Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Должные воздаяния

Размышления миссионера.

Размышления миссионера.

Об авторе. Юрий Федорович Кищук окончил миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Лауреат Всероссийского конкурса «Святые символы России» (2008 г.). Руководитель Информационно-издательского отдела Пермской епархии.

«У вас что, проездной? Надо заранее было готовить!» - раздраженно говорит кондуктор автобуса, пробираясь ко мне сквозь толпу людей. Отвлекаясь от своих мыслей, не менее раздраженно молча, показываю ей билеты на проезд, которые приобрел у нее же совсем недавно. Вроде бы обычная ситуация в утреннем городском транспорте. Но вот вопрос: почему мы, современные люди, так часто становимся раздраженными на всех и на вся? Кто - или, может быть, что - в нашей жизни выступает главным источником нашего раздражения, того чувства, с которым многие из нас уже перестают бороться, становясь его полными вассалами?

«Вы обязаны мне…» - такую фразу можно услышать часто. Но этот же человек, попроси вы его о помощи, заверит вас в том, что он «никому ничего не должен». Обычное дело - услышать рассуждение о том, что «в храме всё должно быть безплатно». К сожалению, в это же время остается без ответа встречный вопрос: на что и где жить священникам, их семьям, церковнослужителям... Но попробуем немного конкретизировать вопрос: кто нам должен и почему, а кому должны мы, называющие себя православными христианами?

Совсем недавно неподалеку от одного из храмов нашего города скончался мужчина. Звали его Стефаном. Этот мужчина возник словно из ниоткуда и обосновался сначала в соседних дворах. Потом он всё ближе стал перебираться к ограде церковной. Он то исчезал, то появлялся, но однажды окончательно поселился возле парковки, прилегающей к храму. Конечно, наши сердобольные старушки-прихожанки тут же стали помогать бедолаге продуктами и деньгами, а батюшки поспешили к нему с предложениями об обустройстве. «Мне ничего не надо! Здесь буду жить! Люди мне помогают!» - отвечал он священникам на все их уговоры устроить его в социальный приют. Но отцы не успокоились и начали созваниваться с представителями социальных организаций, где им сообщили, что знают этого человека, но он регулярно нарушает их режим (злоупотребляет спиртным), поэтому они принять его не могут.

На улице с каждым днем всё холодало, и в выходные дни ожидались заморозки. «Брат, ты же замерзнешь! Давай-ка отвезем тебя в приют, там о тебе позаботятся», - увещевал чуть не слезно отец Димитрий бедолагу. «Не хочу я туда! Не готов! Давай в будущий вторник поедем!» - спокойно ответствовал Стефан. Понимая, что, возможно, он не переживет холода, волнующиеся за него люди стали звонить в полицию, органы социальной помощи и т.д. Только все отвечали одно: «Простите! К сожалению, против его воли мы с ним ничего сделать не можем!». В понедельник ночью его не стало…

Тяжело на душе в тот день было всем. Наверное, эта тяжесть останется у нас в душах надолго. Трудно ответить на тотчас возникшие в душе вопросы: мог ли что-то лично я изменить в этой ситуации? всё ли возможное предпринял? все ли средства использовал? Каждому из нас предстоит еще ответить на этот вопрос себе и Богу.

Время шло, и, конечно, эта история стала достоянием общественности. И тут уж началось. «Он умер рядом с храмом. Вы были должны сделать всё что угодно, чтобы его спасти! Даже насильно отвезти в приют или больницу! Вы ведь служащие храма! Вы обязаны!» - то там, то здесь слышались причитания «неравнодушных людей», среди них были и прихожане этого храма. Но никто из вопрошающих не соглашался этот же список упреков адресовать самому себе. Почему? Потому что современному человеку, даже верующему, очень трудно признаться, что Евангельские истины существуют не только для неких «обязанных по долгу» людей, а для всех нас.

Мы всё время с неисчерпаемой готовностью находим причину для раздражения и поиска виновных в любой жизненной ситуации. Мы всегда четко знаем, кто, в чем и где ущемляет наши свободы и кто виноват в тех или иных наших неудачах.

Современные тренинги, психологи, актуальные образовательные программы обещают нам «результативный успех во всем». Кажется, что пройдет еще совсем немного времени, «и тогда наверняка вдруг запляшут облака», увидев кругом сплошь улыбающихся успешных, добрых, «позитивных и креативных» людей. Только проходит время, а потом еще немного, и еще немного… Состояние «всеобщего счастья» пока никто из нас на себе не ощущает. Почему? Да потому что есть те гадкие люди, которые нам мешают стать счастливым обществом!

А как же братолюбие и евангельская заповедь о любви к Богу и ближнему? Неужели возможно поселить в своей душе рядом с тихими добродетелями любви кричащие страсти гордости и раздражения? Может быть, уже хватит персонифицировать зло и перечислять пороки и недостатки других людей, а пора наконец-то посмотреть на себя? Вместо того чтобы решить назревший вопрос, мы пытаемся найти виновных и всячески перемываем кости «причастным к проблеме». Вместо того чтобы самим взяться за воспитание своих детей, мы обвиняем весь мир вокруг в тлетворном влиянии на них. Вместо того чтобы самим изменить свой образ жизни и направить в правильное русло, мы твердим: «не мы такие - жизнь такая».

Только проявляя доброту, взаимопонимание, уважение к старшим, братолюбие, скромность, усердие, можно ожидать подобного от других. Мир состоит из обычных людей, и если мы хотим остановить поселившийся в нашей душе иссушающий огонь страстей недовольства и раздражения, то давайте попробуем делиться друг с другом чем-то хорошим. Давным-давно преподобный Антоний Великий сказал, обращаясь к своим ученикам: «Человек, благочестиво живущий, не попускает злу войти в душу. А когда нет в душе зла, тогда она безопасна и невредима. Над такими людьми уже ни злобный демон, ни случайности не имеют власти. Бог избавляет их от зол, и живут они невредимо, хранимы, как богоподобные. Похвалит ли кто его, он не примет всерьез похвалы, обезславит ли кто его, он не защитится и не возмутится против обидчика».

Да, и еще в конце хотелось бы вспомнить притчу, иллюстрирующую так нами любимые «должные воздаяния».

Один человек купил себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит. И вот однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками. Остолбенев, так и остался в недоумении стоять завистливый сосед. А сын щедрого человека, тоже находясь в недоумении, спросил у отца:

- Почему ты этому злому человеку, приносящему нам помои, подарил ведро яблок? Такого ли воздаяния он заслужил?

Отец спокойно, с улыбкой ответил сыну:

- Сынок, запомни: кто чем богат, тот тем и делится!

93
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru