Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Из записных книжек протоиерея Иоанна Фомичева

"Тетрадку прочти — она укажет, как мало людей спасается…"


Я написал это молитвенное правило как короткое — соответственно тем условиям, в которых ты живешь и работаешь… Оно не длинно и не громоздко, легко запомнится, и ты скоро овладеешь им через память свою. У нас, конечно, правило гораздо больше и требует большего времени.

Апостол Павел учил: «Непрестанно молитесь». Поэтому святые ученики Христа и мудрые учители Церкви и установили Иисусову молитву, которая должна так быть усвоена, чтобы текла из уст, как вода из ручейка… Она заменяет все молитвенные правила для Христиан, ибо может быть творима при всех обстоятельствах и везде.
Есть от Господа внушение в нынешние времена молиться так:
«Пресвятая Троице, спаси нас» — триста раз в день.
«Пресвятая Богородице, спаси нас» — двести раз в день.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» — без числа, и Святому Ангелу Хранителю не забывайте…
Это правило заставь себя принудить к исполнению, чтобы хоть пред Лицом Божиим показать небольшой подвиг, ибо чтобы пробудиться от сна греховного и достигнуть благодати Святаго Духа, нужен труд…
Ведь мы, Христиане, по Слову Божию есть избранные у Господа люди, взятые в особый удел, Царственное Священство, народ святой, чтобы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (I Петра 2, 9). Если все, что мною тебе написано, поймешь и усвоишь, скоро поправишься, а без этого останешься надолго хворать. Сколько людей не знают сего, и некому напомнить… Тетрадку прочти — она укажет, как мало спасается…

†††
Человек согрешил тем, что нарушил заповедь послушания Творцу своему, а исполнил волю врага своего и через это отвратился от Бога и стал исполнять волю диавола, навек в ней полюбил эту его волю… И это преслушание как грех проникло во все чувства и наклонности чувственные и связало человека, чтобы освободиться от этого греха уже стало не под силу. Христос Своей смертью на Кресте примирил отпадшее человечество с Отцом Небесным и через Своих учеников даровал людям покаяние — Крещение и Благодать Духа Святаго, через которые люди могут освободиться от сетей врага. Но суета и привязанность к миру, любовь к плотскому держит людей в плену врага, и необходимо большое напряжение, чтобы вырваться на свободу чадам Божиим… Но и напряжение воли своей без молитвы к Богу о помощи может не дать успеха: «Без Мене не можете творить ничесоже»…
Не видя в людях этого усилия, Господь как Отец Небесный не хочет оставить людей в сетях вражьих, Он разными способами пробуждает людей от духовной спячки: скорбями, бедами, болезнями. Тем, которые не смогут вытерпеть болезней, бед и скорбей или не смогут понять их значения, посылает благополучие, здоровье, богатство, чтобы они своею благодарностью к Нему пробудились от усыпления греховного.
Тебе посылаются болезни… Я давненько говорил об этом, предостерегая, что Господь все-таки призовет к этому нас (имею в виду вас всех, моих детей)… «Кого Я люблю, того наказую», — говорит Слово Божие. Ему мы, люди, дороги, как искупленные Кровию Его на Кресте.
Прошу тебя обратить серьезное внимание на этот призыв: «Сыне мой, не пренебрегай наказания Господня… его же любит Господь, наказует…» (Притч. 3, 12). «Многими скорбями и болезнями подобает внити в Царствие Небесное». Лечение болезней лекарствами не запрещается, но надо усмотреть цель наказания болезнью и обратиться одновременно к Нему с покаянием. Находи время среди дня или ночи для размышления о всем содеянном тобою за прожитую жизнь. По Заповедям Закона Божия и Евангелия продумывай свое житие. Найди все отступления и нарушения от них, иначе познавай себя и свое ничтожество. От познавания себя приобретешь смирение, но одновременно и молись Господу, чтобы Он открыл тебе все твои согрешения, ибо всякое нарушение Его Заповедей делало досаду Господу… Отсюда может появиться сокрушение о грехах, а сокрушение и скорби о грехах очень угодны Богу и скоро умилостивляют Его, ибо через это человек приходит в познание себя. Вслед за этим надо покаяться перед священником и причаститься. И болезнь Господь может сократить и даже исцелить — тем, кто усердно этим займется… Когда мама болела, я все время усердно молился за нее, совершая особое правило об исцелении ея от болезни.
Рекомендую тебе совершать такое правило без книги и невидимо для людей:
«Боже, милостив буди ко мне, грешной, и помилуй мя» (три раза).
«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша».
«Святый Боже… (трижды) Пресвятая Троице, помилуй нас, Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша Имени Твоего ради».
«Господи, помилуй» (три раза).
«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу».
«Отче наш…»
«Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя, и яко долготерпелив примирися и помилуй нас» (семь раз).
«Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи (семь раз).
«Благоутробне, долготерпеливе и всещедре Господи, ниспосли милость Твою на нас» (семь раз).
«Пресвятая Владычице, Всепетая, благословенная, яко благолюбивая утеши и помилуй нас» (три раза).
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» (сто раз утром, сто раз днем, сто раз вечером).
Этою молитвою молились великие подвижники в монастырях, пустынях и вертепах, делали ее много тысяч раз в день, она заменяла все книжные каноны и акафисты. Совершаемая во Имя Иисуса, Сына Божия, она, как броня, очищала душу от страстей, пробуждала от греха и помогала стяжать благодать Святаго Духа. Ее можно совершать на ходьбе, на езде, на работе и даже сидя в обществе — совершать мысленно, в душе. Сначала она может быть и механической, и с рассеянием, но смущаться не надо — Господь Сам говорил Своим ученикам: «О чем ни попросите Отца во Имя Мое — даст вам» (Ин. 16, 23).
На нее понадобится не более десяти минут. В свободное время, вечернее, проси и Пресвятую Богородицу так:
«Пресвятая Богородице, спаси нас» (сто раз).
«Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне» (пятьдесят раз).
«Преподобная Мати Мария, моли Бога о мне» (пятьдесят раз).
Это молитвенное правило небольшое, и его хорошо сопровождать земными поклонами, делая на каждой сотне десять земных поклонов и двадцать поясных, то есть кланяться так, чтобы пальцами доставать пол. В конце прибавляй:
«Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец» (три раза).
Молись также за своих детей и всю семью:
«Спаси, Господи, всех Православных Христиан, и детей моих, и сродников, призванных Святою Твоею Кровию, очисти их от всякия скверны, просвети умы их к познанию Тебя, Единого Истинного Господа Иисуса Христа, спаси их и помилуй от бед и напастей, скорбей и болезней, диавольского искушения и зла, от врагов видимых защити всех нас».
«Живый в помощи Вышняго…» (90 псалом);
«Верую во Единого Бога Отца» (весь) и дальше все, что знаешь сама. Крестись, вставая и ложась спать, выходя и входя в дом, одеваясь и обуваясь. Крест носи безбоязненно, ибо через него мы должны исповедовать Христа.
«Приносите плоды покаяния», — говорил Иоанн Креститель. Правило, совершаемое каждый день, будет перед Богом свидетельствовать о плодах покаяния твоих.

О покаянии

И воздух заражен нашими грехами, и земля возсмердела от наших беззаконий, а огонь с яростью и ревностью ожидает времени, когда ему дозволено будет поглотить противников Божией правды. У нас все заражено грехами: и плоть, и кровь, и глаза, и уши, и язык, и обоняние, и вкус, и осязание; ум, память, воображение, желания, воля — все существо, так что мы не видим, не слышим, не вкушаем, не осязаем без греха.

После всякого греха нужно покаяние. Часто нужно каяться и пересматривать свою душу. Кто не кается и не радеет о покаянии, тот дает усилиться всяким греховным плевелам, закосневает во грехах, трудным делает себе покаяние и исправление.
Не скрывайте от себя грехов своих, не таите их в себе, открывайте их тщательно, усердно: обвиняйте, обличайте, укоряйте себя во всех своих слабостях, привычках и греховных наклонностях и страстях. Говорите: я гордый, лукавый, злой, завистливый, корыстолюбивый, скупой, жестокосердый, алчный, сластолюбивый, небратолюбивый, коварный, льстивый, ленивый, недружелюбный, лицеприятный, мздоимный. Говорите о себе всегда правду, хотя она неприятна для нашего самолюбия; оставьте неправду и творите всегда правду.
Все силы, желания, ум, веру, упование употребляйте на то, чтобы выкурить совсем, прогнать из сердца вонь греховную, этот смрад диавольский, всажденный в нашу богообразную природу в начале. На то нам дана благодать и сила от Бога; на то Церковь с ея Богослужением и таинствами; на то и Слово Божие, проповедуемое ежедневно; на то Тайна покаяния и Причащения Святых Таин.
За душой нашей надо непрестанно следить, как за злым и капризным ребенком, как бы он чего не напроказил, не набедокурил, не повредил себе и Бога не прогневал, потому что она все-таки не ребенок, а давно уже живет жизнью зрелого человека, немало жившего и испытавшего всяческие человеческие приключения, ибо зло гнездится в человеке глубоко и безчисленные корни надо отсекать тщательно и непрестанно.
Для чего нужно покаяние частое? Для того чтобы бичевать грех, язвить, удручать, умертвлять его через сознание его безумства, нелепости, пагубы, тли его, смрада его, тьмы противления его Богу. Грех разлучает нас с Богом нашим Сладчайшим, вечной жизнью. Грех через частое покаяние теряет свою силу, свою прелесть, свое обаяние. Если бы люди часто и искренно каялись во грехах — о, как бы умалились грехи людей, как бы обезсилели страсти наши и воцарилась правда и святость в людях!

О Причащении

Кто носит в сердце своем злобу и ненависть к ближнему — тот не дерзай приближаться к Чаше Жизни; если же приступит и примет Тела и Крови кроткаго и незлобиваго Агнца Божия Иисуса Христа, то примет в осуждение. Ревнуйте все о кротости и незлобии, подражая незлобивому Агнцу Божию, взымающему грехи мира. Аминь.
«После сего куска вошел в него (Иуду) сатана» (Ин. 13, 27). После Причащения Тела Христова вошел в Иуду сатана, не Христос, а сатана — по причине злого нрава Иуды и его корыстолюбия. Каково ваше сердце и каковы ваши нравы, причастники Святых Таин? Не остаетесь ли вы злыми и нераскаянными, с неисправленным сердцем и после столь частого Причащения? Внимайте себе. Чем чаще причащаетесь без сокрушения сердца, тем больше, может быть, иные примут осуждение от Бога.
Кто приходит к Святой Чаше с какою-либо страстью в сердце, тот Иуда и приходит льстиво лобызать Сына Человеческого.
Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают Правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправность и готовность сердца к принятию Святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. «Царство Божие не в слове, а в силе» (I Кор. 4, 20); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

Заповедь Господня о Причащении Святых Таин

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Господь Иисус Христос, Искупитель и Спаситель наш и всего рода человеческого… непреложно вочеловечившийся и жил как человек, ходил по городам и селам, проповедовал и учил народ; для утверждения в вере совершал чудеса, «каких от века не слыхано» (Ин. 9, 32): слепорожденным отверзал очи; разслабленных исцелял; прокаженных очищал, бесов изгонял; чудесно хлебом насыщал; мертвых воскрешал, — «если бы писать о всем подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25).
Но жестокосердые иудеи не хотели верить таким чудесам и говорили: не от Бога Этот Человек, потому что по субботам совершает чудеса и тем нарушает закон о субботе. Он совершает чудеса силою веельзевула, Он имеет в Себе бесовского князя: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» (Ин. 8, 48). Так дерзко говорили Божественному Чудотворцу Иисусу Христу, и такие же слова распространяли среди верующих в чудеса Его, развращая их своим учением и угрозою отвращая от веры в Него, говорили: «Не от Бога Этот Человек» (Ин. 9, 16) и если «кто признает Его за Христа, того отлучим от синагоги» (Ин. 9, 22), — и сами в то же время непрестанно требовали от Него знамений и чудес. Однажды, когда Он был в Капернаумской синагоге и учил, приступили к Нему иудеи, говоря: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?» Иисус же сказал им: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Я хлеб живый, сшедший с небес, хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Возроптали на него иудеи за то, что Он сказал: «Я есмь хлеб, сшедший с небес», стали спорить между собою, говоря: како Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6: 35, 51, 54-57).
Вот какое знамение неверующим и гордым иудеям дал Иисус Христос! Но это знамение не только гордым, жестокосердым иудеям, но и многим ученикам, которые уже не много верили в Него, показалось странным (Ин. 6, 26), они отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус Христос сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти? Но Петр, отвечая, сказал Ему: Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты, Христос, Сын Бога Живаго» (Ин. 6, 66-69).
Уверовавшим в Него Своим ученикам Господь заповедал совершать сие Таинство Святого Причащения словами: «Сие творите в Мое воспоминание». И святые ученики Его научили все народы строго соблюдать заповедь о таинственном Причащении Хлеба Небесного. В своей Книге Правил Святого Апостола Правилом 9-м заповедали: отлучать от Церкви тех Православных, которые приходят к Божественной литургии и не слушают ее до окончания и не Причащаются Святых Таин (Св. Иоанн Златоуст в 24 беседе на 1 Кор.).
Святой Максим Исповедник, познавший сладость Литургии в церковном Тайноведении (гл. 24), говорит:
«Всякий Христианин приходить должен во святую Божию Церковь и никогда не отлучаться от совершаемой в ней Святой Литургии; во время священнодействия которой наипаче особливым образом присутствующая невидимо Духа Святого благодать всех обретающихся, присутствующих во храме претворяет и преобразует, и истинно вещи Божественными соделывает, по мере усердия, благоговеинства каждого ум воскрыляя через совершаемая действия, к означенным таинствам чувство наполняя мытаревым сознанием множества своих согрешений, во оставление которых преломляется Пречистое Тело Христово и изливается спасительная Кровь и заповедуется есть и пить для очищения грехов, а потому св. Амвросий в книге 50 таинств, гл. 4, 6, говорит: Если каждодневный есть хлеб Причащения, то чего ради по прошествии года его приемлешь? Принимай всякий день, что всякий день тебя пользует. Так живи, чтоб всегда достоин ты был принимать.
«Колико кратно изливается кровь, во оставление грехов изливается, то долженствую всегда ее принимать, дабы всегда мне грехи отпущаешь; всегда я согрешаю, всегда иметь должен врачевство. Приобщаться в каждый день и воспринимать Тело Святое и Кровь Христову добро есть и полезно», — говорит св. Василий Великий в послании 90 к Кесарии о Причащении. Святой Аполос говорил и в братстве своем всегда соблюдал такой порядок жизни: монахи должны, если могут, приобщаться каждодневно Святых Таин, потому что кто удаляется от Святых Таин, тот удаляется от Бога, а кто постоянно приобщается, тот всегда принимает в себя Спасителя, ибо Сам Спаситель говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывати, и Аз в нем» (Ин. 6, 51).
В первенствующей Церкви все присутствующие при Литургии должны были по Апостольскому чиноположению причащаться Тела и Крови Господней непременно. Правило 9-е св. Апостол повелевает: «Всех верных входящих во Святую Божию Церковь и Священного Писания послушающих не пребывающих оне в молитве и святом Причащении яко безчиния творящих отлучать должно. То же подтверждает и второе правило Собора Антиохийского, но сие святое обыкновение продолжается только в первые веки Церкви Христовой без нарушения; впоследствии усердие стало охладевать, и многие, посещая Богослужения и присутствуя за Литургией, не причащались Святых Таин… Против такого извращения и уклонения от Повелений Церкви св. Иоанн Златоуст сильно вооружался и такие поступки называл безпорядками в Церкви (из беседы 3 Ефес.).
«Если сознаешь себя недостойным принять Тело и Кровь Христову, ты должен выйти вон вместе с недостойными после слов диакона: «Оглашеннии (недостойные) изыдите»… «Недостойно причаститься Святых Таин Тела и Крови Христовых, то недостойно и присутствовать при совершении Таинства, слушать ушами и смотреть глазами»… (Иоанн Златоуст).
Нил Синайский, живший в первой половине V века, дает такой совет: «Воздерживайся от всякого растления и каждый день причащайся таинственной вечери; таким образом тело наше сделается телом Христовым» (Твор. Нила Синайского, 2 ч., 242 с.).
О ежедневном причащении говорили бл. Августин, св. Киприан (Книга о молитве Господней, 205 стр.).
«Многих вижу Тела Христова причащающихся просто — без тщательного приготовления и исправления себя, ради закона и обычая. Настанет святой пост Великий, и разрешают себе приступить лицемерно к Святому Таинству: исповеди и Причащению Тела и Крови Христовой, но без намерения исправить свою греховную жизнь — изменить на благочестивую. Не Великий пост дает право причащаться, но благочестивая жизнь, от которой зависит духовная чистота и святость; во благочестии всегда приступай к Причащению, а без благочестия — никогда» (Иоанн Златоуст).
Лицемерно каются, кто пребывает во вражде без примирения; воры, не возвращающие украденного; злодеи, исповедующиеся священнику, а на суде не сознающиеся; кто на исповеди грехи свои утаивает; всякий, кто после исповеди не хочет греховные привычки бросить: блуд, пьянство, лихоимство и другие пороки.

О пользе и необходимости Причащения Святых Таин

«Некий дивный старец поведал мне, — говорит Иоанн Златоуст, — что он сподобился увидеть и услышать нечто такое, что если имеющие преселиться отсюда причастятся Святых Таин с чистой совестью, то, когда умрут, Ангелы ради сего Причащения возносят души их отсюда».
Иоанн Вострский, муж святой и власть имеющий над духами нечистыми, спросил бесов, живших в некоторых отроковицах бесноватых и злодействовавших в них, говоря: каких вещей боитесь вы в Христианах? Те ответили: вы воистину имеете три великие вещи: первая та, что носите вы на шее вашей; вторая та, чем омываетесь в Церкви; третья та, что вкушаете вы в собрании. Когда спросил он их еще: из сих трех чего больше боитесь вы? Они сказали: если бы вы добре хранили то, чего причащаетесь, то никто из нас не возмог оскорбить Христианина. Эти вещи, коих боятся наши неистовые враги паче всего, суть крест, Крещение и Причащение Святых Таин. «Но многие, — говорит Иоанн Златоуст, — к несчастию, нечасто причащаются: сие дело диавола есть. Тот претит, дабы нечасто Тело Христово принимали. И кто нечасто причащается, многу власть на себя диаволу дает, и волю на нем диавол приемлет и ведет его на вся злая.
Мать св. Григория, тяжко больная, приобщившись с верою из рук сына-подвижника, тотчас исцелилась. К преподобному Епикету один вельможа привез разслабленную дочь и просил ее исцелить. Святой Епикет исцелил своею молитвой больную и сказал отцу ея: «Если желаешь, чтобы никакой болезни не было в доме твоем, то в каждый воскресный день приобщайся с домашними твоими Божественных Таин Тела и Крови Христовых с чистым сердцем».
Ин. 6, 35-37. Из слов этой главы Евангелия очевидно, что Спаситель верующим и ревнующим о Христианском желании заповедает причащаться часто Пречистого Тела и Крови Его — ежедневно, если кто может по условиям жизни своей быть готовым приступить к Чаше Жизни. Если мы ежедневно стремимся к пище и питию тлением земным, то тем более должны алкать и жаждать пищи нетленной и пития нетленного, которые суть Тело и Кровь начальника жизни нашей, Господа Иисуса Христа. Между тем есть много невежд и между образованными, и неучеными, и даже учеными монахами и священниками — таких, которые считают неуместным и даже грешным делом причащаться благочестивым мирянам каждую неделю и даже каждый день. Это противно заповеди любвеобильного Господа, Который желает, чтобы верные заботились о возможно частом Причащении Пречистого Тела и Крови. Аминь.
Как обыкновенный хлеб нужен нам каждый день, так и Небесный Хлеб — Пречистое Тело и Кровь тем более нужны всякий день, как противоядие греху, как врачевство души, ежедневно болящей грехами, как всепобеждающая сила против демонов, а невежественные люди проповедуют, что часто причащающиеся с ума сойдут. Не сошли ли они сами с ума, так говорящие?..
Причащаться часто Святых Таин надобно и потому, что неизвестен час кончины человека, и потому Христианин должен быть всегда готов встретить грозный час смерти, после которой тотчас следует Суд Божий. Многие умирают без Причащения по причине охлаждения к Нему.
Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы нужно причащаться раз в год и только старым — во все посты, что часто причащающиеся с ума сойдут. Какая нелепость! Какое богохульство! Кощунство! Какое неразумие! А для чего раздается ежедневно за Литургией глас Спасителя, призывающий к Причастию («Примите, ядите, пийте от нея вси… во оставление грехов»)?
Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и Причастием?! Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами; разве не каждый день нам нужны очищение, освящение и обновление?! Разве каждый день только накоплять и раз только в год очищаться?! Лепо ли это? Не часто ли вы моете лицо и тело в бане? Или лицо — каждое утро? Душу ли не омывать постоянно, оскверняемую грехами каждый день? Нелепые, безсмысленные люди, думающие, да еще говорящие так безумно; невежды они, не понимающие потребности души человеческой. Жестоки они! Они не познали духа Христова. Но да не допускают иереи пьяниц, прелюбодеев, убийц, татей до понесения ими епитимии и до исправления их.
Святые ради вечного света и вечной радости оставили всякую житейскую красоту, всякую мирскую телесную усладу и радость, изнурили свою страстную плоть в трудах и подвигах, в воздержании, молитвах непрестанных, а то и в мучениях от неправедных и злых мучителей, — и наследовали свет, красоту, широту и пространство рая и теперь вечно радуются. Последуем каждый по силе своей и мы Святым Божиим, удручая тело свое воздержанием от всяких страстей, от всякой скверны греховной, пребывая в воздержании, молитве, трудах и покаянии, добрых делах и в частом Причащении Святых Таин.
Я должен уважать и любить тех, которые жаждут часто приступать к животворящей Чаше Пречистого Тела и Крови Христовой, а не презирать их, не иметь к ним ни малейшей неприязни за их частое желание и стремление причащаться. Скоромная пища по своей сильной питательности, грубости, масляничности тяжела для тела и души… Священнику, ежедневно причащающемуся Святых Таин, надо, по крайней мере, мясную пищу употреблять реже и в малом количестве (Путь к Богу, с. 172).

Увещание к испытанию самого себя

Христианин, осмотрись!.. Ты знаешь, что грешникам вечная мука уготована, а праведникам — вечная жизнь… Отрекся ты от сатаны и всех дел его по Крещении; не обратился ли опять к нему злым и развращенным житием своим? Осмотрись! — предупреждает св. Тихон Задонский. Обещался ты через восприемников во время совершения этого таинства и присягал работать верою и правдою Христу Господу, умершему за тебя и воскресшему, но вместо того не работаешь ли греху и миру? Осмотрись! Всякий творящий грех — раб греха! (Ин. 8, 34). Омылся ты тогда, освятился, оправдался Именем Господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего, но не осквернился ли опять беззаконными делами? Осмотрись, Бог на всяком месте есть и на всех нас призирает, и всякие наши слова слышит, и дела, и помышления наши видит, и сердца, и утробы испытует, как святое слово Его проповедует, и святая вера наша научает нас: ты как пред Богом вездесущим и вся назирающим обращаешься? Как говоришь пред Тем, Который всякое твое слово слышит? Как делаешь и мыслишь перед Тем, Который всякое твое дело и помышление видит и все в Книге Своей записывает, и в день Своего Суда объявит тебе, какие мысли о Нем Самом в сердце своем питаешь, согласны ли Слову Божию и вере святой? Осмотрись! Страшное и святое Божие исповедуешь и поешь, не оскверняешь ли сквернословием, клеветой, злоречием, кощунством, осуждением, лестью, ложью и всяким гнилым и праздным словом. Осмотрись! Приступаешь к Святым и Животворящим Тайнам Христовым: о, коль великое дело сие! Коль великая благость Божия! Коль великое почтение человеку! Человек, земля и пепел, касается Тела и Крови Божественной. Благослови, душе моя, Господи! Ты к великому сему и страшному Таинству как приступаешь? С какой верой? С каким страхом? С каким сердцем? С какими устами? С какими руками? Осмотрись! Огнь бо есть, недостойныя попаляяй… Осмотрись! Время жития нашего краткое и проходит как вода мимо текущая; и потерянное не возвращается, как слово сказанное: ты как его проводишь и в чем? Не в праздности ли? Не в суете ли? Не в гуляньях ли и пирах? Не в искании чести, славы, богатства? Осмотрись! Дано оно тебе от Бога к покаянию, а не к плотоугодию: так ли проводишь его, как Бог от тебя хочет? Все человек в мире сем может сыскать. Но потерянного времени сыскать не может. Смерть невидимою дорогою за человеком ходит и берет его тогда, когда не чает, и там, где не чает, и таким образом, каким не чает. Чем более живем, тем более умаляется дней наших и приближаемся к концу жития нашего.
Христианин! Помнишь ли ты час смертный, на который все святые взирали и плакали, час, в который следует всякому идти или в блаженную, или в мучительную Вечность, и готовишься ли к тому истинным покаянием? Осмотрись! В чем застанет тебя час тот, в том и суду Божию предстанешь. Блажен, кто помнит час сей!

На снимках: протоиерей Иоанн в последние годы жизни; протоиерей Иоанн Фомичев со своими внуками; в кругу семьи.

См также:

30.09.2005
1193
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru