‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику, напишите на почту: blago91@mail.ru

«Как помочь маме?..»

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Здравствуйте!
Так уж сложилось, что я живу в Америке почти 9 лет. У меня сложная история возвращения к Православной Церкви. Я по собственному желанию крестилась в России в возрасте 20 лет (сейчас мне 41). К сожалению, после крещения я на долгое время отпала от Церкви, но Господь проявил ко мне милость и несколько лет назад стал обозначаться мой путь возвращения к Богу. Как ни странно, вначале это была баптистская община в Америке. Когда я вернулась в Россию на некоторое время, я, к сожалению, сбила с толку свою маму, которая именно в то время (в 1997 году) начала захаживать в Православный храм не только по праздникам. Я привела её в баптистский молельный дом, основанный американскими миссионерами. И она так и осталась в этой общине, к моему теперешнему большому огорчению.
Сама-то я вернулась в Православную Церковь в феврале этого года, как раз в то самое время, когда мама гостила у нас в Америке. Я стала “подбрасывать” ей Православную литературу, и она вначале с ворчанием и недоверием взялась за неё, а потом стала, как мне казалось тогда, все больше и больше проникаться Православным мировоззрением. Правда, периодически у неё возникали спорные вопросы, но мне удавалось на них отвечать иногда самостоятельно, а иногда с помощью нашего батюшки. Сразу же оговорюсь: живем мы в настоящей американской глубинке, и здесь нет поблизости храмов Русской Православной Церкви Зарубежом (ближайшая церковь, пожалуй, километрах эдак в 500, а то и больше). Я искренне удивилась, когда узнала, что в нашем городе имеется Антиохийская Православная церковь. Батюшка, естественно, американец, но я неплохо знаю английский (я — выпускница английского отделения университета), поэтому языкового барьера нет. Это я к тому, что исповедоваться мне приходится на английском, и все службы проходят тоже на английском.
В июне этого года мама вернулась в Россию после шести месяцев пребывания у нас в гостях, и, к нашему ужасу, ей поставили диагноз — рак груди. Ей уже сделали операцию, в настоящее время она проходит химиотерапию. Беда в том, что после своего возвращения домой мама опять стала ходить в баптистскую молельню.  Подружки по баптистской общине окружили ее вниманием и заботой (дай им Бог здоровья, конечно!), и теперь мама даже не заговаривает о том, чтобы вернуться в Православную Церковь, хотя пока она была здесь, в Америке, она только об этом и говорила, и даже пообещала нашему батюшке, что обязательно станет прихожанкой Православной церкви, когда вернется в  Россию. Увы, этого не произошло. Когда я попросила ее съездить поклониться мощам Ксении Блаженной, то услышала от нее стандартный баптистский ответ: “Я поклоняюсь Богу Живому”. Грешна, я потеряла контроль над собой, расплакалась сама и маму довела до истерики. Сейчас я уже более осторожна в этом плане. Впрочем, вся моя осторожность заключается в том, что я не провоцирую дискуссий на Православные темы и поддерживаю только разговоры на те темы, по которым у нас с баптистами расхождений не наблюдается.

Ради Бога извините, что приходится так пространно все излагать, но иначе было бы не подобраться к вопросам. Мой первый вопрос: могу ли я заказать молебен за мамино здоровье в Новоспасском монастыре (там имеется икона “Всецарица”), несмотря на то, что в настоящее время мама официально Православной не является (она была крещена в возрасте 45 лет, сейчас ей 66)? Хотя в общем-то не могу сказать, что она категорически отвергает все, связанное с Православием: у нее дома много икон, и она в своих молитвах также пользуется и Православными молитвословами. Короче говоря, я не думаю, что она является прихожанкой баптистской общины в силу своих серьезных богословских расхождений с Православной Церковью. У нее нет никакой твердости по поводу своих религиозных воззрений, она часто “поет” явно с чужого голоса, и я даже думаю, что если бы я была там, в России, то она бы вернулась в Православие. В баптистской вере ее держат только социальные связи. Баптистская община для нее — больше клуб по интересам, чем место молитвы.
Мой второй вопрос. Я несколько раз читала акафист иконе Пресвятой Богородицы “Всецарица”, хотя у меня нет такой иконы. Можно ли это продолжать делать? И если нельзя, то какие молитвы, каноны или акафисты подошли бы в этой ситуации?
И последний вопрос. Насколько опасно для мамы, с точки зрения спасения души, ее нынешнее духовное состояние? Я разговаривала на эту тему со своим американским духовником, он — замечательный человек и прекрасный духовный отец, но, на мой взгляд, иногда несколько либерально подходит к тем или иным вопросам. Интересно было бы узнать Ваше мнение.
    Светлана, США.
      
Благословен Бог, всем человекам хотящий спастись и в разум истинный прийти (1 Тим. 2,4).. Приветствую Вас, Светлана!
Первое, что нужно сделать, — это оставить всякое уныние и обратиться к Богу с горячей молитвой о Вашей матери, о возвращении ее в Православие, ведь перед Вами пример Вашей собственной жизни, когда Господь привел Вас через годы к этой чудной пристани — Святой Церкви.
Задавая вопрос о молебне, Вы, очевидно, имеете в виду некоторые ограничения в поминовении отпавших. Люди, отпавшие от Церкви, лишаются евхаристического поминовения. Поминовение это заключается в том, что в конце Литургии частицы, изъятые из просфоры за живых и мертвых, объединяются в единой Чаше с Телом и Кровью Христа Спасителя в единстве церковного общения. Понятно, что такого рода единство возможно по отношению к тем людям, которые находятся в ограде Церкви. Невозможно принудительно объединять в одно сообщество людей, к которому они не хотят или не считают возможным принадлежать, если они не исповедуют себя Православными Христианами, а осознают себя людьми иного религиозного мировоззрения. Это не значит, что мы выносим суд об их окончательной участи. Мы можем сказать, что они оставляются на волю Отца нашего Небесного, всеблагую, любящую, но и праведную одновременно.
При этом, конечно же, допустимо и возможно молиться об инославных или даже неверующих вне евхаристического поминовения. Здесь, на земле, в отличие от состояния за гробом, есть возможность, — каждый по себе это хорошо знает, -изменения воли, переменения ее с недоброго на благое или, увы, иногда с благого на недоброе. Каждый Христианин призван к тому, чтобы желать спасения всем окружающим и в этом смысле молиться о том, чтобы наши близкие образумились, отрезвились и обрели подлинный путь ко спасению. Такое поминовение возможно прежде всего на молебнах.
Церковь молится обо всем мире словами молитвы Господней: Да будет воля Твоя яко на небеси (как на небе) и на земли (так и на земле). Существует чин молебного пения о заблудших, в котором есть такое прошение: Утверди в правоверии и единомыслии братий наших; заблуждших же и отступльших от Православныя веры вразуми и соедини святей Церкви Сына Твоего. Так что просить общей молитвы (заказать молебен) можно и о человеке, который в данный момент находится в сектантском или инославном заблуждении.
По второму вопросу нужно сказать, что святые иконы необходимы для молитвы, однако совсем не обязательно иметь перед глазами именно ту икону, к которой обращено акафистное пение. Можно молиться перед любой иконой Богородицы, помня о том, что Она является Всецарицей, слышит наши прошения и дерзновенно ходатайствует о нас пред Своим Сыном и Богом.
Здесь лишь нужно предостеречь в том, что крайне опасно во время молитвы вызывать в сознании различные образы, в том числе и изображения икон (изображение Богородицы, сидящей на троне, Распятия и т.п.). Нужно помнить, что всякая чувственная медитация совершенно чужда образу Православной молитвы, основным условием которой является безстрастное предстояние человека пред Богом, трезвение. Молиться же нужно не только (и даже не столько) об исцелении от телесной болезни, сколько об обращении к общению с истинной Церковью. "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам" (Мф. 6, 33).
«Излишняя» либеральность вашего духовника вполне объяснима: он прекрасно видит и понимает, что, не являясь сектанткой по убеждению, в трудную минуту Ваша мама пошла к тем людям, которые предложили ей помощь, приняли участие в ее беде. И все же нужно сказать, что это ее состояние опасно, и опасно оно настолько, насколько эйфория сектантской любви отличается от благодатного действия истинной Любви Божественной.

На снимке: сияющий крест на куполе самарского храма Святых Царственных Мучеников (ул. Бобруйская, 83).

Иеромонах Серафим (Калугин)
г. Астрахань.
18.02.2005
793
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru