‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Хранитель Живой воды

К 80-летию Православного писателя Владимира Николаевича Крупина.

К 80-летию Православного писателя Владимира Николаевича Крупина.


Владимир Крупин в Великорецком Крестном ходе.

Не раз мне доводилось писать о Владимире Крупине, и делал я это с удовольствием: писать о прижизненном классике - это честь. Да и поводы были приятные: как, к примеру, отмолчаться, когда Владимир Николаевич в 2011 году стал первым лауреатом Патриаршей литературной премии?.. Но на этот раз приступил я к рассказу о Крупине с опаской. Причина этой моей опаски - славный юбилей Владимира Николаевича. 7 сентября ему исполняется 80 лет. Ох и велика опасность впасть в высокий слог, который не приемлет Крупин с его традиционной самоиронией. В литературных кругах давненько ходит байка о том, как однажды Крупин в вагоне столичного метро увидел молодую красавицу, которая увлеченно читала его книгу «Живая вода». Воодушевленный столь наглядным вниманием молодого поколения к своему творчеству, Владимир Николаевич подсел к девушке и сказал: «А между прочим книгу, которую вы так увлеченно читаете, написал я!» Девушка, лишь на мгновение оторвавшись от книги, слегка подняла глаза на приставучего пассажира со словами: «Проспись, дядя!» Показательно, что эту историю Крупин и сам не прочь рассказать - со смехом и самоиронично, ничуть не обижаясь на строгую читательницу.

Целая эпоха прошла со времени моего личного открытия Крупина - это был его рассказ «Полонез Огинского» в журнале «Сельская молодежь» за 1970 год… А вот познакомиться лично с автором «Полонеза Огинского», к тому времени ставшим автором знаменитой повести «Живая вода» и других замечательных произведений, довелось мне много позже, - в Москве, в правлении Союза писателей России. Затем были встречи на Всемирном русском народном соборе в Храме Христа Спасителя. Неоднократно был у Владимира Николаевича и Надежды Леонидовны в гостях на третьем этаже дома в Камергерском переулке. Дом находится рядом с Театральной площадью. К слову, Валентин Григорьевич и Светлана Ивановна Распутины всегда после окончания премьеры в Большом театре заходили к Крупиным, делились впечатлениями о спектакле, пили чай. Потом были встречи на замечательном всероссийском литературном празднике «Сияние России» в Иркутске, что многие годы проходит, осененный именем Валентина Распутина, близкого друга Владимира Крупина. Почетно красуется в моем шкафу собрание книг Крупина с его автографами!

Так не хочется сбиться в моем повествовании на прошедшее время - говорил, писал, критиковал… Впрочем, в случае с Крупиным прошедшее время не подходит вовсе: столько жизни, радостного отношения к окружающему миру (при глубоком понимании несовершенства этого мира) в этом человеке, что прошлое время никак не подходит писателю, который, по сути - не только писатель настоящий, но и писатель будущего. Не все читатели знают, что Крупин вовсе не строгий и высоколобо-хмурый писатель, но скорее веселый и с виду простой балагур.

В этот раз решил я обойти вниманием многочисленные литературные награды и регалии Владимира Николаевича. Их много, но сейчас не о них, ведь самая главная награда - любовь читателей и глубокое уважение коллег - всегда при Крупине. При одном слове - Крупин! - не нужны никакие уточнения, сразу понятно, о ком идет речь! Крупин у нас один! Как одним-единственным был писатель Валентин Распутин, который в далеком 1985 году, когда у Крупина вышла книга «Дорога домой», в своем предисловии к этой книге определил прозу Крупина как «нечто особое в нашей литературе, нечто выдающееся и на удивление простое…» Особое - и простое!.. Писатели, наделенные таким глубинным даром слова русского, являют непреходящую духовную силу русской литературы.

Как и многие читатели, не устаю восхищаться талантом Владимира Крупина видеть в малом большое, в личном, сокровенном - общенародное, умение видеть в повседневном и обыденном вечное и непреходящее… Все это и сделало его одним из самых любимых и читаемых писателей нескольких поколений читателей, включая и нынешнее молодое поколение. Вспомним девушку в метро, читавшую книгу Крупина и не подозревавшую, что автор сидит рядом с ней! А укрепляющийся с годами совершенно особый талант Крупина учит нас не впадать в уныние при виде несовершенного земного мироустройства. И это, несомненно, объясняется Православным мировоззрением писателя. Может, именно сегодня, когда Россия переживает тяжелое время, пуще безжалостной правды нужны нам всем Надежда, Вера и Любовь, чтобы не впасть в отчаяние и уныние, как самый страшный грех. Мой вам совет: если почувствуете, что близки ко греху уныния, то перечитайте произведения Крупина! Вдохните полной грудью его живого слова и боритесь дальше за жизнь, за детей, за себя, за Россию!

А вот где сам Крупин берет силы, чтобы не унывать? Уже многие годы Владимир Николаевич совершает вместе со своими земляками Великорецкий Крестный ход в честь обретения в вятском селе Великорецкое чудотворной иконы Святителя Николая в 1383 году. Видимо, само христианское единение с земляками и людьми, приезжающими на этот Крестный ход со всей России, и дает ему силы не унывать ни при каких обстоятельствах. И, конечно, творческую и духовную подпитку писателю дает жена и семья, но об этом позже…

Крупин не станет поучать вас жизни в своих произведениях. Ему это не надо, потому что он интересный лирический рассказчик, который менее всего прячется за вымышленного персонажа. Он не дистанцируется от своего литературного героя, чтобы читатель мог понимать автобиографичность многих его произведений. Это дает ощущение максимальной подлинности, и это не противоречит художественности, а, напротив, питает ее.

И еще творчество Владимира Николаевича последнего времени уникально тем, что публицистика и художественная проза у него органичны своим слиянием. Отталкиваясь от реального факта, он ненавязчиво выводит читателей на широкие художественные и нравственные обобщения, воспитывает в нас умение мыслить шире и видеть дальше сиюминутного. На это способен редкий автор, только тот, кто доверяет читателю, настолько доверяет, что ведет с читателем диалог, оставляя нам право на собственное мнение.


Отчий дом писателя Владимира Крупина в вятском райцентре Кильмезь. Теперь здесь дом-музей Православной культуры.

В произведениях Крупина уютно, светло, хорошо. Хочется войти в эти произведения и остаться там! Живительный поэтичный слог крупинской прозы узнаем мы с первых абзацев, с первых предложений. Его «крупинки», наблюдения за повседневностью глазами православного русского человека - золотые россыпи-миниатюры, подобные солоухинским «камешкам на ладони», астафьевским «затесям». Уметь в малом жанре сказать о большом - великое и нечастое умение! Православная проза Крупина классична и духовна в самом высоком смысле. И тем не менее, как у всякого выдающегося писателя, у Владимира Николаевича есть произведение, которое критики назвали бы титульным.

Первая публикация повести «Живая вода» состоялась в журнале «Новый мир» в 1980 году. Нестареющая с годами повесть в жанре притчи, фантасмагории, где главный герой дед Сашка, как односельчане называют сторожа лесобазы Александра Ивановича Кирпикова, сказывает сказку внучке Маше. Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок. Вот вятские мужики, что говорится, делегируют своего представителя на небо - рассказать Богу, как поживают, ну и заодно попросить живой воды. Получив, всю выпивают, посылают снова того же мужика за добавкой, да уже не на небо, а в сельпо.

Показательно, что как только по весне наступает пора вспахивать огороды, дед Сашка сразу обретает полное свое имя, каковое прямо сродни титулу, становясь в одночасье ни много ни мало - Александром Ивановичем. А все потому, что единственный имеет в родном селе тяглового мерина, состоящего на учете в лесобазе. Расплата за тягловую силу идет известной российской жидкой горячительной «валютой». В итоге каждая весенняя страда становится для деда Сашки очередной попойкой, пока однажды дед не решает переосмыслить свою жизнь и перво-наперво отказаться от спиртного, как порока, мешающего этому переосмыслению. Что такое жизнь деда Сашки? Обычная жизнь русского советского человека. Внешние обстоятельства этой жизни даже почетны. Дед Сашка - фронтовик, во Вторую мировую войну дошел до Померании, был ранен, но остался жив. Вернулся домой, воспитал и вывел в люди пятерых детей. Так что же тревожит и гложет деда Сашку? Вот она, вечная загадка русской души, вечный поиск смысла жизни...

А между тем в поселке начинают происходить события просто фантастические. Сосед вдруг находит на своем участке источник целебной воды, которая исцеляет от всех недугов, включая даже тягу к спиртному. А еще эта водица дарит вторую молодость всякому, кто ее отведает. Другой сосед, бывший горожанин, сбежавший от благ цивилизации, а также и от жены, и ставший на деревне первым парнем и завидным женихом, от живой воды в одночасье помолодел, однако исчез источник - и человека, лишенного корней в земле, где бил родник, не стало…

О книге «Живая вода» написано много, многие ее прочли, потому пересказывать повесть - занятие ненужное. Но вот задаться вопросом, что такое есть настоящая живая вода, нелишне. И делать это надо время от времени каждому человеку и каждому поколению читателей, потому что есть истины, которые нельзя получить в готовом виде, а каждое поколение и каждый человек призваны открыть их для себя самостоятельно. Вроде бы ответ очевиден: живая вода - образ неиссякаемой чистоты и красоты, ведь в финале автор приводит нас к лесному роднику, отражающему небо. Но эту очевидность надо открыть не умственно, но - душой. «Живая вода» - художественное и образное исследование непостижимой русской души, о которой много говорят, но очень мало произведений, не просто коснувшихся этой темы, но этой темой пронизанных и пропитанных… Уроженец древней Вятки, про которую пословица гласит, что Вятка - всем русским городам матка, Владимир Николаевич не ограничивается вниманием лишь к неповторимому вятскому-хватскому характеру, хотя и явно считает его одним из слагаемых квинтэссенции русского видения мира. Через особенности вятского характера выводит нас на такие художественные обобщения, что его произведения с одинаковым интересом читают и вятчане, и волжане, и сибиряки, и жители южных регионов России…


55 лет вместе идут по жизни супруги Владимир и Надежда Крупины.

И не могу не сказать в этом очерке о женщине, которая обычно находится в тени всякого выдающегося человека. О жене писателя. «Благословил его Создатель, послав ему в супруге клад». Никто не станет оспаривать, что мировая слава Достоевского немало обусловлена самоотверженностью его жены Анны Григорьевны, удивительным умом и проницательностью этой женщины, понимавшей, какая миссия ей выпала - стать спутницей жизни, вдохновительницей-музой и верным помощником выдающегося писателя. Надежда Леонидовна и Владимир Николаевич живут вместе уже 55 лет! Дочь фронтовика, штурмана тяжелого бомбардировщика и фронтовички Леонида Кузьмича и Прасковьи Александровны, что работала в штабе соединения, Надежда Леонидовна сразу после школы подала документы в педагогический институт. Отлично сдала все вступительные экзамены, и лишь один экзамен, сданный на четыре, не позволил ей набрать проходной балл в институт, где был огромный конкурс, столь велика была престижность профессии учителя. Пришлось Надежде идти на вечерний факультет, и лишь на следующий год она перевелась на дневное отделение. Учитель по призванию, проработала она в школе 20 лет. На протяжении трех десятков лет практически в одиночку издавала всероссийский журнал «Литература в школе» и приложение к нему «Уроки литературы». То есть фактически два журнала!

До встречи со своей Надеждой Владимир Крупин, по его собственному признанию, был очень влюбчив, что не удивительно, ведь начинал он, как поэт:

Менял девчонок, что перчатки,
Почти всегда имел успех.
Скажу им глупость - слышу смех.
Играл с своей любовью в прятки.

Но полно - я умерил прыть
И прекратил свои скитанья.
К чему напрасные страданья,
Как хорошо бы их забыть.

Впрочем, влюбчивость не мешала Володе Крупину совмещать учебу в Московском пединституте с работой, из-за которой он даже порой на лекциях засыпал от усталости. Влюбчивость не мешала ему учиться на удивление легко и радостно. Скорее наоборот: эта самая влюбчивость помогала ему, приехавшему в столицу из вятского села, всесторонне развиваться. Увлекающийся Крупин с одной сокурсницей ходил на концерты в зал имени Чайковского. С другой посещал Третьяковку. С третьей подружкой бывал в Пушкинском музее… Когда позже Крупин напишет о своей романтической юности повесть «Прости, прощай» и отдаст ее в рукописи для прочтения уже в ту пору известному Василию Белову, тот сурово посоветует молодому талантливому коллеге: «Девчонок убавь!»

Надежда Леонидовна, полагая при знакомстве, что станет «музой поэта», на поверку стала вдохновительницей прозаика. А познакомились они очень романтично - на картошке, когда студентов по традиции послали на помощь сельчанам убирать урожай. На реке Оке, сидя у костра, Крупин впервые увидел свою Надежду, дотоле им не виденную. Вот тут и выяснилось, что увлекающийся Крупин - по жизни однолюб. До того однолюб, что сразу позабыл ради своей Нади, жившей на далекой окраине Москвы, про потенциальных невест с квартирами в центре столицы. И каждый Божий день ездил до далекой Лосиноостровской станции, откуда было еще шагать и шагать на свидание с любимой. Случалось, даже в билетном зале ночевал ради того, чтобы лишний раз побыть со своей Надеждой. Когда поженились, то она с терпением «жен декабристов» годами переносила огорчения, бедность, терпела идейные и духовные искания мужа, когда в голодные постперестроечные 1990-е годы он наотрез отказывался от литературных премий (отказался от премии в честь Льва Толстого, например), в то время как другие коллеги, куда менее талантливые, не чаяли протиснуться в премиальные списки. У Владимира Николаевича и Надежды Леонидовны дочь Екатерина, выпускница МГУ. Она давно живет в Америке, замужем за православным человеком. Ведет очень посещаемые и популярные просветительские сайты. Сын Владимир имеет два высших образования - социолог и психоаналитик. Подрастают внучка Анна и внук, по семейной традиции носящий имя Владимир. Живая вода православных устоев да хранит эту семью и впредь. Ведь семья и есть та родная почва, на которой родится живое самоцветное крупинское слово…

Дай Господь Бог ему здоровья, а также его жене Надежде Леонидовне!

А новыми книгами он нас, своих читателей, еще порадует.

Эдуард Анашкин,
член Союза писателей России, Самарская область.


Вятка, большая семья Крупиных. На переднем плане - Владимир Николаевич Крупин, его брат Михаил и сестра Антонина. Слева от писателя его супруга Надежда Леонидовна и внучка Анечка, с букетом.
119
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru