Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

Помни последняя твоя…

Скончался Нобелевский лауреат и самый титулованный атеист России Виталий Гинзбург…


Скончался Нобелевский лауреат и самый титулованный атеист России Виталий Гинзбург…

Только очень глупый и неблагородный человек может «злобствовать» по поводу чьей-либо смерти. Ибо все мы смертны. И смерть одного из нас должна служить остальным грустным напоминанием о смерти каждого… Пусть даже это смерть идеологического противника, недоброжелателя, даже врага (хотя врагом для Православных Гинзбург, на мой взгляд, не был)… К тому же, умереть на 94-м году жизни — дай Бог всякому из нас. Во всех некрологах по поводу смерти известнейшего российского ученого отмечалось, что он «выступал против клерикализации российского образования», а в переводе на нормальный русский язык это означает: был противником введения в школы страны предмета Основы Православной культуры. Вспоминали журналисты не столько его научные достижения (его вклад в науку безспорен, и его авторитет ученого-физика очевиден), сколько его политические и идеологические воззрения. И в первую очередь его изнурительную «тяжбу» с Православным мировоззрением…
Скорее всего, его убеждения были искренни и он не делал различий между религиями, отрицал не только Православие, но и все религии вообще. Надеюсь, что это так… (хотя чужое отрицать, конечно же, проще).
И был он последним атеистом — но не в том смысле и значении, в каком мы привыкли это слово употреблять. Сейчас «атеистами» обзывают всех, кто не ходит в храмы и не крестится к месту и не к месту. А ведь это скорее люди неверующие, и чаще всего маловерующие. А то и просто не способные пока иметь никакого мировоззрения, кроме потребительского: «станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Гинзбург был носителем атеистического мировоззрения, в котором Бог отрицается и осуществляется дерзновенная попытка силами науки имитировать создание атеистической «картины мира» под стать своим убеждениям. А за спиной идейного атеиста Гинзбурга притаились те, кто просто ненавидит Православие и дрожит от страха, что Церковь вдруг да усилит свое влияние в обществе… Их бы я даже атеистами не назвал. А просто недругами исторической, традиционной России. Думаю, Гинзбург им нужен был лишь как ширма, как своего рода «знамя». И не было им дела до его убеждений!
Этот вот мировоззренческий атеизм, похоже, вместе с Гинзбургом приказал долго жить. Ему на смену придут «конъюнктурщики», для которых идеология и мировоззрение будут зависеть от того, за что и сколько проплачено… И на место печально известного «Письма Академиков», под которыми все-таки стояли конкретные фамилии известных в стране людей (первым в этом ряду был Гинзбург), придут безликие пасквилянты, готовые на все и у которых на самом деле нет «ничего личного»…
И в лице Виталия Гинзбурга мы потеряли достойного противника, которого хотя бы можно было уважать за немалые заслуги перед Отечеством. Что там ни говори, а всего трое российских ученых (один из них давно живет за границей) могли сказать о себе: «Я Нобелевский лауреат». Теперь только двое…
Ну и еще один урок преподнес нам, сам того не желая, академик Виталий Лазаревич Гинзбург. Смерть не спросит о нашем мировоззрении. Смерть не посмотрит ни на дипломы, ни на звания. Она просто придет и заберет туда, откуда будет невозможно продолжать спор земными средствами. А что будет там…
Ясно, что Виталий Гинзбург сейчас уже перестал быть атеистом.
Но что ему толку теперь от позднего прозрения…

Антон Жоголев

Мы попросили рассказать о научных достижениях Виталия Гинзбурга его коллегу — доктора физико-математических наук, профессора Российского Университета Дружбы Народов и Православного Свято-Тихоновского Университета Геннадия Анатольевича Калябина:

Еще в 1940-х годах Виталий Лазаревич Гинзбург разработал теорию распространения радиоволн в плазме (в частности, в ионосфере Земли). Позже им совместно с Львом Давидовичем Ландау была создана феноменологическая теория сверхпроводимости и сверхтекучести. Хотя впоследствии их модель была вытеснена более корректным объяснением, основанном на куперовском спаривании, в 2003 году именно за эту упрощенную модель Гинзбургу была присуждена Нобелевская премия по физике (он подавал заявление в Нобелевский комитет более пятидесяти раз, что само по себе является своего рода рекордом).
Наиболее важным в его карьере оказалось предложение использовать в водородной бомбе твердые соединения дейтерия и трития, что технологически несравненно удобнее газовой или жидкой формы. Именно это простое, на первый взгляд, изобретение позволило создать термоядерное оружие в СССР на два-три года раньше, чем в США, а самого Гинзбурга выдвинуло в число самых ценных физиков страны.
Он много занимался астрофизикой — построил модели пульсаров, коллапсаров и других весьма экзотических небесных объектов. Был главой международной научной школы по космологии. Регулярно публиковал список «самых важных и интересных задач физики и астрофизики». Будучи честным исследователем, открыто признавал наличие большого числа неувязок между наблюдательными данными и многочисленными противоречивыми космологическими теориями.
Будучи сыном активных революционеров, был с детства воспитан в антирелигиозном духе. Хотя изредка посещал с отцом синагогу и даже имел там некие, по его признаниям, «духовные ощущения». Все свидетельства о чудесах считал прямой ложью или результатом неправильного восприятия или обмана корыстолюбцев-шарлатанов. Считал религию весьма близкой к лженаукам (астрология, ясновидение, НЛО, полтергейст, торсионные поля), участвовал в работе Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и атеистического журнала «Здравый смысл».
В 1980-х примкнул к Международному Гуманистическому Манифесту (МГМ), утверждающему, что только наука может дать человечеству решение его проблем. С 1996 организовал Российское Гуманистическое Общество (РГО), пропагандирующее идеи МГМ. В настоящее время главной задачей МГМ объявляет необходимость уменьшения народонаселения земного шара хотя бы в три раза, что, по их мнению, позволит ослабить нагрузку на природу.
В последние годы подчеркивал, что его интеллектуально-гуманистический атеизм допускает утешительно-психологическую полезность религиозных переживаний для слабых людей. Он осуждал действия воинствующих атеистов-большевиков по уничтожению Русской Православной Церкви в 20-30-е и в начале 60-х годов. Предлагал бороться с «темнотой» религии исключительно ненасильственными методами убеждения и просвещения. В то же время выступал категорически против возврата собственности Церкви и преподавания Основ Православия в государственных учебных заведениях, даже на культурологическом уровне.

12.11.2009
Дата: 12 ноября 2009
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru