Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

Отвечает священник

Уроки в праздники

На вопросы по «школьной тематике» отвечает иерей Иоанн Болгов, настоятель храма во имя Царственных Мучеников при Православной школе № 54 г. Самары.

На вопросы по «школьной тематике» отвечает иерей Иоанн Болгов, настоятель храма во имя Царственных Мучеников при Православной школе № 54 г. Самары.

Теперь у вас, дорогие ребята, появилась возможность задать свой вопрос священнику — и получить на него ответ. На вопросы по «школьной тематике» отвечает иерей Иоанн Болгов — настоятель храма во имя Царственных Мучеников при Православной школе № 54 города Самары.

— Отец Иоанн, мы с вами встретились в канун праздника Воздвижения Честнаго Креста Господня. В школе № 54 дети могут перед уроком зайти в церковь, помолиться. А что же делать ученику обычной школы, если он хочет в праздник пойти на Литургию?

— Учиться хорошо и быть послушным, и преподаватели в любой школе, думаю, разрешат пойти на службу. Для хорошо успевающего ученика пропустить один или два дня не так страшно. Но учеба — это основное послушание маленького человека. Сейчас он готовится к жизни, и надо подготовиться как следует. Если ученик плохо учится, не старается выполнять главное свое послушание, то, получается, он сам виноват в том, что его не отпускают на Богослужение.

— Можно ведь в домашнее правило включить молитвы праздника?

— Ну конечно — есть же тропарь и кондак праздника. Если человек хочет быть с Богом в этот день, он обязательно будет! В округе нашего храма некоторые бабушки по немощи не могут прийти в храм. Но они все Православные праздники духовно отмечают. Когда в храме идет Литургия, они зажигают свечи и лампадки, молятся дома. И если у школьника из-за учебы нет возможности прийти в храм, то можно и дома помолиться, и в классе вести себя потише, поблагообразнее ради праздника. И ведь ничто не мешает побывать хотя бы на вечернем Богослужении. Праздник начинается с вечера, и эту праздничную благодать надо пособирать: вместе с родителями вечером прийти в храм и отстоять службу. Подойти к священнику на помазание. Дети ведь очень любят елеопомазание.

— Но классный руководитель — если он твердый атеист — даже от отлично успевающего ученика может потребовать в праздничный день быть на всех уроках.

— Сейчас таких, наверное, уже почти и нет. Всех как-то Господь коснулся. Встречаются равнодушные, но это и страшнее, чем открытое неприятие духовной позиции ученика. Духовный мир ребенка их вовсе не интересует. Маленькая зарплата, собственные неурядицы — все что угодно, а где там и чем занимается ученик, до этого и дела нет. А человек неравнодушный, даже и не разделяющий Православных верований, все равно поймет, что для ученика эта духовная потребность так же естественна, как потребность в питании. И я не встречал непонимания в этом вопросе ни в нашей школе, ни в других, где учились мои дети.

— Отец Иоанн, скажите, возможно ли Православному ребенку соблюдать пост в школе?

— Надо маме позаботиться о том, чтобы ее ребенок в эти дни принес с собой в школу что-то постное. Чтобы, отказываясь от котлетки, он съел гарнир, предложенный в школьной столовой, а вместо мясного блюда — кусок маминого пирога, печенье или яблочко. А когда маленький человек с детства приучает себя к тому, что может от чего-то отказаться ради Бога, может себя в чем-то сорганизовать — это значит, что он уже начинает себя готовить к трудностям предстоящей жизни. И другим показывает наглядно, без слов, что значит быть Христианином. Это момент воспитательный не только для самого верующего ребенка, но и для его одноклассников и даже для взрослых.

— Теперь спрошу о внешних проявлениях веры. Допустим, мальчик заходит в школьную столовую. Должен ли он, как дома, перекреститься?

— Перед едой — обязательно. Состояние души ведь и проявляется во внешнем. Нарочито выставлять свою церковность, осуждать людей, говоря, что Православные все делают вот так-то, конечно, не надо. Надо самому так жить. Не лгать, слушаться родителей и учителей, уроки готовить. Но есть те правила, от которых нельзя отступать. Пришел в столовую — перед тем как приняться за еду, нужно помолиться, благословить еду, а потом уже садиться кушать. Точно так же, как, если ребенок хочет поговорить со взрослым, нужно прежде дождаться своей очереди, а потом уже обратиться к нему по имени и отчеству, как полагается.

— Вот на уроке физкультуры у ребенка увидели крестик…

— В нашей стране 87-88 процентов населения относят себя к Православным. И вряд ли кто-то воспримет неправильно нательный крестик на груди у ребенка. Другое дело, чтобы люди не относились к этому как к суеверию. Чтобы была удача у ребенка, на него повесят крестик. Чтобы жизнь хорошо сложилась, чтобы выздоровел от тяжелой болезни, его покрестят, не думая о том, что крещение в Православии — это уже путь Христианской жизни. Трудный путь, по которому надо умело вести своего сына или дочь. И еще очень нехорошо, когда дети начинают заноситься перед другими: «У меня крестик золотой, а у тебя медный!» Люди взрослые не дают своему ребенку понятия о том, насколько это серьезно. Что нательный крест и крестное знамение показывают нашу принадлежность к Православной вере. Это не амулет и не украшение.
У моей дочки был случай, когда мальчик-иноверец удивился: «А зачем ты это носишь? Надо носить вот такой полумесяц!» Она ему четко ответила: «Ты мусульманин, вот и носишь полумесяц в знак своей веры, а крест — это символ нашей, Христианской веры, нашего спасения. Я Православная, поэтому и ношу крестик». Спокойно объяснила, и мальчик все понял как должно. К слову говоря, и в нашей школе тоже учатся не только Православные, есть и инославные, и дети разных национальностей: татары, евреи. Спокойно уживаются. Школа с углубленным изучением Православия, но никто не заставляет жить духовной жизнью, мы стремимся, чтобы ребенок сам к этому шел, чтобы для него это стало духовной потребностью. Заставить проще всего, но эффект будет совсем другой.

— В старших классах задают много уроков. Допустимо ли в каких-то случаях сокращать молитвенное правило?

— Для каждого человека, как взрослого, так и маленького, при определенных обстоятельствах это допустимо. Если ребенок очень устал, он может механически заставить себя молиться, без сердечного участия. Но молитва — это ведь разговор с Богом. Можно поставить рядом с собой ребенка и заставить его по два-три часа читать каноны, но будет ли это теплая молитва, пойдет ли она из сердца? Лучше несколько минуток, но на самом деле быть всем сердцем с Богом, чем целый час стоять и читать слова, которые не понимаешь и которые не из сердца идут. Как в ведро без дна — уходит эта «молитва»… Поэтому надо смотреть на состояние ребенка. Если ребенку нравится молиться, если он чувствует эту потребность в Богообщении, но вот устал и не смог вычитать все правило, можно мягко сказать ему: «Ты сегодня не договорил с Богом!.. Давай постоим и помолимся вместе». Очень хорошая традиция, когда ребенку поручают в общем семейном правиле читать какие-то наиболее простые молитвы, скажем, предначинательные. А сложные и длинные молитвы, в которых особые прошения и особые духовные выражения, прочтут взрослые. И потихонечку, понемногу можно приучать ребенка: «Хочешь вот эту молитву прочитать? Попробуй почитать эту, смотри, какая она красивая…» Ребенок читает молитвы — и у него очень хорошо развивается навык чтения обычного русского языка. Все самое лучшее и красивое, что есть в нашем русском Богозданном языке, сосредоточено в молитве! Замечено, что дети, которые умеют молиться, лучше успевают по русскому языку. У ребенка и память развивается, и по другим предметам учеба лучше идет. Конечно, какие-то частные отступления возможны, но они не должны быть нормой. Это ведь как недодышать, недоесть, недоспать, то же самое и недомолиться.
Не надо ругать за это ребенка, надо просто показать, что мама немножко огорчилась. А бывает, что мама молится вместо своих детей. Читает правило сначала за себя, а потом и за свою дочку. С одной стороны: как это может быть — без тебя тебя спасают. Но с другой стороны — молитва матери, и благодать Божия хотя бы краем задевает. А ребенок посмотрит, что мама за него домолилась, может быть, в следующий раз сам постарается помолиться как положено. Пятнадцать минут всегда можно найти на молитву. Даже можно в этом плане ребенка как-то сорганизовать, чтобы все свои сборы назавтра он сделал побыстрее, потому что нам ведь еще и помолиться нужно. А если ты про Бога забудешь, то и Бог о тебе может ведь забыть…

Ольга Ларькина
28.10.2005
920
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru