Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Где-то — быть может, в соседнем дворе…

Наши читатели — о сказочной повести «Ящик Пандоры, или Пропавшие дети».


Наши читатели — о сказочной повести «Ящик Пандоры, или Пропавшие дети».

С огромным интересом прочитали книгу известного самарского журналиста Ольги Ивановны Ларькиной «Ящик Пандоры, или Пропавшие дети». Впрочем, эта книга не только о детях, но и о нас, взрослых.
Жанр книги определен автором так: «сказочная повесть». С одной стороны, это действительно сказка, которая имеет хороший, в смысле «счастливый» конец. С другой стороны, описываемые события и характеры настолько реальны, что складывается впечатление, будто все происходит в соседнем дворе.
Итак, место действия: большой российский город.
Время действия: наши дни.
Герои: подростки, их родители, щенки, голуби и…
Кое-кто еще, кто мешает им жить. Впрочем, не только им, но и нам.
Та сила, которая постоянно вводит нас в искушение (уж сущность ее такая).
Сюжет захватывает буквально с первых страниц.
В обычном дворе появляется некий магазинчик-однодневка с загадочным названием: «Ящик Пандоры».
Ну и что? Таких магазинов в любом городе пруд пруди.
Так-то оно так, да не совсем.
Почему «не совсем»?
Да потому, что каждый, кто оказывается рядом с ним, не может пройти мимо. В него манит рекламная надпись: «Здесь сбудется твоя мечта!»
А это дети. Причем каждый ребенок, заходя в магазин, получает возможность практически мгновенно осуществить любое свое желание.
Вы слышите: любое.
И что удивительно, практически БЕС-ПЛАТ-НО.
То есть, желание оплатит…
Да-да, вы понимаете кто.
А плата: тридцать копеек, брошенных в пыль, тряпичная кукла, бабушкина Библия. Для рынка — это почти ничто!
Вот только на монетах изображен Святой великомученик Георгий Победоносец, тряпичная кукла Феклуша — память о безвременно умершей матери, а Библия — главная Книга верующей бабушки, которая, увидев ее обугленные страницы, попала в больницу в тяжелом состоянии.
И дети — герои сказочной повести, воспитанные в условиях рынка, довольно легко ловятся на уловки этого бе…, то есть «леди Пандоры». Персонаж этот довольно быстро устанавливает контакт с детьми, с неимоверной легкостью затуманивает их головы. И дети «покупаются»: кто на еду, кто — на кукольный домик, кто — на красивое платье.
Правда, потом оказывается, что еда вызывает сильное расстройство желудка, кукольный домик превращается в кучу мусора, а «платье принцессы» — в жалкие лохмотья.
Скажете: и поделом им!
Мы не такие. Мы на это не «клюнем». У нас другие потребности.
Да-да, возможно…
Но вот только у «леди Пандоры» есть и другие занятные сюрпризы.
Для хорошей во всех отношениях девочки Ани, страдающей от непонимания и одиночества, у нее имеется «друг»: Яна, персонаж-антипод, вызванный из зазеркалья.
Благородному отроку Алеше предлагается стать участником компьютерной игры. Это же так здорово: облачиться в рыцарские доспехи, сесть на коня и отправиться совершать подвиги, уничтожая злодеев, драконов и всяческих уродов. Короче, бороться со злом.
А интеллектуалке Насте, которая называет себя именем Стася, вообще предлагается вступить в контакт с представителями «внеземной цивилизации». Вот так-то!
Впечатляет? Конечно.
Только никто из героев не думает о последствиях. А они ужасны.
Аня оказывается в зазеркалье, едва не превратившись в собственное отражение. Тогда как ее так называемый «друг», тень, забывшая свое место, стремительно оккупирует квартиру, превращая последнюю в плацдарм для наступления всяческой нежити.
Алеша превращается в «рыцаря Лёху», который бес-смысленно бродит в виртуальном пространстве компьютерной игры, лишается памяти и едва не превращается в одномерную, плоскостную фигуру.
Настя действительно вступает в контакт с «инопланетянами», которые на поверку оказываются гнусными, вонючими и страшными б…
Вначале мы недоумевали: почему обжора Нина, безвольная Вика, задавака Рита получили столь легкое наказание? Скажем так: отделались легким испугом. А Аня, Алеша и Настя «вляпались по полной программе».
Прочитав книгу, мы нашли ответ на этот вопрос. Идет борьба за каждую детскую душу. Однако первые три девочки для «леди Пандоры» и ей подобных существ особого интереса не представляют.
Почему? Да потому, что у них довольно примитивные потребности, связанные с телом.
И Нина, и Вика, и Рита довольно легко совершают неэквивалентный обмен. Они разменивают идеальное на материальное. Видимо потому, что в силу некоторой духовной недоразвитости плохо понимают подлинную цену идеального. Более того, они уверены, что совершили выгодную сделку.
Но в том-то и дело, что нельзя менять идеальное на материальное. И если обменял, то пиши пропало: «Что значит человек, когда его заботы еда да сон? — Животное и все».
А вот Аня, Алеша и Настя — существа более тонкие. Их потребности явно иного, более высокого порядка. И идеальное у них есть. Да только вот что-то с этим «идеальным» не в порядке. Какое-то оно неполноценное.
Вот этим-то умело и пользуется «леди Пандора», которая делает им именно те предложения, от которых они не могут отказаться. Кстати, жертвами всевозможных тоталитарных сект и деструктивных культов становятся люди, подобные нашим героям: Ане, Насте и Алеше.
Впрочем, героями сказки являются не только дети и инфернальные силы многоликого зла, сбивающие их с толку. У детей, оказывается, имеются родители. Обычные родители, которые ходят на работу, занимаются бизнесом и т.д. и т.п. Повторяем: совершенно обычные родители, которые желают всего самого наилучшего своим детям. И пока с детьми не происходит страшная беда, родители полностью уверены в своем правильном поведении.
Расплата за такую пагубную самонадеянность и духовную БЕС-ПЕЧНОСТЬ неотвратима. И только когда в буквальном смысле пропадают (исчезают, испаряются, виртуализируются) любимые дети, некоторые родители хватаются за голову. Постепенно они начинают осознавать, что же с ними и их детьми действительно произошло.
Образы страдающих матерей созданы талантливо, правдиво и проникновенно. А их прообразами, скорее всего, послужили реальные люди.
Среди героев книги особо выделяются иеромонах Филофей и старушка-молитвенница Валентина Михайловна. Именно они оказываются в нужное время в нужном месте.
Духовная трансформация, которая происходит с матерями Ани и Насти, их воцерковление, позволяет надеяться на спасение главных героев книги. И в этом смысле книга очень оптимистична.
Вообще Православная составляющая книги выражена очень деликатно, ненавязчиво и прикровенно. Обращение к Богу матерей и детей происходит естественным путем. Пожалуй, в жизни так оно и бывает!
Хотя и здесь автор остается реалистом. Например, Алешины родители-атеисты даже не поверили своему сыну, полагая, что его длительное отсутствие — это результат дурного влияния каких-то мифических подростков. Здесь можно говорить о духовной слепоте. Кстати, таких родителей немало. Ничего не поделаешь.
Автор, по всей видимости, очень любит не только детей, но и животных. В книге героев сопровождают четвероногие и пернатые друзья, которые помогают им выпутаться из сложнейших хитросплетений коварной Пандоры. Не исключено, что прочитав эту книгу (желательно вместе с родителями) юные читатели сами захотят принести домой брошенного котенка или щенка, покормить голубей.
Мы читали эту книгу «запоем». Пожалуй, это очень нужная книга. А ее автор высказывает весьма своевременные мысли. Как это ни банально звучит, но дети — это наше будущее.
Посмотрим же внимательно на современных детей: каковы они?
Автор книги несколькими импрессионистскими мазками создает очень точные характеры, приоткрывая нам дивный, сказочный, а порою и страшный «мир детства». Ведь борьба за детские души идет с еще большим ожесточением, чем за души взрослых.
Прочитав сказочную повесть О.И. Ларькиной, мы почему-то подумали о двух вещах.
Первое: о ее возможном продолжении. Конечно, будет ли оно, решать самому автору.
Второе: о перспективе ее экранизации. Эх, если бы нашелся Православный режиссер, который бы снял на ее основе хороший детский фильм. Мы почему-то уверены, что такие режиссеры в России есть.

С благодарностью — ваши читатели из Белгорода

Анатолий Трунов и Елена Черникова

23.04.2010
878
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru