‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Хранимое Богом село

Даже в самые безбожные времена на карте Кировской области оставалось это дивное название — село Спасское!


«Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века!» — поет маленький хор Спасской церкви на каждой службе, возвещая тем самым многолетие и своему селу. Теперь уже никто и не помнит, кому пришла в голову замечательная мысль — назвать это село Именем Бога. В официальных документах и на дорожных указателях оно значится как Спас-Талица. А в народном обиходе — просто Спас.
Удивительно, как могло сохраниться Имя Божие на карте Кировской области! Ведь богоборцы хотели стереть Его с лица земли, чтобы Оно не произносилось уже никогда и нигде. В итоге к 70-м годам прошлого века на всю округу осталось несколько действующих храмов во имя Святой Троицы: в селах Истобенск, Быстрица, Волково, Кстинино, и уцелела одна церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа — в Спас-Талице!
На весь полумиллионный город Киров в ту пору была открыта одна-единственная церковь во имя Преподобного Серафима Саровского, а в радиусе 50 километров от областного центра — целых пять — и все Господские! Жители этих сел не бедствуют и сегодня: Истобенск был столицей советских миллионеров, в Быстрице колхозные коровы до сих пор бьют рекорды по надоям молока, Волково и Кстинино стали элитными дачными поселками.
А вот селения, потерявшие церкви, умирают мучительной смертью. Ибо исполнилось на них слово Евангелия: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор., 3, 17).
Не только Именем Божиим, но и своими трудами сумели жители этих сел отстоять храмы. Спас-Талицкую церковь спас мужественный поступок Анны Вылегжаниной. Когда местные власти опечатали двери храма, Анна поехала в Москву и попала на прием к самому Н.С. Хрущеву. Какой разговор состоялся у нее с Генеральным секретарем, осталось неизвестным. Но старожилы сообщают, что не успела Анна вернуться в родное село, как власти открыли Спасскую церковь, и даже узорчатые решетки, выпиленные из церковных окон, приварили обратно. Кроме решеток рука разорителей ничего не коснулась.
Больших трудов стоило поддерживать старинную церковь в надлежащем виде. Власти не давали разрешения на ее ремонт, а строительные базы не продавали церкви стройматериалы. А ведь если здание ветшало, это было поводом для закрытия храма. Слава Богу, что в соседнем колхозе нашелся смелый председатель — Виктор Николаевич Дресвянников, который оформлял стройматериалы для Спасской церкви через свой колхоз. Это оставалось тайной до наших дней, а теперь, когда Виктора Николаевича нет в живых, послужит к славе Божией.
Храм украшался не только внешним благолепием, но и удивительными людьми. Таким человеком на протяжении многих десятилетий была певчая Анфиса Сергеевна, которая еще до революции окончила в Спас-Талице четырехклассную церковно-приходскую школу и пела на клиросе. Причем она читала не только итальянскую нотацию, но и крюковую знаменную запись «топориками». Своими дарованиями она служила Богу почти до горбачевской перестройки, передавая опыт молодым певчим — выпускникам советской «десятилетки».
Кстати, двухэтажное здание церковно-приходской школы в Спас-Талице исправно служит до сих пор. Оно крыто листовым железом с клеймом 1902 года выпуска, то есть возраст деревянного здания — больше 110 лет, а люди в нем все живут и живут!
С дореволюционной эпохой Спасскую церковь связывает еще одно легендарное имя — блаженной Натальюшки. Она была Божиим человеком, имевшим дар прозорливости. Жила она по домам у верующих людей, которые ухаживали за ней, так как Натальюшка не могла ни ходить, ни сидеть, а только двигала рукой, чтобы наложить на себя крестное знамение.
Историю с Натальюшкой рассказала нам прихожанка Спасской церкви Валентина Ивановна Перевалова, которая много лет читала и пела в этой церкви. А слышала она ее от своей бабушки Анастасии Алексеевны Тиуновой. Еще в молодости Анастасия Тиунова решила привезти Натальюшку к себе в гости, чтобы поухаживать за ней и помолиться вдвоем. Путь был неблизкий — через Спас-Талицу в соседнее село, а транспорт единственный — лошадиная повозка. Устроив Натальюшку на телеге, Анастасия Тиунова повезла блаженную к себе в деревню Тиваны. Когда они проезжали мимо Спасской церкви, Натальюшка попросила остановить телегу, приподнять ее лицом к храму, затем помолилась и сказала: «Этот храм будет неразрушим». Так и вышло: в соседних селах Шалегово, Пустоши, Камешница, Монастырщина от церквей не осталось и следов. А эта стоит по сей день.
Почему же уцелела Спасская церковь и жива Спас-Талица? Народная поговорка отвечает однозначно: не стоит село без праведника. А ведь прихожане давно догадывались, что в этом храме есть святые заступники. Многие чувствовали их присутствие, да только не знали их имен.

И вот несколько лет назад стало известно, что настоятелем Спасской церкви до революции служил будущий священномученик Александр Агафонников, прославленный в сонме Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году. Имя его теперь поминают в Спас-Талице за каждым Богослужением.
А может быть, село и церковь живы молитвами участника войны с Наполеоном полковника Якова Егорова, который, согласно надписи на надгробном камне, будучи родом из крестьян, достиг высокого воинского звания, служил в Преображенском полку, отошел ко Господу 14 февраля 1829 года и был похоронен за алтарем Спасской церкви? Словно про него написал М.Ю. Лермонтов: «Полковник наш рожден был хватом, слуга Царю, отец солдатам…» И за воина Иакова теперь вынимаются частички святой просфоры за каждой Литургией.
История Спасской церкви украшена именами и простых людей. Чего стоит одна судьба бабушки Параскевы, многолетней церковной старосты, которая была так усердна в своем служении, что иногда по целому месяцу не уходила домой, трудясь в церкви. Старожилы вспоминают, что каменный пол, промытый бабушкой Параскевой, был так чист, что в него можно было смотреться, как в зеркало.
Но были в истории села и другие имена, которые бы лучше не называть совсем. Это имена тех, кто варварски прорубал проем на колокольне, чтобы сбросить на землю огромный колокол. От страшного удара на перекрестке дорог образовалась большая яма, которую долго не могли засыпать. Однажды в ней «по самые уши» застряла хлебовозная машина, и водителю пришлось вылезать через окно кабины. С тех пор язык от большого колокола лежит на колокольне, и передвинуть его с места на место не под силу никакому богатырю.
Не будем мы называть и имя бывшей учительницы Спас-Талицкой школы, которая в 80-е годы устраивала гонения на сына священника, настраивая против него одноклассников, хотя мальчик был круглым отличником. Однажды дети утащили у него иконку Божией Матери, которую мальчишка носил с собой, и предлагали ему выкупить образок за десять рублей. Когда об этой травле узнали в Епархиальном управлении, тогдашний секретарь Вятской епархии отец Александр Могилев приехал из Кирова и два часа лично беседовал с учительницей. А напоследок пообещал ей вернуться сюда даже из соседней епархии, если она не образумится. Сегодня Владыка Александр (Могилев) служит правящим Епископом соседней Костромской епархии, а мальчишка, за которого он заступался, — священником Екатерининского собора города Слободского.
Современная история Спасской церкви не менее интересна. Начнем, пожалуй, с чуда, которое разнеслось по Вятской епархии несколько лет назад. Настоятель церкви священник Николай Смирнов решил почистить киоты святых икон. Когда он снял стекло с иконы Божией Матери «Скоропослушница», написанной в прошлом веке монахиней одного Вятского монастыря, то обратил внимание, что на стекле отразилась точная копия образа Скоропослушницы, сделанная как бы из мельчайших капелек. Сколько лет назад отпечаталось изображение на стекле, было неизвестно, так как киоты не снимались много лет. Батюшка поместил нерукотворный образ в алтарь и направил рапорт Вятскому Митрополиту Хрисанфу. Спустя какое-то время в село прибыла епархиальная комиссия во главе с благочинным протоиереем Михаилом Ильницким, которая подтвердила действительность этого чуда.
О чуде заговорили по всей округе. Люди потекли в храм, чтобы увидеть нерукотворный образ собственными глазами. Многие благоговейно прикладывались к стеклу с образом Скоропослушницы, а кое-кто и просто с праздным любопытством разглядывал творение Невидимого Художника и поворачивался к выходу. В округе стали появляться всякие материалистические версии насчет того, как отпечатался образ на стекле. Предполагали, что свежие краски иконы каким-то образом «впитались» в структуру стекла, и вот получилась точная «фотокопия».
Тем временем настоятель Спасской церкви каждую субботу совершал молебны перед чудотворным образом. А для «старого» образа Скоропослушницы, писанного красками, решил заказать новый киот. И вдруг обнаружил, что на стекле, временно покрывавшем писаный образ Божией Матери, проявилось новое нерукотворное изображение, аналогичное первому. Видимо, оно было явлено для посрамления слухов и утверждения того, что это чудо явное.
А сколько было неявных чудес! Ну хотя бы то, что на одном клиросе в одно время выросли три священника! Втроем они пономарили здесь школьниками, затем вместе поступили в Московскую Духовную семинарию, вместе учились и сдавали экзамены, встретили там своих будущих матушек, женились и друг за другом приняли священный сан. Теперь один из них — настоятель этой церкви отец Николай, второй — его старший брат отец Евгений — служит в Екатерининском соборе г. Слободского, а третий — отец Сергий Уланов — в Отделе внешних церковных связей Московской Патриархии.
О родных братьях иерее Евгении и иерее Николае стоит сказать особо. Они буквально выросли в Спасской церкви и с младых ногтей знали наизусть все Богослужение и требы. Даже играли вместе «в крестины» и «в отпевание». Правда, уполномоченный по делам религии запрещал мальчишкам петь на клиросе, грозя лишить регистрации их отца — священника Александра… А когда старший Евгений после рукоположения приехал в Спас-Талицу, он совершил первую Литургию в родной церкви в священническом облачении своего покойного отца. Со слезами наблюдала за ним с клироса его мама Татьяна Владимировна.
Вернувшись после семинарии на родной приход в 2003 году, отец Николай все силы приложил к тому, чтобы повернуть своих односельчан к Богу. В начальной школе села он окрестил всех детей и стал преподавать уроки Закона Божия. И вот как-то раз одна его ученица не пришла вовремя домой, и рассерженная мать разыскала ее на другом конце села. Люди передают этот эпизод так: мать гонит дочку домой с ремнем в руках, а девчонка бежит мимо храма и крестится на него…
В прошлом году Богом хранимое село отметило свое 360-летие. На престольный праздник Спаса Нерукотворного Образа братья-священники совершили торжественное Богослужение. Затем прихожане прошли Крестным ходом по центральной улице с праздничным Образом Спасителя и чудотворной иконой «Скоропослушница». Силами церковного хора прямо на ступенях храма для жителей села был дан концерт, по окончании которого отец настоятель пригласил всех односельчан на экскурсию по храму. И здесь впервые за много лет, а кое-кто и впервые в жизни перешагнул порог родной церкви…
С удивлением выслушали они историю «Скоропослушницы». Узнали и о других святынях — Иверской иконе Божией Матери, привезенной в Спас-Талицу с Афона в 1913 году, о Порт-Артурской иконе Божией Матери (на самурайских мечах), сооруженной усердием верующих Спасской церкви в 1926 году — к 10-летию окончания осады Порт-Артура. И о многих других Спас-Талицких святынях, в которых запечатлелась вся история России за последние триста лет.

Олег Четвериков
г. Вятка (Киров)
23.06.2006
1075
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru