи на каждый день, которые они взяли к себе домой на сохранение при закрытии храма — сейчас эти Минеи хранятся в храме. В избе тайком, занавесив окна, они совершали утреню, читали акафисты, особенно на двунадесятые праздники, приходили люди, изба была набита битком. Они ездили к Владыке Иоанну (Снычеву), и он даже благословил их читать Евангелие. Держали строго все посты, очень были благочестивые. А на другой улице совершали так же тайно службу Мария Васильевна и Татьяна. Здесь в Утевке считают, что, может быть, ради молитв и трудов Григория Журавлева и этих благочестивых мирянок Господь помиловал, и храм не был до конца разрушен. Вера в Утевке не умирала. Далеко не в каждом селе в те времена так собирались для соборной молитвы.
Григорий Журавлев похоронен на почетном месте у храма, в который он столько сил вложил, за алтарем, на кресте надпись: «Здесь похоронен художник-иконописец Журавлев Григорий Николаевич, 1858-1916 гг.» Перед тем, как уйти отсюда, я приложилась к кресту и набрала с собой в пакетик черной мерзлой земли с этой святой могилки. Какая радость и утешение было побывать здесь.

На снимках: Свято-Троицкий храм села Утевка; недавно вновь обретенная храмом икона Григория Журавлева «Господь Вседержитель с предстоящими Пресвятой Богородицей и Святым Иоанном Предтечей»; икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» написана Журавлевым в последние годы жизни.

Людмила Белкина
21.01.2005
1155
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru