Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Малая церковь

Вечера на хуторе близ Вильшанки

Украинских стариков, брошенных своими детьми, усыновляют… батюшка и матушка.


Некогда заброшенный хутор Степок, соседствующий с деревней Малая Вильшанка (Киевщина), сегодня снова возрождается. Жизнь в этой украинской глубинке забила ключом после приезда семьи обуховского священника Михаила Маковия. Вместе со своей матушкой Галиной он помог местным жителям решить проблему безработицы: создал приют для престарелых, в котором руководствуются не должностными инструкциями, а Божьими заповедями…

Под покровом святой Иулиании

Официальное название этого приюта — Православное сестричество святой княжны Иулиании Ольшанской, прославившейся своей благотворительностью (ее нетленные мощи почивают в Киево-Печерской Лавре).
Сейчас под небесным покровительством святой Иулиании находятся около тридцати инвалидов и стариков. У каждого из них своя боль, своя трагедия. К примеру, дед Гриша попал в приют после тюрьмы. Точнее, его милиционеры доставили: дескать, ему некуда деваться, а прописать в следственном изоляторе закон не велит.
Бабку Елену младший сын Виктор выгнал зимой из квартиры, которую потом успешно продал. После морозной ночевки под окнами старшего сына Николая бедную старушку с двусторонним воспалением легких увезли на «скорой». Целый год Елена Марковна прожила в больнице, но ни сыновья, ни внуки так ни разу ее и не проведали.
Сын Ольги Александровны повел себя более «гуманно»: лично доставил родную мать в приют. Завел ее в коридор, усадил на диван и… быстро смотался. Подальше от стыда и позора. «Ведь говорил же, что отвезет меня в больницу», — со слезами вспоминает бедная старушка…
Бабке Параске в молодости было не до счастья в личной жизни. Муж погиб еще на фронте. С тех пор замуж так и не вышла. Некогда было: на руках остались маленькие Витя и Люба — дети родной сестры, уехавшей на Донбасс в поисках лучшей жизни. Вот и приходилось днем горбатиться в колхозе, а ночью стирать пеленки да распашонки. Пока была здоровой и крепкой, не только дети, но и внуки радовались каждому ее приходу. А как пришла старость и немощь, некому ни воды подать, ни дров нарубить, ни крышу починить. Наверное, так и замерзла бы в своей «хатынке», если бы вовремя не заглянул отец Михаил: посадил старушку в свое авто и привез в родную богадельню…
Самая почтенная в приюте — бабка Настя, родившаяся еще в 1914 году. Самая «боевая» — бабка Тамара, принимавшая участие в Сталинградском сражении. Самый заслуженный — поэт Владимир Кудрявцев, чьи песни («Стожары», «Поверь очам» и другие) звучали в исполнении Софии Ротару. Увы! Сегодня этот 72-летний дедушка забыт не только известной певицей (баллотирующейся в Верховную Раду в блоке спикера Литвина), но и обеими родными дочерьми.
А самой молодой считается Наташа Павленкова, бывшая спортсменка, пловчиха. Из-за рокового взрыва газового баллона она лишилась обеих ног. В приют попала только с больничной справкой о своей выписке, остальные документы сгорели в огне пожара. Несмотря на тяжелейшую инвалидность, Наташа ухаживает за стариками: передвигаясь на коляске, она делает им прически, пишет стихи и поздравления…

Блаженнее давать, чем получать

Традиция социального служения (диаконии) Церкви в Обуховском районе на Киевщине возродилась по инициативе матушки Галины, возглавившей Православное сестричество святой княжны Иулиании Ольшанской.
В прошлом Галина Маковий была заместителем директора продовольственного магазина, ее муж — слесарем на картонно-бумажном комбинате. В Обухове они получили квартиру, вырастили двоих сыновей. Когда же глава семейства решил стать священником, супруга вместе с ним отправилась в Малую Вильшанку: нужно было восстанавливать храм, разрушенный еще в компартийные годы.
Доходы, полученные в торговле, Галина передала на ремонт сельской приходской школы. Немалые деньги понадобились на восстановление разрушенного приходского дома и сооружение крестильни. По инициативе матушки также удалось открыть первую в стране безплатную столовую для обуховских инвалидов, позже — швейную мастерскую для их трудоустройства. Ведь в то время государство давало таким людям жалкое пособие по нищете — всего лишь 67 гривень в месяц!
Через некоторое время Галина Маковий пришла к выводу, что совмещать роли бизнес-леди и матушки ей больше не удастся. Со своей работой в торговой сфере она простилась навсегда, но полученные знания и навыки по налаживанию деловых контактов пришлось применять и в дальнейшем. В 1999 году матушку пригласили на семинар в соседнюю Польшу, где и поделились опытом превращения бывшей тюрьмы в богадельню. После возвращения на родину местные власти согласились передать Маковиям заброшенное здание школы, от которой уцелели только стены и крыша. Так совместными усилиями матушки и батюшки и был создан Православный приют на хуторе Степок. С тех пор они считают, что приход должен нести и социальное служение.
С появлением приюта семья священника начала приобретать гигантские размеры. В ней исчезли различия между своими детьми и другими людьми — брошенными стариками, инвалидами… Маковии решили распахнуть свои двери для всех, кто нуждается в их помощи и милосердии. Накормить, подлечить, вымыть, обстирать — это лишь небольшая толика того, что делает матушка Галина. Она и хозяйка, и сестра милосердия, и нянечка… Батюшка тоже старается не отставать: после выполнения духовных треб занимается физическим трудом. Работы непочатый край: летом приходится копаться в огороде и на поле, а когда настают холода, отец Михаил объезжает «хатынки» старушек-прихожан, чтобы дров напилить, печь растопить, воды наносить.
Семейный подвиг Маковиев не остался без внимания: за свое нелегкое служение матушка получила два ордена — Великомученицы Варвары и орден во имя Рождества Христова. Однако после получения столь высоких наград ее… оклеветали! С подачи одного «доброжелателя» в обуховской прессе появилось «сенсационное» сообщение о монахине (!) Галине Маковий: дескать, она «прикарманила» 45 тысяч долларов, полученных в результате продажи дома, подаренного сестричеству. В ходе разбирательств оказалось, что на самом деле тот дом был продан за 71 тысячу гривень — эту сумму перечислили в обуховское стройуправление №3 для погашения долгов, возникших при сооружении храма на хуторе Степок. Однако подавать в суд на своих обидчиков-клеветников матушка и батюшка не стали. Решили последовать совету поэта: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца»…

На  страже пятой заповеди

В этом Православном приюте людей не делят ни по национальности, ни по вероисповеданию. В отличие от аналогичных госучреждений, сюда попасть намного легче и проще: не надо собирать кучу всяких справок и оббивать пороги чиновников-бюрократов.
Покой и отдых стариков обезпечивается не только за счет пожертвований верующих. Ведь Православное сестричество имеет и свое подсобное хозяйство, которое состоит из двух коров, пятнадцати поросяток, трехсот голов птиц… В сельском пруду разводят карасей. Десять гектаров поля отведено под зерновые, полтора — под овощи. Ранней весной в теплице выращивают огурцы. Яблоки тоже не базарные: их собирают в саду, где урожая хватает и на варенье, и на сушку, и на праздничные пироги. На хлеб насущный зарабатывают с помощью своих «железных лошадей»: трактора, грузовика и микроавтобуса. А прошлым летом Православное сестричество вместе с благотворительным фондом «Возрождение Украины» провело акцию под названием «Свечка доброго сердца». Средства от реализации этих свечек использовали для капремонта в приюте, закупки одежды и обуви, лекарств и продуктов питания.
Разумеется, «вечера на хуторе близ Вильшанки» заметно отличаются от монотонной жизни в государственном доме престарелых. Здесь за стариками ухаживают с особым терпением и неподдельной заботой, руководствуясь библейскими правилами, а не нормативными требованиями госструктур. Каждый день начинается и заканчивается чтением молитв. Кроме «телесных» лекарств используются и духовные — святая вода и просфоры. После завтрака проводят различные медпроцедуры, потом — молитва в храме и душеполезные беседы. Во время обеденного перерыва старики трапезничают, отдыхают, читают газеты и смотрят телевизор.
Но, пожалуй, главное достоинство Православного приюта не в создании санаторно-курортных условий для своих обитателей, а в стремлении всегда быть одной дружной семьей, благодаря которой можно облегчить душевные страдания, загладить обиды на неблагодарных детей-отказников. И печаль, и радость здесь делится на всех. Ведь жить с мучительными воспоминаниями о том, что тобой пренебрегли те, кто обязан тебе своей жизнью, порой становится невыносимо.
— Как люди относятся к своим стареньким родителям сегодня, так завтра и будут сами доживать свой век, — говорит глава Православного сестричества матушка Галина Маковий. — Пятая библейская заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы хорошо тебе было и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой дает тебе». В условиях глубочайшего материального и морального кризиса нашему обществу необходимо понять, что без любви к своим родным и близким мы как народ сохраниться не сможем…
Когда бросают детей, их называют сиротами при живых родителях. А вот как назвать стариков, от которых отказались взрослые чада? Но, наверное, надобно искать не высокопарные эпитеты из шекспировского короля Лира, а какой-то выход из создавшейся ситуации. Тем более что сегодня почти каждый четвертый украинец перешагнул за пенсионный рубеж, а демографы говорят о быстрых темпах старения нации. По официальным данным, в домах престарелых нынче коротают свой век около 50 тысяч стариков — это те, которых государство признало одинокими. А кто возьмет на казенные харчи тех, кто стал обузой для собственных детей?
В народе говорят: старость родителей — совесть детей. Библейскую заповедь о почитании отца и матери не нарушали даже в лихолетье. Почему же сегодня так черствеют сердца? Не потому ли, что забывают христианские традиции, по которым столетиями жил наш Православный народ? А вместе с ними забывают и другое: старики — это мы. Только в будущем…

Валентин Ковальский г. Киев.
27.01.2006
Дата: 27 января 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru