Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Когда душа становится крылатой…

Проповедь в дни Великого поста.

Об авторе. Протоиерей Димитрий Лескин — директор тольяттинской Православной классической гимназии, заведующий межвузовской кафедрой теологии и истории религий, настоятель Архиерейского подворья, доктор философских наук, кандидат богословия. Главный редактор городской Православной газеты «Церковный Вестник Тольятти (Ставрополь-на-Волге)», руководитель Отдела религиозного образования и катехизации тольяттинских благочиний, советник вице-президента ОАО «АВТОВАЗ», ректор строящегося в г. Тольятти Поволжского Православного института им. Святителя Алексия, Митрополита Московского, научный руководитель Гуманитарного колледжа Тольятти.

Период Великого поста — время воздержания и возвышения. Недавно воспевала Церковь: «Ныне настало время подвигов духовных». Действительно, к подвигу ныне призываемся все мы, к подвигу воздержания, к подвигу очищения, к подвигу отрицания соблазна греха, искушения, к подвигу нашего воительства против духов злобы поднебесной, против черноты князя мира сего. Сегодня мы как воины должны препоясаться в оружие света и начать с радостью и готовностью все претерпеть в наш спасительный пост.

Великий пост является самым важным и священным временем в литургическом году. Христианин меряет жизнь свою от одного Великого поста до другого. Пост именуется в Православной традиции весной души. Весна — это время, когда все расцветает, а наша душа во время Великого поста должна сбросить все лукавство этого мира, все ненужное, суетное, пустое, недостойное, и расцвести своим подвигом, наполниться Божественным светом, вспомнить, чья она душа, от Кого она, зачем она здесь, к чему призвана. В этом и состоит смысл Великого поста. Отринуть все наносное, неглавное, пустое, которое слишком крепко держит нас в своих оковах, и обратиться к тому, что есть «единое на потребу».

В Евангелии мы слышим дивные слова: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Лк. 12, 34). То есть сердце наше да будет там, где наше сокровище. А многие люди, как слышим мы в Евангелии, считают, что их сокровище здесь, на земле: в благополучии, счастье, в земной любви, в труде. Во всем этом они видят цель, находят сокровище своей жизни. Но Господь нас предупреждает: посмотри, в этом мире и воры могут стену дома подкопать и украсть, и тля может истлеть ваше сокровище. Ибо нет ничего вечного под луной, все это скоромимоходящее. Сегодня цветет и благоухает, а завтра распадается и смердит, поэтому, — говорит нам Господь, — собирайте себе сокровища не на земле, а на небесах. (См. Мф. 6, 19-21). Там, куда вор и лихоимец добраться не может, где нет тления, ибо жизнь вечная жизнь в том мире, в мире Царствия Божия, и держите сердца ваши. А коли ваше сердце находится там, то и все вы окажетесь там. Если мысли, желания, чувства наши, устремления уходят в небеса, то сможем мы безбедно переплыть и житейскую пучину, и пучину греха и соблазна.

В Прощеное воскресенье в Церкви поется: «Сидел Адам напротив рая и плакал: Рай, мой рай, увы мне, увы. Меня ради сотворенный и ради греха моего, который через Еву вошел в меня, затворенный». Адам плачет, потеряв рай. Он лишился его добровольно. Бог все сделал для того, чтобы человек был счастлив и жизнь его была исполнена глубочайшего смысла. Но человек отринул все это и стоит перед закрытыми вратами рая и плачет.

И вот это состояние плача о потерянном рае, да будет главным нашим состоянием во время поста. Как мы можем спастись, если не будем оплакивать того, что потеряли и не будем к нему стремиться. Жажда рая, устремление к раю, вот что должно ныне нас вдохновлять. Что может быть светлей и чище того Царствия Божьего, того светлого Эдемского сада, который Господь насадил для нас, где ежедневно беседовал с нами? Но мы ушли из этого рая, бросили его, не захотели быть в союзе с Богом. Поставили себя во главе угла. А в результате попали под самое несносное и унизительное владычество дьявола. Ибо любой грешник, любой падающий человек является слугой и рабом дьявола. И как доказательство этого — болезнь, несчастья и сама смерть преследуют нас. Не для болезни, не для смерти был сотворен человек, а для безсмертия, для жизни вечной, радости и прославления Бога. А расплатой за грех и явилось все это наше грустное состояние, в котором мы находимся. Но Господь говорит: царствует ад, но не вечно. Он не может вечно прибывать властителем над нами, и уже сокрушен в самой сердцевине своей Пасхой, Воскрешением Христовым. Ибо трещину он получил неизбывную. Господь расколол его и вывел оттуда узников и каждого из нас готов вывести из этой нашей земной участи, в мир вечной радости, где и тля не тлит, и моль не поедает, ни тать не крадет, где жизнь вечная воцарилась. Он зовет нас идти по этому пути, протягивает нам Свою руку, дарит нам Святую Пасху.

Великий Пост — есть начало Пасхи. Ибо, не приготовившись, можем ли мы встретить Праздник праздников и Торжество из торжеств? Не очистившись, имеем ли мы право воссесть вместе с Богом на брачной вечери и ужинать вместе с Ним? Не наполнившись благодатью Духа Святого, можем ли мы возгласить о себе, что вчера спогребались Христу, а ныне вместе с Ним воскресаем?

Церковь как любящая Мать зовет нас к подвигу, великому подвигу поста. Постараемся вооружиться и пойти по этому пути не в печали, не в унынии, не в скорби, а в радости и смиренной надежде, что улучшенным и очищенным достижением конца поста и встретим Пасху. Господь напоминает нам: те, кто хочет поститься — умойте свое лицо, помажьте елеем власы свои, и так будьте радостны постясь. (См. Мф. 6, 17). Пост — это не скорбь и уныние, не некий тяжелый камень, который мы волочим за собой.

Пост — это время, когда душа становится крылатой, когда расправляются ее крылья, когда она устремляется к Богу, сбрасывает все ненужное и тяжелое с себя, воспаряет высоко к небесам. Пост — это время особой легкости и чистоты, когда мы сбрасываем с себя все ненужное, и оно как шелуха, как кожа старая со змеи, падает и истлевает. А мы очищенные и радостные соединяемся с Богом. Пусть такой пост, пост радостный и светлый, пост, наполненный добрыми делами, милосердием, любовью к ближнему, воздержанием себя от всякого зла в слове, деле или помышлении, — этот пост и будет праздником для нас.

1177
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru