Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Архипастырь

“Возьми крест свой...”

Проповедь Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, произнесенная на Крестопоклонной неделе

Проповедь Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, произнесенная на Крестопоклонной неделе.


Через крестное страдание Вторая Ипостась Святой Троицы, Спаситель мира Христос примирил нас с Богом, с Небом. Христос Спаситель восстановил нас, но необходимо и наше внутреннее усилие. Мы должны следовать Его стопам в несении креста.
Через крестоношение и позорную смерть на кресте Христос препобедил начальника зла диавола и упразднил смерть.
Человек должен всецело принять волю Божию и следовать за Христом в несении своего креста. В чем это заключается — прежде всего, в исполнении заповедей Божиих. Да, порой буйство внутреннего мира не дает человеческому разуму примениться к этим нравственным нормам, и для этого требуется определенное усилие воли. А человек порой не способен к такому усилию, потому что своими физическими силами противостоять силам зла, которые также реальны, невозможно. И только через действие Божественной благодати он превозмогает все эти препоны и получает возможность пережить радость Богообщения.
Крест — это символ нашей победы, нашего Христианского упования. Вникая в тайну креста, взирая на Крест Господень, мы проникаемся Божественной любовью. Той любовью, с которой Христос взирал на нас.
Почему так произошло, что именно через страдания и крестную смерть Христос примирил нас с Богом? По замыслу Божию, это для нас останется тайной, непостижимой для человеческого разума. Но когда мы будем жить полнотой Церкви, вникая в сущность Священного Писания и Божественной любви, мы сами уязвимся этой Божественной любовью и проникнемся ею и получим радость присутствия Горнего мира в душе человека. И потому-то Христианин должен направлять все силы к Богу, шествуя тернистым путем самоочищения и самопознания, несения своего креста, отвержения своей воли, прикованной к суетному миру и испорченной.
В этот период поста мы подвергаемся многим испытаниям, различным нападкам как сил зла, так и внешним искушениям. Казалось бы, до этого человек был тих, незаметен, но вдруг в нем проявляются раздражительность, буйство и всякие другие страсти. Но если человек препобеждает все это, то он получает Божественную благодать, и благодать делает его мирным, радостным, исполненным светлой надежды. И крест для нашего поддержания износится, чтобы мы в несении своего креста по образу Самого Христа утверждали прежде всего свою веру — веру в Христа. Веру в то, что нелицеприятный Судия даст нам во исполнение земного пути все необходимое. Хотя Господь здесь, на земле, не обещал нам благ. Каждый последователь Христа будет нести свой крест — терпение скорбей, различные треволнения, испытания. И это действительно так. Каждый вставший на путь спасения подвержен страданию — по образу Самого Христа. Здесь ответ на то, почему Церковь бывает гонима: для самоочищения, для самоутверждения. Потому что силы зла не терпят противостояния. И что может быть общего у света с тьмою и у добра со злом. И потому-то эти две противоположные стороны всегда будут противостоять, до Второго Пришествия Христова. Тогда упразднится самый последний источник силы зла — дьявол — и восторжествует Царство Небесное, Царство благодати. И мы воскреснем со Христом, и земная наша плоть будет преображенной. И потому-то сила Животворящего Креста на этом жизненном пути должна нас утверждать и ободрять. Осеняя себя крестным знамением, мы получаем освящение и сохранение от различных наветов. Вместе с тем свидетельствуем наше христианское упование и нашу твердую веру. Веру, которую дал нам Господь различными путями: одни унаследовали ее от родителей, другие обрели в каких-то жизненных испытаниях. Вера, как свидетельствует Апостол Павел, есть дар Божий. И мы призваны этот дар сохранять и приумножать.
Вникая в тайну Креста и сорастворяя наш жизненный крестный путь со Христом, мы должны с твердостью уповать на то, что Господь не оставит нас в любых испытаниях, как не оставил сонмы святых Своих, воссиявших в уготованном им Царстве Небесном. Да, это и мистически, и реально. То, что порой нам предлагает идеология, пытаясь растворить в земном бытии построение земного рая, — это нереально. Тогда мы не получим ни этого, земного, ни иного — горнего рая. Потому что только устрояя свой внутренний мир, мы устрояем и земное бытие. Распыляя же свой внутренний мир и направляя волю ко злу, мы подвергаем себя и во временной земной жизни большим опасностям, а землю — различным катаклизмам. Потому что хаос всегда приходит от нецельной, растворенной во зле личности. Полная, содержательная личность, которая живописует образ Христа, — всегда целенаправленна, духовна, смиренна и тверда в своей вере, она устоит во всех жизненных испытаниях. И потому-то крест — это для нас еще и утверждение. Да, мы должны нести его на земле во всей полноте по образу Христа. И помнить, что Господь нас никогда не оставит, что есть светлая надежда. Если Христос прошел Свой тернистый путь, через Голгофу, через распятие, погребение и затем тридневное Воскресение, — это повторит каждый глубоко верующий человек. Вера — это наша светлая надежда, а Крест Христов — это наше упование. Аминь.

Проповедь произнесена 14 марта, в Крестопоклонную Неделю, в храме Воздвижения Креста Господня г. Самары.

19.03.2004
Дата: 19 марта 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru