Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Малая церковь

"Слушать голос своей совести"

Мы разговаривали с настоятелем самарского храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отцом Виталием о том, что происходит с современной семьей, как лучше воспитывать детей.


Увидеть молодого отца, окруженного своими малыми детьми, увлеченно занимающегося ими, сегодня можно очень редко. От этой картины веет полнотой бытия, покоем, счастьем — настоящим семейным счастьем, которое почти утрачено современными людьми. От протоиерея Виталия Калашникова в паломнической поездке «Волга Православная-2000» нынешним летом не отходили его детки — Ксения, Мария, Николай и Екатерина. С матушкой Ольгой остались дома самая маленькая — Елизавета, ей исполнилось тогда два с половиной месяца, и старшая Анна — она готовилась поступать в институт.
Мы разговаривали с благочинным г. Самары, настоятелем самарского храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отцом Виталием о том, что происходит с современной семьей, как лучше воспитывать детей. Его детки то и дело заглядывали, но нам не мешали, играли друг с другом.


— Отец Виталий, зачем вы взяли детей в такое далекое путешествие?
— Это не первая наша поездка. Дети видят свою русскую землю, святые места, монастыри. Ребенок подсознательно впитывает величие нашей веры, нашей земли. Детская душа — чистая, она видит мир незамутненным взором. Когда ребенок видит храм Божий, икону, молящихся людей, он чистым сердцем повторяет вслед за ними слова молитвы. Увиденное в детстве когда-то обязательно даст плоды.
— Вы думали когда-нибудь, что у вас будет много детей, мечтали об этом?
— Раньше — нет. А когда уже принял священнический сан, понял, что как-то надо спасаться. А спасаться надо в том числе и деторождением. Господь сказал, что жена спасается деторождением. Мне представляется, что в семье и муж, и жена одинаково сопричастны к этому дару Божию. Дети — это дар Божий. Многие относятся к этому дару скептически, а порой и уничтожают его, попадая под действие сил тьмы. Когда совершается аборт, а это детоубийство, я считаю, мать и отец одинаково повинны в этом грехе. В нашей семье нет особого достатка, но наши дети сыты, обуты, одеты. Думаем, что Господь и воспитает, и выкормит. Главное — веровать и уповать на Бога.
— Кто у вас в семье больше занимается детьми?
— Больше матушка, потому что я занимаюсь добыванием хлеба насущного. Зарплата не очень большая, священник живет требами, это всегда было так. С детьми у меня очень тесный контакт, а иначе и невозможно. Если сильно захотеть замкнуться в свой мирок, можно взять в руки газету или включить телевизор. Но для меня это, наоборот, некомфортно. Телевизор разъединяет: семью, родителей и детей, детей между собой.
— Распространена точка зрения, что одному ребенку родители смогут больше дать, в смысле образования, материально и тому подобное.
— Эту мысль тогда нужно развивать и дальше. Если не будет ни одного ребенка, мы сможем дать больше лично себе. Увидеть весь мир, попутешествовать. Зачем нам этот ребенок, связанные с ним безсонные ночи, кормление, болезни. Это языческая философия наслаждений, она приведет в духовный тупик. Это малодушие, маловерие — когда одного ребенка родят и дрожат над ним. А случись, потеряешь этого ребенка, локоток близок, да не укусишь уже. А сколько детей уже убито! Самое страшное, что это обмирщенное представление о детоубийстве стало обыденным, и неверующие женщины не страдают от мысли, что столько детей они во чреве загубили. Но мне представляется, что даже и неверующие женщины должны испытывать чувство вины, оно в природе человека заложено.
Даже посмотреть обыденным взором: ждешь детей, их воспитываешь, потом приходит зрелость, старость, ждешь внуков, души в них не чаешь. Это же от Бога заложено в душе человека. Счастье не в том, что у тебя единственный ребенок в Англии выучился или в Московском университете. Да пусть они лучше техникум закончат, но будут честные, добрые, справедливые, любящие. Зато ты не убил ребенка, ты не спустил его в унитаз в абортарии. На тебе нет крови твоих детей. В Самарской области из десяти тысяч зачатых детей рождается всего семь тысяч! Почти в два раза смертность превышает рождаемость. Это потому, что люди увлеклись золотым тельцом.

— Американцы в 60-е годы, а мы чуть позже, воспитывали детей по доктору Споку, который отрицает наказание. Потом по Никитиным и т.д. Наказывать или не наказывать детей, а если наказывать, то как?
— Святые отцы говорят, что наказание должно присутствовать в воспитании детей. Но наказывать детей нужно не в приступе гнева. Отец или мать должны взять себя в руки, остыть внутренне, чтобы ребенку сказать: «Ты совершил плохой поступок, совершил грех, прогневал Бога, не послушав мать или отца». Нужно подвести ребенка к иконе, предложить попросить прощения у Господа. Заставить его положить поклон или несколько, в зависимости от его здоровья. Если он крепенький, сорок поклонов положит, для него это только зарядка. Если он болеет или слабенький, ему и одного поклона будет достаточно. Он будет знать, что перед Господом виноват, перед совестью своей. Связывать воспитание надо именно с Богом.
— Вы наказываете своих детей?
— Обязательно. Они же обычные дети, как все, им хочется пошалить, они не всегда уступают друг другу. Иногда даже можно в угол поставить. Становись в угол, читай Иисусову молитву. Но когды ты гневаешься, сам во злобе, ребенок это чувствует. Он чувствует отсутствие любви в твоем поступке. Для него это травма, ты для него в эту минуту чужой и он реагирует на наказание неадекватно. Даже когда наказание справедливо, во гневе оно бывает чрезмерным. Не продиктованное любовью, оно воспринимается ребенком как несправедливое.

— Многие родители сейчас страдают от того, что взрослые дети относятся к ним грубо, без почтения.
— Взрослых детей мы укоряем в безнравственных поступках, неуважении, ругани, пьянстве и многом другом, не видя причины. А причина-то кроется в нас, родителях. Мы должны смотреть в корень. Положа руку на сердце, надо сказать, что всю жизнь мы безпокоились о том, как накормить, обуть и одеть ребенка. А твой ребенок знает «Символ веры», азы своей веры? Отвечают: «Нет, но он у нас крещеный». Но крещеный и верующий — разные вещи. Крещеных у нас почти весь город, а вот верующих людей мало. А живущих по вере еще меньше. Важно самим жить по вере, быть благочестивыми в глазах своих детей. Тогда меньше будет проблем, когда детки начнут подрастать. Потому что дети, как губка, впитывают все, что видят вокруг.

— С какими проблемами дети и родители чаще всего обращаются к священнику?
— Дети чаще всего говорят или пишут: «Не слушаюсь маму». Осознают это, и слава Богу. Очень важно сделать ребенку мягкое, любящее внушение, что нельзя этого делать. Когда ты слушаешь маму, с собой борешься, пытаешься удерживать свои страстные порывы, это Богу приятно и родителям потребно. Что касается взрослых — это «спорю, с детьми ругаюсь, бранюсь». Наша общая печаль в том, что родители гневливы, устали от жизни, у них нет твердого упования на Бога, на Божью помощь, все поглощает забота о куске хлеба, о завтрашнем дне. Не случайно Господь сказал, что люди будут издыхать от страха грядущих бедствий. Издыхать — это духом падать, унывать, отчаиваться. И заметьте, не от наступивших бедствий, а по маловерию своему будем падать духом от ожидания грядущих бедствий.
— Боимся того, что останемся без средств к существованию...
— Мы голодаем духовно, а вот физически порой и объедаемся, и опиваемся. Лет 15-20 назад нельзя было достать ни молитвослова, ни Евангелия. Когда мне подарили в 74-м году маленькое карманное Евангелие, для меня это был чудесный подарок, до сих пор оно у меня цело. А сейчас, посмотрите, православной литературы море, интересуйся, человече. А человек больше интересуется внешним — политикой, реформами. Дети его меньше интересуют, он устранился от воспитания детей. Дети вырастают эгоистами.

— Родители, у кого есть средства, водят детей чуть ли не каждый день на концерты, в театры, стараются дать детям «все». Как вы относитесь к такому перекармливанию ребенка впечатлениями?
— Отрицательно, скептически. Мы ни разу не были в «Макдональдсе» и ничуть об этом не жалеем. Деток классом водят на детские спектакли, я не возражаю. Но вместе с тем это не та закваска, которую мы должны вложить в душу ребенка. Иначе он так театралом и вырастет и всю жизнь будет с видом знатока смаковать какие-то сцены, знать актеров поименно и их биографии — и все. Неужели человек рождается и приходит в мир, чтобы погрузиться в это? Верующие видят, что это всего лишь лицедейство, дети в театре видят не ту жизнь, какая есть на самом деле, а иллюзорную, призрачную, часто воссозданную с иронией, сарказмом, насмешкой. Пародию на жизнь. Идите, посмейтесь над жизнью. А что над ней смеяться? Над ней плакать надо.
— Есть игрушки, которые развивают ребенка: кубики, пирамидки. Но многие современные игрушки часто производят отталкивающее впечатление.
— Вспомните игрушки нашего детства. Их было не так много, но они были такие дорогие для нашего детского сердца, что мы можем их и сейчас по пальчикам пересчитать. Мы развились, и этому не помешало, что игрушек было не так много. А современные игрушки порой отражают безнравственность, бездуховность, — это монстры. Это западные образцы, это все не наше. Наши игрушки — добрые. Если куколка, то на лице улыбка, она целомудренна, в одежде. У русского народа есть свое самосознание, свой, как сейчас говорят, менталитет. У моей дочери на выпускном вечере в школе учительница сказала, что нам надо вместе ломать свой менталитет. Откуда она это взяла? И вот я недавно прочитал, что на совещании в Министерстве образования принимался программный документ о школе, в котором заложена идея о «ломке русского менталитета». Что, понятия добра, чести, патриотизма, Родины уже изменились? По образованию мы были на третьем месте в мире, теперь на сто-каком-то. Вот плоды реформ, погони за золотым тельцом. Осталось нам только «менталитет сломать», превратиться в быдло, не помнящее ни родства, ни истории, ни культуры, ни веры. И такая программа провозглашается в качестве государственной политики! Кто правит бал? Новый министр образования Филиппов отменил сексуальное образование в третьем классе, мы все стали радоваться. И вот — такая большая ложка дегтя.

— Сейчас на удивление много бездетных пар, в Самарской области по статистике — 20 процентов, откуда эта напасть?
— Причина безплодия у женщины — безпорядочная половая жизнь, аборты и их последствия. Господь наказывает человека тем, что лишает его детей. Вспомни, как безрассудно ты провела свою юность и оплакивай свою жизнь, можешь взять на воспитание сироту или бездомного ребенка, совершить подвиг. Если же речь идет о тех людях, которые решили попозже завести детей, пожить всласть — западная тенденция, — что ж, попробуйте. Но все хорошо в свое время. Людям хочется сейчас какого-то счастья, а закон жизни заложил-то Господь. Счастье в ожидании ребенка, в деторождении, в воспитании. Посмотреть, как он в коляске маленький лежит, как ручонки свои тянет, первые слова говорит. Что может быть прекрасней, святей и чище того, чем Господь благословил этот мир даровав новую жизнь. А мы так все извратили, что считаем: смысл жизни в сластолюбии и наслаждениях. Но погнавшись за этим призрачным счастьем, человек оказывается глубоко несчастным, — нет детей и уже ничего не связывает жену и мужа, полное опустошение. Потому что закон Божий они не соблюли.

— Сейчас семьи разрушаются. Мужья уходят от жен к молодым любовницам, жены — к любовникам, бросая детей. Что такое происходит?
— Нехристианское видение или понимание мира на это и рассчитано. Что это я себя в жертву-то буду приносить? Зачем чужой крест буду нести? А Господь сказал: «Носите тяготы друг друга» и так исполните закон. Человек должен донести свой крест. Если от Господа ему определена больная жена или муж, ну что ж, зато твой, нежели чужой и безчестный. Семьи распадаются от нежелания нести крест, жертвенности нет в человеке. Вот после войны — у нее муж погиб, а она замуж-то не выходит, хотя и могла бы — так сильна и крепка любовь и память о муже. А сейчас слово «любовь» имеет скорее плотское значение, а не духовное. Люди легко сходятся и легко расходятся, общаются на каком-то биологическом уровне. Мы теряем что-то безвозвратно. У верующих есть запреты, они знают, что блуд — страшный грех, который наказуем от Бога. Это их удерживает от порочного образа жизни.

— Что самое главное в воспитании?
— Слушать голос своей совести. Она от Бога и не даст поступить неправильно. Другое дело, что мы этот дар Божий настолько заглушили, что живем в каком-то виртуальном мире. Защищая ребенка, когда он неправ, не наказывая его, мы закладываем будущую погибель своему ребенку. Схемы воспитания сменяют одна другую, а главное остается простым — совесть в человеке, вот ее и слушай. Нам, родителям, надо общими усилиями приближать освобождение России от безумных реформ, от безумия безбожного времени. Время сильно сжимается, ты в нем как вспышка. Взрослые должны передавать опыт детям, другое дело, что их уже воспитали без нас, и гордость развилась так, что голос матери или отца не так уж значим.
И у нас в семье случаются и неурядицы, и непонимание друг друга, непослушание детей. Если ребенок не хочет класть поклоны, говоришь: «Я за тебя положу». И искренне просишь Господа: «Прости, что он упорствует», — и самому становится благостно и легко, ты начинаешь его больше любить, щадить и понимать, а он чувствует свою вину и льнет к тебе. Самому надо глубоко смиряться. Смирился, поставил себя ниже ребенка — он стоит, ему и сказать нечего, сокрушается сердцем. Воспитание детей — это та нива, на которой требуется много духовной работы и духовных знаний, нам, родителям придется им учиться самим до конца своей жизни.

Людмила Белкина
15.12.2000
Дата: 15 декабря 2000
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru