Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

ИСПОВЕДНИК ПРАВОСЛАВИЯ

Автобиография

Родился я 19 февраля 1891 года в селе Контакузовка Вознесенского района Одесской области. По национальности русский. Родители мои — крестьяне. Отец, Сапожников Петр Иванович, села Знаменки Таврической области, служил в сельских приходах псаломщиком. По национальности русский. Мать, Сапожникова Акилина Никитична (урожденная Приходько), села Привольного Кировоградской области, по национальности — украинка. Нигде на работала, занималась воспитанием и домашним хозяйством в семье. Родителей лишился: отца в 1910 году, а матери — в 1911 году.Учился последовательно 15 лет: окончил Елисаветградское Духовное училище (курс обучения 5 лет), затем окончил шестилетний курс Одесской Духовной семинарии и за четыре года окончил Московскую Духовную Академию в 1915 году по второму разряду с присвоением мне степени Кандидата Богословия.Будучи студентом третьего курса Академии, принял постриг в монашество с именем Никиты от ректора Академии епископа Феодора (Поздеевского). Постриг состоялся 1 сентября 1913 года.8 сентября того же года им же был посвящен и в иеродиакона.Спустя год (7 сентября 1914 года) по благословению епископа Феодора епископом Тульским Иувеналием (Масловским) был рукоположен в иеромонаха.В мае 1915 года епископом Феодором был награжден набедренником.По окончании Академии Святейшим Синодом был назначен преподавателем каноники в Самарскую Духовную семинарию. Преподавал там же и курс литургики, гомилетики и церковной археологии.Прослужил в семинарии до закрытия таковой в 1918 году. С 1918 по 1927 год состоял приходским священником: в Иоанно-Предтеченской церкви г. Куйбышева, что на 7 просеке, в Михайло-Архангельской церкви с. Колдыбань того же района Куйбышевской области, в Воскресенской церкви г. Чернигова и снова в с. Колдыбань.С 1927 года по 1956 год с небольшими промежутками, но в общей сложности полных двадцать семь лет провел или в ссылке (три года) или содержался в тюрьмах и лагерях.Последний срок отбывал уже с 9 сентября 1946 года и был освобожден 16 июля 1956 года по постановлению особой правительственной комиссии, действовавшей на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1956 года (о проверке обоснованности содержания под стражей и осуждения лиц за политические, должностные и хозяйственные преступления).Освобожден был со снятием с меня всех судимостей и полным восстановлением во всех правах.До 1960 года, с благословения Святейшего Патриарха Алексия, лечился и восстанавливал свое здоровье, столь подорванное заключениями в тюрьмах и лагерях.В 1960 году, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, я был награжден Святейшим Патриархом Алексием золотым наперсным крестом.С 1960 года выполнял послушание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия по исправлению формы и изложения Православной Пасхалии. Ныне эта работа почти окончена, и я намерен вновь возвратиться к пастырской деятельности.По церковному ведомству никогда никаким взысканиям и наказаниям не подвергался, под церковным судом и следствием не состоял, никакими отклонениями или течениями в религии не занимался. Всегда был, оставался и останусь до конца моей скорбной жизни староцерковником.В 1965 году реабилитирован совсудом во всех трех судимостях по ст. 58 УК РСФСР.Иеромонах Никита (Сапожников).

Секретарь ОГПУ тов. Кабардин. Срочно.Я уже говорил с тобой о "нашем" попе Никите, так еще тебе сообщаю: Никита все время агитировал против коммунистов, против посещения избы-читальни, против школы и заставлял тех, кто посещает таковые, бить поклоны. Вот пример: на днях Вик предложил населению, чтобы они перевезли лес на школу, на которую Уик отпустил все, кроме повозки, и вот результат. На общем собрании за перевозку на 1 голос больше, и это агитация попа Никиты. Он организовал примерно 30 женщин "монашек" и через них ведет агитацию и через кулачество.Положение самое скверное.Вчера еще новость: в Самаровке (село, прилегающее к Колдыбани — А. Ж.) обновилась икона, и это совпало со сбором допризывников. Когда милиция составила протокол и запретила выносить икону до распоряжения, то сегодня приходят допризывники к Баландину и Якушеву и говорят: на каком вы основании запрещаете смотреть эту икону. Вот какое положение. Милиция направляет материал в УАО, он очень интересный. Я бы просил тебя с ним познакомиться.Я прошу тебя от имени всей парторганизации помочь нам в разоблачении обновленной иконы и через ГПУ убрать о. Никиту, ибо он творит самые гнусные безобразия. Хорошо бы, если бы сюда выехала комиссия с химиками.с. Самаровка, 24 апреля 1927 года. С коммунистическим приветом, Крайнюков.

ПротоколНачальник волостной милиции Баландин в 10.30 прибыл в дом гр-на Осипова Павла Онисимовича, проживающего в с. Самаровка Самарской волости Самарского уезда, по вызову младшего милиционера Лазарева, где в доме Осипова образовалась толпа граждан около 100 человек, где владелец дома Осипов заявил, что в его доме обновляется старая икона, изображающая Михаила Архангела с Нерукотворным Образом Христа Спасителя. Размер иконы примерно 9x7,5 вершка. Обновление иконы заметила жена владельца дома, Осипова Ксения Егоровна, 23 мая 1927 года. О чем и составлен настоящий протокол.

Из показаний иеромонаха Тихона (Тита Семеновича) Жилина (фотокопия): Иеромонаха Никиту Сапожникова я знаю с 1916 года. Служил я с ним вместе в скиту возле Самары.Касаясь отношения Никиты к Соввласти, могу показать, что к последней он относился недоброжелательно и часто, работая вместе со мной, высказывался, что власть состоит из грешников и молиться за нее не следует. Из всего видно было, что Никита весьма недоволен Соввластью, но в большинстве всегда высказывался о ней как о безбожной и вообще свою ненависть строил на чисто церковных взглядах. Иеромонах Тихон был расстрелян в 1937 году.

Из показаний Осиповой Ксении Егоровны: Живем мы в своей землянке около трех лет. Икону нам подарила мать моего мужа. Икона все время была грязная, и изображений святых на ней почти не было видно. Мыла и вытирала я ее только перед большими праздниками. В последний раз я вытирала перед Пасхой, т. е. ровно за месяц до обновления. Каким образом она обновилась — я не знаю, но в этот день я заметила, что икона начала светлеть и вырисовались образа святых. Народ, узнавший об этом через бывших у нас мужчин, собрался к нам, в комнату. Муж же заявил в милицию о том, что у нас обновилась икона. В то время, как мой муж ходил в милицию, я пошла к попу Никите, застала его работающим в саду и попросила к себе на квартиру посмотреть икону. Он сказал, что скоро придет, и действительно скоро за мной пришел и стал молиться на икону. В это время присутствовали многие верующие. За все время у меня перебывало все село; кто распространял слухи об обновлении — я не знаю.

Из показаний секретаря комячейки Самаровской волости Крайнюкова Петра Ивановича (начавшего "дело" о. Никиты письмом-доносом в ГПУ): Волисполком решил поставить в с. Колдыбань радиоприемник с громкоговорителем. Для этого вместо мачты было решено использовать колокольню (не у креста, а купол). Этому опять воспротивился Никита, которого вызывали несколько раз в ВИК, и он не давал согласия ставить антенну на колокольне. И тем временем вел агитацию, настраивая в таком же духе верующую массу. В результате, когда стали ставить антенну, произошли с крестьянами эксцессы, дошедшие до вмешательства милиции. Все же антенна была поставлена. Но в данное время провода заземления, являющиеся народным достоянием, перерезаны. Причина, заставившая перерезать провода, — бездождие, что Никита приписал "гневу Божию" за то, что было допущено устройство антенны на колокольне.Примечание: села Самаровка и Колдыбань расположены рядом и никакой границы не имеют. Влияние Никиты распространяется на эти оба села.

Дополнительный допрос арестованного Сапожникова Н.П. от 14 июля 1927 года: Относительно прикрепления антенны к куполу нашего храма могу подтвердить следующее. Когда в церковный совет поступило письменное заявление от конструктора радио с просьбой разрешить ему прикрепить к куполу храма антенну, то церковный совет постановил перенести этот вопрос на обсуждение всего прихода в храме на собрании. После обсуждения вопроса прихожанами задан был вопрос мне как священнику и временному настоятелю храма: как смотрят на этот вопрос церковные правила? В ответ на это я сказал, что церковные правила возбраняют приспосабливать храм для каких бы то ни было нецерковных и нерелигиозных целей, потому что это несообразно с назначением и святостью храма, и что, ограждая храм от какого бы то ни было принижения его достоинства как "дома Божия", правила запрещают даже строить на близком расстоянии от церкви жилые помещения, кроме необходимого — церковной сторожки. И так как эти правила не отменены еще и не изменены соответствующими органами церковной власти, то, исходя из них, церковное собраниепостановило, чтобы в разрешении приспособить антенну к храму отказать.В анкете, в графе "Политические убеждения", о. Никита написал: "Власть признаю как посланную от Бога и ей покоряюсь".

Письма из заключенияЕлизавете ВершининойБлагословение Господне да будет с тобою, Лиза! Суда надо мной еще не было, и сижу в одиночной келии один, но на случай далекого путешествия немедля пришли в Самару теплую одежду и сообщи мне, у кого она будет находиться, чтобы попросить в свое время. А сейчас пришли мне то, что у тебя вчера просил, и еще осенний подрясник и пояс. А особенно, Лиза, прошу тебя, пришли мне из дому: 1) Св. Тайны (которые в бутылочке), лжицу; 2) Библию малого размера на русском языке; 3) Новый Завет малого размера на славянском языке;4) Иерейский молитвослов (небольшая толстая книжица); 5) икону Св. Троицы Иерусалимскую; 6) икону "Знамение Божией Матери" Черниговскую; 7) епитрахиль; 8) крест деревянный о. Александра Чагринского (о. Александр Юнгеров (Чагринский) — 1821-1901 гг. — духовник Чагринского женского монастыря Самарской губернии, местночтимый подвижник благочестия — А. Ж.); 10) сухих просфор, антидору и артосу пришлите в мешочке.До времени все это пусть хранится пока у о. Павла или у другого кого, а когда мне позволят воспользоваться, я попрошу принести.Благословение Господне м. Евфимии и всей братии нашей.Иером. Никита Сапожников, 1927 г., 29 мая/11 июня.Милость и благословение Божие да будут на вас, Лиза, м. Евфимия, м. Маня!Извещаю вас, что по милости Божией я жив и здоров, чего и вам желаю от Господа. Обо мне нисколько не безпокойтесь. Жизнь моя только тем изменилась, что я избавился от домашней суеты и лишился церковной молитвы, а в остальном я не чувствую никакого лишения и благодарю Бога, что так устроил меня Своими судьбами на безмолвие. Сижу один с Господом, и заключение для меня не лишение, а желанный затвор, и если бы не разнузданность и хулиганничанье моих соседей, которые не умеют слова сказать без матерной брани, то мне и желать бы больше нечего. Лично они меня ничем не тревожат, а только смущают мой дух богохульствами и бранью между собою. Сильно я об этом скорбел, но и в этом после скорби меня успокаивает Господь: слыша, я как не слышу их, во всем возложился на Господа и Пречистую Богородицу и благодушествую.Как вы живете и как чувствуете себя? Не говорите ли: как будем жить без батюшки? Что будем делать? Не малодушничаете ли? Трудно вам обойтись без этих помыслов, но бойтесь их и не допускайте до себя, потому что они не от Господа, а от лукавого, и если ими он опутает ваши умы и сердца, то заведет в такую пропасть маловерия и уныния, что вы из нее не выберетесь и навлечете на себя гнев Божий и всякие искушения. Не батюшкой вы живете, потому что и он — сущая нищета и ничтожество, а Господом, о Нем бо живем и движемся и есмы Им же и в жизнь вечную спасаемся. Потому и вся забота ваша пусть будет о том, как бы, на время лишившись батюшки, не лишиться милости Божией по своему маловерию, как бы не согрешить чем ко Господу и не опечалить Его, как бы чем не повредить душе своей, которой весь мир не стоит, которую Сам Господь так возлюбил, что Свою душу за нее положил и кровь Свою пречистую на кресте излил, потому что и волос на голове нашей не упадет без воли Отца нашего Небесного. Все в руке Божией, Всемогущей и Всемилостивой. А особенно не печальтесь о куске хлеба, потому что всегда верен Себе и неложен Сказавший: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сие все приложится вам". Поэтому, всякое сомнение отложивши, "возверзите на Господа печаль вашу, и Тот вас пропитает" по неизреченной милости Своей. Аминь.Благословение Господне Нюре X. и всем братиям и сестрам нашим о Господе. Всех прошу молиться обо мне, грешнике, как о всех молюсь. Иеромонах Никита. 1927 г. Самара, ОГПУ N 3, 1927 г., 31/5, Духов День.

Мир тебе, Лиза, от Господа и благословение.Не знаю, получила ли ты от меня письмо или нет, и потому опять пишу. Извещаю тебя, что сижу один с Господом в одиночном заключении в ГПУ (угол Пионерской ул. и ул. Степана Разина). Суда надо мной еще не было, и когда будет — не знаю. Келия моя хорошая, размером такая же почти, как и дома, кроме передней. Чувствую я себя спокойно и радостно и не знаю, как мне возблагодарить Бога за этот затвор.Дом и все, что есть в нем, отдаю в твое распоряжение. Вместо меня пусть все слушаются тебя. Обо мне Христа ради не тревожься, также и насчет себя во всем возложитесь на Господа. Что нам нужнее всего для спасения вечного и что всего полезнее, то Господь нам и посылает. Поэтому будем благодарны Богу за все. А меня, самое главное, не оставляйте в молитвах своих, и милость Всевышнего будет на всех нас.Благословение Господне м. Евфимии, м. Параскеве, Мане и всей во Христе братии нашей. Спасайтесь. Грешный иеромонах Никита.

ЗаключениеЯ, пом. уполном. 6 Отд. СООГПУ — ЯКИМОВА, рассмотрев дело N 49807 по обвинению гр. САПОЖНИКОВА Николая Петровича по 58/10 ст. УК, арест. 10/ 6-27 г., содерж. под стражей в Самарском исправдоме,Нашла:28 мая 1927 года в Самгуботдел ОГПУ поступил материал, указывающий на то, что проживающий в селе Самаровке священник САПОЖНИКОВ Н. ведет агитацию среди населения против Советской власти, призывая его не подчиняться распоряжениям таковой, для чего использует кулачество и окружающих его монахинь.Допрошенные по делу свидетели КРАЙНЮКОВ, БАЛАНДИН, ГЛУХОВ и ЯКУШЕВ все это вполне подтвердили, показав, что благодаря влиянию САПОЖНИКОВА многие мероприятия волостного исполнительного комитета трудно выполнимы и последний в иных случаях почти безсилен с ним бороться, т.к. САПОЖНИКОВ настолько упрочил свой авторитет, что исключительно под влиянием его агитации население настроено против культурно-просветительных организаций.С целью извлечения личных выгод САПОЖНИКОВ всемерно поддерживал веру в "чудо обновления" иконы у гр. ОСИПОВА и через своих приверженцев старался его как можно больше популяризировать в массах, в то время как никакого чуда не совершалось и икона, по показаниям владелицы ее ОСИНОВОЙ, была вымыта за несколько времени до объявления ее обновившейся (см. л.д. 43).По показаниям тех же КРАЙНЮКОВА, БАЛАНДИНА и других, 1 мая при участии крестьян, что было противно попу, Волисполкомом и общественными организациями была устроена первомайская демонстрация, по окончании которой неожиданно в селе Колдыбань вспыхнул пожар. Горело семь домов. Одновременно с прибывшей на место пожара пожарной командой появился САПОЖНИКОВ, в руках у которого были иконы, и с некоторыми своими приверженцами он стал обходить вокруг горевших домов, препятствуя тушению пожара, а именно отвлекая присутствующее на пожаре население, и только благодаря вмешательству властей угрожавший другим строениям пожар был ликвидирован. Но на следующий день ликвидация пожара была приписана исключительно хождению САПОЖНИКОВА с иконами, но отнюдь не пожарной команде. Этого не отрицает и САПОЖНИКОВ, заявляя, что пожар прекратился по "Промыслу Божию" (см. л.д. N 14, 37, 38, 53, 54). Причины же возникновения пожара приверженцами попа объяснялись тем, что крестьяне приняли участие в безбожной первомайской демонстрации, за что и были "наказаны Богом". Этих слухов САПОЖНИКОВ не опроверг, а, наоборот, укрепил их своим враждебным отношением к Советской власти, каковое он демонстративно подтвердил хождением вокруг пожара с иконой, стараясь показать крестьянам, что власть безсильна что-либо сделать "без воли Божией".Усматривая, что факты преступной деятельности САПОЖНИКОВА Николая Петровича, выразившиеся:1) в использовании религиозных предрассудков масс в целях возбуждения их к сопротивлению распоряжениям власти;2) в действиях, направленных к возбуждению населения в сторону недоверия власти и дискредитации последней, что предусм. 58/10 ст. УК.Принимая во внимание все вышеизложенное, полагаю: дело передать на рассмотрение Тройки при секретном отделе ОГПУ.Пом. уполном. 6 Отд.(Якимова)СОГЛАСНЫПостановление1927 года "июня" "23" дня я, П/Уполномоченного Самгуботдела ОГПУ КОВАЛЕВ, рассмотрев дело по обвинению гр-на САПОЖНИКОВА Николая Петровича, происходящего из гр-н Херсонской губ., того же уезда с. Кантакузенка, проживающего в селе Самаровка Самарского уезда,Нашел:1) 23 мая 1927 г. гр-н САПОЖНИКОВ, являясь служителем религиозного культа, придя в дом гр-на Самаровки ОСИПОВА, где инсценировалось "обновление" иконы, умышленно не разъяснил собравшимся гр-нам ложности "обновления", а, наоборот, поддерживал суеверие в сердцах собравшихся, боясь этим потерять получаемый им от них доход.2) Также с целью извлечения материальных выгод во время пожара в селе Самаровка, случившемся в конце апреля или начале мая 1927 года, вышел с иконой и несколько раз обошел вокруг горевших изб, одновременно препятствуя тушению пожара прибывшей для этого пожарной команде. По ликвидации пожара приписал это своему хождению с иконой, но отнюдь не пожарной команде.3) Среди темного крестьянского населения вел агитацию о том, что Советская власть является "Властью Диавола", издаваемую ею литературу читать не следует. Культурно-просветительные организации посещать также не следует, так как через них власть развращает народ и ведет его к погибели. В этом отношении САПОЖНИКОВ особенно работал среди допризывников, пагубно влияя на ряды будущих красноармейцев.В результате такой агитации САПОЖНИКОВА имели место случаи нападок со стороны допризывников на представителей власти, которых они обвиняли в неправильных действиях, совершенно не имея на это никаких оснований. Одновременно допризывники разлагались сами.Усматривая в действиях гр-на САПОЖНИКОВА наличие фактов совершения обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах для извлечения материальных выгод, что предусмотрено ст. 123 УК, и фактов, направленных против Соввласти, выраженных в распространении ложных слухов, дискредитирующих власть и возбуждающих недоверие со стороны населения, что предусматривается ст. 58-18 УК, руководствуясь ст. 128 и 145 УПК, — означенное обвинение — 

Постановил: Предъявить гр-ну САПОЖНИКОВУ Николаю Петровичу, о чем копией настоящего постановления уведомить Самгубпрокурора.П/Уполномоченного (Ковалев)Согласен за нач. СО (Бешанов)Утверждаю ВРИОБ.ПОМ.НАЧ. СГО ОПТУ (Шкеле)Постановление мне объявлено, виновным себя не признаю.Подпись: Иером. Никита (Н.П.) САПОЖНИКОВП/У полномоченного (Ковалев)

Сапожников Николай Петрович. Характеристика.Находясь в ссылке, Сапожников, будучи враждебно настроенным против власти, использовал религиозные предрассудки в целях возбуждения населения против существующих прав порядка и призывал граждан к неподчинению власти и ее распоряжениям.

Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru