Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Схиигумения Фекла, заступница самарцев

Молитва подвижницы спасла город от пугачевского разорения.


Наступало Рождество 1773 года. 25-го декабря в глубокой тишине морозной ночи, которая объяла всю землю, сверкали алмазными вспышками сугробы белого снега с синими тенями. А над головой большими алмазами пылало множество звезд. Небольшой уездный городок Самара, как и все города и села на Руси, напряженно — радостно ждал Рождества Христова как освобождение из плена греха и смерти.

25 декабря, в самый праздник Рождества, Самара стала первым русским городом, без боя, добровольно перешедшим на сторону Емельяна Пугачева, самозванца? объявившего себя Императором Петром III. Но новая власть просуществовала недолго и пала до наступления 1774 года. А самое удивительное было то, что в эти святочные дни и позднее все эти события, потрясшие город до самих основ, окончились мирно, почти без крови.
Кроме внешней, всем видимой истории, существует еще и духовная подоплека исторических событий. Все самарцы долгое время и еще в начале 20-го века связывали чудесное избавление своего города как от разбоя пугачевцев, так и от справедливого гнева законной государственной власти с именем некоей схиигумении Феклы. Именно она, по их глубокому убеждению, вымолила город и избавила самарцев от беды. Кто же такая эта праведница?
Однажды к священнику Игорю Соловьеву, сейчас настоятелю самарского храма во имя Иоанна воина, а в то время настоятелю храма Георгия Победоносца в селе Георгиевка Самарской области, подошел ныне покойный протоиерей Сергий Максимов, который в Георгиевке жил за штатом (скончался в октябре этого года). Старый священник рассказал настоятелю, что в Симбирске в Ульяновском государственном архиве (он сам выходец из Симбирской епархии) он занимался изысканиями для Симбирской епархии и наткнулся на архив Архиепископа Гурия Буртасовского. Владыка Гурий долгое время возглавлял Самарскую кафедру, а потом в 1904 году его перевели на Симбирскую кафедру, и он перевез туда свой архив. В его дневниках протоиерей Сергий нашел упоминание о том, что среди жителей Самары существует предание о схиигумении Фекле, которая жила в Самаре во время нападения пугачевцев. Отцу Сергию запомнились эти сведения, и он решил рассказать об этом отцу Игорю, зная, что тот собирает материалы о подвижниках Самарской земли (священник Игорь Соловьев является членом епархиальной комиссии по канононизации)..

— Схиигумения Фекла, — рассказывает мне иерей Игорь Соловьев, — последняя настоятельница Спасо-Преображенского женского монастыря города Самары. В 1762 году при Императрице Екатерине II началась секуляризация, имущество многих монастырей было описано, и они были закрыты. Был расформирован и наш женский монастырь, схиигумению перевели в Симбирск, где тоже был Спасо-Преображенский монастырь. В нем она приняла схиму с именем Фекла, до этого она носила имя Феодора. А в крещении она тоже была Фекла. Почему — история умалчивает, но схиигумения Фекла перед наступлением пугачевцев вернулась в Самару. Возможно, ее отпустили на покой, потому что она была уже старицей. Она жила в Самаре при том храме, в котором принимала постриг, храм монастыря к тому времени стал приходским.
Храм этот стоял в излучине на стрелке реки Самары, и в 50-х годах 20-го века был разобран при постройке моста через реку. Мост специально провели через храм, чтобы его разрушить, поэтому мост идет не прямо, а как бы винтом. Поэтому не удивительно, что этот мост постоянно рушится, его все время чинят.
Схиигумения Фекла вернулась в Самару незадолго до роковых событий.

Что же происходило в то Рождество в Самаре? Что-то невообразимое. Обратимся к истории. Вот как описывает это событие в статье «Самарское Рождество 1773 года» в сборнике «Самарский краевед» за 1994 г. Ю.Н. Смирнов: «Посланный на Самарскую линию «для разведывания о злодее» капитан П. Бутримович предупреждал в своем рапорте от 4 декабря, что насчет Пугачева в Самаре «самый бедный народ радовался о том, чтоб поскорей пришел, чтоб им грабить богатых». Не была надежной и верхушка горожан. Самарский магистрат отказал коменданту города капитану Балахонцеву в предоставлении 60 вооруженных человек для защиты города от внезапного нападения. Утром 24 декабря комендант вызвал горожан «в едино собрание чрез колокольную тревогу, но ни один человек не вышел». Горожане, как стало совершенно очевидно, не собирались биться с повстанцами. В шестом часу утра праздничного рождественского дня 25 декабря Балахонцев бежал с командой волжских казаков, не предупредив об этом жителей… На встречу пугачевского атамана Арапова с отрядом вышли горожане. Возглавляли их священники соборной церкви с крестами, Евангелием, иконами, хоругвями, а руководители посадской общины с калачами, за ними шел народ. Прервав праздничную церковную службу (!), священники приходских храмов, подняв кресты и образа, выводили на улицы своих прихожан и присоединялись к общему шествию. Процессия двигалась под перезвон колоколов самарских церквей и под духовное пение. «Илья Арапов сошел с лошади и приложился к образам, приказал идти в собор и служить молебен. После выхода из церкви палили из пушек и угощали жителей вином. Все собравшиеся кричали здравие «Петру III» с изъявлением «буйной и неистовой своей радости». Все в городе от мала до велика верили и почитали того самозванца за истинного Петра Третьего и оказывали Арапову совершенное повиновение». Так описывается историком это всеобщее помрачение умов, охватившее Самару. Но был один человек в городе, который не поверил самозванцу.

Иерей Игорь Соловьев продолжает рассказ:
— Когда сказали обо всем этом схимнице, она затворилась в своем храме. В нем были две знаменитые иконы — Смоленской Божией Матери и большой Нерукотворный образ Спасителя, она пред ними молилась. В течение трех дней пьянствовали пугачевцы, а потом пришло сообщение, что наступают царские войска. Небольшое число пугачевцев погибло только при взятии Самары правительственными войсками, которые арестовали около двухсот человек, в том числе и священников вместе с протопопом — настоятелем собора. Всех их взяли в съезжую избу, то есть в участок, и схиигумения Фекла приходила туда и молилась, чтобы их помиловали. Так и произошло.

Когда пугачевцы захватывали город, они обычно начинали вешать царских офицеров, помещиков (все это описано А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке»). Пугачев везде издавал один и тот же указ: «Всех в немецком платье повесить!» Пощады не было никому. Но, сообщает Ю.Н. Смирнов, «следует подчеркнуть, что пребывание пугачевцев в городе не сопровождалось никакими репрессиями». Исполнявший при Арапове обязанности палача Н. Курдюков показал, что во время пребывания в Самаре он никого не умерщвлял и не сек. Когда пришли царские войска, они взяли двести человек пленных. В Самару прибыл сотрудник секретной следственной комиссии гвардейский поручик Гавриил Романович. Державин (будущий знаменитый русский поэт). Следствие, проведенное генерал-майором П.Д.Мансуровым и Державиным, показало, что все жители повинны в переходе на сторону восставших. Поголовное наказание было безсмысленным. Лишь три человека из главных зачинщиков были казнены. Среди остальных, по мнению комиссии, был еще ряд лиц, заслуживающих смертной казни, но это наказание было им заменено каторгой. Протопопа и священников лишили сана и разослали для покаяния по монастырям. Бургомистр И. Халевин был высечен плетьми и освобожден, и т.п. Необыкновенно мягкое наказание многие самарцы объясняли молитвами оставшейся одной верной Царю схиигумении Феклы. Опомнившиеся самарцы горячо почитали ее как свою заступницу.

Все духовенство изменило присяге Царю и отечеству, одна она не изменила. И не осудила — ни тех, ни других. Старенькая, она с дерзновением безстрашно шла в съезжую избу к арестованным за то, что почтили самозванца как Царя, — чтобы вразумить, призвать к покаянию.
Видимо, не просто так она накануне роковых событий оставила монастырь в Симбирске и вернулась в Самару. Господь ее привел в Самару, зная, что местное духовенство не сможет выстоять против искушения.
Скончалась схиигумения Фекла вскоре после Пугачевского восстания и была похоронена на монастырском кладбище в черте монастыря. Это кладбище не сохранилось. Уже в начале 20 века это место было застроено домами, могилка праведницы неизвестна, но самарцы приходили в приходской храм и постоянно заказывали за схиигумению Феклу обедни и панихиды. И она помогала им.
На одном праведнике все держится. Ее подвигом сбылось предсказание, сделанное еще в ХIV веке чудотворцем Московским и всея Руси Святителем Алексием, что город Самара никогда разорен не будет. Но даже и предсказания святых людей не исполняются механически, нужна воля и дерзновение конкретных людей, чтобы оно осуществилось. Такова роль личности в христианстве! Одна праведница в силах была спасти целый город — в это свято верили богомольные самарцы и молились схиигумении Фекле. Молились и за нее. Еще удивительно, что все эти события Самаре пошли на пользу. Уроки восстания заставили правительство Екатерины II провести реформы, направленные на усиление центрального и местного аппарата власти, на развитие городов. Административное и торгово-промышленное значение Самары стало заметно возрастать.

Интересно, что небесная покровительница самарской Феклы — святая Фекла имеет особую благодать помогать «в виду смерти на войне». Вот что рассказывается в книге «Дивен Бог во святых Своих», М., 1998: «Фекла-первомученица, память 24 сентября, родилась в I веке, уверовала во Христа Спасителя в городе Иконии, услышав проповедь Апостола Петра. Претерпела страдания и несколько раз была приговорена к смерти за свою веру, но чудесным образом оставалась невредимой. По благословению Апостола Петра поселилась в окрестностях Селевкии, где прожила долгие годы, проповедуя о Христе Иисусе, Спасителе мира, и своей молитвой исцеляла больных. Многих язычников святая Фекла обратила к вере во Христа и заслужила за это от Церкви наименование равноапостольной и первомученицы.»
А в книге «Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других нуждах», М.,1993, приводится такой случай «Один воин (потом он стал пустынником и причислен к лику святых) видел уже перед глазами своими копье неприятеля, обращенное на него. Но, призвав Бога на помощь именем Феклы, вдруг избавился от неприятеля».
Тропарь святой Фекле (на 9-й песне Канона)
Исцели, первомученице, язвы души моея, миру мир подаждь, верному воинству нашему на варвары враги победная дающи и мир Церквам твоими молитвами».
По имени и житие. Этот духовный закон осуществила во всей полноте в своем подвиге ради любви к ближнему в XVIII веке самарская Фекла.

На снимке: Вид крепости Самары; Емельян Пугачев.

Людмила Белкина
06.12.2002
1082
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru