‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Дивеевская новь

"...Мы вдруг вспомнили, что у дорогого Батюшки — день рождения"


Ночной марш-бросок до Дивеева

Поездка в Дивеево состоялась внезапно: мы вдруг вспомнили, что у нашего дорогого батюшки — день рождения. Несколько лет нам не удавалось вырваться к нему: то маленькие дети не пускали, то денег не было…
Да, заждалось нас Дивеево! В прежние года добирались мы до святого места почти сутки, а нынче по молитвам батюшки прилетели сюда как на крыльях — в одну ночь! Вчера в девять вечера сели в Кирове на адлерский поезд, а сегодня в семь утра уже стояли на Литургии перед ракой Преподобного Серафима! Ну не чудо ли?
А получилось просто: когда ранним утром вышли с поезда в Арзамасе, водитель-частник предложил желающим свои услуги. Чем ждать, пока начнут ходить городские автобусы, решили быстрее добраться до автовокзала и купить билеты на какой-нибудь ранний рейс. Глядишь, уже к обеду будем в монастыре. Но в машине выяснилось, что все пассажиры — абсолютно незнакомые друг другу люди — едут в Дивеево. Водитель тут же предложил довезти нас туда за 600 рублей. Когда раскинули эту сумму на всех, вышла стоимость автобусного билета. И через полтора часа мы уже были на месте.
Первым желанием было скорее бежать к батюшке, так давно мы не бывали у него!..
Но в монастыре все должно быть по чину: сначала приложились к мощам Преподобного Серафима, потом стояли на Литургии. Во всем здесь поддерживается давно заведенный порядок: мужчины молятся в правом приделе, женщины — в левом. Сестринские места для молитвы перед амвоном отделены узорчатой металлической оградкой. Исповедь принимают чуть не десять священников. Певчие поют неторопливо, словно забыв о времени, негромко, даже тихо, но для уха различимо почти каждое их слово. Главное состояние храма — торжественная тишина.

По слову Преподобного Серафима

После Литургии мы вышли из церкви через южные врата. И вдруг попали на новую площадь, которой не было еще четыре года назад. Раньше здесь были неуклюжие хозяйственные постройки, скромная трапезная для сестер и отдельно — для паломников. А теперь все это убрано. Огромная территория соединила собой Троицкий и не менее величественный Преображенский соборы, а с другой стороны раскинулась до монастырских палат — раньше-то они были за оградой монастыря, а теперь влились в комплекс монастырских построек. Кое-где еще виднеются мелкие участки ремонтных работ. Но в целом архитектурный ансамбль монастыря впечатляет своей завершенностью.
В нижнем храме почивают мощи недавно прославленных святых — преподобной матери Александры, первоначальницы монастыря, и преподобных Дивеевских сестер Елены, Марфы и Марии. Их канонизация так же была в свое время предсказана Батюшкой Серафимом, как и прославление Царя-Мученика Николая II.
Но особенно впечатлила Канавка Божией Матери. Первые-то годы наших посещений Дивеева мы не могли понять, почему Преподобный Серафим называл границу монастыря Канавкой. Предание гласит, что он просил дивеевских сестер скорее приступать к строительству Канавки, но насельницы оттягивали дело, пока кто-то из них не увидал самого Преподобного Серафима с лопатой, роющего Канавку. Лишь тогда сестры и взялись исполнять благословение Батюшки Серафима. Он ведь даже указал точные размеры Канавки вплоть до высоты и ширины. Однако строительство Канавки так и не было завершено — помехой тому была грянувшая революция. Прозревая эти испытания, Преподобный Серафим благословил посадить по всей Канавке деревья, которые в будущем укажут на ее месторасположение.
Поэтому в первые годы возрождения монастыря богомольцы ходили по “бывшей” Канавке, обозначенной старинными деревьями. А сама Канавка была зарыта еще в советское время. Вспоминается священный трепет, который охватывал нас при виде черных маслянистых капель, напоминающих сгустки человеческой крови, которыми плакали в первые годы возрождения монастыря деревья Канавки.

Нынешняя Канавка, восстановленная в считанные годы, представляет собой высокий крепостной вал, по гребню которого проходит дорожка, вымощенная декоративной плиткой и огражденная с обеих сторон коваными фигурными перилами. С внешней стороны вала устроен глубокий ров, стены которого усилены стальной арматурой. С высоты Канавки открывается прекрасный обзор. Люди шествуют по ней в напряженном молчании, выполняя заповедь Преподобного Серафима: “Кто по этой Канавке пройдет и 150 Богородиц прочитает, тому здесь и Иерусалим, и Афон, и Киев”. Идет по Канавке и стар и млад, творит молитву Божией Матери по четкам и загибая пальцы, читает по бумажке и на память.
Да-а-а, не видать нам за наши грехи ни Иерусалима, ни Афона, ни Киева… А Дивеево всегда с нами!

Подарок от батюшки

Наконец-то дождались мы встречи с батюшкой! За алтарем Троицкого собора собрался народ — его духовные чада и еще такие же, как мы, приблудные овцы. В руках у многих живые цветы, восковые свечи, книги о батюшке…
Вот подошел требный священник, запахло густым кадильным ароматом, народ стал дружно подпевать слова молитвы: “Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего!”.
Могилка известного дивеевского духовника иеромонаха Владимира (Шикина) пылала, как громадный подсвечник: люди втыкали свечи прямо в могильный холмик, украшенный резным деревянным Распятием. Все Распятие облеплено ворохом маленьких бумажных трубочек — это записки батюшке, оставленные на могилке. А кто-то молится, припав головой к могильному холмику. Слава Тебе, Господи, что не оставляет усопший пастырь своих чад и после смерти!
— Еще молимся о упокоении души усопшего раба Божиего присно поминаемого иеромонаха Владимира! — возглашает священник. И все вторят ему: “Господи, помилуй!”.
Кто-то всплакнул, но у многих на лицах светлая радость. Панихиду поют несколько десятков человек. На словах “Душа его во благих водворится” я с удивлением слышу, как пожилая женщина поет неуставное: “Душа его во благих водворилась!”.
Завершается панихида каким-то небесным гимном: “Царство Небесное — жизнь безконечная — вечный покой!”. И долго еще не хочется нам уходить отсюда. Все бы дышать этим неземным покоем, который чувствуешь рядом с батюшкой.
— Сколько лет-то исполнилось отцу Владимиру? — спрашивают люди.
— Пятьдесят семь. А ушел от нас в пятьдесят два.
Припав к могилке, благодарю отца Владимира за чудесный подарок, который получил вчера — накануне его дня рождения. Это ключи от новой квартиры, которую мы ждали много лет. Иначе как чудом такое совпадение не назовешь. Батюшка Владимир, моли Бога о нас!

Наша духовная столица

Удивительно видеть, как расцветает Дивеево! Это уже не то захолустное российское село, каким оно было десять лет назад. По укладу дивеевской жизни легко понять, что монастырь стал центром здешней жизни. Местные жители забросили свои прежние занятия, устроили у себя дома маленькие свечные заводики. Нынче на каждом углу села бойко торгуют свечами разных фасонов и калибров. Можно купить пачку свечей по пятьдесят копеек за штуку и по рублю. Можно взять крупных восковых свечей по два рубля! Таких цен в России больше нет нигде. Богомольцы закупают свечи домой целыми партиями. Кстати, вместо традиционной сельской барахолки по всей центральной улице села развернулась настоящая Православная ярмарка: продают религиозную литературу, крестики, иконы, ладан, головные платки всевозможных фасонов, пояса с молитвой, сорочки для купания, календари, мед, печатные пряники и еще многое множество всего.
Какое-то поветрие у москвичей — они продают свои московские квартиры и покупают здесь хилые домишки, начинают строиться. Кажется, что вся столица собралась переехать в Дивеево. Еще лет пять назад очень трудно было устроиться на постой, а теперь каждый второй дом украшает аншлаг: “Принимаем паломников”. Видя такое дело, местная налоговая служба хотела было установить “налог на святость” — обложить каждую дивеевскую кровать податью. Но, как говорят держатели здешних частных гостиниц и постоялых дворов, “Преподобный такого не позволил”.
Святые источники села ныне благоустроены. Здесь постоянно гудит народ: набирают родниковую воду, читают акафисты, ждут своей очереди в купальню, с радостными лицами выскакивают из ледяных вод источника. Особенно благолепен источник Казанской Божией Матери в северной части села. Надо окунуться и нам. Дождавшись очереди, лезем по ступенькам в купель… Холод пронзает до самых печенок. Еле хватает дыхания окунуться с головой на три раза. Обратно вылетаешь пулей. Хо-ро-шо-то как!
Здесь не только можно искупаться в источнике и помолиться в деревянной часовне, но и потрудиться для украшения сего святого места, посидеть в тени красивой беседки, полюбоваться видом на Дивеево. Сие место украшается рачением раба Божиего Пантелеимона — благообразного пожилого мужчины, которого мы увидали в часовне. Если бы в каждом российском селе или поселке нашелся такой человек, как бы засияла благолепием наша родина!
Дивеево за считанные годы возродилось на диво, как птица Феникс из пепла. “И будет Дивеевский монастырь называться не от села Дивеево, а от Дива”, — сохранило предание слова Преподобного Серафима, которые сбываются теперь на наших глазах. Преподобный предсказывал, что это будет единственная в мире женская Лавра. По масштабам здешнего строительства начинаешь догадываться, какое великое дело совершается в этом нижегородском селении.
На примере села Дивеево видно невооруженным глазом, как может преобразиться даже в хозяйственном отношении гражданская жизнь, если центром ее станет храм или монастырь. Если средоточием всего уклада России станет Господь наш Иисус Христос.

На снимке: Колокольня в Дивеево; Свято-Троицкий собор; Святая Канавка

Олег Четвериков
г. Вятка (Киров)
08.07.2005
871
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru