Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Рождество Христово

Почему же взоры мира не были прикованы к этому великому событию?

Почему же взоры мира не были прикованы к этому великому событию?..

Ночь — это время свершения тайн. В эту ночь свершилась величайшая тайна: в мир пришел Превечный Бог. Блаженный трепет постигает каждую боголюбивую душу, когда мы не только празднуем Рождество Христово, но даже если просто вспоминаем о нем. И это не случайно, ведь свершилось неизъяснимое чудо: от Девы родился Спаситель. Исполнились все ветхозаветные пророчества о грядущем Искупителе.
Но такое значимое событие свершилось в тайне Вифлеемской ночи, а не в роскоши царского дворца. Родился Царь, но нет пышных торжеств, вокруг тишина и звездное небо. Родился Владыка, но нет безчисленных поклонников. Рядом только Пречистая Матерь, Иосиф и убогие пастухи. Родился достойный всех похвал, но нет шумного веселия и слаженных гимнов; лишь ангельское пение наполняет тишину ночи. Христос родился не в царских палатах, а в убогом вертепе. Родился в образе раба для того, чтобы послужить, а не для того, чтобы Ему послужили.
Почему же взоры мира не были прикованы к этому важному событию? Почему такое равнодушие и безразличие к кульминации всего мироздания? Потому что для царства зла все святое является инородным. Кто видит смысл жизни в служении своим низменным страстям, сиюминутным желаниям, временным выгодам и развлечениям, для того Рождество Христово не имеет ценности. Такой человек может принять этот праздник как традицию, как обычай, лишь как повод для веселия, а все страсти остаются при нем. Поэтому величие Вифлеемской ночи не удивляет, свет путеводной звезды не представляется чудом, тайна Боговоплощения не вдохновляет. Потому что сросшееся с грехом сердце лишено духовной радости, и Рождество Христово может остаться незамеченным. Поэтому мир в ту ночь спал.
Почему же Господь родился в зраке раба, а не в царском злате? А потому, что истина не может опираться на силу богатства, власти авторитета, она ждет только доброй воли и действует в сердцах свободно. «Где Дух Господень, там свобода», — говорит апостол Павел. Силой можно только подавить или заставить, хитростью можно только обмануть или завлечь, деньгами можно подкупить, но нельзя завладеть сердцем извне, поэтому Бог отвергает силу власти, богатства, авторитета. Человеческое сердце — это то место, куда Он не входит без стука: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр. 3,20).
Господь пришел в мир для того, чтобы усыновить нас Небесному Отцу. И если люди принимают Бога, то они становятся гражданами Небесного отечества. Старец Макарий Оптинский говорит, что мир живет самолюбием, сребролюбием, сластолюбием. Эти страсти являются основным движущим мотивом в жизни человека, то есть все поставлено на служение эгоистичным интересам, порокам, богатству, своим амбициям, исканию славы, удобства и комфорта. Идеология потребительства стала общепринятой. Чем прочнее стоит человек на этих позициях, тем ближе он к гибели, как духовной, так и физической. Такое стремление жить для себя является как бы «пропиской» в этом мире. «Нельзя уступать, иначе не добьешься своего», — этот принцип жизни стал духовным манифестом эпохи. Когда же сталкиваются интересы таких людей, то это становится трагедией для них самих и для окружающих.
Измениться внутренне значит переселиться, стать непохожим на все то, что так обычно для этого мира. Этот мотив ухода из среды греха является общим для всех библейских праведников: Авраам ушел из Ура халдейского, так как поверил Богу; Лот ушел из Содома и Гоморры; Моисей вывел евреев из Египта.
Для нас же таким переселением, или, точнее сказать, дорогой переселения является пост, который мы держали перед Рождеством. Собрав внутренние силы, ограничив потребности, мы были призваны оставить приоритеты греховной жизни, а значит, переселиться из страны греха в Святую землю.
Христос приходит в мир как странник, и каждый человек, принявший Бога в сердце, как бы лишается отечества и становится странником, чужим для мира. Значит, становясь на принципы жертвенной любви, он переселяется с земли на Небо.
Для того, чтобы люди приобрели премирную высоту, Возседающий на Херувимах Бог предлежит сегодня на земле как Младенец. Недоступный для Серафимов не только своим естеством, но и славой, — сегодня становится доступным для земного зрения. Определяющий всему границы и Сам ничем не ограниченный, объемлется сделанными на скорую руку малыми яслями. Обладающий богатством неистощимых сокровищ добровольно подвергает себя такой нищете, что рождается не в доме, а в вертепе.
Человек всегда посвящал Богу самые возвышенные порывы своей души, его все время вдохновлял пример жертвенной любви, вера придавала силы. Пусть же чудо Рождественской ночи отзовется в наших сердцах торжеством твердой веры, радостью блаженной надежды и светом предвечной любви. Аминь.

На снимке: ковчежец с Яслями Спасителя, г. Рим.

Священник Дионисий Толстов
07.01.2000
964
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru