‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Хочу быть пред Господом чистой

В самарском селе Кинель-Черкассы отметили 70-летие кончины игумении Нины (Боянус).

В самарском селе Кинель-Черкассы отметили 70-летие кончины игумении Нины (Боянус).


Игумения Нина (Боянус).

Прочно вошло в наш обиход выражение: «несвятые святые». Так называется всем известная книга Митрополита Тихона (Шевкунова). Хотя и прославленных Церковью святых тысячи, но только, видно, так уж устроен человек, ему важно видеть подвижника рядом с собой. Обычным людям так легче жить в соответствии с Заповедями, когда на соседней улице они видят пример подлинной христианской жизни. И как радуется сердце при встрече с реальными примерами этого! Пусть даже речь идет о людях, не прославленных Церковью как святые. И даже живших многие десятилетия назад.

Жителям одного из крупнейших сел России - Кинель-Черкассы, что в Самарской области, такого масштаба личность стала открываться в самом начале 2000-х годов. Неожиданно в это село из далекой Беларуси приехали монахини Спасо-Евфросиниевского монастыря. Они пытались хоть что-то узнать о монахине Нине (Боянус), бывшей до начала Первой мировой войны начальницей Спасо-Евфросиниевского епархиального училища.

Поначалу задача казалась невыполнимой, ведь с момента упокоения игуменьи тогда прошло уже почти полвека. Однако среди пожилых прихожан храма Вознесения Христова, службы в котором не прекращались даже в годы гонений на Церковь, нашлись люди, сохранившие память о Вере Карловне Боянус. Правда, мало кто из них знал, что маленькая седая женщина, не пропускавшая ни одного богослужения, носила самый высокий для женщины сан - игумении. А вот то, что Вера Карловна отличный врач, способный взять на себя даже проведение несложных операций, знали многие, ведь она никогда не отказывала сельчанам в оказании медицинской помощи. И делала это безвозмездно, поясняя: «Хочу быть перед Господом чистой».

В скромный домик на одной из центральных улиц села, где Вера Карловна поселилась на склоне лет со своей послушницей Феклой Степановой, приезжали молодые люди из Самары. Здесь они получали уроки английского языка, поскольку Вера Карловна в совершенстве владела пятью иностранными языками. В семействе Боянусов это было обычным, ведь и мать Веры, Ольга Семеновна Боянус, вышедшая из старинного рода Текутьевых, владела несколькими языками, а один из братьев игуменьи Нины Семен Карлович Боянус знаменит как составитель англо-русского и русско-английского словарей, основатель собственной школы фонетики. А глава семьи Карл Карлович Боянус был известным врачом гомеопатом.

Кинель-черкасские краеведы все эти годы по крупицам собирали сведения о жизненном пути игумении Нины.

Родилась Вера Боянус 8 февраля 1878 года в Москве. Под влиянием Митрополита Владимира (Богоявленского), первого российского новомученика, и Архиепископа Серафима (Мещерякова), с которыми семья Боянусов поддерживала связи на протяжении многих лет, с раннего возраста загорелась мечтой посвятить свою жизнь Богу, стать монахиней.

Она поступила в 1898 году в Вировский Холмско-Варшавской епархии Спаса Всемилостивого монастырь. Уже через год, вопреки правилам, за свою «пламенную религиозную настроенность и самоотверженное служение ближним» была пострижена в монашество с именем Нина.

В 1905 году Владыка Серафим благословил монахиню Нину стать начальницей монастырского Спасо-Евфросиниевского училища. Здесь в полной мере раскрылись многие ее таланты и дарования.

Одиннадцать лет трудилась матушка Нина на этом поприще. Ее усилиями бедное трехклассное училище было преобразовано в шестиклассное и получило статус епархиального со всеми правами и привилегиями для его выпускниц. Было построено новое трехэтажное каменное здание училища и в память ее благочестивой матери устроена домовая церковь во имя Святой Троицы.

Большое внимание уделяла начальница училища духовно-нравственному воспитанию учениц. Она проводила с ними внеурочные беседы о вере и о жизни по Евангелию, которые в 1913 году были изданы в Полоцке отдельной книгой с названием «Наши беседы о жизни».

За свою деятельность по устройству училища в 1908 году монахиня Нина была награждена наперсным крестом, а в 1914 году указом Святейшего Синода за «отлично-усердную службу по учебно-духовному ведомству» возведена в сан игуменьи.

В 1910 году игуменья Нина принимала участие в торжествах по перенесению святых мощей преподобной княжны Евфросинии Полоцкой из Киево-Печерской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. В дни празднования Спасо-Евфросиниевское училище посетили представители царствующего Дома Романовых. Среди них - Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович и Великая Княгиня Елизавета Федоровна. 22 мая 1910 года будущая святая новомученица Великая Княгиня Елисавета удостоила монахиню Нину приема. В мае 1913 года Великая Княгиня Елизавета еще раз посетила училище, встречалась и беседовала с монахиней Ниной.

С началом Первой мировой войны в здании Спасо-Евфросиниевского училища был развернут госпиталь, в котором находилось до шестисот раненых. Сотрудники училища, его воспитанницы и сама матушка Нина в качестве сестры милосердия оказывала помощь раненым защитникам Отечества. Кроме того, игуменья Нина устроила небольшой лазарет в собственной квартире в училище, который содержался на ее средства. Как свидетельствуют письма игуменьи Нины того периода, порой ей приходилось делать до 150-ти перевязок в день, при том что на ее попечении оставалось более двухсот учениц и училищный персонал. В этот период матушка Нина в письме известному писателю Василию Васильевичу Розанову признавалась, что рада жить и чувствовать «одними нервами со страной».

Свою деятельность сестры милосердия она продолжила, находясь в эвакуации в Ростове Великом, куда в 1915 году выехала из Полоцка вместе с училищем.

Революция застала игуменью Нину в родительском имении в Самарской губернии. Почти в 50-летнем возрасте она окончила медицинский факультет Самарского университета и продолжила свое служение людям на новом поприще.

По данным С.А. Никитина, изучившего многочисленные документы из архивов, Вера Карловна в 1924-1927 годах работала врачом в детском санатории села Тоцкое, получая заработную плату у квакеров. Возможно, только это помогло ей сохранить жизнь в годы жесточайших репрессий против религии, хотя она и попадала в поле зрения чекистов.


Могила игумении Нины.

Матушка ежечасно подвергала себя опасности, но жить без Церкви не могла, всегда старалась селиться там, где была возможность посещать храм. До 1935 года она жила в Алексеевке вместе с духовно близким человеком, основательницей сызранской женской общины «Во имя Христа Спасителя» Марией Алексеевной Амбразанцевой-Нечаевой. После ее смерти и закрытия в Алексеевке храма Владимирской иконы Божией Матери перебралась в Самару, где до 1948 года трудилась врачом-педиатром в детской поликлинике и яслях. Здесь она служила людям не только как талантливый врач, но занималась благотворительностью, каждое воскресенье устраивая обеды для нуждающихся. Молилась в самарском храме в честь Апостолов Петра и Павла.

Потом матушка Нина перебралась в Кинель-Черкассы, где прожила последние пять лет жизни. Она личным примером, делом, словом, молитвой помогала всем, кто встречался на ее пути.

Земной путь игуменьи Нины окончился в канун великого праздника Покрова Божией Матери в теплый солнечный день 13 октября 1953 года. Проводить матушку в последний путь собралось множество людей, знавших и любивших ее. На отпевании присутствовало много духовенства. Всю дорогу от церкви до кладбища (а это более двух километров) гроб с телом усопшей несли на руках, отдавая ей этим последнюю дань любви.

В этом году 13 октября испол нилось 70 лет со дня кончины игуменьи Нины. По традиции, на ее могиле в Кинель-Черкассах была отслужена панихида. А 25 октября в районном доме культуры прошла третья научно-практическая конференция «Семья Боянус в истории Кинель-Черкасского района и России». Ее открыл глава района В.Л. Фролов, с приветствием к участникам обратился священник Отрадненской епархии Сергий Державин. На конференции выступили местные краеведы, а также гости из Самары: главный библиограф Самарской областной научной библиотеки А.Н. Завальный, доцент Самарского государственного института культуры Т.И. Ведерникова.

Конференция стала значимым событием в духовной и культурной жизни района. И хотя из знавших матушку Нину при жизни уже никого не осталось, имя ее не забыто у Бога и у людей. Напротив, с годами она словно открывает себя миру. И происходит это по воле Божией, чтобы дать нам добрый пример жизни во Христе.

Ирина Беляева, с. Кинель-Черкассы Самарской области.

159
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru