‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Удел Блаженной Ксении

Смоленское кладбище Петербурга — место паломничества Православных верующих.


На Смоленском кладбище в Петербурге, где покоится почитаемая всеми святая Ксения Блаженная, тишь и благодать. Сегодня кладбище все в снегу. Пушистый белый покров окутал последнее пристанище многих питерских Православных, и надписи на крестах и памятниках скрылись от взоров любопытных. Кому надо — тот найдет.

В этом необыкновенном месте, кажется, все овеяно преданиями веков. Проходя мимо очередного заснеженного дерева-великана, можно представить, что сейчас по золотой цепи спустится Кот ученый, чтобы рассказать детям добрую сказку, ведь здесь похоронена няня Пушкина — Арина Родионовна Яковлева! Под знаменитым «бекетовским» кленом лежит семья Александра Блока во главе с дедушкой — профессором Бекетовым. Неподалеку находится могила "40 мучеников", пострадавших за веру в 20-х годах ХХ века. Над местом погребения юродивой Анны раньше стояла часовня. Странный нрав и дар прозорливости Анны напоминали петербуржцам о блаженной Ксении. Незадолго до смерти в 1855 г. Анна пришла на Смоленское кладбище, расстелила на земле платок и попросила священника отслужить панихиду по рабе Божией Анне. На этом месте ее и похоронили.
О возникновении Смоленского кладбища существует легенда, что при построении Петербурга на Васильевском острове поселилась пришедшая из Смоленска артель рабочих. Непривычный образ жизни, тяжкие труды скоро сводили их в могилу. Почивших везли на берег Черной речки (теперь Смоленки) и там хоронили. С того времени и поле на южной стороне этой речки стало называться Смоленским. Поэтому первая церковь на этом поле посвящена была Смоленской иконе Божией Матери.
Действующий ныне храм, также во имя Смоленской иконы Божией Матери, построен в конце XVIII в. Это при его возведении строителям тайно помогала Ксения Блаженная, поднимая ночью кирпичи на леса. Настоятель этого храма протоиерей Виктор Московский делится с нами своими мыслями о кладбище и о святой Ксении.

— Отец Виктор, расскажите, пожалуйста, читателям «Благовеста» о Смоленском кладбище. Чем оно живет сегодня? Какие заведения есть при приходе Храма?

— До революции приход Смоленской иконы Божией Матери имел 14 зданий. Представляете? В этих зданиях были приют, церковно-приходская воскресная школа, богадельня для престарелых и даже дом настоятеля (ныне Камская ул., д. 20). Настоятель здесь и жил, и принимал людей, это были его покои. Дом прекрасный, двухэтажный, красивый особняк. Смоленский храм имел много в свое время. И кладбище Смоленское принадлежало церкви. Настоятель был тогда здесь хозяином. И хозяйство его было огромно.
В 1911 г. трудно стало церкви содержать кладбище, и его содержание передали другим структурам. А теперь… У нас были мысли, может быть, какой-то участок его взять. Но это трудно, нам не потянуть. В это надо много средств вкладывать. Кладбищем должны заниматься особые службы. Должны быть мастера, специалисты, в общем, люди, подготовленные к этому. Видимо, не пришло еще время. А потом видно будет, давал бы Господь силы и законодательство наше не мешало бы нам заниматься благотворительностью, не связывали нам руки бы.

— А что, мешают?

— Ну, вот я слышал, что появилось новое налоговое законодательство, которое обязывает нас за все платить огромные налоги: и за здания, которые имеем, и за землю. Или в собственность бери, выкупай, или плати налоги за аренду. А ведь живет церковь чем? Подаяниями, пожертвованиями. И если нам таким образом свяжут руки, то мы ничего не сможем делать. Так что будем молиться, просить Господа и Матерь Божию, и Ксению Блаженную, чтобы нам помогали. А вообще много мыслей-то хороших. Хотелось бы и приют сделать, и богаделенку, и все, что было раньше.

— А что сейчас при церкви действует?

— У нас при храме действует церковно-приходская школа, где есть библиотека — более 3 тысяч томов, есть музей, класс иконописи, музыкальный класс, хор детский, так что, слава Богу, мы потихонечку развиваемся. Есть церковно-приходская школа для взрослых: до ста человек на занятия приходит. Я называю ее «вечерняя школа».

— На Смоленском кладбище долгое время не хоронили, а сейчас производятся захоронения?

— Да, кладбище сейчас действует. Старые безхозные могилки приводят в порядок. Производят новые захоронения. За часовней Ксении Блаженной новые участки открываются, где хоронят почивших. И, конечно, когда к могилкам приходят люди, кладбище сразу приобретает ухоженный вид.

— Любого человека могут похоронить на Смоленском кладбище или хоронят здесь только за какие-нибудь особые заслуги?

— Сейчас проще стало с этим. Раньше на этом кладбище захоронить можно было только по особому разрешению. А теперь — плати деньги, и захоронят.

— Батюшка, а к часовне Ксении Блаженной, наверное, много народу идет? Ведь она исцеляет, чудеса творит.

— Чудо надо видеть. Чудо надо чувствовать. И чудеса ведь совершаются чуть ли не ежедневно в нашей жизни. Их только надо замечать. Конечно, чудеса молитвами Блаженной Ксении Петербургской совершаются в жизни приходящих к этому святому месту. И если бы не совершались чудеса по молитвам Ксении Блаженной, если бы люди не получали ее благословение, ее помощь, то не думаю, что такой поток людской шел бы к этому святому месту. К пустому колодцу люди не идут, а идут к колодцу, наполненному водой. Так вот, этот «колодец» часовни Ксении Блаженной — это колодец с живой водой. И, конечно, люди многое получают благодаря матушке Ксении.

— Вам, наверное, много пишут?

— Да, мы получаем очень много писем из разных уголков нашей Православной России, и почти в каждом письме можно прочитать: «Какие вы счастливые, что имеете такую святыню — мощи святой Ксении Блаженной». Я в проповедях и в беседах часто напоминаю нашим питерским людям, что мы действительно счастливые, потому что имеем возможность часто бывать в этом месте, в доме Ксении Блаженной. Очень много писем о чудесах. У нас есть книжечки, брошюрки, в которых мы приводим эти чудеса. И мы будем эти книги переиздавать, другие издания делать с описанием новых чудес. Когда присылают почту, я специально отбираю письма с чудесными явлениями, и мы их публикуем в новых изданиях.
Но ведь есть чудеса личного характера, о которых, может быть, не надо говорить. Это чудо лично мне подарено. То, что я просил, свершилось: это мое сокровенное. И я должен быть благодарным матушке Ксении, дорожить ее любовью. И, наверное, афишировать не всегда нужно.

…После разговора с отцом Виктором мне удалось поговорить с очень сердечной женщиной — служительницей Смоленского храма. Вот что ответила она на мой вопрос о чудесах Ксении Блаженной.

— Чудеса по молитвам Ксении у нас постоянно свершаются. Вот недавно привозили женщину на костылях. Помолилась она, а теперь, говорят, ходит. А еще моя знакомая рассказывала такой случай. Женщина, больная раком, летела на самолете за границу делать операцию. А здесь о ее излечении молилась Ксении ее сестра. Женщина в самолете задремала. И вот во сне приходит к ней вдруг Ксения Блаженная и говорит: «Куда ты летишь? У тебя все прошло». Так и вышло. Проверили — раковые клетки исчезли. Интересно, что больная эта была некрещеная, но после этого чуда уверовала. И еще рассказывали много случаев об излечении от онкологических заболеваний.
У часовни бабушки рассказали мне, что даже из Германии приезжал паломник. Несколько лет назад его дочь бездыханная лежала целый час. Приговор врачей был: смерть. Отец же в это время молился Ксении. К девочке вернулось дыхание, она выздоровела. Отец дал обет поступить в семинарию. А в Петербург он приехал уже дьяконом — благодарить Ксению Блаженную.


— Отец Виктор, расскажите о вашем наставнике — недавно умершем замечательном самарском священнике Иоанне Букоткине.

— С отцом Иоанном Букоткиным Господь судил мне познакомиться во время его служения в г. Боровичи Новгородской епархии, когда я был еще отроком восьми лет, — вспоминает протоиерей Виктор Московский. — Мы со старшим братом в то время иподьяконствовали у Архиепископа Сергия (Голубцова), возглавлявшего Новгородскую кафедру. Я был у Владыки посошником. Когда мы находились в алтаре, к нам подходил такой скромный батюшка, невысокий, худенький, и очень ласково к нам обращался, спрашивал, как сейчас помню: «А как вы, мирно живете с братом? Все у вас хорошо?» — «Да, — мы говорим, — слава Богу». И вот с тех пор наши встречи стали продолжаться. Конечно, я близко тогда не знал батюшку, был еще маленьким. Но моя мама — очень церковный человек. Она пела в Успенском храме г. Боровичи и часто видела батюшку Иоанна Букоткина. Позже отец Иоанн приобрел дом, и мой папа, Александр — он был строитель, Царствие ему Небесное, — был приглашен сделать ему бетонные дорожки. И папа меня брал с собой помогать. Мне было тогда лет четырнадцать. Я помню, как мы приходили в дом отца Иоанна и делали эти дорожки. Он со службы приходил, видел все это и всегда внимание проявлял, всегда приглашал нас на обед, и за обедом можно было многое-многое узнать о жизни отца Иоанна. Мама тоже часто приходила в их дом помогать. И вообще это был любимый батюшка для нашей семьи. Я помню такой случай. Меня батюшка приглашает с собой на рынок: «Пойдем, Витенька, сходим». Идем мы на рынок, заходим в магазин, где продают одежду. И он говорит: «Выбирай себе костюмчик». А в то время мы жили скромно. Большая семья: нас было пять человек детей. И вот этот подарок, костюм — серенький, помню, как сейчас, — очень хорошо на мне сидел. И я его так берег, отпаривал постоянно брючки, следил за ним и, пока не подрос, носил этот костюм. Это для меня был очень ценный подарок.

Много случаев было, когда отец Иоанн оказывал нам и материальную помощь, и духовную поддержку. Я возрастал, заканчивал школу, десятый класс. И вот однажды мы приходим к нему в дом, а он спрашивает: «Виктор, а что дальше думаешь? Время уже подходит, ты заканчиваешь школу. Чем думаешь заниматься?» И стал рассказывать о семинарии, которую он закончил в Саратове, о своих друзьях, о тех дисциплинах, которые изучал он в семинарии. И, знаете, он меня заинтересовал, и я как-то задумался: «А, наверное, и неплохо поступить в семинарию и служить Церкви Христовой».
Благодаря маминым молитвам и вообще ее отношению к нам, детям, ее
воспитанию церковному мы чувствовали потребность в духовной пище, мы любили храм и часто его посещали. И после разговора с отцом Иоанном у меня появилось желание служить Церкви Христовой, но уже в сане священника.
После разговора с батюшкой Иоанном я серьезно задумался о поступлении в семинарию. Придя однажды к нему в дом, я свое пожелание высказал. Тогда он стал меня готовить, дал мне и Псалтирь, и Евангелие, и я стал учиться читать по-церковнославянски, читать Евангелие, слово Божие. Он мне помогал разуметь Священное Писание. Помню, учась в десятом классе, я уже принимал участие в Богослужениях, читал псалмы.
После того как я окончил школу, отец Иоанн (он хорошо печатал) взял все мои документы и сделал все нужные копии. И я все это послал в Ленинградскую семинарию. И когда узнал, что меня приняли в семинарию, радости не было конца. И у меня, конечно, много радости было, но вы бы видели, как радовался отец Иоанн! Потому что я, наверное, был первый человек, который его трудами и по его рекомендации поступил в семинарию (ранее по его же «протекции» поступил в семинарию будущий духовник Оптиной пустыни схиигумен Илий, а в то время Алексей Ноздрин — А.Ж.). И, можно сказать, он мне дал первую путевку в жизнь на служение Церкви Христовой.
Батюшка всегда ходил в подрясничке, хотя время было сложное. Ведь в хрущевские времена гонения на Церковь, может быть, не такие явные были, как до этого, но все же заметные. И отношение к Церкви было очень негативным.
Когда я поступал в семинарию, был даже такой случай. Я хотел ехать поездом, но полетел самолетом, опять-таки по благословению отца Иоанна. Он мне сказал: «Улетай самолетом через Новгород в Ленинград». Я так и поступил. А потом мне рассказали: оказывается, на вокзал приходили мои одноклассники, чтобы меня разубедить, отвлечь от мыслей о поступлении в семинарию, а я уехал другим путем. Это уже Промысл Божий. Я считаю, что это произошло молитвами отца Иоанна.
Я учился. Он однажды приезжал в Ленинград из Куйбышева и навещал меня, интересовался моими успехами. И затем неоднократно бывал в Ленинграде, когда я уже служил в Никольском соборе священником и учился в Духовной Академии.
Насколько мне известно, перевод отца Иоанна в Куйбышев был связан с болезнью матушки Марии Дмитриевны. Они с матушкой ведь родом не с севера, и климат Поволжья для их здоровья был значительно лучше. А выбор именно Самары, тогда — Куйбышева, во многом, я думаю, был сделан из-за Владыки Иоанна (Снычева), возглавлявшего тогда Куйбышевскую епархию, с которым батюшка Иоанн Букоткин учился вместе в Саратовской семинарии. Они были большими друзьями.
Отец Иоанн всегда помнил меня, писал мне очень теплые, сердечные письма. У него был очень хороший, красивый слог, и он всегда писал мне: «Здравствуй, отец Витя! Как живешь? Я — слава Богу. Господь меня, грешного, терпит еще. Прошу твоих молитв святых. Твой собрат протоиерей Иоанн Букоткин». И, казалось бы, он был намного старше меня, в отцы годился, а он вот так, на равных, ко мне обращался. Много нужных книг мне дарил. Вот, например, книгой протоиерея Сергия Булгакова «Настольная книга священнослужителя» я до сих пор пользуюсь. И там надпись есть: «Дорогому отцу Виктору, моему собрату, в дар от отца Иоанна Букоткина на молитвенную память». Когда я беру эту книгу, я всегда вспоминаю отца Иоанна.
И вообще в моей памяти он оставил самый добрый след, я ему очень многим обязан, обязан тем, что я продолжаю его служение в качестве пастыря Церкви Христовой. Сейчас я служу на таком месте святом, связанном с великой святой — Блаженной Ксенией Петербургской, и, конечно, всегда вспоминаю добрым словом дорогого батюшку — отца Иоанна, который много доброго сделал для меня: утвердил меня на духовном пути, сформировал как служителя Церкви, вдохнул в меня особую жизнь, особое дыхание дал мне в этой пастырской жизни. Конечно, я не достоин такого звания — быть протоиереем и в таком месте служить, но верю, что это случилось молитвами и любовью отца Иоанна Букоткина. Верю, что и сейчас он молится за меня. Знаю, что его молитвы меня оберегают и помогают мне дальше выполнять свои обязанности пастыря.
Я постоянно благодарю его, и в моих молитвах всегда его поминаю. В моей памяти и в моем сердце он живой.

Историческая справка. Уже к середине XIX в. Смоленское кладбище было крупнейшим в городе. За весь дореволюционный период существования кладбища число погребенных достигло примерно 700-800 тысяч. Через год после октябрьской революции началась национализация церковного имущества. Смоленскую церковь лишили средств. Все метрические книги и документы по захоронениям до 1918 г. были изъяты. Каменная Троицкая церковь была снесена в 1932 г. Воскресенская церковь, у входа на кладбище, была закрыта в 1930 г. и переделана под общежитие. В 1977 г. в обезображенном здании Воскресенской церкви решили устроить насосную станцию. Но в 1989 г. работы были остановлены.
Смоленское кладбище славилось благотворительной деятельностью. В начале XIX века при кладбище числились: богадельня для вдов и сирот духовенства на 25 семейств, вдовий дом для вдов, сирот и заштатных священнослужителей на 14 семейств, дом трудолюбия в память рабы Божией Ксении, церковно-приходская школа на 50 учащихся, епархиальный приют для детей воинов, погибших в японскую войну.
Все здания вдоль Камской улицы принадлежали кладбищу и пополняли кладбищенский капитал. Рядом находились мастерские по изготовлению надгробных памятников. Специально для сообщения с кладбищем по Малому проспекту и 17-й линии была пущена конка, которую в 1914 г. сменил трамвай.

Смоленское кладбище считалось "фактически закрытым для погребений из-за отсутствия мест" с 1922 г. В 1938 г. делать захоронения на нем окончательно запретили. Кладбище хотели превратить в "сад общего пользования", а ведь на нем покоились представители "первого ряда" отечественной культуры. Но Смоленское кладбище, покровительствуемое Ксенией Блаженной, вопреки всему уцелело, тогда как ряд исторических некрополей города, не уступающих Смоленскому по исторической значимости, уничтожили. В годы блокады на Смоленском хоронили воинов и мирных жителей, умерших от голода и погибших во время бомбежек.
В 1980-е годы начался трудный процесс возрождения Смоленского кладбища. Удалось отстоять его территорию от соседнего промышленного предприятия. Ведутся работы по восстановлению Воскресенского храма, который в 1995 г. отдали под подворье Новоиерусалимского монастыря. Построена часовня на месте снесенной церкви Пресвятой Троицы. Восстановлены десятки памятников большого художественного и исторического значения, благоустроены отдельные участки кладбища.
В первые же годы по кончине блаженной Ксении (начало XIX в.) на Смоленское кладбище стали приходить паломники. Многие брали на память землю с могильного холмика, вскоре оказавшегося разобранным. 7 ноября 1824 г. кладбище постигло страшное наводнение. Все кладбище, кроме Смоленской церкви (недаром Ксения помогала!) и одного каменного дома, было разрушено и приведено в страшный безпорядок. В 1830-е гг. на могиле Ксении была выстроена часовня. Новая часовня (существующая и поныне) построена в 1902 г. по проекту А.А.Всеславина.
Существование часовни Ксении Блаженной порой висело на волоске. В 1957 г. в часовне решено было открыть сапожную мастерскую. Певчая Смоленского храма Марфа рассказывала: «Могилу Ксении замуровали, построили над ней постамент. На этом постаменте и работали мастера. Словно на трясине… Ни одного гвоздика не дала им вбить Христова Угодница — все валилось из рук». Тогда в 1960 г. решили наладить изготовление статуй типа «Девушка с веслом». Опять незадача. Сколько раз, бывало, крепко-накрепко запрут мастера часовню, утром приходят, а вместо скульптур одни черепки… В 1983 г. часовня Ксении была возвращена верующим и после реставрации освящена Митрополитом Алексием (ныне — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II) в 1987 г.


Ольга Захарьян, г. Санкт-Петербург


На фото: Часовня Блаженной Ксении (фрагмент); Протоиерей Виктор Московский; 
"Святая Ксения, помоги!..";  Черная речка возле Смоленского кладбища Петербурга.

26.12.2003
1535
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru