‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Почаевская Лавра

Cвятая стопа Богородицы отпечаталась на камне, как на мягком воске, еще в 1240 году.


В семидесяти километрах от Тернополя на высокой каменистой горе возвышается Свято-Успенская Почаевская Лавра — второй Иерусалим. Так ее называют из-за повторения иерусалимского чуда: как Господь Иисус Христос оставил Свои следы на горе Елеонской во время Вознесения на небо, так и Божия Матерь — на горе Почаевской. Cвятая стопа отпечаталась на камне, как на мягком воске, еще в 1240 году.

Стопа Богородицы

Если вы когда-нибудь посетите Почаевский Успенский собор, то увидите позолоченный ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой. Сам ковчег служит своеобразным алтарем для непрерывно совершающегося таинства — благодатного присутствия Божией Матери. Окутанное близостью непостижимой тайны, это святое место словно вобрало в себя горячие молитвы богомольцев, стекающихся сюда на протяжении нескольких веков.
Это чудо произошло во время монголо-татарского нашествия: Пресвятая Дева явилась в огненном столпе на скале перед монахами и пастухами из окрестных селений (до наших дней сохранилось имя одного из очевидцев — Иван Босый). По преданию, на голове Девы Марии была корона, а в деснице — скипетр. Только на одно мгновение прикоснулась Божия Матерь к темному камню, а след Ее стопы остался навсегда. (Сие знамение было подобно Неопалимой Купине, горевшей на Синае во время откровения Бога Моисею.) Увидев Богородицу, объятую огнем неугасимым, иноки поняли, что приближаются новые бедствия: Волынь, как и вся Русь, будет страдать как бы в огне, но по заступничеству Царицы Небесной опять возродится.
Из оттиска правой стопы, оставленного на камне, забил необычный источник: от него люди начали получать исцеления. Когда же над источником построили храм, в полу над камнем со следом оставили небольшое отверстие, чтобы паломники могли его видеть. Над ним разместили ковчег. Поскольку прикладываться к следу стало весьма затруднительно, поверх ковчега положили изображение стопы, вышитое на шелковом плате. Здесь можно помолиться, а заодно испить целебной воды из серебряного ковшика: ее наливает иеромонах, который несет особое послушание и называется стопочным. Прикладываясь к цельбоносной стопе, я приложил к ней и восковую свечу, а дома эту свечу измерил и так определил длину стопы — около 20 сантиметров! Это лишь приблизительная цифра. И все же я сумел убедиться, что у Божией Матери был, по-нашему, примерно 36-й размер обуви. А это совпадает с церковным преданием, согласно которому Пресвятая Дева была среднего роста.

Секрет преподобного Иова

Самое загадочное место в Почаевской Лавре — пещерка преподобного Иова. В нее может вползти далеко не всякий человек (лично я влез туда с помощью батюшки). Каждый, кто в ней побывал, надолго запомнит и скользкие стены, и ощущение полной замкнутости и тесноты: здесь в загробный мир поверит даже отпетый атеист. В пещерке невозможно ни сесть, ни лечь, ни вытянуть ноги. Остается лишь удивляться, как святой Иов проводил в таких условиях целые дни и недели, «слезами токмо от чистого сердца изливаемыми питаемый».
От многодневного стояния на коленях в молитве ноги Иова отекали так, что покрывались язвами. Следы от них остались на его нетленных мощах, находящихся в пещерном храме, освещаемом лишь пламенем свечей. По свидетельству инока Досифея, преподобный молился «о благосостоянии мира, во зле лежащего». Однажды Досифей заметил, как в течение двух часов пещеру старца озарял необычный свет. «Я же, — говорит свидетель, — увидев сие, падши на землю, чрезвычайно испугался, странным таковым явлением побежден».

Будучи игуменом монастыря, Иов почти четверть века судился с местным вельможей Андреем Фирлеем. Тот претендовал на земли, которые его покойная родственница, графиня Анна Гойская, завещала монастырю. В 1623 году Фирлей разграбил монастырское имущество и похитил чудотворную Почаевскую икону Божией Матери. Гойская получила ее из рук греческого Митрополита Неофита, а после чудесного исцеления слепорожденного брата Филиппа подарила монахам. Но, в отличие от усопшей, Фирлей был лютеранином, а посему ни в какие иконы не верил. Однажды он «от радости диавольской не ведая, что более делать», нарядил свою жену в церковные облачения, дал ей в одну руку святую Чашу, а в другую — Почаевскую икону Божией Матери. В тот же миг на Фирлееву жену «напал бес лют», которым она была «удручена еще чрез долгое время». И тогда, придя в ужас, муж вернул икону монахам, и его супруга сразу исцелилась.
Несмотря на большие испытания, Иов дожил до ста лет, пережив смену двух Династий: родился при Иване Грозном (Рюриковиче), умер при Алексее Михайловиче Романове. Откровение о дате своей смерти преподобный получил 21 октября 1651 года, а 28-го, отслужив Литургию, мирно отошел ко Господу. Через семь лет и девять месяцев он трижды являлся во сне Киевскому Митрополиту со словами: «Извествую твоему Преосвященству, яко тобою Бог хощет открыта кости мои». Мощи были найдены «без всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания».

Исцеление дочери Сталина

Самым трудным периодом в истории Лавры был XX век. Во время Первой мировой войны в святую обитель нагрянули австрийские войска. В Трапезной церкви стали крутить кино, а в маленьком храме при Архиерейском доме устроили ресторан. Почаев был освобожден только после Брусиловского наступления. Австрийцы ушли, оставив на память о себе горы бутылок и непотребные рисунки на стенах храма.
В начале 1919 года монастырь разграбили большевики, а 8 сентября того же года его территория перешла под контроль польских войск. В связи с истечением срока давности русских прав, введенных в Польше еще Царским правительством, римско-католический епископат возбудил целый ряд судебных процессов против Православных консисторий. Только на одну Почаевскую Лавру в суд было подано 724 заявления с требованием передать ее униатам. Церковные погосты стали местом горячих митингов, доходивших до драк.
В 1939 году Западная Украина, в том числе и Почаевская Лавра, по договору Молотова — Риббентропа отошла к Советскому Союзу. У монахов отобрали весь скот, сельхозтехнику, запасы зерна и продукты питания. Детские приюты и приходская школа перестали существовать. Из 300 насельников остались только 80. И только после четырехлетней молитвы старцев отношение к Почаевской Лавре в частности и к Церкви в целом несколько смягчилось. В 1943 году после встречи с тремя Митрополитами, Сергием, Алексием и Николаем, Сталин круто изменил свою политику в отношении Церкви. По преданию, отношение Сталина к Православию изменилось к лучшему после того, как почаевский старец Амфилохий исцелил его дочь Светлану. В знак благодарности Светлана Иосифовна спасла монаха от принудительного «лечения» в психоневрологической больнице, разместившейся в Лавре. После смерти «отца народов» она взяла себе фамилию матери (Аллилуева) и решила уехать за границу. Хотела увезти за границу и исцелившего ее старца. Были уже куплены и билеты на самолет, но в него Амфилохий так и не сел: он предпочел вернуться в Лавру под покров Божией Матери (после кончины его мощи оказались нетленными, а самого Амфилохия причислили к лику святых).
С приходом к власти Хрущева на почаевцев начались новые гонения: храм Серафима Саровского превратили в морг, церковь Святого Духа — в зернохранилище, храм Всех Святых — в кинотеатр. В 1959 году дошла очередь и до лаврского скита: 10 апреля в него ворвались милиционеры во главе с первым секретарем Почаевского райкома Ичанским, который собственноручно срывал иконы и разбивал их о землю. Когда братия попыталась возмутиться, райкомовец громко сказал: «Если Бог есть, то пусть отберет у меня самое дорогое». Как только Ичанский вернулся домой, ему передали телеграмму: утром в руках у его дочери Людмилы, работавшей во львовской химлаборатории, взорвалась колба с серной кислотой. Девушка получила столь тяжкие ожоги, что должна была скончаться сразу. Но промучилась в больнице до вечера, пока отец не покинул разоренный скит. После похорон дочери Ичанский пережил еще два страшных удара: старший сын застрелился, а супруга попала в психбольницу… Чтобы «замять» эту ставшую известной историю, Ичанского перевели в другой район…

Взгляд с Креста…

Несмотря на тяжкие испытания и гонения, Почаевская Лавра не пала даже при большевизме. В эпоху, когда храмы закрывались тысячами, когда душили монастыри, когда Киево-Печерскую Лавру превратили в музей, этот монастырь выстоял. След Божией Матери, чудотворные иконы и нетленные мощи святых сделали свое дело. И продолжают делать поныне…
Все Евангелие можно увидеть здесь — в настенных росписях Пещерной церкви. Кажется, ни одно из событий Страстной недели не упущено. Всего тут насчитывается 52 картины, изображающие более шестисот фигур. Особенно поражает фреска, на которой римские воины прибивают к кресту Иисуса Христа. Когда хочешь охватить вниманием всю картину и переходишь с одной стороны храма на другую, становишься свидетелем чуда: по мере приближения Спаситель поднимается вместе с крестом и провожает тебя страдальческим взором. Многие пытались объяснить этот феномен тем, что фреска нарисована на полукруглом потолке. Но в таком случае «двигались» бы и другие изображения на том же потолке. По мнению монахов, распятый Христос не просто возвращает нас к событиям 2000-летней давности, но и наглядно показывает, что Он пострадал за грехи каждого.
Своей пышностью и красотой также поражает Киево-Почаевская икона Божией Матери: киевляне написали ее, подобно Почаевской, в честь чудесного избавления от моровой язвы еще в Царские времена. Сейчас возле этой иконы можно увидеть… костыли! Их оставил человек, который страдал детским церебральным параличом. Когда он приблизился к образу Богородицы, услышал таинственный глас: «Оставь свои костыли, они тебе больше не нужны». В тот миг мужчина почувствовал, что его тело как будто обожгло. Из храма он вышел уже здоровым и с тех пор ходит по монастырям, рассказывая о своем исцелении.
Есть в Лавре и ручные оковы, которым уже более 300 лет. Их оставил некий монах в память о чудесном избавлении от турецкого плена: в 1674 году, находясь в оковах, он горячо молился Божией Матери и… был сверхъестественным образом перенесен в Почаевскую обитель… Описанные чудеса являются лишь малой толикой из безчисленного множества случаев помощи Свыше. Они не прекращаются и поныне, проповедуя всему миру об истинной вере в Христа-Спасителя и Покрове Божией Матери…

Валентин Ковальский
23.09.2005
1546
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru