Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Уроки доброты

Тридцати восьми педагогам городских и сельских школ Самарской области вручены cвидетельства на право преподавания предмета «Основы Православной культуры».


3 марта в Самарской Духовной семинарии Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и ректор Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО) Игорь Александрович Носков вручили cвидетельства на право преподавания в школах предмета «Основы Православной культуры» тридцати восьми педагогам городских и сельских школ. А перед началом торжественного собрания мы попросили нескольких педагогов рассказать о том, как сейчас организовано преподавание этого предмета в самарских школах.

Преподаватель подросткового клуба «Пламя» (г. Самара) Татьяна Михайловна Морковская рассказала:
— Мы начинали с детьми потихонечку говорить о Боге, когда еще и предмета такого не было. Рассказывали о Самаре, о Небесном покровителе нашего города Святителе Алексии, о праздниках церковных. Я тогда работала в 162-й школе и клубе «Космос». А вскоре стали к нам в школу приходить священники — игумен Корнилий из Свято-Владимировского храма, священник Николай Филёв из Елисаветинского храма… А когда при Воскресенском соборе организовалось паломническое братство «Светоч», мы стали деток на экскурсии возить. И они уже потом делятся со сверстниками своими впечатлениями: «А вот здесь мы были!.. А этот храм без единого гвоздя построен!..» Очень понравился им храм Новомучеников и Исповедников Российских в поселке Прибрежный… Много нового и полезного для души узнаем мы в паломнических поездках, в Крестных ходах. Сейчас мы ведем уроки по разработанной программе, обогащая их материалами из жизни. Делаю выписки из «Благовеста» — я его читаю с самого первого номера, из журнала «Православная радуга»…
Интересный случай был недавно. У нас в классе учатся два мусульманина, и когда мы поехали в Смышляевку, с нами поехала мама одного из них. Зашла в храм, посмотрела, походила — и говорит: «Впечатляет! Об этом надо подумать!..» В этом храме не только очень благолепно. Над входной дверью во всю стену написана фреска «Страшный Суд», и изображенная на ней картина заставляет задуматься о самых серьезных вещах.
Дети должны знать свои истоки. А история России неотделима от Православия! На Руси азбука началась от святых Кирилла и Мефодия, первая летопись была написана в монастыре. У нас ведь даже Новый год и начало обучения в школах раньше совпадали: с 1 сентября!

Инна Григорьевна Дмитриева, преподаватель вспомогательной школы № 169:
— Я работаю уже сорок лет в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот, это на Мехзаводе в Самаре. В 90-е годы мы детей-сирот окрестили и после этого постепенно стали им говорить о вере в Бога. Сначала это нам не очень удавалось, ведь и сама я, хоть была верующей с детства, всерьез к Богу пришла уже после сорока лет. На помощь пришел настоятель Казанского храма на Мехзаводе протоиерей Вадим Подолько, он помог нам оборудовать молельную комнату, стал окормлять наших деток. И много детей пришло в храм! Сироты, больные, с недостатком интеллекта, — и они не пропали! Четверо наших ребят несут послушание в храме.
У Юры Мальгина была не только умственная отсталость, но еще и эпилепсия. Когда наши ребята заканчивают девять классов, городская психолого-медико-педагогическая комиссия дает заключение о возможности дальнейшего обучения в ПТУ либо — помещения их в инвалидный дом. Так вот его однозначно прочили в инвалидный дом. Отец Вадим на все лето взял его в храм, Юра три месяца пожил там, помолился, поработал для храма. А сейчас у него сняли инвалидность, приступы эпилепсии стали очень редкими, и он работает, он полноценный член общества, прихожанин! Посмотришь на него и не скажешь, что ему ставили тяжелейшую умственную отсталость.
Еще удивительнее история другого нашего выпускника. Коля, окончив нашу школу, поехал вначале в Оптину пустынь. Сейчас он уже иеромонах Нектарий, служит в монастыре Ивановской епархии. Вот что делает благодать Божия!
Дети, которые ходят в храм, не пьют, не курят, постоянно на службы в храм приходят… Это наша радость!
Есть свои особенности в преподавании Православной культуры нашим ученикам, ведь это дети со значительным нарушением интеллекта. Мы им упрощенно преподаем. Вот я объясняю им, что значит тот или иной праздник, и им это понятно, потому что праздники они встречают в храме. Отец Вадим приходит к нам очень часто, благословляет детей. Летом мы уезжаем в лагерь — отец Вадим приходит к нам с церковным хором, служит молебен о путешествующих. И, слава Богу, все проходит нормально, хотя дети бывают очень тяжелые.
…Считается, что человек красив, если у него правильные черты лица. А сейчас смотрю на одну женщину, выпускницу нашей школы: некрасивая, но какая же она прекрасная! Светлое лицо, и все она знает, как надо жить по Божьим заповедям, только и молится, только и слышишь от нее: «Спаси Господи!», «Во славу Божию!..» Такая вот преображающая красота Православия…

Алексей Владимирович Яковлев
, преподаватель истории средней школы пос. Волжский (Большая Царевщина) Красноярского района:
— Предмет «Основы Православной культуры» в нашей школе пока не преподается. Как кружок я его веду, но лишь с небольшой группой. А в расписании этого предмета пока нет. Дети по-разному относятся к Православию. Кто-то очень активно интересуется, а кто-то не готов к разговору на духовные темы. К сожалению, и родители, и педагоги в школе далеко не все понимают, насколько важно преподавание Основ Православной культуры! Иногда хочется доказать этим людям, что этот предмет просто необходим. Кто-то, даже если до этого был равнодушен, воспринимает и сам загорается, даже может стать помощником. Я считаю, что преподавать этот предмет надо начиная с малого возраста, с первого класса. Создать особую атмосферу благожелательности, которая, к сожалению, иногда отсутствует на уроках.

Преподаватель иностранных языков из села Коноваловка Борского района Татьяна Алексеевна Котина:
— В нашем районе обсуждается вопрос о внедрении предмета «Основы Православной культуры» в школу, но директора школ пока противятся. У нас в Коноваловке сейчас просто батюшка Николай Котин в школе сам ведет занятия, когда просят. А в школьную сетку этот предмет не вписан. Я пока еще не преподаю Основы Православной культуры, но, надеюсь, буду. Сейчас я очень волнуюсь, как будто предстоит экзамен сдавать. Очень рада, что я эти курсы прослушала, и хотела бы еще позаниматься на них, для самообразования. Знаю-то я пока самые-самые азы, хотелось бы, конечно, поглубже знать такой важный предмет.

На торжественном собрании по случаю вручения педагогам свидетельств об окончании курсов присутствовали два ректора: ректор Самарской Духовной семинарии Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и ректор Самарского института повышения квалификации работников образования Игорь Александрович Носков.
Архиепископ Сергий начал свое выступление с радостной новости:
— Неделю назад я был в Москве на приеме у Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и Патриарх однозначно сказал, что уже достигнута предварительная договоренность о включении Основ Православной культуры не на факультативной основе, а в общеобразовательную сетку. Так что все разговоры о том, нужно преподавать этот предмет или нет, уже излишни, сомнения в необходимости преподавания этого предмета могут быть только в неподготовленном сознании либеральной интеллигенции. Возрождение нашей Родины возможно только через веру. И необходимо прикоснуться к нашим историческим ценностям — подлинным святыням, героям, богатырям духа, — чтобы через них, проникаясь идеями Православной веры, образовательная система привила детям любовь к Родине, земному Отечеству. Сейчас происходит противостояние этому даже в нашей образовательной системе. Но, поверьте, это невежество или сознательное противостояние нашему народу, его идеалам. Напротив, Церковь пытается пробудить самосознание русского народа, в том числе и через сферу образования.

О непонимании, а то и прямом противодействии преподаванию в российских школах Основ Православной культуры говорил и ректор Самарского института повышения квалификации работников образования Игорь Александрович Носков:
— Социологическое агентство распространило анкету, в которой есть такой вопрос: «Правомерно ли тратить бюджетные деньги на изучение в школе Основ Православной культуры?» Я ответил на этот вопрос: «Конечно, вполне правомерно!». Потому что это культура русского народа! Русский народ этот бюджет созидает, и он вправе распоряжаться этими деньгами. Почему не задают вопрос, правомерно ли изучать мировую художественную культуру? Зарубежную литературу? Правомерно ли тратить деньги на изучение иностранных языков, в то время когда количество часов на изучение родного языка и литературы сокращено? Здесь такие вопросы не ставятся. Предлагают народу, который отдает деньги в бюджет, еще дополнительно какие-то свои деньги тратить на изучение своей культуры.
Буквально вчера с высокой губернской трибуны прозвучал отчет о социально-экономическом развитии нашего региона — очень оптимистический: по всем позициям у нас процветающий регион, процветающий город. Но… «немножко не очень хорошо у нас в селе» — 56 процентов населения безработные! Это официальная цифра. И я думаю, эти два фактора связаны между собой. То, что мы ставим под сомнение, нужно ли за счет бюджета изучать свою родную культуру, и — деградация села.

Заведующий межвузовской кафедрой Православной педагогики игумен Георгий (Шестун) сказал:
— Если бы такие слова, которые говорятся против Православной Церкви, против русского народа, были сказаны в адрес любой другой нации, это сразу вызвало бы возмущение. А мы молчим! И здесь нам надо преодолеть наш страх двадцатого века, когда Православных как только не обзывали: и мракобесами, и кровососами, — а нам нельзя было и слова сказать в ответ. Нас с тех пор привыкли безнаказанно оскорблять. Нам нужно научиться не только молчать, но и где надо свою силу показывать. Ментальную, народную, юридическую силу. Закон об образовании требует строить образование на основе традиционных культурных ценностей народа. Конституция, 44 статья, 3 пункт гласит: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия». И поэтому в Самаре мы уже делаем то, что закон нам позволяет. Конечно, должны мы делать это профессионально, чтобы не допускать дискредитации этой идеи. Православная культура должна быть стержнем всего образования в российских школах. Нести в школы не только знания, но и дух.
Подготовила Ольга Ларькина.
Фото автора.

Встреча в Губернской Думе
10 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание рабочей группы по проблеме введения в школы области предмета «Основы Православной культуры». Поводом к встрече в Думе стали открытые письма представителей татарских организаций Самары, выступивших с призывом запретить преподавание Православной культуры в школе. Вел заседание председатель комитета Губернской Думы по здравоохранению, образованию и социальной политике Николай Мусаткин. Среди принявших участие в заседании были заведующий межвузовской кафедры Православной педагогики игумен Георгий (Шестун), лидер движения «Самара Православная» и депутат Губернской Думы Дмитрий Сивиркин. На заседании были представлены лидеры татарской общественной организации «Туган тел» и представители духовного управления мусульман Самары. Официальное приглашение на это мероприятие в Самарское Епархиальное управление не поступало, зато не забыли пригласить «епископа Василия», представляющего одну из самарских протестантских деноминаций. Такая избирательность приглашенных сразу насторожила Православную общественность. Вот почему в этот день в Думу пришли по велению сердца Православные граждане, желающие, чтобы их детей учили в школах не валеологии и секспросвету, а Православной культуре.
Проректор по науке СИПКРО Елена Павловна Бельчикова в своем выступлении рассказала о том, каким же будет этот предмет — Основы Православной культуры. Но даже ее умиротворяющая, аргументированная речь, снявшая множество недоумений, все же не привела к желаемому примирению сторон. Представители татарской общественности продолжали озвучивать уже известные по открытому письму подозрения, что якобы татарских детей будут на уроках приобщать к Христианским ценностям. Аргументы приводились самые разные. Рассказали о безымянном мальчике из так и не выясненной самарской школы, которому учительница рисования поставила двойку за то, что он на уроке нарисовал вместо храма мечеть. Спрашивали создателей курса Основ Православной культуры, как будут на уроках рассказывать детям о татаро-монгольском иге, о завоевании Царем Иоанном Грозным Казани…
И только выступление игумена Георгия поставило все точки над i и подвело итог достаточно бурной дискуссии. Отец Георгий заявил о неукоснительном соблюдении принципа добровольности при изучении этого предмета. Священнослужитель предложил самарским мусульманам содействие в подготовке альтернативного предмета «Основы исламской культуры», а пока такого курса нет, татарские дети могут уже сейчас изучать историю мировых религий. Далее выступающий отметил не религиоведческий, а культурологический характер предмета «Основы Православной культуры» и поставил перед губернскими властями проблему так: этот предмет из факультатива и школьного компонента (выбираемого отдельной школой) должен стать региональным компонентом во всех школах Самарской области. Это не только не приведет к обострению национальных и межрелигиозных отношений, но напротив, станет фундаментом добрососедства, взаимного уважения и терпимости в регионе. На этой ноте и было завершено заседание.


На снимках: Архипастырское благословение учителю на преподавание в школе Основ Православной культуры;  игумен Георгий (Шестун) выступает перед педагогами.

Соб. инф.
17.03.2006
Дата: 17 марта 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
5
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru