Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Суббота Акафиста

В этот день читается акафист Божией Матери.


Каждый день Церковь начинает с вечера, но особенно важно не упустить вечер пятницы на 5-й неделе Великого поста, который отмечен единственной в году службой, когда ее центром становится акафист Матери Божией. Он торжественно читается с перерывами всем духовенством и пением «Взбранный Воеводе» (да еще различными напевами), вся служба превращается в торжество. Не зря сказано: похвала Богоматери.
Когда-то эта служба четко предваряла Благовещение (когда во время поста все праздники отмечались только в воскресные дни — Великого поста ради). Позже Благовещение стали отмечать строго 25 марта по ст.ст., а пятница 5-й недели так и осталась акафистом. При Патриархах Алексии I и Пимене из Духовной Академии приезжал хор студентов, к нему присоединяли весь штат иподиаконов и диаконов. Получался очень хороший хор, и они пели слева от кафедры несколько кондаков и ирмосов. Хотелось бы, чтобы их не сменял хор Богоявленского собора, который не шел ни в какое сравнение. Конечно, по моему хотению не было, но и те несколько кондаков и икосов стоили того, чтобы именно в Богоявленский собор направиться в этот вечер.
Шли годы. Традиция эта не поддерживалась. Но в 1996 году, приехав по старой памяти в собор, вдруг вижу впереди, в центре, большую икону, знакомую по спискам, фотографиям. Неужели та, дивеевская? Рассмотреть издали трудно, ближе не подойти. Кажется, все-таки она. Началась служба, и поплыли ввысь звуки и слова: «Повеленное в тайне…» Вышел Патриарх с четырьмя Архиереями. У образа Казанской Матери Божией много живых цветов. Акафист читали, а пели только «Аллилуиа» и «Радуйся, Невесто…», и хотя мешает сосредоточиться обычная для таких важных архиерейских служб суета, все-таки в этот вечер внимание поневоле приковывает к себе образ «Умиление». Это действительно тот, перед которым молился Преподобный Серафим, перед которым в более поздние времена многие тысячи паломников, добравшись до Сарова, молились так, как нам еще учиться и учиться.
Образ этот пережил революционное лихолетье и последующие за ним десятилетия так, как и многие верующие: в неведении, под покровом трепетного молчания, почти без надежды вновь оказаться с людьми, среди скорбящих и обремененных. Вряд ли кто из тех верующих, которые помнили о нем, могли думать, что придет время и снова образ «Умиление» предстанет перед многими москвичами, собравшимися почтить Царицу Небесную акафистным пением. Строго говоря, это образ не «Умиления», а часть «Благовещения», изображающая Богоматерь в момент явления Ей Архангела.
В этот вечер так кстати здесь присутствует именно эта икона. Хотелось бы узнать, как она все-таки дождалась нас, как сохранилась, как оказалась в Москве. На мои вопросы здешние священники почти ничего не могли сказать, но, слава Богу, в статье Арцыбушева в № 4 за 1992 г. Журнала Московской Патриархии ответы были. Из этой статьи теперь мы знаем, что икону (ее размеры — 67х49 см), написанную в XVIII веке на холсте и наклеенную на кипарисовую доску, сразу же после кончины Преподобного Серафима передали в Дивеево. Император Николай II пожертвовал на нее драгоценную ризу.
Дивеево закрыли в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 1927 году. Игумения Александра с несколькими сестрами выехала в Муром. Там около бывшего Благовещенского монастыря она купила домик, где поселилась с келейницей, несколькими послушницами и схимонахиней Серафимой, бывшей врачом в Дивеевском монастыре. В крохотном садике ночью они зарыли ризу, а икону поставили в самый темный угол кельи. Когда игумения скончалась, сестры обители продолжали жить в этом домике. Они пели в храме, изготавливали церковную утварь. На весь город был один действующий храм, в котором служил иеромонах Пимен (в будущем — Патриарх). Келейница игумении очень безпокоилась, не зная, кому поручить икону для хранения: ее одолевали болезни, и она боялась умереть, не передав иконы в надежные руки. С этой тревогой она обратилась к Патриарху Пимену, и он благословил своего друга отца Виктора Шаповальникова хранить святыню. Достали ризу; она почернела от сырости, жемчуг почти весь растворился. Отец Виктор с матушкой одиннадцать лет хранили в тайне икону. Ризу отреставрировали, заново выложили жемчугом головной покров, и стала риза такой, какой была в обители, будто не было страшных десятилетий и не пришлось ей в сырой земле ждать своего часа.
В июне 1991 года отец Виктор передал икону Патриарху Алексию II. Предполагалось вместе с мощами Преподобного Серафима вернуть ее в Дивеево, но пока обстоятельства тому не способствовали.
К торжественному празднованию Субботы Акафиста эта икона появляется в Богоявленском соборе, объединяя мольбы верующих в единый поток веры, молитвы и упования на милосердие Создателя к страждущей нашей Родине.

На снимке: икона Божией Матери "Умиление"; икона "Праведная кончина Преподобного Серафима Саровского"

Галина Пыльнева
Москва
07.04.2006
Дата: 7 апреля 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru