Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Контртрадиция и антииконичный мир

Термин «контртрадиция» был введен для обозначения всей организованной совокупности имитаций духовной традиции. Контртрадиция желает создать видимость владения теми же силами и методами, что и истинная духовная традиция, для этого она пытается освоить «пространство священного». 

На наших глазах завершающаяся эпоха постмодернизма начала включать в себя новую структурную парадигму.

Её цель — созидание новой ценностной иерархии. Для этого используются элементы и методы сакрального искусства.Контртрадиция многообразна: это и попытка создать культ богини разума во время революции во Франции, и квазирелигиозность коммунистической системы, и неоязычество фашизма. 

Всякий, кто знаком с иконографией «Преображения», без труда определит структурные параллели: как и Христос на горе, — Ленин возведён на трибуну; у Христа в руках свиток, обозначающий Его учение – божественную истину, — в руках у Ленина газета «Правда»; Христос стоит в расходящихся кругах божественной Славы, Он – «Солнце правды», — Ильич также находится в солярной «славе», от обеих слав расходятся лучи. Из этого же ряда — лжемощи Ильича в мавзолее, хождения на первомайские демонстрации с коммунистическими песнями и портретами двенадцати членов политбюро… 



Антииконичный мир – это образная структура контртрадиции, искаженная иерархия бытия, выраженная во взаимосвязанных образах. 

Появление контртрадиции и её образной структуры имеет не только духовные, но и экономические предпосылки: «Именно пройдя школу товарно-денежного обмена, мы становимся готовыми войти в мир симулякров – ложных, не содержащих натурной вещественности знаков, обменивающихся друг с другом безотносительно к тому, в каких отношениях находится первичные реальности». 
Панарин А.С.


«И понеслась душа в рай». Кич на экране – входная дверь в «духовно-просветительский центр «Адонаи». Многоуровневые «небеса» снабжены легкоузнаваемыми кинообразами, выстраивающими спиралевидную иерархию, конечной целью которой является некое «высшее существо» в свете…



Современный вариант контртрадиции претендует на космическую всеохватность, поэтому «тотален и не брезглив» как в использовании любых символов, так и в выборе средств. На этой рекламе вверху цитата из Библии: "Да будет свет…"


Коммунистическая квазирелигия замещала собой Христианство и имитировала его образную структуру. Современный вариант контртрадиции старается использовать все богатство образов, выработанных человечеством. 

Восточным духовным практикам и их символическим системам достается не меньше, чем Христианству. Мы не можем считать буддистов своими союзниками. Но когда мы видим, как издевается реклама над священным для буддистов, мы должны помнить, что рано или поздно очередь дойдет и до нашей религии… 


Как общественное явление реклама родилась на стыке религии, науки и магии. Последняя составляющая наглядно представлена на плакате «Магический мир рекламы», где товарные этикетки перемешаны с картами Таро. Статистически подтвержденная сила рекламных акций находила свою параллель в таинственных магических влияниях.


По представленному здесь мнению журнала «Таймс», «общность между искусством Уорхолла и православными иконами предельно очевидна». Именно он и его соратники совершили качественный прорыв, сделав рекламу не просто искусством, но «священным» искусством, использующим всю гамму священных символов и методов сакральных искусств. 

Раскрытие того, как это удалось, а также  методов использования священного языка, начнем со следующей экспозиции…


Связь между образом и первообразом, согласно св. Иоанну Дамаскину, обеспечивается тем, что образ носит имя первообраза: «Божественная благодать сообщается состоящим из вещества предметам, так как они носят имена тех, кто на них изображается».

«Имя первообраза освящает образ, превращает его в икону… В соответствии с таким подходом византийская иконописная практика предполагала надписи на любом иконном изображении… Моментом превращения изображения в икону считалось нанесение на нее соответствующей надписи». 
Еп. Иларион (Алфеев)


УРОВНИ РАСКРЫТИЯ ИМЕНИ В ИКОНЕ

1. Имя Божие (в перекрестье нимба) – «Сущий». 
2. Имя личности Богочеловека – Иисус Христос. 
3. Имя качественное, например: Вседержитель, Всемилостивый и т.д. 
4. То, что не является именем, но непосредственно с ним связано, – личная заповедь, молитва или пророчество, позволяющие определять личность на иконе, даже если другие имена утрачены. Например, слова "Не судите, да не судимы будете" — явно обозначают, что на иконе изображен Господь Иисус Христос.

Реклама вернулась к той же структуре имени, как и в иконе. Например, на этом заурядном образце рекламы, сохранена полная структура: имя «Winston», качественная характеристика «Истинное качество» и заповедь: «Открой новый вкус». Разница лишь в том, что реклама призвана создавать преувеличенное значение рекламируемой вещи, и поэтому чаще всего «лжеименна». Она работает на разрыве связи имени и именуемого, на сознательном подлоге на уровне имени, качества или заповеди.

Благодаря замещению имени собственного (второго уровня), «Сибнефть» именует собой реалии, изображенные на рекламных щитах, и претендует быть собственником не только нефтяных ресурсов, но и вызванных рекламой естественных позитивных эмоций.

Чаще всего используется замещение имени качественного. Данный образец рекламной продукции наглядно показывает механизм этого явления: качество одного предмета приписываются другому путём простого переноса. 

Похищение заповеди можно условно разделить на два направления – первое, когда под видом совершения блага предлагается ему противоположное (например: «Почувствуй вкус, объединяющий мир» — сигареты L&M); и второе – перефразирование или прямое цитирование библейских заповедей. Иногда в постмодернистском духе абсурда, а часто и серьезно.

Иногда слоганы рекламных компаний различных фирм так странно совпадают, что с незначительными поправками из них можно было бы составить воскресную проповедь.


ОРГАНИЗАЦИЯ  ОБРАЗНОГО ПРОСТРАНСТВА

Изначально культура – организация пространства культа. Христианское богослужение создавало свое пространство – иконосферу, достигавшую высокой степени плотности и информативной насыщенности.

В России это пространство выражалось в создании поклонных крестов, часовен, красных углов, организации крестных ходов с переносом чудотворных икон и т.д. Все значимые места несли на себе знаки иконосферы.

С утратой Христианством своей лидирующей позиции в организации социокультурного пространства, эта роль перешла сначала к национальным государствам, а затем транснациональным центрам и корпорациям. 
После эпохи господства постмодернизма, разрушавшего иерархическую структуру бытия, наступает время построения новой ценностной иерархии.
Транснациональная экономика претендует занять в человеческом сознании то же место, что раньше занимала религия, и желает играть ее роль в организации внутреннего мира человека. 


Hа представленной здесь рекламе Sumsung претендует на то, чтобы быть источником вдохновения, чудесного и удивительного, а так же силы и любви, т.е. того, что раньше подавалось Богом через Церковь и Ею же освящалось.

«ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ». ИМИТАЦИЯ СВОЙСТВ ТРАДИЦИИ

Безчисленны рекламные ролики, где герои благодаря обладанию правильной вещью летают, ходят по водам, имеют власть над стихиями, безконтактно передвигают предметы, переносятся в другую реальность, обладают могучей силой убеждения, принимают власть над животными, короче говоря, «творят чудеса, знамения и силы» — обладают властью святых. Особый смысл этому рекламному изображению из журнала "Индустрия рекламы" придает тот факт, что на заднем плане показаны Святая Гора Афон, русский Свято-Пантелеимонов монастырь…

Религиозное сознание циркулирует в дихотомии «живое-неживое». Любая вера расценивает существование вне своего пути как онтологически неполноценное, иллюзорное и призрачное. Шеолы и Гадесы древних и все обители умерших душ были населены призраками. Этот древний символический ряд стал особенно актуальным в рекламе косметики, которая предстает теперь как гарантия жизни – некий аналог напитка Валгаллы. Результат от использования косметики обычно ставится на один уровень с дарами глубочайшего религиозного обряда, приобщающего человека к подлинной жизни. Цель контртрадиции — внушить человеку зависимость от предлагаемой вещи. 

ПОХИЩЕНИЕ СИМВОЛА

Использование контртрадицией отдельных символов, символических понятий и символических пространств.

История символа определяется не столько историческими реалиями, сколько базовыми психологическими архетипами человечества – той структурой восприятия мира, которую Бог даровал человеку, чтобы он, изучая творение восходил к Творцу. 

На верхнем рисунке нимб летящего по воздуху на крылатых конях Гермеса разлагается на сияющие лучи. Эта же идея передана на рисунке снизу в замкнутой форме нимба богов Солнца и Луны из Баальбека (Сирия). Средний бог – бог Ветра, имеет отличительный знак его воздушной природы – развевающиеся концы перевязки для волос.

Воплощение Господа и Бога нашего Иисуса Христа изменило всю парадигму взаимосвязей Бога, человека и мира. Церковь, обладая опытом Богоприсутствия и иконичного видения мира, насыщала новой жизнью старые символы, воцерковляя то, что можно воцерковить, и по новому структурируя то ценное, что было в язычестве. На иконе Архангела Михаила прошедшая через века форма нимба наполнена золотым свечением, символизирующим непроницаемый божественный свет. Повязки баальбекского бога Ветра превратились в «слухи», «тороки» — многозначный символ, обозначающий и «воздушную» по отношению к людям природу ангелов, и готовность к слышанию слова Бога, и знак веяния Духа Святого. Крылья, зеркало и другие древние символы вошли в церковную жизнь, веками в ней жили…

…и дошли до наших дней. Церковь очищала символ и возвышала его до наполнения реальным содержанием Небесного Царства. Современная парадигма, напротив, работает над девальвацией смысла образа. Энергия действия образа получается путем разрушения и профанации его изначально высокого смысла и часто является результатом вычитания из этого смысла его сакрального содержания.

Еще до Воплощения, в Ветхом Завете предчувствовалось, что не только человек носит образ Бога, но и Бог будет носить образ человека. Это давало возможность создавать антропоморфные образы Творца. Так, на иконе мы видим «души праведных в руке Божьей». 
Заключенная во славе всемогущая рука Творца содержит множество спасённых человеческих личностей: «…да не прикоснется им мука». Всемогущая рука Божия…

…и всемогущая рука корпорации. На этой рекламе страховой (insurence – страхование) компании гипертрофированная «простертая длань» как бы вселяет в человека уверенность (to be sure – быть уверенным) в его неприкосновенности и одновременно является гарантом от всевозможных бед и неприятностей окружающего мира, претендует на роль Бога. 



Контртрадиция может использовать не только символы, выраженные визуально. С равным удобством используются символические понятия как, например, восхождение. 

Иерархическое восхождение к Богу является одним из основных понятий Христианства. Путь к Богу, показанный на иконе «Видение св. Иоанна Лествичника», имел много аналогов в святоотеческом богословии. 

Это восхождение бывает опасным и требует внимания, разумности и самоотверженности. В противном случае существует риск потери себя для Бога, выраженный в иконе фигурами падающих с лестницы.

Контртрадиция тоже эксплуатирует тему опасного восхождения…

…не счесть рекламных роликов и плакатов, показывающих, какие нечеловеческие трудности и смертельный риск преодолевает человек на пути к вещи, которая представляется бытийной сверхзадачей. Блага, которые обещает чистый «як сльоза» напиток, побуждают рисковать жизнью. Как и в иконе «Видение св. Иоанна Лествичника» на предыдущем слайде, фигура повисшего над пропастью смельчака показывает риск и напряженность момента восхождения. 

Использование отдельно взятых символов из арсенала религиозной символики не столь существенно по отношению к использованию всего церковного пространства в целом.

Реальности, рождаемые в этом пространстве, никогда не будут прочитаны непосредственно и адекватно вне Церкви, так как они отражены в коллективном виртуальном симуляторе этого пространства, расположенном в системе масс-медиа.
Не только церковные, но и светские, государственные святыни обеих бывших империй в силу их фактической беззащитности – удобное поле для псевдосакрализации (см. рекламу VISA). Любой предмет, внесенный в поле действия священного образа, также сакрализуется. Если же он этого не достоин, то неизбежно профанируется сам образ.


Отдельные символы, соединенные в общем пространстве, усиливают своё действие благодаря возникающим взаимосвязям. Уютный «святой» уголок консюмеризма (фото справа). 
Эта реклама сделана с учетом символической структуры, свойственной,в первую очередь, Западу. Вознесенное на высоту «Всевидящее око» — священный символ как западного христианства, так и масонства. Он гармонично взаимосвязан с расположенным снизу образом отцовской руки, ключ к пониманию которого раскрывает центральный фрагмент фрески Микеланджело 
«Сотворение Адама».

Ошибочно думать, что новая система ограничит себя только земными проявлениями небесных реалий: oрганизация «своих небес» c персональным раем для каждого по версии Сингапурских авиалиний.

Всякая истинная «агитация и пропаганда» много выигрывает, когда становится монументальной. Образец гармонично вписанной новой архитектурной формы в храмовую среду района метро «Таганская». 


Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru