![]() |
Вход для подписчиков на электронную версиюВведите пароль: |
||
![]() Продолжается Интернет-подписка
Подписка на рассылку:
Наша библиотека«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев «Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев «Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина «Всенощная», Наталия Самуилова Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова) |
![]() Контртрадиция и антииконичный мирТермин «контртрадиция» был введен для обозначения всей организованной совокупности имитаций духовной традиции. Контртрадиция желает создать видимость владения теми же силами и методами, что и истинная духовная традиция, для этого она пытается освоить «пространство священного». ![]() На наших глазах завершающаяся эпоха постмодернизма начала включать в себя новую структурную парадигму. Её цель — созидание новой ценностной иерархии. Для этого используются элементы и методы сакрального искусства.Контртрадиция многообразна: это и попытка создать культ богини разума во время революции во Франции, и квазирелигиозность коммунистической системы, и неоязычество фашизма. ![]() Антииконичный мир – это образная структура контртрадиции, искаженная иерархия бытия, выраженная во взаимосвязанных образах. «И понеслась душа в рай». Кич на экране – входная дверь в «духовно-просветительский центр «Адонаи». Многоуровневые «небеса» снабжены легкоузнаваемыми кинообразами, выстраивающими спиралевидную иерархию, конечной целью которой является некое «высшее существо» в свете… Современный вариант контртрадиции претендует на космическую всеохватность, поэтому «тотален и не брезглив» как в использовании любых символов, так и в выборе средств. На этой рекламе вверху цитата из Библии: "Да будет свет…" ![]() Коммунистическая квазирелигия замещала собой Христианство и имитировала его образную структуру. Современный вариант контртрадиции старается использовать все богатство образов, выработанных человечеством. Как общественное явление реклама родилась на стыке религии, науки и магии. Последняя составляющая наглядно представлена на плакате «Магический мир рекламы», где товарные этикетки перемешаны с картами Таро. Статистически подтвержденная сила рекламных акций находила свою параллель в таинственных магических влияниях. ![]() По представленному здесь мнению журнала «Таймс», «общность между искусством Уорхолла и православными иконами предельно очевидна». Именно он и его соратники совершили качественный прорыв, сделав рекламу не просто искусством, но «священным» искусством, использующим всю гамму священных символов и методов сакральных искусств. Связь между образом и первообразом, согласно св. Иоанну Дамаскину, обеспечивается тем, что образ носит имя первообраза: «Божественная благодать сообщается состоящим из вещества предметам, так как они носят имена тех, кто на них изображается». УРОВНИ РАСКРЫТИЯ ИМЕНИ В ИКОНЕ1. Имя Божие (в перекрестье нимба) – «Сущий». Реклама вернулась к той же структуре имени, как и в иконе. Например, на этом заурядном образце рекламы, сохранена полная структура: имя «Winston», качественная характеристика «Истинное качество» и заповедь: «Открой новый вкус». Разница лишь в том, что реклама призвана создавать преувеличенное значение рекламируемой вещи, и поэтому чаще всего «лжеименна». Она работает на разрыве связи имени и именуемого, на сознательном подлоге на уровне имени, качества или заповеди. Благодаря замещению имени собственного (второго уровня), «Сибнефть» именует собой реалии, изображенные на рекламных щитах, и претендует быть собственником не только нефтяных ресурсов, но и вызванных рекламой естественных позитивных эмоций. Чаще всего используется замещение имени качественного. Данный образец рекламной продукции наглядно показывает механизм этого явления: качество одного предмета приписываются другому путём простого переноса. Похищение заповеди можно условно разделить на два направления – первое, когда под видом совершения блага предлагается ему противоположное (например: «Почувствуй вкус, объединяющий мир» — сигареты L&M); и второе – перефразирование или прямое цитирование библейских заповедей. Иногда в постмодернистском духе абсурда, а часто и серьезно. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗНОГО ПРОСТРАНСТВА
![]() Изначально культура – организация пространства культа. Христианское богослужение создавало свое пространство – иконосферу, достигавшую высокой степени плотности и информативной насыщенности. В России это пространство выражалось в создании поклонных крестов, часовен, красных углов, организации крестных ходов с переносом чудотворных икон и т.д. Все значимые места несли на себе знаки иконосферы. С утратой Христианством своей лидирующей позиции в организации социокультурного пространства, эта роль перешла сначала к национальным государствам, а затем транснациональным центрам и корпорациям.
«ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ». ИМИТАЦИЯ СВОЙСТВ ТРАДИЦИИБезчисленны рекламные ролики, где герои благодаря обладанию правильной вещью летают, ходят по водам, имеют власть над стихиями, безконтактно передвигают предметы, переносятся в другую реальность, обладают могучей силой убеждения, принимают власть над животными, короче говоря, «творят чудеса, знамения и силы» — обладают властью святых. Особый смысл этому рекламному изображению из журнала "Индустрия рекламы" придает тот факт, что на заднем плане показаны Святая Гора Афон, русский Свято-Пантелеимонов монастырь… Религиозное сознание циркулирует в дихотомии «живое-неживое». Любая вера расценивает существование вне своего пути как онтологически неполноценное, иллюзорное и призрачное. Шеолы и Гадесы древних и все обители умерших душ были населены призраками. Этот древний символический ряд стал особенно актуальным в рекламе косметики, которая предстает теперь как гарантия жизни – некий аналог напитка Валгаллы. Результат от использования косметики обычно ставится на один уровень с дарами глубочайшего религиозного обряда, приобщающего человека к подлинной жизни. Цель контртрадиции — внушить человеку зависимость от предлагаемой вещи. ПОХИЩЕНИЕ СИМВОЛА Использование контртрадицией отдельных символов, символических понятий и символических пространств. История символа определяется не столько историческими реалиями, сколько базовыми психологическими архетипами человечества – той структурой восприятия мира, которую Бог даровал человеку, чтобы он, изучая творение восходил к Творцу. ![]() Воплощение Господа и Бога нашего Иисуса Христа изменило всю парадигму взаимосвязей Бога, человека и мира. Церковь, обладая опытом Богоприсутствия и иконичного видения мира, насыщала новой жизнью старые символы, воцерковляя то, что можно воцерковить, и по новому структурируя то ценное, что было в язычестве. На иконе Архангела Михаила прошедшая через века форма нимба наполнена золотым свечением, символизирующим непроницаемый божественный свет. Повязки баальбекского бога Ветра превратились в «слухи», «тороки» — многозначный символ, обозначающий и «воздушную» по отношению к людям природу ангелов, и готовность к слышанию слова Бога, и знак веяния Духа Святого. Крылья, зеркало и другие древние символы вошли в церковную жизнь, веками в ней жили… …и дошли до наших дней. Церковь очищала символ и возвышала его до наполнения реальным содержанием Небесного Царства. Современная парадигма, напротив, работает над девальвацией смысла образа. Энергия действия образа получается путем разрушения и профанации его изначально высокого смысла и часто является результатом вычитания из этого смысла его сакрального содержания. Еще до Воплощения, в Ветхом Завете предчувствовалось, что не только человек носит образ Бога, но и Бог будет носить образ человека. Это давало возможность создавать антропоморфные образы Творца. Так, на иконе мы видим «души праведных в руке Божьей».
![]() Контртрадиция может использовать не только символы, выраженные визуально. С равным удобством используются символические понятия как, например, восхождение. Контртрадиция тоже эксплуатирует тему опасного восхождения… …не счесть рекламных роликов и плакатов, показывающих, какие нечеловеческие трудности и смертельный риск преодолевает человек на пути к вещи, которая представляется бытийной сверхзадачей. Блага, которые обещает чистый «як сльоза» напиток, побуждают рисковать жизнью. Как и в иконе «Видение св. Иоанна Лествичника» на предыдущем слайде, фигура повисшего над пропастью смельчака показывает риск и напряженность момента восхождения.
![]() Использование отдельно взятых символов из арсенала религиозной символики не столь существенно по отношению к использованию всего церковного пространства в целом. Реальности, рождаемые в этом пространстве, никогда не будут прочитаны непосредственно и адекватно вне Церкви, так как они отражены в коллективном виртуальном симуляторе этого пространства, расположенном в системе масс-медиа. ![]() Отдельные символы, соединенные в общем пространстве, усиливают своё действие благодаря возникающим взаимосвязям. Уютный «святой» уголок консюмеризма (фото справа). Ошибочно думать, что новая система ограничит себя только земными проявлениями небесных реалий: oрганизация «своих небес» c персональным раем для каждого по версии Сингапурских авиалиний. Всякая истинная «агитация и пропаганда» много выигрывает, когда становится монументальной. Образец гармонично вписанной новой архитектурной формы в храмовую среду района метро «Таганская». 1540 Комментарии Оставьте ваш вопрос или комментарий:
|
||
![]() |
![]() банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции. По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru |