Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Знамение времени

Сильвестр Сталлоне против… "ИНН"

"Общество будущего", которое так явно стучится уже сегодня к нам в дверь (в виде штрих-кодов, ИНН, микрочипов, пластиковых карт или графы "личный код" в новых российских паспортах и т.д.), в киноленте "Разрушитель" развенчивается до основания.


25 марта по ОРТ в самое удобное время (вечер воскресенья) демонстрировался очередной американский боевик "Разрушитель". Этот фильм, как и многие другие, рисует "идеальное будущее" человечества, но разница в том, что посвящен он не воспеванию этого самого "светлого будущего", а представляет из себя скорее антиутопию, где будущее изображено далеко не в розовых красках. Сюжет по-американски незамысловат. В общество будущего (Лос-Анжелес 2042 года) попадают два персонажа из "прошлого" (читай — современной Америки конца ХХ века). Это американский полицейский (Сильвестр Сталлоне) и американский преступник. Оба действуют в "обществе будущего" по вчерашним законам и "понятиям", вполне чуждым окружающей их действительности…

Но что же это за общество будущего? Это на первый взгляд идеальное общество. Но только на первый взгляд. Преступности в этом обществе нет, как, впрочем, и денег. Все прозрачно, подконтрольно, ведь у всех людей давно вживлены на правую руку микрочипы с "личным кодом" (это словосочетание — "личный код" — одно из самых повторяемых в фильме и на нем держится вся интрига киноленты). Без этого кода ни купить, ни продать ничего невозможно. Полиция каждую минуту знает, где может находиться "закодированный" преступник — и потому она оказывается безсильной перед пришельцем из прошлого, у которого нет кода. И для его поимки "оживляют" полицейского (Сталлоне), не избалованного работой в стерильных условиях общества будущего. Но, оказывается, не все в этом обществе нового тоталитаризма (Сталлоне-полицейский называет эту систему "фашизмом") согласились принять бездушную систему "личных кодов". Люди, воспротивившиеся тоталитарному контролю, оказались вне общества, вне закона, живут под землей и выходят на белый свет с одной целью — путем примитивного грабежа раздобыть хоть немного съестного, которое им недоступно из-за отсутствия микрочипа на руке. Чтобы обезвредить этих "бунтарей" и выпущен из прошлого "идеальный преступник"…
В обществе будущего запрещены спиртное и табак, а также соль, "секс" (зачатие происходит в пробирках и… строго по лицензиям!). Нет оружия, нет нецензурщины (за этим строго следят вездесущие компьютеры и штрафуют за скабрезные выражения). Словом… рай? Но люди, согласившиеся на этот зловещий "рай", вдруг оказались в почти аду, где как бы нет греха — но нет и свободы. С нескрываемым сарказмом изображены "винтики" этой тоталитарной идеологии — полицейские и простые "люди будущего" — безликие роботизированные дебилы со стандартным набором эмоций и поступков. И это их компьютеризированное состояние легко объяснимо: ведь если нет преступлений — значит, нет и героизма в борьбе с проявлениями порока; нет "секса" — но нет и любви; нет денег — и потому не может быть безкорыстия…
Зато с нескрываемой симпатией изображен не принявший эту систему "полицейский из прошлого", который в конце концов бросает этому "будущему" решительный вызов. Один из знаковых эпизодов картины — когда ее главный герой (Сталлоне) отказывается даже что-либо узнать о своей дочери, которая, по всей видимости, вполне "вписалась" в это мертвенное общество "всеобщего благоденствия". А мерзавец-преступник бросает в лицо своему "хозяину" ("архитектору" нового тоталитаризма), что нельзя человека лишать права быть мерзавцем…
Создатели фильма с симпатией изображают немногочисленных борцов с "личными кодами". Их лидер как бы совмещает в себе две линии европейского бунтарства — это и "анархизм" (он заявляет, что оставляет за собой право, если ему того захочется, выскочить голым на улицу), и интеллектуальное бунтарство, это побочное детище христианской традиции ("Я люблю читать, люблю думать", — говорит он, объясняя этим смысл и цель своего протеста).
В результате конструкция творцов "тоталитарного будущего" трещит по швам и рушится ("Разрушитель" — название фильма!), когда наконец сталкивается с протестом не полуроботов, а живых людей. Полицейский переходит на сторону бунтовщиков, а преступник убивает своего хозяина — идеолога этого общества. Заключительные кадры картины (по-американски щедро сдобренные трюками и острыми сценами) вполне оптимистичны: власть в городе переходит к бунтовщикам и они вскоре покончат и с личными кодами, и с "квотами" на рождение детей…

В фильме нет ни одного упоминания о религии, что само по себе весьма характерно (видимо, по мнению авторов картины, религиозная проблематика надежно забыта уже и сегодняшними американцами — а что тогда говорить о людях "будущего"…) Мятеж против тоталитарного контроля ведется с гуманистических позиций и носит вполне светский, правозащитный характер. Но что интересно: "общество будущего", которое так явно стучится уже сегодня к нам в дверь (в виде штрих-кодов, ИНН, микрочипов, пластиковых карт или графы "личный код" в новых российских паспортах и т.д.), в этой киноленте развенчивается до основания. Показаны (естественно, — упрощенно, схематично) последствия тех решений, которые уже начали приниматься и постепенно становятся частью нашей жизни. Если в Библии даже валаамова ослица заговорила и известила волю Божью, то почему бы нам не прислушаться на этот раз и к остросюжетному американскому кино — раз оно говорит о том, о чем мы до сих пор не часто решаемся не только говорить, но даже и думать. И если Сильвестр Сталлоне выступил против "ИНН", то почему бы не порадоваться за него? В нашем полку прибыло…
А будущее — каким бы оно ни было — зависит от нас. И начинается уже сегодня.
Антон Жоголев
30.03.2001
918
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru