Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

​Патриотизм — основа духовной безопасности России

В Самарском Духовно-просветительском центре «Кириллица» прошел Международный Церковно-государственный форум.

В Самарском Духовно-просветительском центре «Кириллица» прошел Международный Церковно-государственный форум.

25 октября по благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Духовно-просветительском центре «Кириллица» прошел Международный Церковно-государственный форум «Воспитание патриотизма как основы духовной безопасности России». Организаторами форума стали Самарская и Сызранская епархия Русской Православной Церкви, Администрация Губернатора Самарской области, Совет ректоров самарских вузов и Самарское региональное отделение «Союза Православных женщин». Форум начался с молебна в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который возглавил Митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Почетным гостем форума стал Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

С приветственным словом к участникам форума обратился Митрополит Самарский и Сызранский Сергий. В своем выступлении он отметил, что важнейшей задачей нашей страны сегодня является сохранение и укрепление традиционных духовных и нравственных ценностей.

— Среди этих ценностей основополагающей была и остается идея патриотизма, — сказал Владыка Сергий. — Патриотизм всегда служил духовной опорой Российской государственности. Наша Родина с первых лет своего существования вела упорную борьбу за сохранение независимости. И в этих условиях патриотизм стал естественной государственной идеологией. Патриотизм — это фундаментальная основа национальной безопасности нашей страны. Но сегодня некоторые средства массовой информации стали инструментом идеологической обработки сознания людей, внедрения в общественное сознание идей и установок, несовместимых с Православием. Некоторые наши сограждане, особенно молодежь, еще не осознают угрозы подмены нравственных принципов. Происходит широкомасштабная духовная агрессия против традиционных ценностей. И целью этой агрессии является деформация национального сознания, разрушение основ отечественной культуры. На неокрепшие души молодых людей воздействуют насаждением культа комфорта и потребления, приучают к оправданию насилия и жестокости. Мы должны преодолеть эти негативные тенденции на путях нравственности и патриотизма.

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий в своем выступлении отметил:

— Президент России Владимир Владимирович Путин говорил о том, что именно образованные, творческие и духовно здоровые люди, а вовсе не природные ресурсы, будут главной силой России этого и последующих столетий. Я вчера посетил некоторые самарские школы и духовно-образовательные центры, которые находятся под покровом Церкви, под руководством уважаемого и любимого Архипастыря Митрополита Самарского и Сызранского Сергия. И мне очень понравилось, как ведется там работа. В этих центрах образования дети воспитываются настоящими патриотами. В основе нашей веры находится Святое Евангелие. А Евангелие говорит, что мы должны все делать в этой жизни ради Христа, ради Царства Христова. В молодых людях надо воспитывать желание трудиться на благо земного Отечества, чтобы этими трудами стяжать Отечество Небесное. И тот человек, который трудами на благо Родины добивается Царства Христова, приобретает от Бога особую силу. И эта сила дает ему возможность плодотворно трудиться на благо земного Отечества, преображать его и тем самым созидать в себе Небесное Отечество. Такой человек может и жизнь свою положить на алтарь Отечества. Ведь он знает, что в результате приобретает Вечность. И такие люди всегда были и есть в нашем народе!

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий открывает форум.

Директор Российского института стратегических исследований (г. Москва) Леонид Петрович Решетников уже не первый раз приезжает в Самару. И всякий раз его выступления воспринимаются публикой с напряженным вниманием. Вот и в этот раз его речь самарцы слушали, затаив дыхание.

— Мы часто недооцениваем, в какой тяжелой ситуации находится сейчас Россия, — отметил известный политический аналитик. — Какое сильное давление оказывается на нашу страну: экономическое давление — это санкции; политическое давление — это попытки изолировать Россию; ограничение контактов в гуманитарной сфере и, наконец, вооруженное давление. Это то, что происходит в Сирии и на востоке Украины. Это попытка наших оппонентов, наших противников (перестанем говорить о них «партнеры», мы же с вами не дипломаты!) чужими руками оказывать на нас вооруженное давление через запрещенный в России ИГИЛ, через каких-то еще бандитов… Дело доходит даже до риска прямых вооруженных столкновений, как это было в провокации с нашим самолетом, сбитым турецкими военными. Слава Богу, что по мудрому решению нашего Президента мы им по-другому ответили…

США со своими марионетками пытаются подорвать Россию, расколоть, уничтожить. Почему это делается, откуда такая злоба? Да, тысячу лет они пытались это делать. Но почему вдруг сегодня такой всплеск ненависти к нам? А ответ прост. И приходит он порой с неожиданной стороны. По долгу службы я часто бываю за границей. Только что из Австрии вернулся, с политологами там встречался. И вот последние два года слышу неожиданные слова. Там, оказывается, смотрят на нас как на силу, способную защитить мир. И ведь это говорят не те, кого мы привыкли считать своими друзьями, не какие-то члены коммунистической партии. А они вдруг говорят нам: вы единственная наша надежда. Только вы можете защитить те ценности, которые дороги для нас и для всего мира. Этими ценностями мир жил две тысячи лет.

Выступает Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

Мне говорил об этом же и тунисский министр иностранных дел: только Россия может защитить весь мир от разрушения морально-нравственных устоев. Мы, русские, очень самокритичны. Чуть что, и сами себя принимаемся ругать. Ну да, мы плохие, все пропили-проели… Но оказывается, что на нас-то совсем по-другому смотрят в мире. И они видят в нас то, что мы в себе самих порой не замечаем. Они смотрят на нас как на защитников традиционных нравственных ценностей от разрушительной государственной монополии США.

Несколько лет подряд приезжали к нам в институт американские политологи из окружения Киссинджера.

Во главе этих делегаций был Том Грэм, его правая рука. И они нам все время доказывали, что России надо дружить с Америкой, при этом забывая о своих интересах. И в конце концов после часового спора Том Грэм прямо мне говорит: «Вы должны понять — у Америки есть миссия… от Бога». Заметьте, это говорит человек, который в американском госдепартаменте работал и Киссинджеру помогает… И вот он заявляет: «У нас есть миссия от Бога — руководить миром. Если вы согласитесь с нами — у вас все будет хорошо. Соглашайтесь!.. А не согласитесь, будет плохо. Потому что мы от этой «Божественной» (по его словам) миссии отказаться не можем. Ведь если мы от нее откажемся, Америка распадется, погибнет. Эта миссия нас держит, нас скрепляет». Я ему ответил так: «Том, а ты не допускаешь, что у нас тоже есть миссия?» — «Какая?» — «Россия всегда предлагала другой путь, всегда была альтернативой миру. Когда-то удачной альтернативой, когда-то неудачной (по-разному бывало: в советское время были мы 70 лет неудачной альтернативой, а до этого тысячу лет были альтернативой удачной, и тогда страну просто разрушили). А ты не допускаешь, американец, что мы носители альтернативы? Предлагаем другой путь для всего мира?» — «Ну, тогда мы не договоримся», — ответил он.

Выступает Леонид Решетников.

…Так почему же от них идет такая агрессия? Они чувствуют в нас другой взгляд на мир, другое отношение к нравственности, к окружающим людям. Хотя мы самокритичны, хотя мы то и дело собачимся между собой, но, значит, все-таки то, что у нас есть, оно значительно превосходит то, что есть у них. Сейчас России требуется мобилизация и консолидация всего народа. Президент Владимир Владимирович Путин, когда открывал работу Госдумы нового созыва, сказал о том, что сейчас главное — консолидация и мобилизация всего народа. И у противников наших сейчас главная задача убрать Путина. Наш институт готовит обзоры рейтинга нападок на нашего Президента западных средств массовой информации. Вы не представляете, какой огромный поток негатива идет в отношении Президента Путина и России!..

Так кто же будет объединять и мобилизовывать наш народ? Давайте вспомним, кто был у нас мобилизатором и объединителем все прошлые столетия? Церковь! Да, была другая попытка — и мобилизатором на несколько десятилетий стала КПСС. Но когда приперло, когда сильный враг напал на нас в Великую Отечественную войну, то сразу вспомнили о главном мобилизаторе — о Церкви. В 1942-1943 годах и про Патриарха вспомнили, его выборы провели и в храмы разрешили ходить...

Сейчас в зале много учителей-историков. Кто-то из вас, возможно, думает, что и раньше, как вот теперь, были у нас люди менее верующие, более верующие… Но это не так! Раньше вся жизнь на Руси была освящена молитвой! С молитвой начинали день, и молитвой день заканчивали. А когда хоть чуть-чуть ослабевала вера в народе, сразу приходили смуты и испытания. И сейчас роль Церкви становится великой. Но ведь Церковь — это не только храмы, не только церковная иерархия. Церковь — это все мы, верующие люди! И когда мы между собой говорим: вот, Церковь чего-то там недорабатывает, то на самом деле это означает, что это не кто-то другой, а это мы с вами ничего не делаем, это мы с вами пассивны и ленивы. И сейчас никто не заменит Церкви в духовно-нравственном воспитании человека. Опять же, здесь в зале немало историков. Многие из вас, наверное, слышали эти нудные разговоры про наших героев. Мол, вот взять хотя бы Зою Космодемьянскую… Что она такого сделала, какой подвиг совершила? Подумаешь, стог сена подожгла и этим чуть-чуть навредила фашистам. Какой же тут подвиг? Идут такие вот разговоры. Какие-то даже документы приводятся. Но с точки зрения духовного человека она великий подвиг совершила. Она не предала! Ее напарник, вот он предал — и его никто сейчас не помнит, он стал исторической пылью. А Зоя Космодемьянская осталась верной. Это и требуется сегодня от всех нас — быть верными. Это наше учение, наша задача: быть верными — стране, народу, Церкви. Не надо нам соблазняться. Останемся верными!

Яркую речь о проблемах образования произнес Виктор Слободчиков.

В зале было много учителей и студентов. И потому с особым интересом участники форума встретили выступление Виктора Ивановича Слободчикова — доктора психологических наук, профессора, член-корреспондента Российской академии образования, г. Москва. Его выступление несколько раз прерывалось аплодисментами…

— Мое поколение с некоторой насмешкой относилось к тому педагогическому идеалу, который стоял перед советской системой образования, — говорит ученый. — Это был всесторонне развитый, гармоничный человек. Мы шутили: «а сколько должно быть сторон у гармоничной личности?» Но тем не менее был четкий идеал образования, который закладывался в педагогическое мировоззрение. А сейчас никакого идеала нет совсем. У нас в образовании полный мировоззренческий вакуум. У педагогов нет сверхзадачи — а так только, больше какая-то суета техническая… И это изменило всю систему нашего образования: из сверхважной сферы превратило ее в социотехнический довесок производства. Из блага и служения — в сферу услуг и потребления! И это даже узаконено в нормативных документах…

Фундаментальность и энциклопедизм некогда были главными в общем среднем образовании, а сейчас исчезли с педагогического горизонта. Их заменили утилитаризм и потребительство! Скоро дойдет до того, что вместо астрономии придет в школы какая-нибудь астрология. К этому все идет. При мировоззренческом вакууме такое попросту неизбежно.

У нас нет единого курса истории Отечества, а есть множественность курсов истории, выбирай себе по вкусу любой… Но ведь каждый музыкант скажет: есть вариативность, только когда есть главная тема. Без главного невозможны и вариации. А сегодня в образовании есть вариативность, но при отсутствии главной темы. И это отдает бредятиной, «дурацким разнообразием жизни». Разные образы и вариации не имеют между собой осмысленной связи и образуют какие-то случайные сцепления…

Из образования исчезла воспитательная установка на педагогику обязанностей. Теперь ученику не скажешь: «ты обязан сделать то-то». Сегодня никаких обязанностей у учащихся нет, а есть только права ребенка (аплодисменты). Все это привело к инфантильности и утере чувства ответственности как минимум уже у двух поколений. Призвать к выполнению обязанностей вы, учителя, школьников сегодня не можете. Потому что таковые в современном образовании попросту отсутствуют.

Просторный зал «Кириллицы» был полон. 

Насаждение иноязычных терминов в образовании идет полным ходом. Всех этих тьюторов, кураторов, аниматоров и модераторов… И это не по глупости происходит. Тут особенная цель. Потому что если у учащихся сломать коренной и профессионально-родной язык, то купировать их сознание с таким искусственным языком очень просто. Ведь по одному слову можно произвести весь универсум человеческой культуры. А если вы вместо слов вводите клички («тьютор» — это никакое не слово, а кличка), то сознание тормозится… Вот почему в уголовном мире обычные слова специально заменяют кличками. Это делается, чтобы закрыться, отгородиться от остального нормального мира этими кличками. Перемена имен — это верный признак культурной катастрофы.

Образовывать можно только кого-то, а обучать можно чему-то. У нас сейчас обучают, но не образовывают, потому что нет задачи воспитывать личность. А есть лишь некая прагматичная цель обучить некоей специализации, потребной в хозяйстве.

Сегодня появилось кастовое образование. И имейте в виду: все подмены и искажения — это для массового образования. Элитарное образование себя бережет от этой игры на понижение.

На наших глазах происходит столкновение двух цивилизационных тенденций: с одной стороны, вестернизация и глобализация, а с другой — достаточно громкое требование возвращения к базовому образованию. В первом случае — формирование учащихся под задачи производителя и потребителя разнообразных услуг, а во втором случае — воспитание разносторонне развитого и духовно богатого человека.

То образование, о котором мы говорим, это образование — человека! Но для такой высокой цели нужна другая, своя, отличная от западной система образования. Нужно привязать образование к нашим традициям, нашей истории, нашей культуре. Потому что никакой общей для всех народов единой системы образования никогда не было и нет.

Кто у нас педагог? Детоводитель или социализатор? Социализация детей — это плохое слово. Домашних животных можно социализировать — объяснить им, где корм и где туалет. А нам нужно детоводительство. Нужно вернуться к нормальным, изначальным смыслам. Педагогическое производство — это производство человеческого в человеке. Дореволюционная и советская образовательные системы были четко сформулированы, устойчивы и крепко сбиты и связаны между собой. Их можно было только сломать через колено, а вот изменить их нельзя. Вот это образование и сломали — в угоду Западу.

Для педагогов нормативно должна быть закреплена и принципиально осмыслена суть образования. И целью должна стать не подготовка работников для бизнеса и сферы потребления. Образование должно пониматься как антропологическая, а не как социокультурная категория. В российской педагогической науке было сформулировано блестящее определение образования. Это «культурно-историческое формирование и становление сущностных сил человека, его разнообразных способностей, самой его способности быть человеком». Соответственно, так вот понимаемое образование есть практика вочеловечения. Все эти маугли, это лишь для сказок. Если только ребенок выпадает из сети живых человеческих связей и отношений — всё. Начинает исчезать в нем человеческое, исчезает образ человечности. Евангелие дает нам ответ на вопрос, что делает человека человеком. ДРУГОЙ! А кто для нас другой? Это Высшее начало — Бог, и это наши ближние. Так ответил Сам Господь Иисус Христос на вопрос о главных заповедях: возлюби Бога и ближнего… И если это есть, то в этом напряженном поле взаимодействия с Богом и с ближним становится возможна человечность. Ну а если что-то из этого убирается, то начинается искажение человеческого начала, а потом происходит и его гибель…

В образовании существует незыблемый антропологический закон: подобное порождает подобное. Только личность способна поставить другого на личностный путь развития. К сожалению, этого закона либо не знают, либо неверно его исполняют. Но именно в нем смысл высокой миссии нашего образования.

Подготовил Антон Жоголев.

Дата: 31 октября 2016
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
9
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru