Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Подмосковная Палестина (окончание)


начало см.

Камень помазания тела Иисуса Христа

На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса по снятии Его со Креста, помазали благовониями, обвили пеленами и с великим плачем, воплем и рыданием погребли Его, ужасаясь, как они могут погребать Даровавшаго жизнь всему миру. Благословен и во веки препрославлен Господь Бог, даровавший счастье и мне, грешному, преклонить свои колени на этом священном месте. С любовью и благоговением поклоняюсь мысленно Пречистому Телу Господа, Спасителя моего, израненному, измученному и умерщвленному ради меня; молитвенно лобызаю честную главу моего Спасителя, истерзанную терновым венцом, изнуренную заушениями, биениями и терзаниями преступных мучителей. Поклоняюсь светлейшим очам моего Спасителя, которые одним взглядом умиляли и обращали сердца людей, исторгая реки покаянных слез, здесь омертвевшим и залитым кровью меня ради. Молитвенно поклоняюсь Боговидному Лику моего Спасителя, прекраснейшему паче всех сынов человеческих, на Фаворе просиявшему Божественной славой, претерпевшему ради грехов наших заплевания и биения. Поклоняюсь сладчайшим устам моего Спасителя, Божественным Своим гласом мертвых воскрешавшим, падших восставлявшим, за меня желчью и оцтом (уксусом) напоенным. Здесь, на этом месте, смолкли уста Божественные, слову Божьему наложено молчание; и кто ныне скажет расслабленному: восстани, возьми одр твой и ходи? кто скажет грешнику; отпущаются тебе многие твои грехи? кто скажет людям: буди тебе по вере твоей? Поклоняюсь и молитвенно лобызаю всемогущие руки моего Спасителя, одним прикосновением коих творились величайшие чудеса, здесь, на этом месте, безжизненно опустившимся; лобызаю и святейшие ноги Твои, Жизнодатель, ходившие по морю, как по суше, за меня гвоздями прободенные. Поклоняюсь и лобызаю живоносное ребро Твое, Боже мой, за меня копьем пронзенное до самого сердца; грешный человек пронзает сердце своего Спасителя, исполненное безконечной любви к нему. О, безумное ослепление!
Поклоняюсь и молитвенно лобызаю все язвы на пречистом Теле Твоем, Господи, и слезно вопию Тебе: приими мой вопль душевный, вонми моей туге сердечной, пусть слезы эти будут посильным даром моим вместо благоуханий и плащаницы, принесенных Тебе на этом месте Иосифом и Никодимом, пусть мои душевные вздохи и молитвенный вопль на этом священном месте приняты будут как погребальные песни и рыдания Иосифа и Никодима.
Верую, Господи, и исповедую, что Ты — Бог наш, сшедший на землю и поживши с нами как человек, смертью Своей безгрешной плоти, даровавший нам жизнь, а мы, с верой и любовью причащаясь Пречистого Тела и Крови Твоих, становимся чадами Твоими. Ты за нас страдал и умер, а мы в Твоих ранах и смерти получили спасение. Пречистое и Преславное Тело Христово и Честная Его Кровь! будьте для меня истинным брашном и питием, приводящим к жизни вечной, пребудьте мне «во умерщевление страстей, в приложение Божественныя благодати и Царствия присвоение». Да буду я через причащение Тела и Крови Христовых домом Духа Святого, а не селением греха; да поможет мне это причащение дать благоприятный ответ на Страшном суде, когда Ты, Господи, мой Искупитель и Судья придешь во славе Своей судить живых и мертвых; слава Пречистому Телу и Крови Господним, источающим людям жизнь и спасение.

Место, с которого взирали св. жены на погребение Господа

Отсюда Пречистая Богоматерь болезненно взирала вместе с другими благочестивыми женщинами на то, как Иосиф с Никодимом погребали Сына Ее, все сокровище и радость жизни Ее. Это место было как бы завершением материнских страданий Богоматери, вскоре сменившихся светлейшей радостью и торжественным ангельским воззванием о Воскресении Его.
Пречистая Богоматерь! На этом месте Твоих материнских страданий молю Тебя, любвеобильную Ходатаицу за род человеческий, помоги и мне терпеливо перенести все житейские скорби, лишения и невзгоды, огради мою душу от печалей греховных и суетных, помоги и мне сподобиться после скорбей и печали духовной радости и небесной отрады, помоги мне, грешному, достигнуть единой всерадостной моей цели, — неразлучного общения с Богом моим; чтобы я радостно с благодарением всегда взывал Тебе: радуйся, благодатная, Твоею скорбию нас от скорби вечной избавляющая!

Гробницы Иосифа и Никодима

Здесь погребены погребавшие Тело Господа Иисуса Христа Иосиф и Никодим. Воистину блаженны эти праведники, удостоившиеся в одной скале с Божественным Учителем покоиться. За свою любовь и преданность к Божественному Учителю они получили высшее воздаяние от любви Его. Покоясь телесно вместе с Божественным Учителем, они и душевно пребывают на небеси в неразрывном с Ним духовном общении. Предстоя лику Спасителя нашего, помяните, святые угодники Божии, и меня, недостойного и грешного, с усердием и любовью поклоняющегося месту вашего упокоения. Молите Его извести меня от тьмы страстей и грехов на правый и спасительный путь заповедей Его, да со всеми угодившими Ему восхвалю и прославлю и я, грешный, предивное милосердие Его к людям. Слава Тебе, дивный во святых Твоих, Господи, Преславный мой Иисусе, Сыне Божий, слава Тебе!..

Кувуклия. Придел Ангела

Здесь, на этом священном месте, Мария Магдалина, пришедшая ко Гробу Спасителя, чтобы помазать тело Иисуса Христа, сподобилась чудесного видения: она увидела на камне, отваленном от Гроба, блиставшего как молния Ангела, который возвестил плакавшей женщине радостную весть о Воскресении Господа.

С этого места мир получил новое благовестие, здесь впервые положено начало христианства, как Божественной религии. Вот почему священно для меня это место, и я счастлив, что могу лобызать его. Господь сподобил меня, грешного, лицезреть место страданий Его и место славы Его. Благодарно пою и величаю Господа за этот дар. К этому священному месту некогда заутра, «еще сущей тьме», стремились благочестивые женщины, раздираемые болезненной скорбью о разлуке с Божественным Учителем. Помоги, Господи, и мне выше всего в мире всегда почитать общение с Тобой через исполнение Твоих заповедей, через достойное принятие св. таинств Твоей Церкви. Научи меня плакать и терзаться скорбью, подобно женам мироносицам, о всем том, что разлучает меня со Христом, что удаляет меня от единения со Святой Церковью Его, плакать и терзаться сердцем о грехах моих и пристрастиях к земным благам и всеми силами души стремиться к Тебе, до готовности положить жизнь за веру в Тебя, за сохранение Твоих заповедей и учения. Утверди, Господи, колеблющееся сердце мое на камени заповедей Твоих и сподоби меня получить то, что Ты обещал верным исполнителям заповедей Твоих, говоря, что они великими назовутся в Царствии Небесном. Лобызая здесь часть камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня, того камня, который освящен через прикосновение к Пречистому Телу Господа, которое он покрывал, коленопреклоненно молю Тебя, Господи, просвети мой ум, утверди мое сердце в добре, дай мне твердое, как камень, постоянство пребывать в единении со Святой Церковью Твоей и законом Твоим до конца моей жизни, чтобы и я грешный, подобно Марии Магдалине, удостоился слышать блаженный голос моего Спасителя: «радуйся», и чтобы Небесная радость о Христе всегда наполняла мою душу и сохраняла меня от греха и зла.

Гроб Господень

Благоговейный трепет объял душу мою при одном лишь приближении к этой святыне. Эта малая пещера временно была вместилищем необъятного, здесь бездыханным и безжизненным почивал Тот, Кто подает жизнь всей твари, Кто есть Создатель всего мира. Здесь же совершилось и то, что составляет нашу славу, здесь произошла окончательная победа Христа над дьяволом, торжество Добра над злом, здесь воскрес Христос и совоскресил род человеческий. Отсюда воссияла жизнь; из этого Гроба, как из чертога, вышел победитель смерти и зла. Мысленно созерцая все это, песнословим Воскресение Христа и гласом Церкви взываем: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебя славити.
В этой пещере, приготовленной Иосифом Аримофейским для посмертного упокоения своего тела и уступленной им для погребения благоговейно чтимого Учителя, совершилось несказанное чудо, совершилась тайна, недоступная и Ангельскому зрению. С ужасом окружали эту пещеру безчисленные сонмы Ангелов при виде бездыханного Тела Господа, погребаемого в ней, с радостью наполняли ее Ангелы по Воскресении Господа. Эта малая пещера была вместилищем жизни и смерти. Добровольно пострадавший и умерший за грехи людей Господь здесь завершил дело спасения рода человеческого. Восстал Христос, и мертвым жизнь даровал, поправ Своей смертью смерть. Восстал Христос — и дьявола низложил, сокрушил Своей смертью державу его. Восстал Христос — и ад ниспроверг, освободив из него содержавшихся от века мертвых, томившихся там в ожидании избавления через Него. Восстал Христос — и райские врата открыл людям, освободив Своей смертью род человеческий от проклятия, постигшего его через грех Адама. Восстал Христос — и даровал нам начала новой, вечной жизни, ниспослав слабой природе человеческой всесильный дар Духа Святого, Который пребудет в Церкви Его до скончания мира. Воистину священно место сие! Величаю страсти Твоя, Христе, песнословлю и Воскресение Твое.
Безумные иудеи вздумали стражу воинскую приставить к этому месту для охраны погребенного Тела Божественного Страдальца. О безумие людское, о жалкое ничтожество замыслов человеческих! Какая сила может удержать во гробе Жизнодавца?! Какая стража нужна Тому, Кого безпрестанно с благоговением окружают легионы святых Ангелов. И ныне это священное место невидимо окружается сонмами Ангелов, славословящих и воспевающих Воскресшего Господа. Даруй и мне, Господи, дерзновение присоединить и свой молитвенный глас к чудному Ангельскому хору и благодарственно воззвать: Свят, Свят, Свят еси, Сыне Божий, Воскресший из мертвых, Препетый и Превозносимый от всех тварей во веки!…
Когда Пречистое Тело Господа почивало в этой пещере, то духом Своим Он сшел в ад и оттуда извел души праведников, с верой ожидавших Его пришествия, научая нас через это, что только Воскресший Господь может избавить нас от ада, только вера и любовь к Воскресшему даруют человеку спасение. Слезно молю Тя, Господи, избави и ныне от уз ада души усопших моих сродников и знакомых и всех Православных христиан, с верой в Тебя скончавшихся, чтобы и они славословили Твое погребение и Воскресение. Оживи и воскреси и мою омертвелую грехом душу, Господи, дай мне силы и помощь избегать грехов и страстей и особенно увлечения благами мира сего, ослепляющими и мертвящими душу мою; дай мне силу познать суету и ничтожество земных радостей и благ мира сего, чтобы я безпрестанно славословил Тебя и жил в Тебе, исполняя закон Твой.

Придел Марии Магдалины

На этом месте святая Мария Магдалина в первый раз увидела Воскресшего Господа, Которого она приняла за садовника, и когда Господь знакомым ей голосом назвал ее по имени, то она, узнав Его, с радостным благоговением упала к ногам Его и стала обнимать Его колена. Господь, сдерживая ее радостные порывы, сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17). Этими словами Господь указал Марии, что после смерти и воскресения Его прежние, чисто житейские взаимоотношения с людьми должны значительно измениться, так как одухотворенное Тело Его уже живет в иных условиях, чем прежде, и многие телесные нужды ему ныне чужды, и тело человека после воскресения из мертвых при кончине мира также значительно изменится в своих отношениях, восстанет преображенным по существу своему. Не нуждаясь ни в пище, ни в одежде, не изнемогая от атмосферных перемен и не болея; воскресшие люди будут жить, по учению Св. Евангелия, «яко Ангели на небеси». С другой стороны, этими словами Господь научает нас, что в духовном мире живут высшими духовными радостями, источником которых служит общение с Богом, а не чувственные наслаждения. Стремясь духовно к миру Горнему, Небесному, человек должен постепенно ослаблять в себе радости чувственные, интересы земные, мудрствуя духовное, радуясь радостью Божественной. Научи, Господи, и меня, грешного, всей душой стремиться к Тебе, источнику духовной радости и небесного блаженства, помоги мне ослабить связи мои с радостями земными и чувственными, чтобы я мог всегда славословить Тебя, Воскресшего и дарующего нам вечные блага.

Храм Воскресения Христова

Храм этот, как и все храмы, какими украшен ныне мир дольний, знаменуют события земной жизни Спасителя и Богоматери, построены не тотчас после Воскресения Господня, а значительно позднее. На первых же порах все эти места, по попущению Божию, представляли из себя «мерзость запустения на месте святе». Сначала из ненависти ко Христу и Его последователям эти места всячески позорились и осквернялись. В начале IV христианского столетия благочестивая царица Елена, мать равноапостольного царя Константина, найдя Животворящий Крест Господенъ, решила очистить все священные для христиан места и украсить их. Ревность и усердие святой царицы и создали прообраз сего Воскресенского собора в святой Ново-Иерусалимской обители.
Премудры и неисповедимы пути Промысла Божия! Безпредельна любовь и снисхождение Божье. Как во время земной Своей жизни Господь со смирением и кротостью переносил все лишения, обиды, оскорбления и муки от жестоких и грешных людей, так и по Вознесении Своем на небо Он терпеливо и непостижимо кротко переносит оскорбления и обиды, причиняемые Его святыням грешными людьми. Этим только возможно объяснить языческие мерзости на святых местах; этим же только возможно объяснить себе и то, что и в настоящее время святыни попираются, оскорбляются и позорятся священные места. Всемогущий Господь единым мановением Своей руки мог бы уничтожить врагов христианства и хулителей, но долготерпит, не желая погибели, ожидая добровольного вразумления. Как в саду Гефсиманском Господь отверг предложение защиты мечем, ссылаясь на всесильную помощь Божью и безчисленные сонмы Ангелов, способных, по воле Его, быть несокрушимыми защитниками, так и доныне Господь с неизреченной кротостью взирает на «мерзость запустения» Своих святынь.
Как некогда св. Елена, пылая любовью к Богу и ревностью к Его Святыням, очистила священные христианам места и украсила их подобающим образом, так и ныне места эти ждут еще и уже современных благочестивых ревнителей славы Божьей и Церкви Православной. Кому-то Господь судит видеть и переживать эти счастливые времена!.. Для приближения сего заветного и счастливого времени нам всем очень нужно позаботиться об очищении своего личного храма от мерзости греха и порока, от господства страстей.
В этом святом храме, усердно устроенном благочестивыми ревнителями славы Божией, молю вас, Святителю отче наш Никоне, святая царица Елена, святая мученица Татиана и Вси Святии, возгрейте и в моей душе ревность к Богу и очищению моего тела, которое есть храм Духа Святого, от греха, страстей и порока. Помогите и мне святыми вашими молитвами преодолевать все трудности и пристрастия к земным благам и греховным влечениям. Научите меня быть твердым и стойким в вере Православной, с таким же успехом уничтожать грехи и преступные склонности, с какими вы уничтожали идольские мерзости на священных местах, стояли с свидетельствовали о вере в Воскресшего от Гроба Господа нашего Иисуса Христа. Помогите и мне украситься добродетелями и любовью к Богу, как вы благолепно украсились ими, да вашими молитвами и заступлением и я грешный вниду в радость Господа моего.

По исхождении от Святого Гроба и Божественной литургии

Благословен Господь Бог, сподобивший меня не только видеть очами, но и осязать руками и ногами эти священные места. Исходив эти священные места своими грешными ногами, осмотрев их чувственными очами, передумав и перечувствовав в них прошлое своим заблудшим умом и прелюбодейным сердцем, я чувствую, что осязал сам, подобно св. Апостолу Фоме, раны моего Спасителя и ныне из глубины души со слезами вопию Тебе, Боже: «Господь мой и Бог мой»! Радуюсь несказанной радостью и чувствую, что особая сила Божественная, огонь священный озарили душу мою, очистив и возвысив все ее силы; чувствую, что эта моя радость есть именно та радость, которую, по учению Спасителя, «никто не может взять от нас». Боже Святый! дай мне силы и средства сохранить эту радость и продолжить ее до кончины моей. Но тут же чувствую, как я слаб, как трудно мне удержать этот священный огонь души среди житейских соблазнов и увлечений, как мало во мне сил озарить и согреть этим огнем мою жизнь, мое поведение. Сознаю, что думать о добре легче, чем делать добро, ибо зло увлекает мою волю, заглушает мысль. Исповедую, что люблю добро и желаю добра, но и чувствую в себе иную силу, влекущую ко злу, и не могу ей противостоять, она побеждает меня, она и угасит во мне этот священный огонь. Боже Всесильный! помоги мне преодолеть это греховное влечение моей грешной природы. Сознаю, что мне даны все силы, все средства к жизни с Богом и в Боге, но не нахожу в себе сил достойно пользоваться этими средствам, а знаю в то же время, что «вера без дел мертва». Да, «верую, Господи, помоги моему неверию». Душа моя стремится к Тебе, Боже мой, и нет у меня иного Бога, кроме Тебя Единого; научи же меня и помоги и мне, как Ты многократно помогал на этой священной земле многим грешным людям, жить по вере.
Пребывая да земле, Господи, Ты исполнил всякую правду и пострадал и умер за неправду и по неправде человеческой: не допусти же и меня увлекаться неправдой и таким образом примкнуть к числу распинателей Твоих.
Пребывая на земле, Преблагой Господи, Ты разрушил вражду вечную, пострадавши и умерши по вражде и злобе человеческой, не допусти же и меня жить во вражде и подражать враждою убийцам Твоим.
Господи, мой Боже! даровав мне счастье поклониться величайшей Твоей Святыне, даруй мне всесильную благодать Твою и помоги мне доказать всей моей жизнью, что я ценю это счастье и остаюсь Тебе благодарным, живя по Твоему закону, чтобы я всегда помнил, что чем выше дар Твой, тем неоплатнейшим должником я остаюсь пред Тобой. Даруй мне до конца моей жизни благодарно взывать Тебе: слава Тебе, Преславный мой Иисусе, за безконечное Твое человеколюбие, слава Тебе, слава страстям Твоим и Воскресению Твоему ныне, и присно, и во веки веков! Аминь.

Виктор Шмидт, г. Москва.
На снимках: Камень миропомазания; Кувуклия; Храм Воскресения Христова.
09.04.2004
Дата: 9 апреля 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru