Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Звонят колокола

Интервью с главным звонарем Самарской епархии Юрием Павловым.

Утраченные за годы советской власти древние традиции национального колокольного искусства сейчас активно возрождаются в Самарской области. Об этом рассказывает главный звонарь Самарской епархии Юрий Максимович Павлов.

— Юрий Максимович, с чего вам пришлось начинать?
— С создания Самарского регионального филиала Ассоциации колокольного искусства России. Но прежде по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия состоялась поездка ансамбля «Волжские колокольные звоны» в Ярославль на первый международный фестиваль звонарей. В фестивале участвовали звонари из Москвы, Твери, Ростова Великого, Ярославля, а также из Украины и Белоруссии. И хотя программа была несложной, неожиданно выяснилось, что у самарцев нет своего традиционного звона…
После моего доклада о результатах фестиваля в Самарской епархии была разработана программа по возрождению колокольного искусства. Начинать же пришлось почти с нуля. Дело в том, что за годы советской власти в регионе была полностью утрачена преемственность и забыты традиции колокольного звона. При храме во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была образована школа колокольного звона. Одновременно в Самаре стала налаживаться отливка колоколов. Поездки по области убедили меня, что почти все приходы в городах и селениях нуждаются, если так можно выразиться, в постановке колокольного голоса. Ведь на всю епархию тогда было пятнадцать звонарей.
— А как же до этого звонили в колокола?
— Как придется. Дело в том, что с конца 20-х годов прошлого столетия колокола в Советском Союзе надолго замолчали — по решению властей. Через семьдесят лет, когда вновь разрешили звонить, уже мало кто владел искусством колокольного звона. В храмах епархии не было штатных звонарей, и эту обязанность по совместительству обычно исполнял кто-либо из церковного клира — как правило, алтарник или псаломщик. Понятно, что какие-либо уставные требования к нештатным звонарям отсутствовали — хорошо было уже то, что церковный колокол жив и подает голос. Многие уцелевшие храмы вообще не имели колоколов.
— Раньше Самарская епархия славилась старинными колоколами. Какие-то из них сохранились?
— Чудом уцелели старинные большие колокола в Новой Бинарадке и в Курумоче. Это колокола удивительного звучания. Сохранилось интересное предание, как крестьяне Новой Бинарадки покупали для своего храма колокол. На завод они приехали большой делегацией и выбрали, как оказалось, самый лучший колокол, так сказать, эталонный. Хозяин же решил обмануть неученых крестьян и заявил, что денег они привезли мало.
Он рассчитывал после отъезда покупателей подменить колокол, но крестьяне разгадали уловку. Часть из них уехала за деньгами в село, а другие остались сторожить выбранный колокол. Как ни пытался хозяин отвлечь сторожей, они ни на час не оставляли колокол без присмотра. Позднее могучий голос этого колокола на храме в честь Казанской иконы Божией Матери слышала вся округа в радиусе тридцать километров.
— Когда появились первые колокола?
— Самые древние колокола и колокольчики найдены на территории Японии и Китая и относятся к третьему тысячелетию до Рождества Христова. Позднее они появились в Корее, Бирме, Индии. Граждане Рима встречали своих полководцев-победителей звоном городских колоколов. Церковь не сразу ввела колокола в практику Богослужения. В эпоху Константина Великого верных сзывали ударами молотка в било или клепало (деревянные или железные доски). На Руси церковные колокола поначалу звались на итальянский манер кампанами, но сразу стали явлением самобытным, символом державы и мощи духа русского человека. Поначалу колокола лили только монахи.
Колокола на Руси по материалу были разные: деревянные, глиняные, стеклянные, серебряные, чугунные… Самые лучшие получались из сплава, который называют «оловянистая бронза»: 80 процентов специальной меди и 20 процентов олова. Покажется невероятным, но из древней старины до нас дошла рекомендация мастеров добавлять в сплав… лопату навоза. Современные плавильщики эту рекомендацию поначалу игнорировали — навоз-де все равно сгорит, однако колокола у них получались с дефектом литья, с раковинами. Прошлось учесть совет старых мастеров. Теперь, правда, вместо навоза используют специальные химические добавки.
— Вы сказали, что колокол на Руси сразу стал национальным явлением…
— Помните строчки Лермонтова про «колокол на башне вечевой», который звучал «во дни торжеств и бед народных». Колокола звучали, призывая к единству, против распрей; тревожным набатом сообщали о приближении врага специальные сполошные колокола, звали жителей окрестных деревень прийти на помощь монастырям. При захвате храмов враги прежде всего сбрасывали и разбивали главные тяжелые колокола, а малые увозили в качестве трофеев.
В XVI веке на Руси стали отливать большие колокола. Например, старый Успенский колокол весил 2450 пудов, и чтобы раскачать его, нужно было двадцать четыре человека. По повелению Императрицы Анны Иоанновны выдающийся мастер Иван Моторин отлил знаменитый Царь-колокол, который весит 201,9 тонны, высота его 6,14 метра.
Недавно новый Царь-колокол (вес 74 тонны) был установлен в Троице-Сергиевой Лавре. При Православных церквах обычно бывает несколько колоколов разной величины, у каждого из них своя роль и свое название: благовестный, красный, воскресный, полиелейный, часовой, будничный, зазвонные.
— Колокольный звон — искусство?
— Подбирая различные, но гармонично звучащие колокола в группы, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения. В Троице-Сергиевой Лавре, Даниловском, Новодевичьем монастырях, в храмах Ростова Великого звонят по нотам. Колокольные звоны гармонично вошли в музыкальные произведения, которые стали классическими: вспомним оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за Царя»), Модеста Мусоргского «Борис Годунов», Александра Бородина «Князь Игорь», поэму «Колокола» Сергея Рахманинова.
— Люди верят, что колокольный звон исцеляет…
— Расскажу случай. На колокольню одного из храмов нужно было водрузить колокол. Как только кран оторвал его от земли, бабушки привязали к языку колокола целую гирлянду из головных платков. После того как прозвучало несколько ударов языка в колокол, бабушки платки сняли, а мне объяснили, что теперь платки будут помогать от головной боли. Известно, что в Санкт-Петербурге официальная медицина лечит колокольным звоном больных нервными заболеваниями, а в Минске были случаи исцеления от заикания. Православные люди считают, что чудодейственные исцеления от колокольного звона зависят не от громкости звучания колокола, а «вследствие божественной силы их освящения и произносимых молитв».
— Юрий Максимович, давайте вернемся к самарским колоколам. Как здесь обстоит дело?
— В нашей школе колокольного звона сейчас учится десять человек — четверо взрослых и шесть детей. В дальнейшем школа будет расширяться, поскольку спрос на профессиональных звонарей растет. Во многих школах Самары учащиеся также знакомятся с азами колокольного звона. Более углубленно изучают в школе искусств № 14 и в детском доме № 1. Конечно, звонарь должен быть человеком Православным, верующим и воцерковленным. Должен ощущать особую ответственность за то, что творит, прикасаясь к великой традиции колокольного звона, который испокон веков называли Гласом Божиим.
Наш филиал создан при Самарском Епархиальном управлении и свою работу строит с учетом потребностей Православных приходов. Кроме обучения звонарей помогаем подбирать колокола, проводим их подвеску и настройку звонницы, монтируем систему управления колоколами, устанавливаем подиум. В перечне услуг — изготовление эскиза размещения колоколов, подбор звукоряда. В дальнейшем берем колокольни на постоянное обслуживание.
На наше предложение помочь в установке и настройке колоколов откликнулись многие приходы. Уже проведена замена и настройка колоколов в Новой Бинарадке, Красносамарском, Березе, Петра Дубраве — всего в двадцати поселениях. Еще двадцать приходов заказали новые колокола. Все они будут изготовлены на Самарском колокололитейном заводе.
В наших планах — открыть школу звонарей в Тольятти, провести в Самаре в этом году Поволжский фестиваль звонарей. Сам я намерен продолжить учебу в школе звонарей при Храме Христа Спасителя в Москве.

Телефон контакта в Самаре: 8 (846) 954-52-83.

На снимке: звонарь Юрий Павлов; Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий освящает колокола в Богоявленском храме села Курумоч.

Олег Бедула
16.03.2007
1356
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru