Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

«Мы несем людям слово Божие через книги…»

Интервью с директором рязанского Православного издательства «Зерна» Игорем Николаевичем Мининым.


Интервью с директором рязанского Православного издательства «Зерна» Игорем Николаевичем Мининым

Директор Православного издательства «Зерна» (г. Рязань) носит историческую фамилию — Минин. Его однофамилец в смутные времена спас Отечество. Игорь Николаевич о своем именитом тезке помнит, но о себе говорит смиренно: «Фамилия самая обычная, в тамбовском селе Устье, откуда родом мои предки, добрая половина жителей — Минины».
И все же масштаб работы этого человека по провинциальным меркам необычен. Создать крупное Православное издательство не где-то в столицах, а в российской глубинке, донести до людей десятки Православных книг — это непросто. А еще Мининым создается духовный центр в бывшей богадельне рязанского купца Мальгина, в которой два века назад лечились раненые солдаты еще времен войны с Наполеоном! Стараниями Игоря Минина здесь уже действует крупнейший в регионе Православный магазин, а будет еще и духовный центр, со временем сюда переедет и издательство. И может быть, вновь украсит это старинное здание домовый храм во имя великомученика и исцелителя Пантелеимона. А сейчас издательство располагается на территории крупной строительной компании. Ее директор, Николай Дмитриевич Борисов, на территории предприятия построил деревянный храм во имя Царственных Мучеников. Храм этот начали строить еще до канонизации Царской Семьи. А когда храм был построен, Царственных Страстотерпцев уже прославили на Архиерейском соборе, и храм освятили в их честь. Все время, сколько существует это предприятие, на этом месте, где ныне поднял свои кресты Православный храм, росли красивые голубые ели — их было ровно семь штук. И когда храм освятили во имя Царственных Мучеников, кто-то заметил, что количество елочек совпадает с количеством прославленных членов Царской Семьи… Окна издательства «Зерна» как раз выходят на этот храм и на эти «царские» елочки.  
— Игорь Николаевич, сколько лет существует издательство «Зерна»? С чего оно начиналось?
— Издательство работает с 1999 года. За это время мы издали более тридцати книг. Особенно дороги для нас книги о рязанских святых. С них мы начинали, и это стало фундаментом для нашей дальнейшей деятельности. Когда издаешь книгу о святом, всем существом начинаешь чувствовать, что этот святой начинает о тебе молиться. Это проявляется даже в обыденных вещах. Только ты приступаешь к работе над книгой о святом, как вдруг неожиданно находится материал о нем, — материал, о котором ты даже не подозревал… Мы издали книгу о Покровителе нашего города — Святителе Василии Рязанском. В наш город он приплыл на мантии! Раньше он был на Муромской кафедре (это в двухстах километрах от Рязани), там он подвергся клевете. А жители Мурома были очень горячие, они пришли с кольями, чтобы избить его и изгнать. Но Святитель Василий попросил у них время помолиться — одну ночь. И когда они пришли наутро, чтобы его изгнать, Святитель вышел с иконой Матери Божией из своей кельи, которая была на берегу реки Оки, снял с себя мантию, бросил ее на реку, встал на свою мантию и против течения поплыл по Оке, пока не приплыл в Рязань. Здесь его с радостью встретили, и он стал первым Епископом Рязанским! Свое чудесное плавание на мантии против течения он повторил позже, когда старая Рязань была полностью сожжена ханом Батыем. Нынешняя Рязань находится на месте города Переяславля-Рязанского, в шестидесяти километрах от прежнего города. И вот из сожженного города он приплыл сюда, освятил своей молитвой новое место, где теперь раскинулась Рязань…
Еще мы издали книгу про блаженную Любовь Рязанскую — это любимица многих Православных рязанцев, и не только рязанцев. К ней едут со всей России! Чудеса происходили на ее могиле, теперь происходят у ее обретенных мощей. С детства она была прикована к постели, но исцелилась чудом Божиим по молитве к Святителю Николаю, который явился ей и сказал: «Иди и юродствуй…» Умерла она в двадцатых годах прошлого века, в голод и кровавый революционный террор. Но несмотря на это вся Рязань пришла на ее похороны! Это была невиданная для нашего города процессия.
— Поэт Сергей Есенин давно стал славой рязанской земли. О нем вы недавно издали книгу. Расскажите о ней.
— Книга называется так: «Судьба и вера Сергея Есенина». Ее автор — рязанец, поэт и 
писатель Игорь Евсин. Он давно занимается творчеством Есенина, изучает его жизнь. Эта книга подготовлена по благословению нашего бывшего Архиерея, Митрополита Симона, который совсем недавно скончался, 1 сентября. Он даже написал предисловие к этой книге. Владыка любил поэзию и очень почитал Есенина. До конца своих дней он был убежден, что Сергей Есенин умер насильственной смертью и ни в коем случае он не был самоубийцей. Митрополит Симон по нему не раз служил панихиды — и это факт, о котором знают многие рязанцы. И другие наши священники не раз служили по Есенину панихиды, что было бы невозможно, если бы они считали его самоубийцей.
Автор книги рассматривает творчество Есенина с точки зрения Православия. Удалось автору встретиться с еще живущими земляками Есенина, которые знали его мать, знали и самого поэта… Даже и до сего дня еще живы люди, лично знавшие Есенина! Вот только несколько фактов из биографии поэта. Подростком он ходил на паперть, собирал милостыню, на эти деньги покупал хлеб и кормил нищих. Он сам пономарил на клиросе. Звонил в колокола. Его первым учителем был приходской священник Иоанн Смирнов. Несмотря на то что в жизни поэта были духовные падения, периоды охлаждения к вере, все же исследователь отмечает одно его качество — верность. Например, он служил в царской армии санитаром на санитарном поезде в Первую мировую войну. И когда произошла революция, надо было приносить присягу временному правительству. Тогда Сергей Есенин вообще ушел из армии, чтобы не присягать во второй раз, так как считал, что если он присягнул на верность Царю, то уже не может присягать кому-то еще… Известное есенинское «хулиганство» автор книги оценивает как своего рода юродство в новых условиях, направленное на то, чтобы говорить людям правду о том, что происходит со страной.
Игорь Евсин рассматривает судьбу поэта в контексте судьбы всего народа. Есенин был полностью вовлечен в ситуацию, в которой оказался весь русский народ. Оставшись без Царя, люди находились в страшном смятении и не знали, как относиться к новой власти. Многие приветствовали власть большевиков. В той ситуации было сложно быстро во всем разобраться и встать на правильный путь. И только путем страшных метаний люди начинали понимать, что же такое все-таки произошло. И Есенин дошел до понимания той страшной трагедии, которая случилась со страной.
— О каких еще книгах издательства «Зерна» вы бы хотели рассказать?
— К нам в издательство попала рукопись монаха Лазаря, который написал ряд Православных книг для детей (самая известная — «Приключения ежика»). Живет монах Лазарь в Москве, хотя входит в число братии Оптиной пустыни. Его мирское имя — Виктор Афанасьев, это известный детский писатель. К нам обратились из другого издательства с просьбой издать книгу, которая несколько лет никак не могла пробиться к читателю. Эта книга — житие для детей святого Кирилла Новоезерского. Я вначале отнесся к этому предложению спокойно и согласия на издание не дал. Но когда стал читать рукопись, пережил удивительное состояние, как будто этот святой стоит рядом со мной, настолько явственно я ощутил его присутствие. Это чувство непередаваемо… Преподобный Кирилл Новоезерский — древний святой, к нему не раз приезжал Царь Иоанн Грозный и брал у него благословение на многие дела. Эту книгу мы издали.
— Какие еще проекты осуществляло ваше издательство?
— Мы издали один номер газеты «Набат» на очень горькую, больную тему — о грехе аборта. Мы сделали подборку материалов так, чтобы постепенно вводить читателей в курс проблемы. Сделали мы это не агрессивно, не оскорбляя тех людей, которые этот страшный грех совершили, и тем не менее тема эта раскрыта очень доступно. Мы объяснили, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия. Привели мнение врачей, священников… Потом прошли по предприятиям города и встретили участие от многих людей, собрали деньги и выпустили газету тиражом 140 тысяч экземпляров. Эту газету разнесли по почтовым ящикам безплатно. В Рязани живет пятьсот тысяч человек, и почти в каждую семью попала наша газета. После этого нам часто звонили читатели, в основном пожилые люди. Позвонят, скажут: «Осознаем. Каемся. Простите нас!» — и кладут трубку. Запомнился телефонный звонок одной женщины: ее дочь встречалась с женатым мужчиной. Она забеременела, и когда об этом узнал мужчина, то сразу потребовал от нее сделать аборт. Дочь рассказала обо всем матери, и она дала ей прочесть нашу газету. Дочь проплакала два дня, в результате рассталась с этим мужчиной и сейчас ждет ребенка…
Эта газета стала попадать в другие регионы, оттуда нам стали звонить и просить, чтобы мы и им выслали «Набат». Поэтому мы начали допечатывать газету, высылать по другим регионам. Там ее увидели люди материально обезпеченные, которых эта проблема сильно взволновала. И они предложили нам средства на издание дополнительных тиражей для других городов и областей. Мы уже около десяти раз переиздавали «Набат», и общий тираж газеты превысил 400 тысяч экземпляров.
— Как вам удается конкурировать с крупными московскими издательствами? Ведь в России почти нет провинциальных Православных издательств…
— Речь о конкуренции в Православном книгоиздании не идет. Православие настолько огромно, что его не охватят ни сотни, ни даже тысячи книг. Оно безконечно! Множество святых, множество тем!.. Всем хватит работы. И хорошо, что такие издательства существуют. Но для огромной России число издательств все-таки невелико. И хотя за последние пятнадцать лет в количественном отношении вышло больше книг, чем за всю историю Христианства, для нашей богохранимой страны этого все равно недостаточно. И мы стараемся привнести в Православное книгоиздание что-то свое. В год у нас выходит до десяти наименований книг. Конечно, в крупных столичных издательствах столько книг выходит за два месяца… Православная книга несет людям слово Божие, это многих людей приводит к вере. Мы не апостолы, мы сами не можем проповедовать, нам не дан этот дар, но мы можем нести слово Божие через книги.
— Сейчас у книги появились серьезные конкуренты — DVD-диски, аудиокассеты, компьютеры…Есть даже прогнозы, что книги скоро совсем исчезнут из нашей жизни.
— Я не берусь предсказывать, как будут развиваться события, но вижу, что верующие люди по-прежнему трепетно, благоговейно относятся к хорошим книгам и тем более к духовным книгам. Я не думаю, что книга может себя изжить. И сам я не могу променять книгу на диск или кассету. Лично для меня книга более ценна, чем текст на каком-то другом носителе. Да и к нам в Православный магазин люди приходят в первую очередь за книгами, и уже попутно распространяется церковная утварь.
— Каким был ваш личный путь к вере?
— Родился я в Рязани и считаю себя патриотом родного города. Закончил здесь радиотехнический институт, работал на заводе. Потом, в годы перестройки, ушел в коммерцию. Это дало мне определенный опыт, который позднее пригодился. К вере пришел я в 1996 году. К тому времени я, если сказать по-простому, запутался в жизни. И когда человека прижимают со всех сторон сложные обстоятельства, он, как правило, ищет выход вверх… А толчком послужила книга, «Конспект по нравственному богословию». Я ее прочел, и все встало на свои места. После этого я пришел в храм. Вскоре я решил оставить светскую коммерческую деятельность, так как больше не видел в этом смысла. Семья была против того, чтобы я бросил привычную и довольно успешную работу (те люди, с которыми я тогда работал, преодолели все неблагополучные годы и до сих пор на плаву). Но я все же ушел в никуда, лишь было большое желание встать на духовную стезю. Месяц я нигде не работал и не знал, куда приложить свои силы, но очень хотел служить во славу Божию. И вот однажды в храме я подошел к иконе Святителя Николая и попросил святого: «Ты как-то управь мой жизненный путь…» И вот буквально тут же, едва я успел отойти от иконы, ко мне подошел человек, который предложил мне работу на духовной ниве…
— Как появилось название издательства — «Зерна»?
— Название предложила моя хорошая знакомая, и мне оно понравилось. В Евангелии часто встречается этот образ. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мы даже выпускали серию детских книг «Зернышки», и это были как будто духовные зернышки, которые должны прорасти в душе ребенка. Под зернами мы понимали слова, и слова эти должны были дать свой духовный всход.
— Русский характер складывается из множества «племенных» особенностей, и каждая область вносит в эту великорусскую национальную «копилку» что-то свое, особое. Вятичи, вологодцы, рязанцы… Есть, наверное, какие-то особенности и в религиозной психологии русских, живущих в различных частях огромной России… Как бы вы в этом отношении охарактеризовали своих земляков?
— Рязанцы в большинстве своем очень искренни и крепки в вере. И одновременно это простые люди. Многие получили преемственность от рязанских подвижников благочестия. Сегодняшние рязанцы застали в живых и хорошо помнят тех же блаженных. У нас чуть ли не в каждой деревне были свои блаженные. Особенно много их было в Шацком районе. И эту преемственность рязанцы сохранили и передают духовную традицию следующим поколениям. Я сам познакомился с одной благочестивой женщиной, Анной Ивановной Холоповой, которая прошла весь свой долгий жизненный путь (умерла она в 90 лет), застала сложный советский период и через все испытания пронесла крепкую веру. Эту веру я увидел живьем — как она молится, какой у нее дар рассуждения, просто ее отношение к жизни. И у нас многие люди на своем жизненном пути сталкивались с такими подвижниками. Многие рязанские священники преклонного возраста застали еще те поколения священников, которые в свою очередь знали многих подвижников, из которых иные уже прославлены в лике святых.
— Известно много пословиц про вятичей, есть пословицы про вологжан, смолян… В них причудливо и в чем-то, наверное, справедливо (хотя и излишне самокритично) отражаются какие-то особенности характера. А про рязанцев такие пословицы есть?
— Пословиц не знаю, а есть расхожие выражения. Например, такое: «Рязань косопузая». Рязань издавна славилась своими мастерами плотницких дел. А плотники таскали топоры за поясом, и от этого таскания топора под рубахой и «пузо» выпирало в сторону топора… А еще есть присловье, смысла которого я не понимаю, да и никто, наверное, не понимает: «В Рязани едят грибы с глазами — их едят, а они глядят…» Странные, необъяснимые слова! Но они почему-то очень прижились у нас в Рязани…

На снимках: директор рязанского Православного издательства «Зерна» Игорь Николаевич Минин; место захоронения Святителя Василия Рязанского на территории Рязанского Кремля.

Антон Жоголев
Фото автора
15.09.2006
Дата: 15 сентября 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru