Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Подмосковная Палестина

Паломничество по святыням Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.

Паломничество по святыням Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.

В дни Страстной седмицы и Святой Пасхи сердца всех Христиан устремляются к тем местам, где отдал Свою Пречистую Кровь за спасение мира, где умер на кресте и на третий день воскрес Господь наш Иисус Христос. На Руси издавна был благочестивый обычай: хотя бы раз в жизни встретить Святую Пасху на Гробе Господнем. Вот и сейчас все больше и больше паломников в предпасхальные дни устремляется в Иерусалим. Но эта Святая Земля все же далека от Руси, и не каждому по силам осуществить чаемое паломничество. Не все знают, что у нас в центре России, в Подмосковье, есть своего рода духовное подобие Святого града Иерусалима — Воскресенский Нового Иерусалима монастырь, основанный в XVII веке Патриархом Никоном. Это как бы икона и Небесного Града, и подобие земного града Иерусалима. Там есть подобие всех основных христианских святынь, к которым направляют свои стопы паломники со всего мира. Замысел, что и говорить, дерзновенный. Под силу он только великому народу. И замысел этот, несмотря на отчаянную клевету, гонения, разрушения, — пусть и не в полной мере, но все же осуществлен. Благодать первообраза — святого Иерусалима — явственно ощущается в этом монастыре, что возле города Истра Московской области. Провести духовную экскурсию по этому необычному монастырю согласился составитель книги «Патриарх Никон. Труды» Виктор Владимирович Шмидт. Мы благодарим его за предоставленную обзорную статью о святынях Нового Иерусалима.

При первом взгляде на святую Воскресенскую Ново-Иерусалимскую обитель Подмосковной Палестины всей душею восклицаешь: Благословен и во веки препрославлен Господь Бог, сподобивший меня увидеть сей священный образ, посвященный Граду Небесному и Богом избранному граду Иерусалиму, с которым неразрывно связано великое дело спасения людей. Благословен Господь Бог, давший мне силы преодолеть трудности путешествия, охранивший меня от всякого зла и напасти и помогший мне достичь того, о чем я думал и к чему стремилась душа моя; сподобивший увидеть то, чего желали видеть святые и великие мужи Божии. Святая гора Сион, открывающаяся очам моим, воспета и прославлена святыми пророками; город (монастырь), стоящий на ней, многократно был предметом задушевных дум и сердечных чувств Cамого Спасителя; земля, по которой я иду грешными ногами моими, утоптана святейшими стопами Сына Божия, орошена потом и драгоценной Его Кровью. Храм, к которому я приближаюсь, есть небо на земле, селение славы Господней; Живоносный Гроб Господа — место безконечной любви Святого Триипостасного Бога к грешным людям. Все тут дивно и непостижимо велико! Благословен Господь, даровавший мне счастье излить свою душу, слезами облегчить свою греховность на этом святом месте. Здесь безчисленные сонмы Ангелов безпрестанно воспевают и прославляют победу Господа над смертью, адом, дьяволом и злом и предносят пред Лице Господа молитвы, вздохи и слезы искренно кающихся грешных людей. Обыдите, людие, Сион и обымите его! С молитвенным восторгом и неизреченным благодарением обыду и я, Господи, преславный Твой дом, это место святого селения Твоего, совоспевая с ликом Небесных служителей Твоих: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, слава Тебе, даровавшему Воскресением Твоим истинную жизнь миру, Преславный мой Господи Иисусе, Сыне Божий, слава Тебе.

Темница заключения во узы Спасителя

Промыслу Божию угодно сохранить до наших дней эти страшные оковы, в которые заключены были святые ноги и руки Избавителя мира, Сладчайшего моего Иисуса. В этих оковах истекали кровью ноги, от прикосновения и лобзания которых величайшая грешница некогда получила прощение грехов; в них изнывали от боли святейшие руки, по одному мановению которых буря некогда утихала, волнение морское прекращалось и совершались многочисленные славные чудеса. Как же мне не лобызать эти оковы, омытые Святейшей Кровью Спасителя нашего?! Я верую, я знаю, что и я, грешнейший из всех, могу получить, подобно евангельской блуднице, оставление моих грехов через слезную молитву, чрез искреннее раскаяние и исправление. Величаю страдания Твои, Христе, омываю слезами покаяния, лобызаю честные Твои оковы и всем сердцем стенаю и плачу, взывая: добровольно принявши узы за грехи наши, в оковах изливший Кровь Свою за спасение всех людей, приими и мое смиренное покаяние, простри Свою богатую и неизреченную милость и на меня недостойного. И я, связанный узами грехов и страстей, могу получить разрешение от греховных уз через молитвенное лобзание этих оков, если, подобно грешнице, принесу покаяние и от всего сердца воззову: Иисусе, Сыне Божий, помилуй, спаси меня грешного.

Придел бичевания Господа нашего Иисуса Христа

С болезненным ужасом взираю я на часть того столба, к которому был привязан и у которого смертельно был измучен бичеванием Спаситель. В оцепенение повергает меня воспоминание этой ужасной картины злобы человеческой. Боже! Как ужасна и ненасытна злоба человеческая! Как беззаконна и безумна деятельность человеческой страсти! Но как умилительна и непостижимо велика любовь Божия к людям!.. Безумие и безчеловечная лютость людей не только не карается Господом, а любовно и кротко вразумляется. На все ужасы страданий и людских издевательств Божественный Страдалец не произнес ни единого упрека, ни одной жалобы, все терпя за грешный род человеческий. „Он был презрен и умален пред людьми, Он стал мужем скорбей и страданий, и люди отвратили от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Все Он кротко терпел, будучи Сам невинный и безгрешный, но терпел все за людей и вместо людей, приняв на Себя виновность их, всех нас, пред Богом. Люди за свои грехи заслужили пред Богом наказание смертью, но Он, Божественный наш Спаситель, несет это наказание, терпит то, что должны были терпеть, но чего не могли по своей слабости сделать люди. Своей кротостью и долготерпением Господь учит и нас, что терпеливое перенесение страданий и обид людских есть лучшее средство борьбы со злом. Терпи, Православный христианин, и не забывай, что терпением и кротостью ты будешь подражать Божественному своему Спасителю, изрекшему: «блаженни вы, когда станут злословить и поносить вас Меня ради, радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда вам на небеси. Претерпевший же до конца спасен будет». Боже Святый! как повинны пред Тобою люди! как ничтожны! какого презрения достойны наша гордость, наше самовосхваление. Боже Святый, прости нам, мы безумцы, действительно, сами не сознаем, что делаем. Но как дерзнем мы, причинив Тебе столько оскорблений, просить Твоей милости?! Этот столб, орошаемый моими слезами, эти раны, мысленно созерцаемые мной на Твоем Святейшем Теле, ясно вещают мне: возлюбил Я тебя, и за тебя отдал Я хребет Мой на поранения и лице Мое на побои; возлюбил Я тебя, и за грехи твои Я принял раны, за твои беззакония Я перенес мучения. От тебя же Я не требую ничего другого, как только любви и исполнения заповедей Моих. Ибо кто Меня любит, тот и заповеди Мои соблюдает. Исполняющий Мои заповеди пребудет в любви Моей.
Слава и вечное благодарение Тебе, неисповедимый и в страданиях Твоих за нас, Господи! Во имя принятых Тобою за меня живоносных ран, прости, Господи, мои грехи, спаси меня и сохрани от смертоносных уязвлений врага нашего, чтобы я не огорчал человеколюбие Твое. Всемогущий Сыне Божий, призвавши весь мир к бытию и падший род человеческий искупивший и восставивший пречистою Кровью Своей и живоносными ранами Своими, Преславный Господи Иисусе, слава Тебе.

Около темнички Богородицы

По древнехристианскому преданию, эта темничка устроена на том месте, где отдыхала от нравственного изнурения и физической усталости Пречистая Матерь Божия со святыми женами-мироносицами, когда Ее Божественного Сына, как непорочного агнца, воины с иудеями влекли на голгофское заклание. Нет слов на языке человеческом, чтобы точно изобразить душевное состояние Пречистой Богоматери, описать душевную Ее скорбь и сердечную тугу в то страшное время, когда она видела нечеловеческие муки и истязания Своего безгрешного Сына. Душа Ее изнывала от горя и тоски, сердце раздиралось от боли, вся телесная Ее природа изнемогала от горестного созерцания всего окружающего. Если в рождестве Богомладенца Пречистая Его Матерь испытала величайшую радость и счастье и пророчески прозрела, что чрез это рождение Ее прославят «вси роди», то в страданиях и смерти Его Она нашла тот неисчерпаемый источник горя и мучений, какой не только описать, но и понять нам невозможно. Все виденное на суде и у Креста было, по-видимому, явным противоречием тому, что Она знала доселе о Своем Сыне, ибо Тот, Кого Она исповедала Творцом мира, оскорбляется и умерщвляется тварью; Тот, Кто давал слепым зрение, глухим слух, немым язык, Кто одним словом оживлял мертвецов, изгонял бесов, Сам ныне угасает, испускает дух на Кресте и полагается во Гроб, как обыкновенный мертвец! Что же значит все это, как понимать Его чудеса, как разуметь слова Архангела, называвшего Его Сыном Всевышнего, Царем вечным?! И как бы могла пережить Пречистая эту скорбь, эту ужасную внутреннюю бурю смущений и материнских сердечных терзаний, если бы таинственно не поддерживал Ее душу Божественный Страдалец, как это воспевает Святая Церковь, говоря: „о како утаилася от Тебе (как сокрыта от Тебя) бездна щедрот. Матери тайно изрече, тварь бо Мою хотя спасти изволих умрети, но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небес и земли» (9-я песнь на повечерии во Святый и Великий Пяток).
Никто из людей никогда не терпел столько горя и страданий от людской злобы, как Пречистая Богоматерь. Она вполне изведала всю горечь людской злобы, испила до дна всю чашу земных страданий, и через это стала особенно близкой и родной всем скорбящим, обремененным и угнетенным на земли. Теперь Она, соединившись с Божественным Своим Сыном, став превыше Херувимов и Серафимов, с материнской нежностью и любовью помогает всем, к Ней молитвенно обращающимся. Теперь Она матерински умоляет Своего Божественного Сына за род человеческий, за Церковь земную, борющуюся со злом.
И это место Ее земной скорби для меня особенно священно и дорого, ибо через него я как бы приближаюсь к Ней, открываю здесь пред Ней свое горе, свои страдания — они для Нее понятны и, я верю, Она, Пречистая, подаст мне утешение. Она всем скорбящим — радость, болящим — исцеление, обидимым и сиротам — заступница, неимущим — подательница, грешным и одержимым страстями — покаяния дверь. Здесь, на месте Ее земных страданий, воззову гласом всей Церкви Православной: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! Радуйся, ибо через Тебя Тобою дарована радость всему миру. Радуйся, ибо Тобою обновилась тварь, Тобою открылся рай. Не оставь же меня Своей материнской любовью и во всей моей жизни, и в смерти и по смерти моей. Будь моей заступницей при разлучении души моей от тела и на Страшном суде Сына Твоего, чтобы я вместе со всеми, спасенными предстательством Твоим, мог всегда благодарственно воспевать и славословить Тебя, как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим!

Придел св. мученика Лонгина, сотника

Когда крестные страдания Спасителя достигли высочайшей степени и душа расставалась с телом, то даже физическая природа содрогнулась и как бы выразила свой ужас: солнце померкло, земля сотряслась, скалы разошлись, гробы открылись и, по воле и силе Божьей, многие умершие праведники воскресли и явились в Иерусалим к своим родным, принеся на землю радостную весть о Воскресении Спасителя и спасении душ от ада. При виде внезапных и страшных явлений природы сотник Лонгин, начальствовавший над воинами, совершавшими беззаконную казнь, и сопоставляя с виденным необыкновенное поведение Страдальца, понял Его Божество и с глубоким вздохом воскликнул: «воистину, Человек Сей бе Сын Божий» (Мк. 15: 39). А затем в дальнейшей своей жизни веру и любовь свою к распятому и Воскресшему Господу он доказал истинно христианским поведением и мученической кончиной. И на том месте, где покоилась никому неведомо отсеченная его глава, самим мучеником впоследствии открытая одной богобоязненной женщине, построен этот храмовый придел. Само же обретение главы мученика сопровождалось великим чудом: слепая женщина, удостоившаяся сего откровения, тотчас чудесно прозрела.
Св. мученик Лонгин, душевно прозревший через созерцание страданий Христовых, ныне является молитвенником и ходатаем пред Богом за всех слабых и колеблющихся в вере в Бога, за всех соблазняемых житейскими невзгодами. Научи и меня, святый мучениче, укрепить в себе любовь к Богу настолько, чтобы и я охотно предпочел умереть за веру во Христа моего Спасителя, чем, наслаждаясь благами мира сего, нарушать заповеди моего Искупителя и своим неверием и беззаконием огорчать «положившаго душу Свою» за род человеческий — Сына Божия.
Господи, молитвами Святого Твоего мученика Лонгина, просвети мой ум и сердце, да возлюблю божественное Твое учение и святую волю Твою и через это достигну спасения, наследую жизнь вечную.

Придел разделения риз Христовых

Еще Богодухновенный псалмопевец Давид, пророчески изображая обстоятельства страданий Спасителя, говорил: «разделиша ризы Мои о себе и об одежде Моей меташа жребий». Это пророческое указание буквально исполнили воины у Креста Господня на этом месте. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды распятого Богочеловека, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашку) же, как цельнотканый, а не сшитый из кусков ткани, без единого шва, они пожалели рвать, а оставив целым, согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Хитон Христа, эта единая неразделимая одежда, изображает собой Церковь Христову, как единую, неразделимую духом, верой и жизнью семью чад Христовых.
Как хитон Христа, Церковь Божия должна во все роды века оставаться единым телом, одним обществом людей, проникнутых одинаково живой верой и любовью к Богу, связанных между собой единством жизненных целей, одними стремлениями к жизни во Христе и со Христом. Это единство и неразделимость Церкви, Ее учения, заповедей, таинств, внешнего управления и внутренней жизни, составляя отличительную Ее черту, служить как бы брачной одеждой этой невесты Христовой (Церкви), в какой она должна предстать на вечное брачное пиршество с Женихом Своим. О сохранении этой одежды и нужно с особенным тщанием заботиться как Церкви вообще, так и каждому Православному христианину в частности, помня, что не имеющие брачной одежды, по Евангельскому учению, не будут допущены к небесному блаженству. Если грубые воины пожалели разрывать хитон Христов, ввиду особого искусства и красоты работы его, то какое же ужасное преступление совершают те христиане, кои раздирают Церковь Христову, внося в нее разные лжеучения, суемудрия и толки! Как преступны и те из нас, кои следуют и принимают эти лжеучения! А такие преступные раздиратели Христова хитона и теперь есть между нами. Они, притворяясь нередко видимым расположением и любовью к людям, подобно хищным зверям, отторгают верующих от союза со Христом и Его Святой Церковью и в своей дерзости и богохульстве превосходят даже грубых римских воинов, пощадивших на Голгофе хитон Христов. Устрашимся же и мы этих учителей, убежим от их бесовского учения. Будем помнить учение св. Апостола Павла, что едина Церковь, едина вера, едино учение, как един и Христос и кто будет нам проповедывать взамен учения Христова иное учение, кто бы он ни был, да будет он проклят. Соблюди же, Господи Боже, всех и повсюду верующих единым стадом, под единым Твоим пастырством, и Твое Святейшее и страшное бесам и их последователям Имя да будет единою нераздельною, брачною одеждою, покрывающею Твою Церковь, всех в Тебя верующих, даже до кончины мира и до дня Твоего славного второго пришествия и Страшного Суда.

Придел обретения Честного и Животворящего Креста Господня

Это священное место невольно переносит мысль к давно прошедшим временам, к первым дням христианства. Пылавшие злобой и ненавистью ко Христу и Его Святой Церкви евреи всячески старались скрыть и уничтожить все, напоминавшее о Христе, и потому Крест, на котором был распят Спаситель, они бросили вместе с крестами двух разбойников в ров и закрыли их землей. Впоследствии это место они наполнили сором, камнями и землей, так что на месте сокрытия Креста образовалась целая гора. Когда же по прошествии уже трех столетий святая царица Елена задумала во что бы то ни стало найти Крест Христов, то на это дело много было потрачено времени, труда и стараний, так как не оставалось у современников никаких следов, где Крест мог находиться. Но при всем том благочестивая ревность св. царицы не осталась напрасной: после долгих поисков найдены были три креста, и Господу было угодно великим чудом воскрешения умершей женщины явить миру Крест Христов, как живоносный источник чудес.
С тех пор Крест Христов и стал в Церкви величайшей святыней, драгоценным украшением храмов Божиих, частных лиц и домов, как символ победы Христа над дьяволом, как знак торжества добра над злом. «Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкви, Крест — царей держава, Крест — верных утверждение, Крест — ангелов слава и демонов язва. Приидите, вернии, животворящему Кресту поклонимся», — так изображает великое значение Креста Христова Святая Церковь. О, треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь! О, треблаженни и те лица, кои потрудились над открытием миру этой святыни, треблаженно и место это, сохранившее святыню в своих недрах; благоговейно лобызаю место это, как источник живоносной святыни. Благословен Господь Бог, даровавший мне счастье ступить ногами на это священное место.

Придел Тернового Венца

Боже Святый, сколько тяжелых дум и болезненных чувств будит в душе это святое место! Здесь Пречистая глава Богочеловека, это вместилище необъятного Божественного ума, изранена злобным измышлением ослепленного ума человеческого. Здесь ничтожная тварь дерзко торжествует над своим Творцом, облагодетельствованный человек богохульственно издевается над Премудрым Промыслителем Своим. Терзается безчисленными поранениями колючего венца та Глава, Которая премудро измыслила способ спасения людей, та Глава, Которая жила мыслью о благе человека и Которая для этого блага и Себя не пощадила. Боже Святый, как стерпел Ты такую дерзость человека, как не уничтожил Ты эту жалкую тварь, поднявшую свои гнусные руки на Создателя, Промыслителя и Спасителя своего!!! О, неизреченна Твоя любовь, Господи! О, неисчерпаемо снисхождение Твое, Господи, к нам грешным! Воистину не исследованы пути Твои и не испытаны мысли Твои о нас, Господи!
О, Глава Церкви прекраснейшая, премудрость Божия, слава Тебе! Во имя язв, принятых Тобою от грешных рук человеческих, во имя безконечной любви к людям, просвети и мой грешный ум, озари его светом Божественной истины, чтобы в нем не нашлось уже места для разных суемудрий и измышлений и суетных страстей. Научи меня всегда помнить, что нет иной истины, . кроме Божественной, нет иного учения, через которое можно спастись человеку, кроме учения Евангельского, кроме того учения, которое проповедует Святая Твоя Церковь.

Святая Голгофа

На эту вершину скалы Божественный Страдалец вознес Свой Крест и весь израненный, изнеможенный положен и пригвожден был к нему добровольно за грехи мира. На этом месте грубые распинатели, пригвождая святейшие руки и ноги Господа, потоками изливая Его драгоценнейшую кровь на эту бренную землю, несказанно мучили Божественного Страдальца, сносившего все это безропотно, не проронив ни одного звука жалобы или гнева. Слава долготерпению Твоему, Господи, слава Тебе!
Тут воины безжалостно подняли Крест с прибитым к нему Божественным Страдальцем и водрузили в землю, так что весь организм, вся телесная природа Богочеловека сотряслась, кости вышли из суставов своих. На этом месте Святейший и безгрешный Сын Божий причислен к сонму разбойников, и Божественное правосудие тут выполнилось во всей строгости, — грех и беззаконие людей удовлетворяются страшною казнью, и муки Богочеловека достигают такой степени и страшной силы, что Божественный Страдалец взывает: Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15: 34). Слава страстям Твоим, Господи, слава долготерпению Твоему! Здесь же, посреди несказанных страданий, Спаситель помнит нас и продолжает учить тому, что составляет истинное величие и достоинство человека, учит любить своих врагов, взывая к Богу: Отче! отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лк. 23: 34). Тут же, с Креста, Господь научает нас надеяться на Него и помнитъ, что только чрез Него и Им мы можем спастись, можем получить блаженство, когда говорит покаявшемуся разбойнику: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23: 43).
Тут же, с Креста, Господь указывает людям единую Помощницу и великую Ходатаицу и Заступницу за нас пред Богом, Пречистую Свою Матерь, усыновляя Ей святого Апостола Иоанна Богослова, а в лице его и всех истинно верующих учеников Своих. Тут, с Креста, Он возвестил нам, что с момента крестных страданий и смерти Его люди стали особенно Ему близки, стали Его братьями и потому их первая должна быть забота учиться искренно, по-детски любить Его, как своего Усыновителя Отцу. Эта любовь их к Богу, как величайшая сила, сохранит их от зла и сделается источником их счастья. С Креста Господь возвестил нам сладчайшее благовестие, отраднейшую весть, что с момента крестной Его смерти душа всех истинно верующих в Него людей идет не в ад, как это было до сего, а в руки и обители Отца небесного, в общение с Богом, ибо Он, умирая, воскликнул: Отче! в руце Твои предаю дух Мой (Лк. 23: 46). Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!
О, Божественнейшая Голгофа! Место нашего спасения! да будешь ты центром всего человечества, да привлекутся к тебе все грешники мира, чтобы почувствовать здесь свое помилование и уверовать в Того, Кто здесь на Кресте руки Свои распростер за грехи мира. Все от века праведные и грешные, искупленные Кровью Христа, пойте и превозносите Господа во веки.
Свят, Свят, Свят еси Христе Боже наш; благодарно взываю Тебе, Преславный мой Господи, Иисусе, Сыне Божий, слава Тебе.

На месте главы Адама Предтеченский придел

По христианскому преданию под Голгофой покоилась глава первого человека — Адама, — первого виновника человеческой греховности и во время крестных страданий Кровь Спасителя, струившаяся со Креста ручьями, чрез расщелину в горе просочилась внутрь горы и омыла череп Адама, освятив грешную природу, омыв грех первого человека, а с ним и всего человечества.
Взирая на эту расщелину в горе, мысленно видим, как дрогнула бездушная природа, не терпя зреть страдания своего Творца, как расселись скалы, как открылись могилы, и со стыдом сознаю и чувствую, что человек, существо разумное, очень часто бывает тверже камня, нечувствительнее физической природы к окружающим его беззакониям, несчастьям и страданиям. Чувствую, что и мое сердце окаменело и нередко даже не содрогнется, видя, как ум мой глумится над Истиной, как жизнь моя попирает закон Божий и правду. И стыдно мне этой расселины Голгофской и страшно мне того воздаяния, какого заслуживаю я своим окаменением и нравственным омертвлением. Боже, сотрясший природу величием тайны искупления, сотряси и образумь и меня грешного, чтобы и я понял и уразумел величие этой спасительной тайны, и с раскаянием и исправлением обратился к Тебе, подобно голгофскому благоразумному разбойнику. Пусть эта расселина, эти камни будут немыми вразумителями моими, и да не будут они моими обличителями в день Страшного суда Твоего.
Молю Тебя, Искупитель мира, Победителю греха и смерти, упокой души моих сродников и знакомых. Предаю в руки Твоего превеликого милосердия день и час моего последнего издыхания, мое упокоение и воскресение моего тела, благодарственно взывая Тебе: слава Тебе, сошедшему во ад, для нашего избавления от ада, Преславный мой Иисусе, Сыне Божий, слава Тебе.

На снимках: Изображение Патриарха Никона на фоне Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; Каменные Узы Спасителя; Голгофа.

Окончание следует

09.04.2004
916
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru