Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

По следам Великой паломницы

К 100-летию мученической кончины Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

К 100-летию мученической кончины Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

Я решилась идти по стопам
Христа, моего Спасителя;
Господи, благослови и помоги… иду.

Святая Великая Княгиня Елисавета.

Великая Княгиня, Великая Матушка, Великая паломница, преподобномученица Елисавета.

Трудно мне начать писать об этом. Встреча с ней перевернула еще раз мою жизнь. Где найти слова, достойные описать происшедшее?

Помоги, Господи, написать про верную рабу Твою.

1998 год. Первая моя поездка в Иерусалим. Монастырь Марии Магдалины. Цветы и пальмы Гефсимании. Высокие кипарисы, в которых жили десятки разноцветных и разноголосых птиц. И необыкновенное чувство нежелания уходить отсюда. Хотя бы ночь провести в этой красоте!..

Русская Великая Княгиня. Немецкая принцесса. Внучка английской королевы. Жена Великого Князя Сергея Александровича. Что-то было упоительное в самих этих словах. Тем более что я никогда в своей жизни с такими высокими титулами не соприкасалась.

Я полюбила эту святую, она прочно поселилась в сердце моем. Мне с ней было хорошо, радостно.

Великая Княгиня Елисавета Феодоровна совершала паломничества ко многим святым местам Российской Империи. Посещала Великая паломница и самые маленькие монастыри в захолустных и отдаленных местах России. Присутствовала на торжествах, связанных с открытием или перенесением мощей угодников Божиих, освящением храмов.

Она была покровительницей русских паломников, отправлявшихся в Иерусалим. Через общества, организованные ею, покрывалась стоимость билетов паломников, плывущих из Одессы в Яффу. Она построила также большую гостиницу в Иерусалиме.

Славное деяние Великой Княгини - постройка русского православного храма в Италии, в городе Бари, где покоятся мощи Святителя Николая Чудотворца. В 1914 году были освящены нижний храм в честь Святителя Николая и странноприимный дом.

Я нашла список паломничеств Великой Княгини Елисаветы - конечно, неполный.

Так уж получилось, что наша группа за последние 15-18 лет прошла по ее паломническому пути. Мы были и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Казани, и в Свияжских монастырях, в Уфе, Белгороде, Перми, Костроме, Орле, Оптиной пустыни, на Урале, Соловках, Валааме, Псковщине, Полоцке, в Выше, Дивеево, Кашине, в Бари и в Иерусалиме. Каждый год разный маршрут.


Соловецкая береза. Остров Анзер.

Господь нам дарит осуществление, казалось бы, несбыточной мечты.

До этого я думала: ну, из Царской семьи, мученица, поэтому и святая. А когда познакомилась с ее жизнью, поняла, что она святая не только поэтому. Она при жизни была святой.

И сначала нечаянно, а потом сознательно Промыслом Божьим я вместе со своими друзьями-паломниками пошла по ее земному паломническому пути.

Мы не паломнический центр, не туристическая фирма. Мы сами по себе. Просто группа православных паломников. В основном саратовские паломники, но есть и пензенские. И батюшки с нами - и саратовские, и пензенские. Сами составляем программы, разрабатываем маршрут, заказываем билеты, автобус, гостиницы, экскурсоводов. Все из разных приходов, встречаемся редко, но все как родные.

Конечно, и паломнические центры провозят людей этими маршрутами, но у нас в группе постоянные люди, едут друзья и коллеги, члены семей. Да и маршруты особые.

В отпуск едем не на море, а в трудные многодневные поездки по Руси Великой.

Актив группы - пенсионеры. В течение зимы пенсионеры ищут подработку. Тяжеловато стало и со здоровьем, и с деньгами. В 2015 году мы уже никуда не поехали, так как доллар сильно подорожал, а пенсии не стали заметно больше. Мы не смогли позволить себе поездки на Святую Землю. В 2016 году паломничали по Крыму. А в начале 2018 года все-таки собрались на Святую Землю. Кому-то очень хотелось попасть туда третий раз, но прибавились и новенькие. Большинству в группе уже к 70-ти и за 70 лет. Когда еще сможем попасть на Святую Землю? Уже годы не те, уже грехи болезнями отзываются, а пришло лето и зовет в путь. Годы идут, стареем, немощствуем, а душа, кажется, молодеет.

И вспоминаются два-три наших послушания в Гефсиманском саду в монастыре Марии Магдалины, когда вся группа - и вместе с нами батюшки игумен Кронид (Петров), протоиерей Андрей Фадеев, протоиерей Виталий Ещенко - собирали урожай олив, сажали пальмы.

И поднимаются ввысь пальмы в Гефсиманском саду, высаженные маленькой группкой пензенских паломников и паломником Геннадием из Саратова.

Вышенский Свято-Успенский женский монастырь

1886 год. Великокняжеская чета совершила паломничество в Вышенскую пустынь, где они встретились и получили благословение Святителя Феофана Затворника.

Мы были в Выше несколько раз. Ночевали там. Шурова Гора - там находятся остатки имения Нарышкиных. Красавица Цна. Чудесен закат над рекой. Необыкновенный закат. И комары, какие большие и кусачие.

В Вышенском Успенском женском монастыре долго находились интернат и больница для психически больных. Но сейчас монастырь восстанавливается. Мы поклонились мощам Святителя Феофана Затворника, а также помолились пред чудотворной Казанской иконой Божьей Матери.

По Волге-реке…

В 1892 году Елисавета Феодоровна с Сергеем Александровичем паломничали по Волге. Они посетили Ярославль, Углич, Романов-Борисоглебск, Рыбинск и Ростов Великий, где были встречены толпами богомольцев.

Мы здесь были в июле 2012 года. Через 120 лет…

Угличский Кремль. Храм-на-Крови. Все тот же Богоявленский монастырь - он тогда восстанавливался. Восстанавливался непросто, не было самого необходимого. Наташа С. привезла кастрюлю на кухню, сестры монастыря просили. Другие паломники тоже что-то привезли. Храмы еще не все отреставрированы, нет средств. Мало монашествующих, но звонят колокола, идет служба Господня.

Ярославль, Толгский монастырь. Молимся у Толгской иконы Божией Матери, у честных мощей Святителя Игнатия (Брянчанинова). Более века назад здесь же поклонялись святыням Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елисавета.

В июле 2012 года мы на автобусе в паломничестве по Золотому кольцу России.

В Калязине поклонились затопленной колокольне - как памятнику затопленным святыням.

Соловецкие острова

24 июля (6 августа н. ст.) 1913 года - в день приезда Великой Княгини Елисаветы Феодоровны - соборная пристань г. Архангельска, дома горожан и суда, стоявшие на рейде, были расцвечены национальными флагами. Был отслужен молебен о путешествующих. В 6 часов вечера Елисавета Феодоровна на пароходе «Вера» «изволила отбыть из Архангельска в Соловецкую обитель». Несмотря на дождь, «не только соборная пристань, но и на большом пространстве набережная была усеяна народом, желавшим проводить в путь Высокую паломницу».

Соловецкая Голгофа была частью русской Голгофы, но наиболее кровавой и мучительной ее частью. На Соловках мы были дважды. Первый раз в 2007 году три дня, в 2010 году выпросили четыре дня. Так как паломническая гостиница в монастыре была маленькая, а желающих посетить обитель много, проживание разрешалось только на три ночи. К 2010 году появились частные гостиницы, но ночлег в частных гостиницах потянул бы увеличение и без того немалых расходов.


Переправа на остров Анзер.

Гостиница состояла из нескольких больших комнат, в которых помещалось 15-20 кроватей. Была в ней общая кухня с печью, топящейся дровами. Дрова нужно было наколоть и, отъезжая, оставить запас дров для следующей группы на первый день. Самое трудное было - разжечь печь, так как мы этого не умели. С Божьей помощью все получилось. Оставались добровольные дежурные - три Ольги, которые в ведрах готовили на всю группу. Мы все очень благодарны им за их труд.

Мы посетили Большой Соловецкий остров - монастырь, Секирную гору, Большой Заяцкий остров и святая святых Соловков - Анзер. На острове Анзер, на вершине горы Голгофы находится единственный в России Голгофо-Распятский скит.

Анзерская Голгофа расположена на одной долготе с Голгофой Иерусалимской.

А рядом с храмом Распятия Господня крестом растет березка. Ветви березы отходят от ствола под прямым углом, образуя крест. Все здесь полито кровью и страданиями людей. И эта береза - живой памятник мученикам соловецким!

Посещение Анзера связано в первую очередь с погодой, а во вторую - с кораблем. Групп паломников очень много, а если в предыдущие дни был шторм, то желающих попасть на Анзер больше, чем могут вместить корабли.

В первый раз мы прибыли на Большой Соловецкий остров в штормовой день и очень молились, чтобы попасть на Анзер.

У меня болели ноги, я не могла идти по острову к скиту, но всё управилось. Капитан кораблика нашего разрешил мне дойти с ними до пристани у Голгофо-Распятского скита. На корабле нас было трое - капитан, его сын и я. Мы сидели на палубе, пили чай. Они угощали знаменитой соловецкой селедкой.

Солнечная погода. Синее-синее море, прозрачная вода. На дне морские звезды. Изредка проплывали какие-то животные. Шли вдоль острова.

И вдруг открывается вид на скит.


Соловецкие странники, два Геннадия Александровича. Отошли, надеемся, в Вечное паломничество ко Святыням…

Не доходя немного до берега, остановились. На лодке переправились на берег. Дежурные послушники на пристани долго не решались выпустить меня одну к скиту. Убедив их, что я старый паломник, пошла по протоптанной тысячами ног тропе. Мне они сказали, что диких зверей на острове нет, людей сейчас тоже нет, только с севера идет группа паломников. Это наша группа.

Такого подарка я не ожидала. Я осталась одна с Богом. Тропинка. Пеньки, на которых можно отдохнуть. Белые грибы. Святое озеро.

Оно от берега очень мелкое. Пришлось долго идти до глубины, чтобы окунуться. Даже еще не дошла, просто легла на воду. В воде отражается Голгофский скит. Я знаю, что я одна. Что нет никого - ни людей, ни зверей. Я растворилась в этом озере, лесу. Всё земное ушло.

И опять пошла к скиту. Время от времени я садилась на пенечек, пела «Царице моя Преблагая».

Такой подарок подарил мне Господь. Посреди суеты гудящей планеты Земля я была в тишине. В красоте, молитве, песне.

Наверное, это особо ощущалось после моих хлопот по подготовке группы и поездке сюда. Это большая награда. Ведь даже в паломничестве я была нагружена суетой и заботой о размещении, питании, экскурсионном сопровождении.

Добралась до скита. Поднялась наверх. Храм реставрировался. Рядом с храмом сносили строение. Трудник Евгений из Москвы подвел меня к березке, растущей крестом, подарил мне костыль из строения, где была кровь, боль и мучение сидевших здесь и погибших священнослужителей.

Мне летом, без груза, было тяжело подняться на вершину горы. А здесь зимой больные люди, которых привезли сюда умирать, спускались к озеру и несли воду наверх, в гору. Они спотыкались, вода разливалась, леденела. Приходилось возвращаться и опять нести воду по обледеневшей горе. Содержались они в этом строении, которое сейчас разбирали. Здесь была карантинная рота, штрафная рота. В основном сидели здесь священники. Вечером они, еще живые, отпевали друг друга.

В изоляторе лежали больные тифом. Их никто не лечил. Одежды теплой не было. Зимой гнали в баню людей, и из бани гнали на трескучий мороз. Неодетые возвращались на гору. Заболевали и умирали. Трупы стояли в притворе храма, а весной скатывались по склону в общие ямы. Здесь встретили свою смерть тысячи заключенных. В 1929 году сюда в больницу, в бывший Голгофо-Распятский скит, был переведен заболевший тифом Архиепископ Петр (Зверев), где и отошел к Богу 7 февраля.

Костыль от этого страшного здания, от этого святого здания и подарил мне паломник Евгений из Москвы. Он сказал, что такие костыли они передают на Большой Соловецкий остров в монастырь, и их благословляют приезжим священникам. Так этот костыль попал к будущей монахине, хотя тогда никто еще этого не знал.

Я спустилась пониже, приложилась к мощам священномученика Воронежского Архиепископа Петра (Зверева). Испила водицы из источника, набрала с собой водичку - и увидела нашу группу, которая, посетив Троицкий скит, пересекла остров и пришла сюда.

У меня было благословение не ждать группу, а идти вперед, чтобы не отстать потом от них. И я опять пошла одна до пристани.

Как же любит нас Господь! Я бы ничего без Божьей помощи не сделала, ведь это Его воля и помощь. Собрала группу паломников, и Он подарил мне безсуетное, умиротворенное нахождение на этом святом острове. Подарил лечение и радость душе моей. Необыкновенная прохлада острова, чистота воздуха, святая музыка Анзера. Ангельская песнь очищенных мученическими страданиями человеческих сердец, славящих Господа… Аллилуйя… Хотелось молчать и беречь все это как можно дольше.

Второй раз мы посетили Анзер в 2010 году.

Из-за штормового предупреждения на послезавтра нам обязательно нужно было «зафрахтовать» корабль именно на завтра. Уже имея опыт прошлой поездки, я пошла в паломнический центр монастыря не одна, а с группой поддержки. Со мною были игумен Павел (Пашкевич) и протодиакон Владимир Красенков.

Наш игумен по виду точно тянул на архимандрита. Высокого роста, с большой белой бородой, мощным голосом, добрейшим выражением лица, с посохом в руках, он приковывал внимание всех островитян. Протодиакон Владимир служил со многими Владыками, речь его была мила, проста. Речь старого русского интеллигента. И когда они стали разговаривать с руководителем паломнического центра Мариной и нашим экскурсоводом Дарьей, те не смогли отказать старому священнику и протодиакону.

У нас на завтра будет корабль! И наш игумен Павел пошел по трудному пути. Через весь остров пешком. А у него возраст, диабет, давление. Ножки болели. Провел Господь.

А мы с Геннадием прошли на корабле вдоль острова, омылись в святых водах озера, поднялись к березке, к скиту, поклонились святым мученикам и пошли одни к пристани. Группа нас догнала, мы пришли одновременно.

И опять была чудеснейшая погода, что бывает не так часто на Соловках.

Голгофо-Распятский скит… Остров Анзер - безмолвный стон страданий, уходящий в Вечность, Херувимская песнь Соловков…

Через две недели отошел к Богу один Геннадий Александрович, офицер в отставке Смирнов, а через год почил и игумен Павел (в миру Геннадий Александрович из славного рода Пашкевичей).

Помяни их, Господи, во Царствии Твоем! Души их во благих водворятся…

Оптина

Накануне Первой мировой войны в мае 1914 года Елисавета Феодоровна посетила Оптину пустынь, где молилась у святынь обители, встречалась и беседовала с оптинскими старцами, и путь ее усыпали живыми розами - настолько почитали ее люди. Но она неизменно стремилась к уединению и почувствовать себя простой паломницей могла только в отдаленных монастырях со строгим уставом. Так, Епископ Варнава (Беляев) писал: «В иных строгих обителях России приезжих богомольцев, будь они хоть Архиереем или Великая Княгиня Елисавета Феодоровна… кормили со скромной братской трапезы: пустыми щами, безвкусным свекольником, не очищенной от кожуры как следует картошкой».

В Оптину пустынь приезжали и мы. И когда не знали еще о Великой паломнице, и когда пошли по ее паломническому пути.

Паломнических гостиниц еще не было в Оптиной. Ночевали пару раз прямо на полу в храме. Были полиэтиленовые коврики, но доставались они далеко не всем. Первый раз, не подумав, мы прилегли на пол недалеко от входных дверей. Осень. Было прохладно. В следующие разы выбирали места подальше от входа.

Почему-то всю ночь люди перешагивали через тебя. Всю ночь кто-то мостился рядом с тобой. Мест на полу не всем хватало, люди даже стояли. Но усталость брала свое, и паломники старались втиснуться между лежащими.

Рано утром начинались Исповедь и Литургия. Прикладывались к мощам оптинских старцев, причащались Святых Христовых Таин. Кому-то везло, и они попадали под благословение старца Илия. Мы обходили все храмы, шли на поклонение убиенным монахам. Затем ехали в Шамордино, поклонялись святыням, любовались местом, где являлась «Спорительница хлебов», омывались в источнике, отправлялись к Святителю Тихону Задонскому… - и домой, в Саратов.

Но в последние годы уже можно остановиться в паломнических гостиницах, принять пищу в паломнической трапезной. Так как для нас время очень быстро движется и всем нам уже седьмой-восьмой десяток, то все это очень вовремя, мы стали уже немощны, чтобы спать на полу.

Господь всегда с нами, мы не всегда с Богом. В Оптиной можно просто сидеть, отрешившись от суеты, и почувствовать, как хорошо тебе с Богом.

Псков

В Пскове мы были три раза. Уже дважды мы попадаем на день памяти святой равноапостольной княгини Ольги 24 /11 июля. В этот день в городе Крестный ход к Кремлю, а на родине святой Ольги в Выбутах мы были на молебне, который служил протоиерей Олег Тэор.


Выбуты. С протоиереем Олегом Тэором.

Поклонились подвигу роты Псковских десантников у памятника им. Посетили могилку отца Николая Гурьянова.

Здесь, во Пскове, в Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорском монастыре произошла моя встреча с духовником монастыря архимандритом Гермогеном (Муртазовым). Одна из наших паломниц из Пугачева, выполняя благословение архимандрита Иннокентия (Третьякова), пошла на встречу с отцом Гермогеном. Мне хотелось пойти с ней, но я знала, что попасть к старцу трудно, благословения у меня нет. И поехала с группой в Пушкиногорье. По возвращении во Псков мне передали, чтобы я успела до 19.00 приехать в Снетогорский монастырь к архимандриту Гермогену. Оказывается, был он в Саратове, помнит - и пригласил старшую автобуса. Благословил для всех саратовских паломников иконы, книги. А мне благословил Казанскую икону Божией Матери, такую же передал отцу Иннокентию. Я совсем недавно приняла постриг, и у меня было много вопросов. Он говорил со мной долго. И благословил меня к своему духовному чаду архимандриту Иннокентию (Третьякову). Отец Иннокентий принял меня тепло, терпел и терпит, хотя сейчас служит в Златоустовской епархии.

А на Псковской земле мы, конечно, побывали в селах Тригорском, Михайловском и в Успенском монастыре.

Псковщина - земля русской славы, это щит Русской земли, которую хотели захватить множество ворогов. Но Божьей помощью, силой русского духа выстояла крепость наша. Да и как может быть иначе в родных для ее великого поэта Александра Пушкина местах.

У Изборска находится холм святой земли России. Туда везут землю из исторических мест. У священного холма мы возложили землю с места приземления Юрия Гагарина у нас в Саратовской области и с мест захоронения святых Саратовских новомучеников.

Великая Княгиня и Беларусь

Великая Княгиня Елисавета очень почитала преподобную Евфросинию Полоцкую. В 1910 году матушка Елисавета присутствовала на перенесении ее мощей из Киево-Печерской Лавры в Полоцк. Мощи преподобной перевозили на пароходе по Днепру до Орши, а затем еще 200 километров несли на руках через Витебск в Полоцк. 20 мая 1910 года Крестный ход с мощами святой Евфросинии прибыл в Полоцк, который «никогда не видел в стенах своих такого стечения народа, пришедшего не только из Витебской и соседних губерний, но и из Твери, с берегов Волги и других более отдаленных мест». В последнем своем письме к сестрам Марфо-Мариинской обители настоятельница молится о своих «детках» преподобной Евфросинии Полоцкой.

В 2017 году наша группа посетила Полоцк. Мы поклонялись преподобной Евфросинии Полоцкой, которую высоко чтила Великая Княгиня Елисавета.

Крым

В 2016 году мы паломничали ко святыням Крыма, по Царским местам этого полуострова.

Уникально само место в Алупке, где мы проживали, - пансионат Святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Открыт он был еще до революции для учителей воскресных школ с заболеванием легких. При освящении домовой церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского присутствовала Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.

А в 1916 году колонию (так называли раньше этот пансионат) посетил Император Николай II с семьей. Здесь он пребывал на краткосрочном отдыхе и присутствовал на Богослужении в храме.

В Керчи, откуда я родом, в самом древнем на Руси Иоанно-Предтеченском храме мы причащались Святых Христовых Таин в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, моего Небесного покровителя.

Саров - Дивеево

В июле 1903 года состоялось торжественное прославление Преподобного Серафима Саровского. В Саров прибыла вся Императорская семья, приехали и Елисавета Феодоровна с супругом. В письме из Сарова она пишет: «...Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру. Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как молились, как плакали - эти бедные матери с больными детьми, и, слава Богу, многие исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за нее мать...»

В июле 2003 года милостью Божьей я попала в Дивеево на 100-летие прославления Преподобного Серафима Саровского. Среди лета Пасху пели.

Паломников было очень много. Батюшка Серафим собрал сюда всю Россию. Подъезды к Дивееву были заполнены паломническими автобусами, машинами. Транспорт в Дивеево не пропускали. Вокруг села были организованы палаточные лагеря. Комары. Условия тяжелые. Меня Господь устроил у бывших жителей Саратова, переехавших сюда на постоянное жительство. Они отвели мне комнату. Но уже к вечеру хозяйка квартиры дала мне на мое решение размещение двух монахинь Красноярского женского монастыря. Конечно, это же счастье - с монахинями встретить столетие прославления мощей Батюшки Серафима. На следующий день они случайно на улице встретили монахиню из своего монастыря, и она оказалась с нами.

Многотысячный Крестный ход от Дивеева до Цыгановки, где дорога поворачивает на Саров. Июль. Жара. Асфальт был мягким. Нигде не было воды. Некоторые падали. Сзади ехала «скорая», но и там не было воды. И вдруг - прямо в лесу стоит батюшка местный и окропляет всех святой водой!

А люди шли и шли. Молодые и старые, дети и бабушки, кто-то и с палочкой, кто-то на костылях. Вот и привал… А как подняться после привала…

Поднимались и опять шли. У поворота на Саров простились с Батюшкой Серафимом и батюшками, которые понесли мощи в Саров. А я повалилась на траву. Автобусами нас отправили в Дивеево. А вот уже в Дивеево дойти до дома сразу не смогла. Остановилась у источника матушки Александры. А над ним новая часовенка из бревен. И сидения-бревнышки. У часовни двое в белом льняном русском облачении на гуслях играют. И песню поют о лесе Саровском, о Батюшке Серафиме.

…Наша группа каждый год обязательно посещает Дивеево, Канавку Матери Божьей, святые источники, вдыхает пропитанный молитвой старца Серафима воздух дивеевский. Хватает на год, а потом опять зовет надышаться чистотой.

Уральская голгофа

Наш маршрут пролегал на Урал. Мы хотели прикоснуться сердцем к трагедии Царской семьи. Это Алапаевск и, конечно, Екатеринбург.


Молебен в Алапаевске на месте гибели преподобномученицы Елисаветы.

Во время нахождения нашей группы в Храме-на-Крови меня пригласили подойти к монахине и провели к ней. Прямо перед местом расстрела стояла игумения Елисавета, настоятельница монастыря Марии Магдалины Русской Зарубежной Церкви из Иерусалима, и ее верная помощница и духовная подруга сестра Макрина тогда, а сейчас монахиня Магдалина - из того монастыря, где покоятся мощи святых преподобномучениц.

Вот нечаянная радость!.. Встреча с монахинями из Иерусалима!

Только здесь, на месте гибели Царской семьи, я начала понимать, как это тяжело было. Я представила любого отца семейства и мать, когда они беззащитные стояли и не могли закрыть крылами своих птенцов. Я начала понимать их человеческую боль.

А боль Царя?.. До сих пор ум не вмещает, как мог человек вынести такое. Да еще и просить Бога о прощении убийц. Только помощью Божьей, только верою в Бога. Наверное, и невозможно это вместить в понимание наше. Каждый должен побывать там.

Только там что-то начинаешь понимать.

Подошла вся группа. Мы сфотографировались, матушка нас благословила, и мы отправились к Ганиной Яме.

Алапаевск

Напольная школа на краю города. Сюда 20 мая 1918 года были привезены Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и ее спутники Великий князь Сергей Михайлович, князь Владимир Палей, Великие князья Романовы - братья Константин, Иоанн и Игорь Константиновичи, служащие Ф.М. Ремез, Круковский и Калин, сестры Марфо-Мариинской обители Варвара и Екатерина. Последнее земное пристанище алапаевских узников…


Напольная школа - последнее земное пристанище алапаевских мучеников. Здесь они провели ночь перед казнью.

С нами, паломниками, был иеромонах Корнилий (Колосков). По благословению матушки-настоятельницы монастыря он остался ночевать в той комнате, где провели последнюю ночь Великая Княгиня Елизавета, инокиня Варвара и князья - алапаевские мученики.

Отец Корнилий, духовное чадо игумена Кронида (Петрова), во время нашей поездки был наместником Пещерного Антония и Феодосия Печерских мужского монастыря в Пензенской епархии. В пещеры еще можно было только пролезть, всё осыпалось. И он жил в лесу, в домике с несколькими трудниками и послушником. Целый день они работали, расчищали проходы, укрепляли кирпичной кладкой, строили храм прямо в горе, крепили указатели в лабиринте пещер. Братья уставали. Но молитва уже шла.

На другой день мы были у шахты. Она уже почти засыпана.

Зеленая трава. Белые лилии. Высокие сосны. Тайга.

Отец Корнилий начал читать акафист преподобномученицам Великой Княгине Елисавете и инокине Варваре. Мы подпевали. И вдруг он подал мне акафист, чтобы я продолжала. Это было совершенно неожиданно, к тому же я никогда вслух не читала акафист при батюшке. Но я продолжила. И долго потом стояла там… словно бы вместе с преподобномученицами.

Великое чувство благодарности к этому молодому, но такому чуткому батюшке переполнило меня. Как он узнал, что мне хотелось петь Славу Богу и Его верным служительницам?..

Чердынь, Белогорье

Путь наш в Чердынь пролег после того, как архимандрит Иннокентий (Третьяков), сейчас он настоятель храма святого праведного Симеона Верхотурского г. Златоуста, - благословил нас посетить ее.


Иеромонах Корнилий у Поклонного Креста на Ганиной Яме.

Суровая красота Севера России. Уже карликовые деревья. Уже мох. А на мху - белые грибы. Иоанно-Богословский монастырь восстанавливается. Здесь, в Чердыни, родился и жил будущий игумен Серафим (Кузнецов). Очень благодатное место. В сердце оставляет след.

Особенно запомнилось посещение могилы 85-ти защитников Чердыни, в 1547 году ценой своей жизни отбивших натиск Ногайской Орды. И рядом - Всесвятская часовня, воздвигнутая в память о героях чердынского «ледового побоища».

На другой день мы выехали в Ныроб, это самая северная точка нашего путешествия. Великолепный Никольский собор, по преданию, выросший из земли за одну ночь. Никольский родник - и яма, в которой закончился жизненный путь дяди первого Царя из рода Романовых Михаила Никитича, ныне канонизированного.

Случилось всё по тогдашним обычаям: Семен Годунов, родственник Бориса Годунова, подкупил казначея Романовых, и тот подложил в кладовую Михаила Никитича мешок с «колдовскими травами». Романова выслали из Москвы на кулички - в деревушку Ныроб, и посадили в земляную яму. Его заковали в железные оковы весом в три пуда (они до сих пор хранятся как святыня) и кормили только хлебом и водой. Власти думали, что Романов помрет еще по пути в Ныроб, но Михаил Никитич смог прожить в яме целый год - пока его окончательно не заморили голодом и холодом.

Эти места с давних времен привлекают паломников. И особенно значимыми считаются 19-20 сентября - дни почитания святого князя Михаила Черниговского, покровителя ныробского узника.

А далее мы поехали в Белогорский мужской монастырь, где в 1914 году была паломницей Великая Княгиня Елизавета.

Узнали о Белогорской голгофе 1918 года, о мученическом подвиге братии Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря Пермской епархии.

Мы познакомились со страшной трагедией Уральского Афона - жестокими казнями монахов. Число убиенной братии Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита этой обители составляет не менее 45 человек, с ними пострадал и настоятель - архимандрит Варлаам (Коноплев). В 1998 году были прославлены архимандрит Варлаам и 26 насельников Белогорского монастыря. Их память совершается 12/25 августа.

В Белогорье Великая Княгиня познакомилась с игуменом Серафимом (Кузнецовым) и исповедовалась у него. И когда он в 1914 году был в Москве, она просила его в случае ее гибели похоронить ее по-христиански.

Игумен Серафим исполнил просьбу Великой Княгини. Когда белые части заняли Алапаевск, 8-11 октября 1918 года тела алапаевских мучеников были подняты из шахты.

30 августа 1919 года восемь гробов в сопровождении игумена Серафима и его помощников М. Канунникова и С. Гневашева прибыли в Читу. Из Читы тела убиенных были перевезены в Китай, в Харбин.В Харбине тела страдальцев встретил Епископ Камчатский Нестор (Анисимов). Во время пребывания в Пекине игумен Серафим издал в 1920 году свои книги «Православный Царь-Мученик» и «Мученики христианского долга». Честные мощи преподобномученицы Елисаветы и её келейницы инокини Варвары были доставлены из Пекина на Святую Землю, где они почиют и поныне в храме святой равноапостольной Марии Магдалины.

Верхотурье

В Верхотурье посетили Меркушино - село, где подвизался святой Симеон Верхотурский, омылись в почти ледяной воде источника. Конечно же, остановились у камня на реке, где молился праведный Симеон. Омыли уставшие ножки, помолились. Наверное, здесь останавливалась и она, наша путеводительница. Тем более что новая сень, позолоченная под старое золото и украшенная чеканкой и множеством икон над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году, именно в год паломничества по уральским святыням Великой Княгини.

Крестовоздвиженский собор Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря - третья по величине церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.

В могучих водах Иртыша

Необыкновенна панорама у Тобольского Кремля. Мы пьянели от этого чистейшего воздуха, от красивейшего вида на Иртыш. Как прекрасен этот мир!

Мы стояли и еще и еще раз прикасались к жизни земной далекого от нас Царя. Как будто это сказка какая-то. И, еще не совсем понимая, мы обогащались высотою духа, красотою души Помазанника Божьего.

У Господа нашего Иисуса Христа была такая сила и любовь, чтобы молить Отца о милости к палачам. И у русского Царя, у его семьи, у Великой Княгини Елисаветы (тоже Царского рода!) в последние дни и минуты жизни были просьбы к Богу о прощении их палачей.

Воистину это люди Божии.

Недалеко от Тобольска место рождения Григория Распутина. А восточнее - места, где открывал для России Сибирь Ермак со своею дружиною.

Под таким сильным духовным впечатлением мы поехали в Абалакский монастырь, где приложились к великой святыне - Абалакской иконе Божией Матери.

На обратном пути заехали в горячие источники. Ну как проехать мимо и не искупаться?

Мы в своих поездках стараемся ни одного водоема не пропускать. И на Белом море купались. А здесь и горячие источники, и Иртыш. Когда открылась панорама Иртыша, душа замерла. Как будто крылья выросли.

«На диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой…»

А Иртыш и вправду могучий и быстрый. Наша Волга по сравнению с ним смиренна. Мы только вдоль берега могли… - нет, не плыть, а стоять. Если отходили дальше от берега, река уже несла нас сильным и быстрым течением.

Царская семья в губернаторском доме Тобольска проживала с августа 1917 по апрель 1918 года. На целых девять месяцев Тобольск стал вынужденным пристанищем для Царской семьи. 20 мая семью Николая II отправили сначала в Тюмень, а затем в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 года в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге Царская семья приняла мученическую смерть.

Глубокой ночью 5 (18) июля, в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, Великую Княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Императорского дома бросили в шахту старого рудника.

На пути в Саратов мы заехали в г. Пугачев, к архимандриту Иннокентию (Третьякову) - тогда настоятелю храма Воскресения Христова, - где и увиделись с ним первый раз. Мы благодарили Бога за встречу с этим замечательным человеком. Архимандрит Иннокентий подарил нам тепло своей души, всех угостил чаем с пирожками и благословил в дорогу домой. Видно было, что он ждал нас, что рад встрече с нами.

Дармштадт, Бари

Паломничества вышли за пределы России. Наша цель Дармштадт - место рождения двух немецких принцесс, двух русских святых, двух сестер - Императрицы Державы Российской Александры и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.


Храм Марии Магдалины в Дармштадте, на родине двух великих русских святых.

В Дармштадте есть вокзал, который городом используется очень редко, если не считать аренды части помещения велосипедным магазином. Эта нехарактерная для немцев расточительность имеет историческое объяснение. Дело в том, что здание было построено только с одной целью - доставлять в город вагоны земли из российских губерний. Таких вагонов было более четырехсот.

А еще в Дармштадт привозили гранит - с Урала, Кавказа и из Сибири. Не потому, что своего гранита в немецких землях не было, а потому, что в Дармштадте строили русский православный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, покровительницы матери Императора Николая II. Решили, что церковь должна быть в буквальном смысле из русского камня и стоять на русской земле. Ее возводили для Императрицы Александры Федоровны Романовой, урожденной принцессы Гессен-Дармштадтской. Ей и Императору Николаю хотелось и в Германии иметь возможность молиться в православном храме. Церковь построили на личные деньги Императора.

Мы не попали во дворец, но мы были в храме, который построил Дом Романовых. По улицам Дармштадта в детстве и юности ходили две сестры, будущие русские святые - Александра и Елисавета. Здесь прошли их детство и юность. Поклонились мы земле их юности, их первой Родины.

Мы посетили Бари, поклонились одному из самых почитаемых святых на Руси - Николаю Чудотворцу. За великий подарок сочли наши паломницы возможность помыть полы около усыпальницы Святителя Николая. С радостью узнаём, что здесь тоже была Великая Княгиня.

Мы причастились Святых Христовых Таин, посетили русский храм Николая Чудотворца в Бари, еще одно славное ее деяние.

Святая Земля

Великий Князь Сергей Александрович с супругой прибыл в Палестину в октябре 1888 года на освящение храма святой Марии Магдалины у подножия Елеонской горы. На вершине Елеонской горы высилась огромная колокольня, прозванная Русской свечой. Увидев эту красоту и благодать, Великая Княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Словам этим суждено было исполниться.

Сергей Александрович уже был на Святой Земле в 1881 году, когда участвовал в основании Императорского Православного Палестинского Общества, став его председателем. После гибели Сергея Александровича эстафету председательства приняла Великая Княгиня Елисавета. Отойдя от светской жизни, она открывает Марфо-Мариинскую обитель. Посещает самое дно жизни - Хитров рынок, помогает бедным. Врачи московские самых тяжелых, безнадежных больных отправляют в обитель, и Великая Княгиня сама перевязывает раны, сидит у постели больных и выхаживает. Санитарные поезда, раненые…


Монастырь Марии Магдалины, Иерусалим, 13 февраля 2018 г. Игумения Елисавета (в центре), иеромонах Даниил (Пискаев) из Москвы и автор статьи монахиня Иоанна.

Много паломничает. В простом сером платье (реже в белом), открытая людям и радушная, как скоро покоряла она сердца людей!..

Весной 1917 года к Елисавете Феодоровне прибыл посланец немецкого императора и предложил покинуть революционную Москву, на что она «сказала, что готова разделить судьбу своей второй родины и не оставит духовную семью - сестер московской Марфо-Мариинской обители милосердия».

В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и немедленно увезли из Москвы. В тот день Святейший Патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную литургию и молебен. После службы Патриарх долго беседовал с настоятельницей и сестрами. Это было последнее благословение и напутствие главы Русской Православной Церкви Елисавете Феодоровне перед её страданием…

Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины. Долгим и тяжелым был этот путь.

После прославления преподобномучениц святые мощи были перенесены в храм, где и находятся до сих пор.

Уже сто лет прошло, а для России только начала открываться святая Елисавета. Чем больше ее узнаем, тем более поклоняемся жизни, смирению, состраданию, любви, ее вере, верности новой Родине. Немецкая принцесса - русская из русских.

А игумен Серафим оставался в Иерусалиме и служил Богу и своим небесным покровительницам до конца дней своих, и похоронен в Малой Галилее, наверху горы Елеон, в подножии которой покоятся мощи преподобномучениц.

Всё это можно прочитать где-то. Но побывать, часто нечаянно, точно по следам Великой паломницы, это, конечно, милость Божья.

Первый раз в Иерусалиме я побывала в 1998 году (уже в прошлом веке!..). Деньги на поездку собирала пять лет. Поездка меня настолько ошеломила, что я, рассматривая потом фотографии, долго не могла понять, где это я. Очень уж хотелось, чтобы поехал и муж Геннадий. Мы с ним вместе паломничали, а здесь на двоих денег, конечно, не хватило.

Уезжая, я почти точно знала, что сюда больше не попаду, а проезжаем вдоль Средиземного моря. Когда гид объяснила, что мы едем по Кесарии, я взмолилась, чтобы остановились. Мне хотелось ступить на эту землю, так как здесь жила святая мученица Валентина, а я тогда была Валентиной. Автобус остановился. И вдруг до меня доходит, что передо мной Средиземное море, в нескольких метрах. Ну когда я сюда доберусь из своего Саратова! Возможности нет и не будет. Я вхожу в море, волна… Пытаюсь сесть на камень - и падаю в воду. Ох, и досталось мне от водителя, от гида. Паломники молчали. Ни слова.

Пока доехали до аэропорта, я просохла. А у гида взяла визитку и сказала, что я сюда приеду, и не одна. Та только посмеялась. И вот сейчас 2018 год, а мы до сих пор с ней дружим, так как приезжали не один раз.

В 2004 году нас было уже шесть человек. Пять лет собирали деньги. Я даже чай покупала развесной, так он был дешевле. Но теперь мы были с мужем, с нами Ольга С. Попали сразу на Благовещение, Благодатный Огонь и на Пасху.

Разговелись после ночной службы, и нас повели в Гефсиманию. В этот раз в монастыре Марии Магдалины меня поразило всё. Высоченные кипарисы, в которых прячется множество красивейших птичек, пальмы, лестница, по которой входил Христос в Иерусалим. И застыла у мощей. Ну ни за что не хочу уходить. А утром улетаем.

В церковной лавке стояла сестра Мария, а я не могла уйти.

- Что ты хочешь? - спросила она.

- Переночевать здесь.

- Так иди к матушке.

Объяснила, как найти её. Я не нашла. Смирилась. Да и о чем мечтать. Группа стоит ждет меня. Я вдруг вспоминаю, что забыла сумку в храме, бегу туда.

Мария спрашивает:

- Ну что, нашла?

- Нет, сумку забыла, вот и вернулась.

- Тебя вернули.


Саратовские паломники в святой реке Иордан.

И повела меня. По пути объяснила, как подойти к игуменье, так как я еще ни разу не общалась с игумениями.

Матушка меня благословила приехать в монастырь на неделю.

И в 2005 году я неделю жила в монастыре Марии Магдалины.

Всё для меня было впервые. Чем ближе я приближалась к монастырю, тем больше атаковали меня мысли. Я уже моментами стала волноваться, зачем я всё это предприняла и не пора ли что-либо изменить-отступить. Изменить было уже трудно, самолет шел на посадку.

Матушка прислала встретить меня двух сестер - Маргариту и Александру. Встреча с ними несколько успокоила меня. Они были приветливы, встретили меня как родную сестру, хотя я была гораздо старше их. Я сообщила им, что боюсь - сделаю что-нибудь не так в монастыре, меня будет ругать матушка.

Они рассмеялись:

- Наша матушка, ругать? Она не умеет.

У меня в голове враг прокручивал мысли, что мне в этом монастыре непременно дадут послушание мыть туалеты. Ну кто же этим будет заниматься? Не монахини же. И я очень переживала и готовилась принять это послушание достойно.

На территорию монастыря мы въехали ночью. Я ступила на землю, и такой прилив благодати ощутила. Рассказала сестрам о своих мыслях и о том, что вот сейчас я готова не то что мыть туалеты, а вылизывать дорожки в монастыре, причем добровольно. Опять их рассмешила. Они отвели меня на ночлег, сами ушли к себе в келью.

Я приехала всего на неделю. Было время Великого поста. Утром матушка спросила меня, что бы я хотела посетить на Святой Земле. Хотелось мне омыться в Иордане. Но, подумав, я сказала, что не хочется уходить из монастыря. Зачем мне выходить из рая?

А на службу к Гробу Господню всё равно попаду с сестрами монастыря.

Послушания у меня были легкие - прополка цветочных клумб, пересадка цветов, работа в церковной лавке (составление наборов открыток, розлив святого маслица и т.д.). Сестра Мария (в дальнейшем - инокиня Макрина, монахиня Магдалина) благословила для приезжающих паломников приготовить наборы из оливковой ветви и цветочка со Святой Земли. Каждый хотел увезти частичку Святой Земли не только в душе, но и что-то привезти родным. И это было подарком от монастыря.

Однажды она принесла пакетик вроде как с землей, деревянными стружками и чем-то ржавым. На вид была очень строга, говорила сдержанно:

- Это частички от гробов Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Она поручила мне с благоговением отнестись к этому послушанию и по небольшим пакетикам разложить для вручения паломникам.

- Это почти как частицы святых мощей, так как здесь кровь преподобномучениц.

Когда белые офицеры достали тела мучеников из шахты, то их положили сначала на листы железа, а потом вместе с железными листами переложили в гроб. В Чите останки обмыли и положили гроб в гроб. Несколько месяцев останки мучеников хранились в келье игумена Серафима под полом. Затем опять вывезли уже из России. Шло время. Со временем ржавело железо, на котором были кровь и тела мучениц, приходили в негодность деревянные гробы, и их перекладывали вместе с телами в новые. Всего было до прославления мощей семь гробов. Хранились они в монастыре Марии Магдалины. И вот теперь меня благословили часть остатков гробов разместить в небольшие пакетики.

До своего отъезда я не успела все расфасовать, немного оставалось. Меня благословили доделать это и, оставив что-то для себя, вручить паломникам Саратова. Что по приезде я и сделала.

Монахиня Иоанна (Смирнова), г. Саратов.

210
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
12
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru